Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Человеческая природа » Нетайные знания патологоанатомов...


Нетайные знания патологоанатомов...

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

https://postnauka.org/faq/70188

Почему после смерти растут волосы и ногти?

Патологоанатом Лев Кактурский об инерционных процессах в организме человека и трансплантации органов

Рост волос и ногтей после смерти продолжается, во-первых, потому, что эти условно называемые придатки кожи не имеют такой высокой степени организации, которая присуща другим органам. И после биологической смерти они продолжают функционировать в автономном режиме. Можно сказать, что и обмен веществ продолжает функционировать по инерции. Эти процессы продолжаются, и они не затрагивают важных органов, потому что в первую очередь умирают головной мозг и сердце, отключаются почки, печень, но вот эти ткани и несложно устроенные органы продолжают функционировать.
Продолжительность этих процессов зависит от условий хранения тела. Если труп находится в прохладных условиях, то это может длиться сутки или двое. А если тело хранится в теплых условиях, то довольно быстро начинаются процессы гниения, и через несколько часов рост этих тканей прекращается. В организме животных после смерти происходят сходные изменения, поэтому у них тоже можно обнаружить удлинение шерсти или когтей, хотя некоторые процессы у них в целом идут быстрее, чем у человека.

Замечать это начали в случаях, когда, например, после смерти человека обнаруживали его небритость, внезапно появившуюся щетину, отросшие ногти — на это могли обратить внимание. Это могло броситься в глаза, когда делали эксгумацию трупа. Но эти ситуации довольно редкие, так как затухающие процессы роста все же продолжаются недолго. Потом они прекращаются в силу того, что нет притока крови, нет кислородного снабжения.

У этих процессов в древности наверняка были какие-то мистические объяснения, связанные с культовыми вещами, но, конечно, когда наука стала объяснять процессы роста ногтей и волос после смерти, всякие мистические и паранормальные объяснения отошли в сторону. Здесь действительно нет ничего мистического: клетки остаются живыми, хотя организм уже мертв, а они все еще продолжают автономно существовать. Разные части нашего организма умирают по-разному: мозгу, например, достаточно десяти минут без кислорода, и его клетки начинают отмирать. Другие ткани, например сердца, могут существовать без кислорода почти час, и в течение этого времени сердце можно взять для пересадки. А волосы и ногти устроены настолько примитивно, что могут существовать автономно значительно большее время, но потом и это прекращается.

Необходимо подчеркнуть еще один важный и интересный момент. Если бы все органы отмирали одновременно, если бы некоторые органы или ткани не продолжали функционировать какое-то время после смерти, то была бы невозможна трансплантация органов. Ведь после смерти могут взять для пересадки печень, почки, сейчас научились пересаживать и легкие, и сердце — все именно благодаря тому, что процесс отмирания тканей растянут во времени. Сначала отключается сознание, затем жизненно важные органы, но при этом они еще сохраняют свою жизнеспособность, поэтому их можно пересаживать. В противном случае никакой трансплантологии как области медицины не существовало бы, а пересадка органов была бы невозможна.

Лев Кактурский
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии МГМУ им. И. М. Сеченова, член-корреспондент РАМН

0

2

https://lenta.ru/articles/2016/06/27/deadgenes/

Как выглядит жизнь после смерти

Есть ли жизнь после смерти? Биология отвечает на этот вопрос так: после гибели многоклеточного организма некоторые клетки в течение нескольких дней продолжают функционировать. «Лента.ру» рассказывает о недавнем исследовании, которое раскрывает работу генов в телах умерших животных. Препринт статьи опубликован на сайте bioRxiv.org.

Когда человек умирает, далеко не весь организм сразу же прекращает свою жизнедеятельность. В трупе продолжаются биологические процессы, поскольку не все ткани пока еще «знают» о том, что стали бесполезными. Системы отключаются постепенно, но через довольно короткое время все они перестают работать. Даже клетки волос и ногтей, которые, согласно распространенному заблуждению, продолжают расти у покойников, на самом деле останавливают свое деление вскоре после смерти.

Питер Ноубл (Peter Noble), Александр Пожитков (Alexander Pozhitkov) из Вашингтонского университета в Сиэтле и их коллеги исследовали активность генов и работу органов в рыбках данио-рерио (Danio rerio) и домовых мышах (Mus musculus) сразу же после их смерти. Для этого ученые оценили количество транскриптов — молекул РНК, которые образуются в процессе транскрипции (чтения ДНК) и либо переносят закодированную в генах информацию к местам синтеза белков (матричная РНК, мРНК), либо регулируют активность других генов (некодирующая РНК). Увеличение количества определенных транскриптов говорит о том, что соответствующий ген повысил свою активность.

Генетики определяли концентрацию различных молекул мРНК в 43 рыбках данио-рерио и в печени и мозге 20 лабораторных мышей. Измерения проводились несколько раз через равные промежутки времени в течение четырех дней после смерти живых существ. Результаты затем сравнивались с теми данными, что были получены во время их смерти.

Как и ожидалось, концентрация мРНК уменьшалась с течением времени, однако транскрипты, связанные с 548 генами данио-рерио и 515 генами мышей, демонстрировали пики в своем количестве после смерти животных. Такой результат означает, что в умершем организме имеется достаточно энергии для того, чтобы некоторые гены оставались активными в течение продолжительного времени, несмотря на гибель всей биологической системы.

По словам Ноубла, исследование показало, что возникают своеобразные циклы активности определенных генов, которые не прекращают свою работу. В то же время остальная часть ДНК оказывается жертвой хаоса и распада.

Сразу же после смерти просыпаются сотни генов с различными функциями. Например, к ним относятся гены эмбрионального развития, которые обычно выключаются после рождения, а также гены, которые, как было показано ранее, связаны с раком. Их активность достигла максимума через 24 часа после смерти. Интересно, что похожие процессы могут происходить и в людях. Например, в 2013 году ученые из Гранадского университета показали, что различные гены, включая те, что задействованы в сокращении сердечной мышцы и заживлении ран, остаются активными в течение 12 часов после смерти от множественных травм, сердечного приступа или удушья.

Известны случаи, когда организм человека продолжает функционировать при мертвом мозге. Такое состояние иногда называется респираторным мозгом, и оно характеризуется полным и необратимым угасанием функций высшей нервной системы, в том числе тех, что необходимы для поддержания жизненно важных функций. Организм пациента с диагнозом «смерть мозга» может оставаться «живым» только при искусственном поддержании дыхания, сердцебиения и кровообращения. Современный уровень медицины не позволяет вылечить данное состояние, поэтому врачи приравнивают смерть мозга к смерти всего организма.

Вегетативная жизнь — немного другое явление, при котором у человека происходит гибель высших психических функций. Иными словами, происходит смерть сознания. К этому приводят обширные повреждения полушарий мозга, однако сохраняются вегетативные и двигательные рефлексы. Возможно частичное возвращение сознания, однако чем дольше продолжается вегетативное сознание, тем выше вероятность, что пациент обречен на вегетативную жизнь.

Авторы статьи назвали набор РНК, которые продолжают синтезироваться после смерти организма, «танатотранскриптомом» (от греч. танатос — смерть). Это продукты транскрипции генов, которые участвуют не только в эмбриональном развитии и формировании рака, но также в стрессовых и воспалительных реакциях, иммунном ответе, программируемой гибели клеток.

Ученые полагают, что тот факт, что онкогены — гены, которые могут стимулировать развитие раковой опухоли, — активируются после смерти, может оказаться полезным для трансплантологии. Показано, что пациенты, которые получают новую печень от погибшего донора, имеют более высокий риск заболеть раком, чем если бы они оставались со своими органами. Ситуация ухудшается тем, что такие люди вынуждены принимать супрессоры иммунной системы, чтобы пересаженная печень не отторгалась, в результате чего иммунитет оказывается не столь эффективен в борьбе против потенциально злокачественных клеток. Теперь ученые знают возможные причины рака, связанного с трансплантацией, и могут разработать методы подавления онкогенов.

Так почему же многие гены включаются после смерти? Возможно, большинство генов становятся активными потому, что их основная роль — участие в процессах заживления ран и восстановления организма после серьезных травм. Например, во время предсмертной агонии включаются физиологические механизмы, направленные на поддержание функций тканей и органов. Аналогично после смерти некоторые клетки могут иметь достаточно энергии для того, чтобы активировать гены, вовлеченные в воспалительные процессы. Иными словами, эти клетки «не знают», что повреждения слишком велики, чтобы можно было их исправить, а гены продолжают слепо следовать инструкциям.

Еще один возможный вариант — в том, что могут отключаться гены, которые в норме подавляют активность других генов. Это может объяснить, почему вдруг активируются гены, отвечающие за эмбриональное развитие.

Полученные учеными результаты имеют большое значение для судебной экспертизы. Специалисты, зная, как увеличивается и понижается активность генов после смерти, могут точнее определить время смерти человека, вплоть до часов и минут. По словам Грэма Уильямса (Graham Williams), специалиста по судебной генетике из Университета Хаддерсфилда, проведенные исследования помогут улучшить работу судмедэкспертов, однако потребуются еще много исследований, чтобы полученные знания стали основой новых методов.

Исследование вновь поднимает важный вопрос: что же такое смерть? На данный момент она определяется как прекращение сердцебиения, активности центральной нервной системы и дыхания. Если гены остаются активными 48 часов после смерти, может ли человек считаться мертвым? Ноубл считает, что новые открытия могут четче обозначить границу между жизнью и смертью с точки зрения биологии.

Александр Еникеев

0

3

Немного подразовью - волосатую тему...
https://www.forens-med.ru/book.php?id=3070

Определение давности нахождения трупа в морской воде по диффузии воды в толщу волос головы
/ Селимханов Ш.А., Юсуфов Р.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №3. — С. 14-15.

Кафедра судебной медицины Азербайджанского медицинского института им. Н. Нариманова

В настоящей работе для более точного определения времени пребывания трупа в воде определяли степень диффузии воды в толщу волоса в зависимости от времени пребывания их в морской воде. Результаты наших исследований показали, что диффузия морской воды в различные части волоса происходит постепенно, в зависимости от давности нахождения их в морской воде. Иллюстрация 1.

Для разрешения вопроса о времени нахождения трупа в воде мы определяли гигроскопичность волоса, предполагая, что количество диффундировавшей в волос воды в зависимости от времени будет прогрессивно увеличиваться. Не найдя в литературе данных по этому вопросу, мы провели эксперименты.

https://www.forens-med.ru/book/img/sm_1974_3/sm_1974_3-4.jpg
График степени проникновения воды в толщу
волос (в микрометрах) в зависимости от
времени пребывания их в морской воде
(в сутках).

Волосы затылочной области головы 40 женщин в возрасте от 18 до 26 лет выдерживали в воде, взятой из Каспийского моря, при температуре 24—25° от 1 до 15 сут, затем помещали на 15 мин в воду, окрашенную метиленовым синим в концентрации 0,008%. Окрашенная вода быстро проникает до уровня, достигнутого диффундировавшей морской водой (при набухании возможно расширяются межклеточные пространства).

Извлекали волосы из окрашенной воды и делали поперечные срезы по методу Л.М. Эйдлина. Окулярно-винтовым микрометром измеряли диаметр и степень проникновения окрашенной воды в толщу волоса. Указанные измерения проводили на 10 волосах (взятых от одного лица) для каждого срока нахождения волос в воде.

Результаты исследования показали, что в волосах, извлеченных из воды через 1 сут, кутикула окрашивается частично, на 2-е сутки она окрашивается полностью. На 3-й сутки вода незначительно проникает в корковое вещество, на 4-е сутки — более значительно. В течение 5—10 сут проникновение в корковый слой нарастает. На 11-е сутки корковое вещество полностью окрашивается, на 12-е сутки вода диффундирует в мозговое вещество, почти достигая центра. На 13-е сутки окрашивается вся толща волоса.

Ввиду того что волосы имели различный диаметр, степень диффузии вычисляли в расчете на 0,0001 мкм диаметра. Полученные данные представлены на рисунке.

Степень диффузии воды в различные части волоса можно использовать для более точного определения срока пребывания трупа в морской воде.

Необходимо проведение аналогичных исследований для волос с других частей тела.

https://www.forens-med.ru/pers.php?id=432

Павлова Альбина Захаровна
1940 г.р.
Доктор медицинских наук, профессор.

В 1965 г. окончила лечебный факультет Казанского медицинского института, с того же года работала судебно-медицинским экспертом в Бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ Татарской АССР.

В 1977–1979 гг. обучалась в аспирантуре Московского НИИ судебно-медицинской экспертизы.

В 1979–1988 гг. — ассистент кафедры судебной медицины Центрального института усовершенствования врачей МЗ СССР.

В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию: «Влияние микроорганизмов на морфологическую, биохимическую и антигенную структуру спермы», в 1994 г. - докторскую на тему: «Волосы человека (клинические, патогенетические, судебно-медицинские аспекты)».

С 1988 г. —судебно-медицинский эксперт Главного судебно-медицинского экспертного бюро МЗ РФ. 1990 г начало работы в ЧГУ.

В 1993 г присвоено звание профессора.

С 1996 г. заведует курсом судебной медицины медицинского факультета Чувашского университета. В 1997 г. организовала кафедру судебной медицины Чувашского университета.

Автор около 102 опубликованных научных работ, в числе которых 1 монография, 6 учебных и методических пособий, 2 руководства для студентов и преподавателей по вопросам судебно-медицинской экспертизы, 4 рацпредложения.

Область научных интересов: патология органов и тканей, танатогенез при алкоголизме; клинические проявления при алкогольном поражении головного мозга.
...

Павлова А.З. Повреждения и изменения волос человека под действием внешних факторов.- М., 1986.
Павлова А.З. Посмертные изменения микроструктуры волос человека // Судебно-медицинская экспертиза, 1986.- № 2.-с. 46-48.

https://cyberleninka.ru/article/n/osobe … niy/viewer

Павлова А.З., Калёкин Р.А., Орлова А.М., Волкова А.А., Ларев З.В. — Особенности исследования и изъятия волос для биологических и судебно-химических исследований // Полицейская и следственная деятельность. – 2023. – № 2.
...
Волосы являются одним из метаболически активных и информативных тканей, и по скорости обменных процессов занимают второе место после костного мозга. Одним из определяющих признаков волос является его химическая структура: они относятся к семейству гомологичных тканей эпидермального происхождения, твердым альфа-кератинам; основную часть составляет белок.

В волосе различают корень, погруженный в кожу и стержень – над поверхностью кожи. В корне, в нижней его части, так называемом матриксе, находится область активного деления клеток и роста волоса, которая окружает волосяной фолликул, через который происходит питание и иннервация волоса. В своём развитии волос проходит фазы активного роста – анаген и покоя – катаген и телоген. Активная фаза продолжается в среднем 1000 дней. В этой фазе клетки волосяного сосочка активизируются, в них увеличивается синтез ДНК и РНК , активно вырабатывается меланин в меланоцитах матрикса. К концу фазы анагена – метанагене, клетки матрицы и внутреннего корневого влагалища начинают кератинизироваться и волос вступает в фаз у катагена. Эта фаза длится примерно 100 дней и, сохраняется она до появления волоса над поверхностью кожи. Отживший волос выталкивается растущим волосом – фаза телогена. Новые волосы достигают поверхности кожи на 3-ей неделе. Ежедневное удлинение волоса на голове составляет в среднем 0,37 мм/сутки, в течение месяца – 1,5–3,2 см.

Короче, до фига терминологии. Я выделю так сказать ТТХ - для цирюльников...

0

4

https://rtraveler.ru/science/massovoe-u … z-770-let/

Как российский криминалист раскрыл массовое убийство, случившееся 770 лет назад
Russian Traveler
27 мая 2022
https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2019/4/10/40c74df137294ac4916e4d06d4fd9283.max-2000x1000.jpg

В самом массовом ярославском захоронении 1238 года, расположенном в подклете сгоревшего дома, найдены останки 97 человек, беспорядочно, в несколько ярусов наложенные друг на друга. Среди них более 40 процентов принадлежат женщинам, 30 процентов – детям и 30 процентов – мужчинам 15–18 или свыше 35 лет.

https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2019/4/10/6cc0f6a6542d4664961af9983124ddb1.max-2000x1000.jpg

Три черепа ярославских дружинников и череп ребенка с повреждениями, несовместимыми с жизнью (слева направо): 1 - растрескивание после удара копьем или пикой (на крыше черепа видны прежние залеченные проникающие ранения, возможно, от удара кистенем); 2 - разруб, вероятно, нанесенный саблей; 3 - пролом, возникший от удара тяжелым тупым предметом, например, палицей; 4 - череп ребенка двух или трех лет со следом срезанного удара, предположительно саблей

Продолжаем рассказывать про любопытные научные открытия. Сергей Никитин, эксперт-криминалист Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы, сегодня востребован как никогда. Именно он призван помогать в раскрытии самых загадочных убийств в российской истории, от смерти Елены Глинской, матери Ивана Грозного, до гибели семьи последнего императора.
Неудивительно, что Никитина однажды пригласили помочь и в расследовании «ярославского дела», связанного с массовым уничтожением ярославцев зимой 1238 года.

Эксперт начал заниматься этим делом и, прежде всего, обратил внимание на характер повреждений, среди которых выделялись три типа: рубленые, колотые и ушибленные. Были выявлены и дырчатые переломы с радикальным растрескиванием, возникшие от удара тяжелым тупым предметом вроде кистеня или палицы. Если говорить о разрубах, то заметны характерные повреждения затылочной области черепа ближе к шее, а также в области левого плеча с отсечением отростка лопатки. Такого рода травмы костной ткани могли появиться при нанесении удара убегавшему человеку сзади.

Кроме того, было обнаружено много сходных по размеру дырчатых переломов на лопатках и крыльях таза, которые могли возникать при ранении дистанционным оружием, вероятно, стрелой с наконечником около 10 миллиметров в поперечнике. У детских скелетов встречаются даже разрубленные тазовые кости.

Множество повреждений черепа и некоторых костей скелета не имело следов заживления, то есть было получено погибшими непосредственно перед смертью, а некоторые из них, в основном черепные, можно расценивать как несовместимые с жизнью.

Характер ранений, полученных убитыми ярославцами, в целом выдает психологию нападавших: по-видимому, их задачей было полное истребление населения города. Не менее интересными оказались выводы об этническом составе древних ярославцев: подтвердились представления о том, что данное княжество населяли вятичи, которые, будучи славянами, имели слабые признаки местных финно-угорских племен.

В то же время, согласно реконструкциям, нос у них в среднем оказался длиннее, чем у типичных вятичей. Лишь три черепа отличались от остальной выборки – у них были выявлены признаки монголоидности. Один из них, с наиболее выраженными монголоидными чертами, имел вдавленное повреждение в теменной области, которое могло образоваться после удара обухом топора.

https://antropogenez.ru/author/294/

Сергей Алексеевич Никитин

Современный эксперт-криминалист, эксперт высшей квалификационной категории, главный специалист Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Разработал методики сравнительного исследования фотоизображения лица и черепа, а также графического построения портрета по черепу с использованием компьютерных программ. 37 лет работает над усовершенствованием методик реконструирования как портрета, так и самого черепа; продолжает поиск зависимостей лица и его деталей от строения черепа.

Выполнил 580 скульптурных и графических портретов для розыскных целей и 28 скульптурных портретов исторических личностей.

На международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США (март 2000) выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

0

5

https://antropogenez.ru/interview/828/

Методика восстановления черепа такая же, как разбившегося керамического горшка
От Редактора: Публикуем интервью с известным российским специалистом по антропологической реконструкции Сергеем Алексеевичем Никитиным. Широкую известность получила работа Сергея Алексеевича над портретной реконструкцией предполагаемых останков царской семьи, выполненная в 1994 году.

Пишут, что советская школа антропологической реконструкции считается ведущей в мире. Это действительно так? Благодаря чему это удалось?

Не чему, а кому - благодаря Михаилу Михайловичу Герасимову. Советская школа антропологической реконструкции - единственная в мире. История её началась в 1950 году (кстати, год моего рождения), когда Герасимову удалось наконец добиться от властей  подвального помещения и скудного финансирования для лаборатории.  Школа это учителя, ученики, одним словом - преемственность. За рубежом же реконструкторы - как правило,  одиночки, не имеющие фундаментальной подготовки. 

Мне довелось слушать лекции Герасимова в1968 г. будучи студентом-первокурсником Московского мединститута имени Н.И. Пирогова. В1970 г.  М.М. Герасимова не стало, но он успел подготовить преемников. Один из них - Галина Вячеславовна Лебединская, у которой я в 1972-75 годах и осваивал премудрости реконструкции. На сегодняшний день и мной подготовлены четыре серьёзных преемника, это антропологи Алексей Нечвалода, Равиль Галеев, Елена Алексеева и врач, судебно-медицинский эксперт Любовь Попова. А звание «ведущая школа» было подтверждено в 2000 году, когда на международном конкурсе в  США я выполнил контрольную реконструкцию с лучшим результатом.  Полагаю, что мы и сегодня были бы в лидерах в подобном соревновании.

М.М.Герасимов - бесспорный классик. Сильно ли "продвинулся" метод реконструкции со времен Герасимова? В чем это выразилось?

Основополагающим в методе реконструкции портрета человека по черепу является понимание зависимостей строения деталей лица от подлежащей костной основы и М.М. Герасимов был первопроходцем в системном, научном исследовании этих зависимостей. Г.В. Лебединская внесла огромный вклад в решение проблемы построения профильного  рисунка носа, а также в  уточнение толщины мягкого покрова головы в различных её областях. С моей стороны, были  разработаны методики более точного моделирования мягкого покрова,  моделирования и постановки глазного яблока, определения позиции углов глаз,  определения степени выраженности эпикантуса и, соответственно, степени выраженности монголоидности или европеоидности. Исследования в области реконструирования деталей лица  я продолжаю и сегодня.

Каково практическое приложение метода антропологической реконструкции помимо криминалистики?

Помимо криминалистики это, конечно, этнология и история. Причём история не только страны, но и отдельной семьи.

Фотография была изобретена и стала популярной в XIX-м веке, поэтому многие люди не знают, как выглядели их предки.

https://antropogenez.ru/typo3temp/pics/d9b95bb5f4.jpg
Лётчик В. Я. Косоруков, героически погиб под Москвой в ноябре 1941. Реконструкция по черепу С. А. Никитина
Источник: https://ru.wikipedia.org/
В связи с направленностью нашего портала (антропогенез) крайне интересны методики восстановления черепа из фрагментов. Известны фантастические примеры. Например, череп знаменитого ардипитека собирали чуть ли не из песчинок. Насколько надежны такие методики? Каковы их основные принципы?

Методика восстановления черепа из фрагментов такая же, как и методика восстановления керамического горшка, разбившегося на множество осколков. Важнее другое - это восстановление утраченных частей черепа. Я занимаюсь этой проблемой более 30 лет. Например, при отсутствии нижней челюсти, что встречается наиболее часто, воспроизвести её можно достаточно точно. Проблема здесь заключается в определении степени развёрнутости углов челюсти (думаю и об этом и, наверное, загадку почти решил). Реконструкции нижней челюсти много внимания уделял и М.М. Герасимов. Утраченная левая скуловая кость восстанавливается подобно правой с учётом асимметрии черепа.

Можно восстановить и верхнюю часть свода черепа, если сохранился хотя бы небольшой фрагмент чешуи лобной или затылочной кости. 

Выявленные закономерности очень пригодились мне и в 1986 году при восстановлении портрета лётчика, погибшего в боях за Москву в октябре 1941-го, и при восстановлении портретов людей, расстрелянных и закопанных в июле 1918 года в Старую Коптяковскую дорогу под Екатеринбургом. Это помогло установить как имя лётчика - Василий Яковлевич Косоруков, так и имена жертв екатеринбургского убийства -  Император Николай Второй, члены его семьи и их приближённые. 

Существуют ли в мире компьютерные программы, позволяющие до известной степени автоматизировать процесс реконструкции внешности по черепу? (в идеале - автоматизировать полностью...)

Насколько мне известно, подобных серьёзных программ нет. При графической реконструкции с 2006 года использую программу «Facegenmodeller» (Канада), которую приобрёл (300 долларов) у разработчиков и адаптировал для восстановления портрета. Неплохая программка, но если мы вместе с нашими программистами  немножко покумекаем, то можно сделать что-то и получше. Автоматизировать же процесс восстановления внешнего облика удастся только после создания роботов, обладающих интеллектом человека и прошедших подготовку в российской школе антропологической реконструкции.

Частый вопрос, который нам задают: а как реконструируется форма губ, носа, ушей? Возможно ли по черепу восстановить размеры и форму частей, не имеющих костной основы? Насколько надежно?

Костную основу, каковой является череп, имеют все части лица. Проблема здесь в хрящах, являющихся основой ушей, кончика и крыльев носа, век. Их форма и степень развития являются наследуемыми. Возьмём для примера нос, его профильный рисунок воспроизводится по черепу очень точно, чего не скажешь о позиции «анфас». При узких носовых костях кончик носа может быть широким, благодаря чрезмерно развитым нижним латеральным хрящам, унаследованным, например, от папы. И, тем не менее, скульптурный портрет, восстановленный специалистом, опознают - это показала моя многолетняя практика.   

Стоит ли ждать в ближайшем будущем каких-то новых прорывов, открытий в области антропологической реконструкции, и на каких направлениях их ждать ?

В настоящее время я занимаюсь проблемой воспроизведения по черепу такого важного участка лица как носо-лобный, который реконструируется до сих пор не всегда точно. Подождите немного, здесь намечается  прорыв.

0

6

https://antropogenez.ru/quote/534/

Академик Раушенбах о М.М.Герасимове: сначала его признал Угрозыск
В каждой науке бывает свой какой-нибудь выдающийся  человек, может быть, гений. Это - Герасимов. Он, когда проводил раскопки, замечал даже пепел: кто-то курил много лет назад, когда грабил могилу. На Алтае, где почва вечной мерзлоты, он находил такие вещи, которые другие археологи даже не видели при всём их желании.

Характерно, что учёные его вначале не признавали, его признал Угрозыск, первый, кто ему и официальные заказы давал, и пользовался его результатами. Естественно, он всегда немного побаивался этого мира, и эти работы его не афишировались не потому, что были секретны, а чтобы его не «достали». К такого рода работе Михаил Михайлович относился как к необходимости, никогда мы не слышали, чтобы он получал за это какие-то особые деньги. Угрозыск ведь был государственной организацией, он обращался в другое государственное учреждение, в институт, где работал Герасимов, и тот за свою зарплату делал им невероятной сложности реконструкции. Был в этом и свой плюс:

Угрозыск не собьёшь с толку скептической теоретической болтовней, поэтому все первоначальные разговоры о том, что работы Герасимова - шарлатанство, опровергались практикой Угрозыска.

И это убеждало - если на базе герасимовских реконструкций раскрываются преступления, значит, всё правда. Сейчас работы, начатые Герасимовым, продолжаются его учениками и учениками его учеников не только в Москве. Эти работы инициировали аналогичные исследования и создание портретных реконструкций и в других странах. Однако реконструкции Михаила Михайловича, возможно, продолжают оставаться в некотором роде вершинами мастерства. Ведь хотя разработанная им методика позволяет, как он сам утверждал, любому подготовленному специалисту создать портретную реконструкцию, в его работах эта общая методика дополнялась его фантастической наблюдательностью: работая с черепом, он видел в нём многое, чего рядовой специалист просто не в состоянии заметить, но что уточняло эту реконструкцию. В профессиональных разговорах со скульпторами, когда те утверждали, что его работы не скульптура, не художественное произведение, он отвечал: правильно, не художественное, это документ. А вы сделаете по нему художественное. То есть он всегда считал, что занимается «документом», а не высоким искусством. А был, между прочим, очень художественно одарённым человеком. У скульптора главная задача - передать духовное состояние персонажа через его внешность, как и у художника. А у Герасимова - добиться портретного сходства, причём самого близкого. Он создавал портрет по состоянию человека на день его смерти, а не вообще.

[...]

Ну вот хотя бы одна деталь: глазные впадины и грушевидное отверстие на месте носа. А кто знает, какой тут был нос? Ведь носовые косточки кончаются высоко, потом идет хрящ. Казалось бы, можно вообразить любой нос: и вздернутый, и крючковатый — какой угодно. Путем огромного количества опытов Герасимов установил, что если через последнюю треть носовых косточек провести касательную линию, а от подносового шипа тоже провести прямую линию, как бы его продолжающую, то точка пересечения во всех ста процентах обозначит кончик носа.

[...]

До его работ во всем мире считалось: сделать портрет по черепу невозможно. В то, что он проделал, никто не верил, потому что общая мировая наука полагала — можно сделать обобщенный тип, но никак не портрет конкретного человека, какого-нибудь Ивана Ивановича. Неудивительно, что один американский ученый-антрополог сказал в те далекие годы о контрольных работах Герасимова: “Этого не может быть. Я отказываюсь верить собственным глазам!..”

Раушенбах Б.В., Пристрастие, М., «Аграф», 2000 г., с. 36-37. Предоставлено Викентьевым И.Л.

0

7

https://www.kreml.ru/press-room/special … proshlogo/

Суббота, 1 Апреля 2006
НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗУЧЕНИИ НЕКРОПОЛЯ ВЕЛИКИХ КНЯГИНЬ И ЦАРИЦ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРТРЕТНОГО ОБЛИКА ВЫДАЮЩИХСЯ ЖЕНЩИН ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Никитин, эксперт криминалист и Татьяна Панова, заведующая археологическим отделом музеев Кремля.

Передачу ведут Ксения Ларина и Ксения Басилашвили

К.ЛАРИНА – Ну, что, мы начинаем нашу программу «Кремлевские палаты». Здесь в студии Ксения Басилашвили, доброе утро.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.

К.ЛАРИНА – 12 часов 17 минут, начинаем передачу, и сразу скажем, что сегодня у нас очень интересная тема: новости изучения некрополя великих княгинь и цариц, какими были выдающиеся женщины далекого прошлого? Наши гости, Татьяна Панова, заведующая археологическим отделом музеев московского Кремля и Сергей Никитин, эксперт криминалист, специалист по реконструкции внешнего вида человека, здравствуйте, Сергей.

С.НИКИТИН – Здравствуйте.

К.ЛАРИНА – Давайте для начала определимся, каких выдающихся женщин мы имеем в виду, когда мы заявляем сегодняшнюю тему, пожалуйста, Татьяна.

Т.ПАНОВА – В предыдущих передачах о нашем проекте по изучению некрополя великих княгинь и цариц уже упоминались многие имена известных по истории нам женщин, и Евдокии Донской, и Софьи Палеолог. Последним этапом наших работ было вскрытие как раз самых поздних погребений конца 17 начала 18 века. Здесь имена тоже очень интересные, например, Нарышкина, мама императора Петра I, очень интересное было захоронение, и много важной информации мы получили. Ну, например, в ее захоронении оказался крестик наперсный, только в поздних погребениях у нас попадались крестики, в том числе здесь. У нее очень хорошо сохранился череп. Опять же интересный очень момент, поскольку есть возможность реконструировать облик этой женщины и сравнить с теми парсунами, которые сохранились.

К.ЛАРИНА – Парсуны, это что такое?

Т.ПАНОВА – Это портреты такие, ранние светские портреты, у нас называются парсунами.

К.ЛАРИНА – А Сергей видел эти парсуны?

Т.ПАНОВА – Нет, не видел.

С.НИКИТИН – Ни в коем случае.

К.ЛАРИНА – А почему, это мешает работе?

С.НИКИТИН – Конечно мешает. Снижается степень объективности.

К.ЛАРИНА – Начинаете непроизвольно подгонять.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, надо буквально пару слов напомнить о какой работе идет речь, потому что идет восстановление некрополя Вознесенского бывшего монастыря, и эту работу даже отметил патриарх всея Руси Алексий. О том значении, которое эта работа несет, может быть, вы напомните нам.

Т.ПАНОВА – К счастью в 1929-м году некрополь был спасен от разрушения, от уничтожения, когда разбирали постройки Вознесенского монастыря в Кремле, тогда музейным работникам удалось перенести все погребения в белокаменных массивных саркофагах в один из кремлевских подвалов, и до сих пор они там сохранились. И вот, в связи с тем, что собираются этот некрополь привести в божеский вид и упокоить эти останки уже как следует, по-человечески, вот, идет такая работа большая научная, научные изыскания, научные исследования этих останков, чтобы потом уже к ним не прикасаться, а упокоить этих женщин, чтобы они лежали с миром, как говориться. Вот эта работа у нас уже на завершающем этапе практически, мы уже вскрыли все погребения, сейчас заканчивается реставрация, о которой рассказывала в одной из передач Наталья Павловна Синицына, наш ведущий реставратор, ну и готовятся публикации научных материалов по этим работам.

К.ЛАРИНА – А какие открытия уже можно предъявить?

Т.ПАНОВА – Открытий очень много. Вообще, у нас как бы по такой широкой программе останки средневековых людей мало изучались, а тут такой комплекс, и такие имена, и такие личности, здесь, конечно, очень много интересных наблюдений, восстанавливается и физический облик этих людей. Сергей Алексеевич у нас занимается реконструкцией портретов, изучаются и какие-то болезни, изучаются костюмы, изучается сам обряд погребения.

К.ЛАРИНА – А соответствует облик тому, какой запечатлен на этих парсунах, о которых вы говорили?

Т.ПАНОВА – Парсуны сохранились только с Натальей Кирилловной.

К.ЛАРИНА – Ну, есть сходство или совсем нет сходства?

Т.ПАНОВА – Ну, мы не знаем еще, оно не восстановлено, как мы можем сравнить, а от остальных персонажей вообще не осталось никаких портретов, так что уникальная возможность увидеть людей, от которых не осталось ничего фактически, кроме упоминания в каких-то документах, а мы видим их лица, это тоже очень интересно.

К.ЛАРИНА – Сергей, может быть, немного расскажите, как эта работа происходит, поскольку мы совершенно не знакомы с этим таинством, это таинство, действительно.

С.НИКИТИН – Эта работа началась достаточно давно, в конце 1993 года, то есть мы с Татьяной Дмитриевной явились инициаторами комплексного исследования, и вот такая счастливая возможность представилась, ведь мы не так просто полезли в эти погребения, потому что это, в общем-то, кощунство. А здесь представилась возможность в связи с реставрацией, собственно, Подвальной палаты и этих частично разрушенных, при переносе из Вознесенского монастыря, гробниц. Они были очень тяжелые, и, конечно, были и падения. Представьте себе саркофаг Натальи Кирилловны, ну, наверное, он весит не меньше полутора-двух тонн.

Т.ПАНОВА – Да больше, тонны три-четыре.

С.НИКИТИН – И для того, чтобы разместить их в Подвальной палате, пришлось заглубляться со стороны Москвы-реки около Архангельского собора, обнажить системы Подвальной палаты, сделать там пробой, и через этот пробой в кирпичной кладке эти саркофаги и были перенесены. Хотелось бы здесь еще напомнить такую историю, что первые исследования были проведены в 1963-м году, и тоже Михаил Михайлович Герасимов, известный наш антрополог, скульптор, непосредственное участие в этом принимал. Галина Вячеславовна Лебединская, будучи тогда еще молодой сотрудницей в лаборатории, она, собственно, в эти погребения спускалась, потому что Михаил Михайлович был достаточно полный мужчина и не мог в щель пролезть, а Галина Вячеславовна туда проскользнула аки мышь и все поисследовала. И в 1963-м году это тоже было неспециальное вскрытие ради удовлетворения какого-то любопытства антропологического научного, потому что там проводились ремонтные работы. И появились возможности к погребению, в частности Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Шуйского, и антропологи исследовали, и Михаил Михайлович в результате восстановил Ивана Грозного и Федора Иоанновича тоже. А спустя 30 лет я восстановил бабушку Ивана Грозного, хотя, может быть, надо было наоборот, сначала надо было бабушку, потом маму, а потом уже сына, вот такая предыстория.

К.ЛАРИНА – А каким образом это происходит, это вообще долгий труд?

С.НИКИТИН – Ну, как вам сказать, это очень долгий труд, и кропотливый труд, но для специалиста, который уже достаточную подготовку имеет, я, например, уже 33 года занимаюсь реконструкцией лица по черепу, основная моя практика, конечно, судебно-медицинское восстановление, в целью розыска, ну это, как правило, жертвы, которых опознать невозможно. Поэтому единственный способ как-то начать розыск, это восстановить приблизительный портрет по черепу, который потом размножается, а оперативные работники, в частности, они с этими изображениями работают с учетными делами, вот, без вести пропавшими и так далее. Вот то, что посчастливилось заниматься в Кремле, это уже как бы прикладная моя специальность скульптора для музейных исторических целей.

К.ЛАРИНА – А компьютерные технологии каким-то образом помогают вам, вы пользуетесь ими сейчас?

С.НИКИТИН – Компьютерные технологии они помогают в моей криминалистической, судебно-медицинской практике, нужно создавать такой графический портрет, потому что объем достаточно большой, если делать скульптурные портреты, вы представляете, если сто пять примерно за год проходит таких случаев, ну это просто невозможно, это будет такая гончарная мастерская. То есть помогает, конечно, компьютерная, но при пластической реконструкции компьютер никакой не поможет. И вообще все эти компьютеры, методики, это все от лукавого. Самое главное, это знать и понимать зависимости строения черепа, его деталей от косной основы от черепа.

К.ЛАРИНА – Ну, есть какие-то особенности, на которые уже сегодня можно обратить внимание, если говорить о персонажах далекого прошлого?

С.НИКИТИН – Особенность одна – все красавицы.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А как вы это видите, я знаю, что вы видите, я знаю, что вы сразу же различаете по черепному строению облик.

К.ЛАРИНА – Это же все относительный эталон красоты, он же меняется со временем.

С.НИКИТИН – Вы знаете, человеческое лицо, прежде всего, определяется строением черепа, и если видишь красивый пропорционально сложенный череп, то и соответственно можно предположить, что эта дама, княгиня, царица, действительно была красивой.

К.ЛАРИНА – Вот мне не повезло с черепом, у меня некрасивый череп.

С.НИКИТИН – Я бы не сказал.

К.ЛАРИНА – Действительно все красавицы? Вы так сразу говорите?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Может, вы еще сопереживаете их судьбам?

С.НИКИТИН – Да нет, в отношении этого ряда, этой галереи, которая была мной воссоздана, портретов, ну, может быть, исключение составляет в отношении красоты, может быть, Ирина Годунова, ну, не красавица в отличие от остальных. Собственно, и Федор Иоаннович тоже своеобразный был человек, но это уже исторические, скажем так, аспекты.

К.ЛАРИНА – Мы сейчас должны делать перерыв на новости.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – А сейчас приглашение от Ксении Басилашвили.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Короткий рассказ о том, что еще происходит за кремлевской стеной. В фонды музея московского Кремля поступили ценные документы из личного архива, автора известных книг и монографий по древнерусскому искусству, доктора искусствоведения Георгия Вагнера. Фотографии, рисунки, черновики, рукописи переданы семьей в дар музею, и, я думаю, сейчас уже изучаются. Продолжается комплексная реставрация Благовещенского собора, работы проводятся в подклети храма, где еще совсем недавно была развернута археологическая выставка, сегодня она демонтирована и по завершению всех работ вернется на свое прежнее место. Юбилейная выставка музеев московского Кремля, российские императоры и оружейная палата, только за первые три недели посетило 28 тысяч человек, и как отвечают в самом музее, это очень много, обычно такое количество людей приходит в течение полутора месяца. А я напомню, что эта выставка развернулась на двух площадках, в Успенской звоннице и в Одностолпной палате, она работает ежедневно, кроме четверга, который является выходным для музеев Кремля днем.

К.ЛАРИНА – Вас уже спрашивают про конкретных людей, спрашивают про княгиню Ольгу и про Марфу, одну из жен Ивана Грозного.

Т.ПАНОВА – Княгиня Ольга, это сейчас уже заграничная дама нынче, там что ею мы не занимаемся. Марфа Собакина это третья жена Ивана Грозного, ее портрет Сергей Алексеевич восстановил, поскольку череп это позволил сделать, она тоже была погребена в некрополе. В третьем номере «Науки и жизни» можно прочитать мою статью о Марфе Собакиной.

К.ЛАРИНА – Конечно, наши слушатели ждут от нас конкретных описаний, давайте попробуем хотя бы парочку таких словесных портретов составить с помощью Сергея, прежде всего.

С.НИКИТИН – Наверное, изначально это Софья Палеолог, это классическая гречанка. Ну, прежде всего это, конечно, нос с горбинкой, пухлые выступающие губы, очень волевой подбородок, кстати говоря, тоже такой выступающий, у нее такое обожествленное лицо. И когда я начал исследовать череп Софьи Палеолог, то на внутренней стороне лобной кости были обнаружены признаки гормональных нарушений, которые выражались в виде, я сейчас так научными словами скажу, внутренне фронтальный гиперастоз, это такое разрастание бугристости, разрастание косной ткани в виде бугристостей. В портрете это отображалось омужествлением, омужествленная женщина, облысение, волосы на верхней губе, на подбородке немножечко. Ну, наверное, видели, есть такие турчанки, женщины средне земно-морского типа, турчанки, армянки, и плюс ко всему у нее чрезмерная полнота должна была иметь место. Но когда я делал портрет, я не стал ее настолько располнять, потому что чем больше мягких тканей накладываешь на череп, ты уходишь от черепа, то есть стараешься при реконструировании быть поближе к черепу, чтобы потрет был более достоверный и более соответствовал черепу как основе.

К.ЛАРИНА – А можно как-то с помощью таких исследований каким-то образом понять какими косметическими средствами пользовались героини или это невозможно?

Т.ПАНОВА – Это уже другие исследования, химический, спектральный анализ, мы это делаем, но у Сергея совсем другие задачи.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот такой облик Палеолог, он стал откровением, не сохранилось подобных описаний ее?

Т.ПАНОВА – Нет. Ивану III прислали портрет, а поскольку у нас светской живописи не было, то летописец прямо в изумлении написал: «А царевну прислали на иконе как икону написанную». Портрет этот не сохранился, я делала запрос в Ватикан, вдруг там сохранились какие-то портреты, но, к сожалению, мне ответили, что таких портретов нет.

К.ЛАРИНА – Давайте про кого-нибудь еще расскажем.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Давайте про девочку, это открыло целый пласт истории, который был неизвестен.

Т.ПАНОВА – Это девочка замечательная, это внучка Софьи Палеолог, она очень оказалось…

К.ЛАРИНА – Девочкой умерла, получается?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да не сама умерла, я так понимаю.

С.НИКИТИН – Ну, в общем-то, по результатам исследований останков Марии Старицкой, ну, трудно конечно, невозможно просто определить причину ее смерти.

К.ЛАРИНА – А сколько лет?

С.НИКИТИН – Ей было около 9 лет.

Т.ПАНОВА – Она погибла вместе с родителями, Иван Грозный отравил эту семью. Он боролся со своим двоюродным братом, боялся уступить трон.

С.НИКИТИН – Вот когда Иван Грозный заболел были, по крайней мере, уже подковерные такие переговоры, то есть хотели на царствование поставить Владимира Андреевича Старицкого.

К.ЛАРИНА – А каким образом он мог так насильно отравить, как это происходило?

С.НИКИТИН – Там скорее всего не отравление было.

Т.ПАНОВА – Ну, по документам вроде бы отравление проходит.

К.ЛАРИНА – А вы что думаете, Сергей, может, не отравление?

С.НИКИТИН – Да может быть и попроще там все было, речка рядом, методов много отправить человека на тот свет. Что касается Марии Старицкой, получилась девочка тоже с очень характерно греческими чертами лица, то есть тонкий нос, с тонкой переносицей, с горбинкой, припухлые губы, очень вертикальный, я бы даже сказал выпуклый лоб, вот не знаю, можно ли сказать, по поводу заболеваний, которые были обнаружены, я все-таки врач. Ну, у нее были обнаружены ярко выражение признаки рахита, причем они выражались, как на черепе, так и на костях нижних конечностей.

К.ЛАРИНА – Ноги колесом?

Т.ПАНОВА – Ну почти да.

С.НИКИТИН – Деформация очень выраженная была и бедренных костей, берцовых, то есть это ярчайший, конечно, рахит был.

К.ЛАРИНА – А какие еще заболевания, раз уж мы говорим об этом, вот, были какие-то заболевания распространенные именно в эти века?

С.НИКИТИН – Ну, вы знаете, по исследованию этих кремлевских останков, ну, вот только, наверное, Мария Старицкая, ну это и сейчас достаточно часто встречается, и вот то, что было выявлено у Софьи Палеолог, гормональные нарушения. Кстати, кариес существовал, и существовал он гораздо раньше этого средневекового периода, мне довелось останки, мощи, преподобных Киево-Печерской лавры, и вы знаете тоже, кариес был тогда.

Т.ПАНОВА – Ну, это 11 век.

С.НИКИТИН – Да, это 11 век.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вы что-то хотите добавить, да, Татьяна?

Т.ПАНОВА – Да. Интересную патологию выявил наш антрополог Денис Валерьевич Пижемский и Елены Глинской. У нее оказалось 6 поясничных позвонков вместо 5, как положено у нас по норме. И она была достаточно высокого роста из-за этого. Был такой интересный момент.

К.ЛАРИНА – А если сравнивать с современным типом человека, можно какие-то отличия найти.

С.НИКИТИН – Нет, отличий, конечно, нет.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Рост меняется, да, наверное?

С.НИКИТИН – Да вы знаете…

Т.ПАНОВА – И рост разный был в то время. Вот у нас один из саркофагов – 2, 36 длиной. Представляете, какая баскетболистка была. А тогда ведь подбирали по телу, по росту. Если человек умирал, его обмеряли и подбирали саркофаг. Значит, это была очень высокая женщина, где-то за 2 метра.

С.НИКИТИН – По результатам исследования киево-печерских мощей, допустим, первый русский врач Агапит тоже имел рост очень приличный, где-то 1, 76 м, наверное. То есть, изменений практически никаких за этот период.

Т.ПАНОВА – У Ивана Грозного 1, 86 м был рост. И низкие люди встречались, и высокие.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Меня интересует вот еще что: когда вы подходили к работе с этим некрополем, вы предварительно изучали какие-то исторические документы об этих женщинах или просто работали, как говорится, с материалом.

С.НИКИТИН – Это происходит в процессе работы.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Все-таки нужно что-то знать?

С.НИКИТИН – Тут самый главный момент какой. Конечно, знание каких-то предварительных сведений к реконструкции никакого отношения не имеет. И только на последнем этапе, когда портрет уже готов, без волос, естественно, еще, без одеяний, конечно, здесь без помощи историков не обойтись. Надо смоделировать прическу, которая будет соответствовать той эпохе, ну и какой-то фрагмент одеяния, глоовной убор. И тут, конечно, Татьяна Дмитриевна оказывает неоценимую помощь, и с ее помощью я делаю эти головные уборы, но она меня заставляет все время их закрывать, понимаете. Мне хочется, красивую прическу…

Т.ПАНОВА – Не положено было женщинам на Руси бегать простоволосыми.

К.ЛАРИНА – А прическу тоже можно определить или это Татьяна помогает?

Т.ПАНОВА – С прическами мы особенно не морочимся, честно вам скажу, поскольку там, под головным убором не важно.

К.ЛАРИНА – А стригли вообще волосы женщины?

Т.ПАНОВА – Нет, как правило, длинные волосы у женщин были, косы. В одном из погребений, у Анастасии Романовой прекрасная сохранилась коса.

К.ЛАРИНА – А для вас лично какие были открытия с помощью такого профессионала, поделитесь, как ученый. Для вас что было важным?

Т.ПАНОВА – Ой, для меня все было открытие. Очень много. Даже затрудняюсь сказать.

С.НИКИТИН – Каждый портрет это открытие.

Т.ПАНОВА – Да, во-первых меня поразил еще в пластилине портрет Софьи Палеолог. Я тогда занялась ее судьбой, даже книжечка вышла у меня об истории ее жизни. Потому что жизнь, действительно, оказалась очень интересная, а почитать было нечего. Очень мало сведений сохранилось, и мало кто писал о ней. Вот это было одно из первых сильных потрясений. Я помню, мы с подругой приехали, с коллегой моей, ходили, наверное, полчаса вокруг этого портрета, никак не могли оторваться, настолько лицо получилось интересное, хотя и жестковатое такое, немножко, но все равно, очень интересное. Ну и потом погребальный обряд. Детали погребального обряда очень интересно было, конечно, выявлять, когда открывали эти погребения. Находок очень много, для историков костюма тоже очень много.

К.ЛАРИНА – А обувь?

Т.ПАНОВА – Обувь, все находили. И, конечно, каждая деталь была очень важна и интересна, потому что мы многого не знали.

К.ЛАРИНА – Они что-нибудь оставляли еще? В загробный мир что отправляли?

Т.ПАНОВА – Ну, например, по описаниям еще вскрытие 1929 г, это погребение третьей жены Михаила Романова, веточка вербы лежала у нее. Кто-то положил, видимо, из близких такую веточку.

К.ЛАРИНА – а драгоценности не клали?

Т.ПАНОВА – Нет, обряд был достаточно простым. Человек пришел сюда как бы голым, вот он должен и таким уйти.

К.ЛАРИНА – То есть, драгоценности оставляли живым. Ни иконы, ничего?

Т.ПАНОВА – Нет, ни Т.ПАНОВА – чего этого не было. Единственное, были ритуальные сосуды. Елей, которым перед тем как уже закапывать тело, обрызгивали его, его ставили в этом сосудике в этот каменный гроб. Вот эти сосудики оставались.

С.НИКИТИН – Елей после соборования.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мне кажется это все-таки таким не мистическим, но может быть, да, мистическим моментом, работа нашего гостя, потому что вы первый, кто видит этих людей через века. Вы что то ощущаете, когда вы держите этот череп, вдруг когда появляется человек? Ведь от него ничего не осталось, может быть, даже никаких записей нет. Наверное, вам этот вопрос часто задают, но безумно хочется знать. Или как-то равнодушие уже такое профессиональное?

Т.ПАНОВА – Вот как о Марии Старицкой ничего практически нет.

С.НИКИТИН – Нет, никакого, конечно, равнодушия тут нет.

К.ЛАРИНА – Когда Сергей говорил, что они все красавицы, у него такое выражение лица было, конечно, романтическое очень.

С.НИКИТИН – Для меня самое интересное первое соприкосновение с этим черепом, потому что я уже в общем-то представляю, как примерно будет выглядеть вот этот воссоздаваемый портрет, человек. И интересно впервые прикоснуться к этому черепу и какое-то уже свое составить представление. А потом это, скажем так, моделирование, это уже отработанная достаточно методика. Самый сложный последний этап, потому что нужно сделать не просто лепной такой фоторобот, чтобы на вас смотрел живой человек, это взгляд, какой-то характер, вот эта работа самая сложная. И она занимает больший процент времени, чем собственно само восстановление.

К.ЛАРИНА – А вот скажите, с героями и героинями более поздних эпох, когда уже появилась портретная живопись, когда уже есть с чем сравнить, сильное различие, как вы воссоздаете облик человека и тем как он изображен на портрете?

С.НИКИТИН – Ну это уже моя судебно-медицинская практика, розыскная практика. Получается портрет настолько похожим, что…

К.ЛАРИНА – Правда? Получается, мы все время живем в плену мифов, нам кажется все-таки, что портретная живопись, особенно такая, придворная, она как-то все-таки украшала человека, приукрашивала его достоинства или нет? Старались максимально точно передать?

С.НИКИТИН – Вы имеет в виду какие-то атрибуты, парики, одеяния?

К.ЛАРИНА – Почему? Формы носа, комплиментарный, цветущий вид.

Т.ПАНОВА – Сергей Алексеевич больше имел дело с современниками нашими.

К.ЛАРИНА – Это понятно, да.

С.НИКИТИН – Я могу сказать, было несколько у меня таких случаев, когда была возможность участвовать и видеть процесс опознавания. Приходили родственники, и я выставлял им несколько портретов, не один, который являлся предполагаемым их родственником погибшим, а специально выставлял целую галерею, пять – сколько у меня было на тот момент, портретов. Очень интересно наблюдать сам процесс, как они опознают. Поводил их к этой галерее и спрашивал: «В каком из этих скульптурных портретов вы можете опознать своего родственника?». И когда они говорили, это для меня как для автора, высшая награда была. А потом они уже приближались, начинали анализировать, говорили: « у него немножечко губы были потолще» - или там нос чуть пошире или поуже, но самое главное, что они опознавали, и это действительно был он.

К.ЛАРИНА – То есть вы как скульптор еще работаете?

С.НИКИТИН – А здесь нельзя не быть скульптором.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Интересен выбор профессии. Вы же могли и художником стать? А в то же время выбрали такую в чем-то и страшную специализацию.

С.НИКИТИН – Мог стать художником. Вы знаете, в отношении Михаила Михайловича Герасимова, насколько мне известно, антропологи его называли, оценивали как скульптора, а скульпторы называли его антропологом. Но у меня немножечко по-другому получилось. Скульпторы называют меня почему-то скульптором, а антропологи антропологом. Не знаю, как это оценивать.

К.ЛАРИНА – Нужно нам потихонечку близиться к финалу, поскольку у нас еще Ксюшина рубрика, поэтому, естественно, вопрос о сегодняшних ваших работах. Над чем сейчас трудитесь? Что в ближайшее время появится? Специально для Татьяны Пановой в качестве подарка.

С.НИКИТИН – Сейчас, буквально недавно я закончил работу над восстановлением портрета Марии Старицкой, о которой мы уже говорили, сейчас идет перевод в металл. Мы определились, что все-таки в Кремле работы должны быть не гипсовые, а в металле обязательно.

К.ЛАРИНА – Которые будут выставляться.

С.НИКИТИН – Ну посмотрим, мне почему-то беленькие больше нравятся. Хотя металл есть металл.

Т.ПАНОВА – Более надежно, конечно.

С.НИКИТИН – А вот непосредственно над чем сейчас я работаю, это создание портрета по черепу преподобного Арсения Елассонского. Это архиепископ Суздальский. Он знаменит и известен тем, что в 1611 году, когда патриарх Гермоген был арестован поляками и заточен, он возглавил духовенство русское, и кроме того, он еще участвовал в церемонии венчания на царство Михаила Федоровича.

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня еще один вопрос. Я думаю, что необходимо сказать о том, что наш гость участвовал еще и в реконструкции портретного облика Николая Второго и его семьи. Нужно же было опознать. Здесь уже можно поставить точку, в этом деле?

С.НИКИТИН – В этом деле, конечно же, можно поставить точку. Только вы не совсем правильно сказали. Не участвовал, а непосредственно восстанавливал, потому что это была назначенная экспертиза портретная судебно-медицинская по восстановлению внешнего облика людей, останки которых были обнаружены под Екатеринбургом.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но это они или нет?

С.НИКИТИН – Это они, конечно, несомненно. Здесь можно еще добавлю парочку слов. Недавно, буквально на этой неделе, может быть незадолго, в частности, на «Эхо Москвы» проходила такая дискуссия по поводу, надо или нет реабилитировать Николая второго. И мнения разошлись. В частности, мнение Генеральной прокуратуры, что оснований для реабилитации нет, это нужно расценивать как умышленное убийство. У меня несколько мнение с Генеральной прокуратурой расходится, потому что я эту тему знаю очень хорошо, занимаюсь с 91 года непосредственно. Мои материалы первичные, и считаю, что Николай второй – это, конечно, никакое-то умышленное убийство в подворотне неустановленными лицами. Он был казнен по решению Уралсовета, во-первых, по согласованию, скорее всего с ВЦИКом, и был казнен именно как политическая фигура.

К.ЛАРИНА – Тут немножечко надо поправить вас, Сергей. Речь шла не о реабилитации, а о том, что признавать или не признавать его жертвой политического террора со стороны политического режима.

С.НИКИТИН – Признавать, несомненно признавать.

К.ЛАРИНА – Конечно. Согласна с вами абсолютно. Ну что жё еще раз представим наших гостей: Сергей Никитин, эксперт криминалист и Татьяна Панова, заведующая археологическим отделом музеев Кремля. Спасибо вам большое за очень интересный разговор. Удачи вам и до встречи.

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Человеческая природа » Нетайные знания патологоанатомов...