Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » ВДАРИМ ЛЫЖНЫМ АГИТПРОБЕГОМ - ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СТРАНЫ СОВЕТОВ.


ВДАРИМ ЛЫЖНЫМ АГИТПРОБЕГОМ - ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СТРАНЫ СОВЕТОВ.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Воркута - Ярославль
http://www.vorkuta-cbs.ru/vorkutinskie- … ii-vorkuty

14 января 1958 года стартовал лыжный переход Воркута-Ярославль.

Переход был посвящен 40-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота. В нем участвовали пять шахтеров комбината «Воркутуголь», лучшие физкультурники Печорского угольного бассейна – Николай Воробьев, Иван Ганин, Борис Шиббаев, Михаил Рыбочкин, Степан Канищев. 18 февраля участники пробега финишировали в Ярославле. Трудный путь протяженностью 2,5 тыс. км шахтеры-физкультурники прошли за 30 ходовых дней. 24 февраля участники пробега вернулись в Воркуту.

В Воркуте лыжные переходы долгое время были очень популярны.

http://www.vorkuta-cbs.ru/wp-content/uploads/2019/01/1958-zapoljare-19-fevralja-s.-4.jpg

0

2

https://perm.bezformata.com/listnews/li … 115575444/
https://zwezda.su/culture/retrospektiva … o-molotova

Как зимой 1941 года шестнадцать парней совершали лыжный переход из Очёра до Молотова
В ночь под Рождество 1941 года полтора десятка крепких молодых парней из Очёра вышли на лыжах в направлении Молотова (Перми), чтобы доказать себе и всем, им любые трудности по плечу. Только чудо Рождества тут ни при чем. В Бога они не верили.

А верили в свои молодые силы, в человеческую правду и социальную справедливость. И главное, если «завт­ра война, если враг нападет, если темная сила нагрянет, – как один человек, весь советский народ за любимую Родину встанет». И в первых рядах защитников, несомненно, будут они.

Очёрская молодежь, когда райком комсомола выступил с такой инициативой, обивала его пороги. Юноши-допризывники наперебой доказывали специальной комиссии, что именно им нет равных на лыжне. Безусые пацаны, совсем еще подростки, прибавляли год-два к своему возрасту, пытаясь попасть в команду счастливчиков. И девушки просились, многие из них и в самом деле бегали на лыжах не хуже парней. Всего через полгода, в июне 1941, все эти ребята точно так же, не дожидаясь повесток, массово записывались в Красную армию добровольцами и требовали у лишившегося сна военкома немедленно отправить их на фронт.

А пока для участия в походе отбирали только самых-самых – физически крепких, выносливых, и, наряду с тем, тех, у кого все в порядке с успевае­мостью, моральным обликом и дисциплиной. В итоге на сверхмарафон отправились шестнадцать юношей 1922–1925 годов рождения: одиннадцать старшеклассников школы и пятеро студентов Очёрского педучилища. По-военному – два отделения, полувзвод во главе с опытным инструктором, командиром запаса, учителем физкультуры Виктором Григорьевичем Чудиновым.

Все ребята к тому времени заслужили золотые значки ГТО, увлекались не только лыжами, но и прекрасно бегали и плавали. Кроме того, проходили допризывную подготовку в ОСОАВИАХИМе, ОСВОДе, аэроклубе, где учились на парашютистов, на снайперов, претендуя на значок «Ворошиловского стрелка». Обыкновенные представители того поколения советских людей, строителей новой жизни.

С такими нигде не пропадешь! Они умели в дождь разжечь костер в лесу от одной спички, оказать первую медицинскую помощь, спасти тонущего в воде.

Идти предстояло больше ста пятидесяти километров по пересеченной местности, а вовсе не по наезженной лыжне. До самого Молотова снежная целина с сугробами по пояс, ни пунктов питания и обогрева, ни сервисменов с запасными лыжами и палками, как на современных трассах.

Шли к тому же не налегке, а с полной армейской выкладкой – у каждого мосинская винтовка и двойной боекомп­лект: патроны, учебные гранаты, противогаз, солдатский «сидор» с запасной одеждой и сухим пайком. В придачу к зимней одежде полтора пуда дополнительной нагрузки у юноши.

Шли через хмурые леса и заснеженные поля, ориентируясь по карте и компасу. Дорогу не облегчали – овраг так овраг. Крутой подъем-тягун? Ну, это умный в гору не пойдет, а смелый, если требует боевая задача, обойти ее не имеет права.

Всё как на войне: марш-бросок – и короткий привал. Ночевка была под открытым небом на постели из елового лапника.

Первые полсотни километ­ров до Нытвенского завода преодолели менее чем за шесть часов. Результат более чем хороший, но когда я рассказал об этом приятелю, современному мастеру спорта, он рассмеялся. Дескать, это они что, ползком? И в самом деле, казалось бы, норматив прохождения дистанции 50 км классическим стилем на 1-ый разряд – три часа четыре минуты. Напомним, современный лучший лыжник России Александр Большунов на чемпионате мира 2021 года финишировал вообще с результатом два часа десять минут.

Однако поглядел я на насмешника, примерил мысленно ему на плечи всю ту амуницию, что была у ребят в 1941 году, и понял – этот не потянул бы. Ни за шесть, ни за десять часов, а вообще. Нет, он не слабак, с виду так покрепче тех парней. Просто закалка не та.

Он, избалованный сверхудобной экипировкой, зависимый от погоды, мазей и сбалансированного питания, не представляет еще к тому же, на чем совершался этот поход. Лыжи не из суперпластика, а березовые, тяжелые, шириной восемь-десять сантиметров, военного образца – по-современному, не лыжи, а снегоступы. Палки тоже в лучшем случае – толстое древко, соединенное со стальной трубкой. Крепления – петли с ремнями под солдатские валенки или сапоги.

Да и, в отличие от нынешнего времени, такие походы задумывались не ради шоу и личных рекордов. Тогда главное было проверить себя в условиях, приближенных к боевым, и выполнить поставленную задачу.

Тут и чувство товарищества проверялось, когда более выносливый брал и нес винтовку подуставшего друга. А если надо, то и его самого нес. В бою и ранить могут.

Первая ночевка была запланирована на берегу Нытвенского пруда. Однако ребята так разгорячились, что не пожелали отдыхать. Мол, зачем время терять, когда второе дыхание открылось. Но все же пришлось подчиниться старшему, приказы не обсуждают.

– Никто из нас не спал, с нетерпением ждали утра, – вспоминал участник перехода Николай Иосифович Сальников, в 1941-м девятиклассник, после войны – учитель в школе села Спешкова. – Чуть свет поднялись – и десять верст до новоильинского рейда даже не заметили как пролетели. По льду перешли Каму и по прямой отправились сначала на Нижние Муллы, затем на Верхние.

В Верхних Муллах была запланирована еще одна ночевка, но тут уже лыжники зароптали по-настоящему – до Молотова-то рукой подать, каких-то три десятка километ­ров, уже дым из заводских труб видно. И отряд двинулся дальше к конечной точке маршрута – зданию Молотовского облисполкома на ул. Ленина (ныне – администрация города Перми).

Был уже поздний вечер, когда колонна лыжников в красноармейской форме, в буденовках, при оружии показалась со стороны Красных Казарм. Их ждали. От Сибирской заставы по улице Карла Маркса до самого театра оперы и балета по обе стороны мостовой стоя­ли сотни горожан: партийный и комсомольский актив, пионеры, члены различных спортивных обществ и клубов. Они аплодировали очёрцам.

По команде своего наставника Чудинова для рапорта партийному начальству построились около здания облисполкома, лицом к Комсомольскому скверу. Улыбающиеся, раскрасневшиеся от долгой ходьбы, бодрящего морозца и от смущения. Не ожидали столь радостной встречи и не привыкли к бурным похвалам. Никто из героев вечера и виду не подал, что безмерно устал.

0

3

Из Нагаево в Хабаровск на лыжах за 108 дней
http://www.kolymastory.ru/glavnaya/isto … -108-dnej/

Значимый лыжный переход по маршруту Нагаево – Хабаровск,  начало ему было положено 7 ноября 1934 года, в день 17-летия Октябрьской революции, собственно говоря, к чему он и был приурочен.

В путь отправилось 12 человек: руководитель перехода Михаил Пастернак, 10 бойцов Охотско–Колымского пограничного отряда и каюр Матвей Остапов. В настоящее время нам известны имена трех бойцов: Ф.Давыдова, Т.Потапова, П.Пьянова.

Михаил Фадеевич Пастернак был комсомольцем 1920-х г., имел опыт работы с молодежью. Бывший железнодорожный рабочий станции Смоленск, он окончил Ленинградское военно-фельдшерское училище, в 1929 году был направлен на одну из дальневосточных пограничных застав. Однако, не начав, по сути, службу, М.Ф. Пастернак успел принять участие в вооруженном конфликте на КВЖД, развязанном империалистами. Конфликт продолжался не очень долго. Уже в начале октября 1929 года части Особой дальневосточной армии (ОДВА) под командованием В.К.Блюхера нанесли решительный удар по китайским и белогвардейским силам, вторгшимся на советскую территорию в районе реки Амур. Преследуя противника, они разгромили его при Далайпоре и Хайларе (Маньчжурия), а затем вернулись назад. После этого М.Ф. Пастернак служил на Охотском побережье и попал на Колыму, где оказал не одному десятку больных своевременную квалифицированную медицинскую помощь. Возглавив переход пограничников Охотско-Колымского пограничного отряда, он сообщал о его движении в тогдашнюю газету «Дальстроевец». Здесь же можно было прочитать информацию М.Ф. Пастернака о том, какие на лыжников возлагались задачи.

«Команде поручено, – писал он, – вести наблюдения за метеорологическим факторами побережья Охотского моря, внести коррективы в существующую довольно неточную карту этого побережья и ряд других научных работ… Команда займется просвещением коренного населения, ознакомлением его с последними мероприятиями Советской власти и партии».

По большому счету это был переход по совершенно незнакомой местности, в отсутствие каких-либо видимых дорог, где проживали местные жители, в основном ведшие кочевой образ жизни и мало что знавшие о тех преобразованиях, которые тогда происходили в стране и на ее окраинах.

Первые дни перехода выдались на редкость удачными. Стояла солнечная погода, и лыжники очень добро и споро двигались вперед. Однако уже на третий день стали появляться тревожные симптомы надвигающейся пурги, и она не замедлила разразиться. Сначала пограничники продолжали идти вперед, подгоняли то и дело застревающих собак, которые тащили нарты с палаткой и провизией, весившими около тонны. Затем снег стал глубже, а видимость еще хуже. Несколько собак уже выбились из сил, четыре из них пали. Одну нарту пришлось бросить. К остальным припряглись пограничники и еще некоторое время двигались через снежное месиво и непроглядную мглу. Однако вскоре все окончательно выбились из сил, и пришлось надолго остановиться.

Поставив палатку, расположились на ночлег и три дня ожидали окончания свирепой, беспощадной пурги, во время которой какое-либо продвижение было бесполезно. На четвертый день вновь установилась солнечная погода, но снега навалило столько, что затем пришлось пробиваться через неимоверные сугробы.

Застрявшие нарты очень часто переносили на руках, помогали друг другу выкарабкиваться из снежных завалов. Особую опасность в это время представляли реки, которые еще основательно не замерзли. Обильно засыпанные снегом, они не давали возможности определить крепость льда, что грозило провалами в воду. Вскоре так и произошло. Причем первой жертвой коварного льда стал не кто иной, как каюр Матвей Остапов. Произошло это на реке Кава, куда он провалился вместе с нартой. Бросившиеся на выручку пограничники вытащили потерпевшего, а вслед за ними и нарту с грузом. После этого уже не рисковали, двигались вперед более осторожно и даже там, где видели блестящий лед, чтобы проверить его крепость и не попасть впросак, сначала накладывали настил из срубленных деревьев.

В связи с тем, что все, в общем-то, закончилось благополучно и настрой был боевой, М.Ф. Пастернак составил свое очередное донесение: «Первые итоги перехода таковы: команда, выдержав трехсуточную пургу, благополучно в полном составе прибыла в Балаганное. За это время проведено пять бесед с жителями Тауйска. Построено семнадцать мостов через речки на перегоне 56 км в Армани для проезда собачьих нарт. Сделано восемнадцать видов фотографических снимков и ряд работ. Первые итоги позволяют сказать, что те задачи, которые возложены на команду, будут выполнены точно и в срок ».

Продолжая переход, пограничники дошли до Охотска. Так как в пути они потеряли почти всех собак, то решили сменить их на оленей. Для этого М.Ф. Пастернак выехал в одно из кочевий, где и закупил олений и нарты. Во время его пятидневного отсутствия пограничники продолжали путь и ушли до селения Нудьма. От Нудьмы пограничники двинулись сквозь практически необитаемую тайгу. Целый месяц они пробивались через буреломы и чащобы, пока не вышли к реке Кет. Только здесь они встретили первых жителей, смогли обогреться у костра, поесть свежей рыбы, выловленной из ближайшего озера. Новый, 1935 год пограничники встретили на реке Алдоне, и  вновь им пришлось сначала идти почти через тайгу, а затем по гладкому льду. Это было испытанием почище борьбы со снегом и труднее, чем многие предыдущие. Однако 120 км были пройдены вместе с оленями, и 17 января 1935 года измученные, но все выдержавшие пограничники пришли в поселок Аян.

Следующие 500 километров до Чумикана они шли ровно неделю. Делали в сутки не менее 70 километров, ибо спешили в Хабаровск, куда хотели прийти к 17-й годовщины РККА. В Чумекане пограничники сделали всего лишь небольшую остановку и двинулись через тайгу. Второго февраля 1935 года у не большого села Каторма они вступили на лед Амура. Двинулись и сторону Комсомольска-на-Амуре.

Здесь их уже ждали, устроили торжественную встречу. На улицу строящегося города вышло множество комсомольцев, однако пограничники не стали долго задерживаться. От Комсомольска-на-Амуре они дошли до Елабуги и последние 90 км  до Хабаровска преодолели за сутки.

В то время газета «Тихоокеанская звезда», рассказывала о переходе пограничников по маршруту Нагаево – Хабаровск. 20 февраля 1935 года «Краевая столица скоро встретит героев-бойцов, команду лыжников-пограничников вышедших 7 ноября из Нагаево (так в тексте. – А.К.) в Хабаровск…После телеграммы о приходе нагаевских лыжников в Чумикан, которого они достигли 24 января, от команды никаких известий не поступало. Было основание предполагать, что лыжники или заблудились, или застряли где-то в безлюдном месте и поэтому финиш этого перехода намеченный 23 февраля мог сорваться. Вчера была получена телеграмма о том, что нагаевских лыжников-пограничников в полном составе прибыла 15 февраля в 10 часов утра в город Комсомольск. Состояние команды хорошее. Все здоровы, настроение пограничников бодрое. В труднейших полярных условиях нагаевские лыжники делали по км в день. 16 февраля в 7 часов лыжники вышли Комсомольска в свой последний этап перехода в Хабаровск… 17-ю годовщину Красной Армии нагаевские лыжники-пограничники встретят в Хабаровске».

После этого сообщения «Тихоокеанской звезды» прошло еще три дня. И вот уже в корреспонденции «Двенадцать» 23 февраля 1935 года было написано «Вчера, накануне дня знаменитой годовщины, в Хабаровск со всех концов края с Эстафетой-рапортом о больших и малых победах всех частей ОКДВА (Особая Краснознаменная дальневосточная армия. – А.К.) слетелись сотни бойцов, пышно дышащих здоровьем, мужеством. С ними в одночасье подошли и 12 храбрецов-пограничников с далекого Охотского-Колымского берега, совершившие 4000-километровый переход, который, пусть вдвое короче, чем Хабаровск-Москва, но зато и двое более трудней.

Этих двенадцать в Хабаровске долго ждали, не раз волнуясь за их судьбу. Они шли где можно, мрачным берегом Охотского моря, но побережье было небогато снегом, и они углублялись в пустыни девственной тайги, где лежат двухметровым слоем. Они трижды пересекали горы Станового Хребта, неделями не встречали ни души. Их жег 58-градусный мороз, но они шли молча, стиснув зубы, как бы выполняя боевой приказ, давая о себе редкие и удивительно короткие весточки. Тем дороже, счастливей и радостней была вчерашняя встреча, приготовленная 12 храбрецам… Они – 12 – загорелые и сильные, даже без малого следа усталости, стояли с винтовками через плечо, держа у ног выбеленные снегами лыжи, весело глядя в глаза встречавших. И в ответ на приветливую речь заместителя председателя Крайисполкома т. Герчикова, назвавшего их заслуженным именем героев, командир двенадцати – Миша Пастернак звонко и просто ответил: «Путь пройден. Все двенадцать здоровы, крепки и готовы всегда к защите Родины».

Вслед за этим пограничники были приняты командующим ОКДВА Василием Константиновичем Блюхером. После обстоятельной беседы он всем вручил памятные грамоты. Так как лыжный переход Нагаево – Хабаровск оценивался не только по выполнению тех задач, которые преследовали чисто пограничные цели, и мы уже приводили их в записи М.Ф. Пастеарнака, но и являлся военно-спортивным, то в каждой врученной грамоте говорилось: «Выдана пограничнику-динамовцу…в том, что он является участником перехода Нагаево – Хабаровск, расстоянием 4000км, совершенного в срок с седьмого ноября 1934 года по 22 февраля 1935 года. Переход совершен по неизведанной ранее местности, в условиях тундры, непроходимой тайги, отсутствия жилья и каких бы то ни был дорог». Такой была оценка беспрерывного лыжного перехода Нагаево – Хабаровск, совершенного 70 лет тому назад. С тех пор он так и не был кем-либо повторен.

0

4

Ивдель 14 февраля 1959 года. Пробег по окружающей местности
https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg755127

https://i3.imageban.ru/out/2023/06/17/6354b42d905fb9d2401db65db03bc291.png

0

5

Лыжный переход Улан-Удэ — Москва

Вики

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8B%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%A3%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%A3%D0%B4%D1%8D_%E2%80%94_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0

Лыжный переход Улан-Удэ — Москва — пеше-лыжный переход в СССР, совершенный советскими лыжницами в 1936—1937 годах. Первые 1000 км были пройдены пешком, остальные — на лыжах
...
21 октября 1936 года с площади Революции города Улан-Удэ (столицы тогдашней Бурят-Монгольской АССР) пять лыжниц — Вера Любимская, Софья Тыхеева, Елизавета Константинова, Анастасия Сункуева и Мария Хахалова — в сопровождении командира Леонида Бобыкина, политрука Александра Сазонова и старшины Алексея Бутунаева — отправились в Москву (пешком и затем на лыжах).

Самой молодой была М. Хахалова — 17 лет. В. Любимской было 24 года. Н. Сункеева — 19 лет, студентка музыкально-театрального училища. Л. Константинова — 20 лет, заведующая культбазой Аларской МТС. С. Тыхеева — слесарь инструментального цеха ПВЗ[1].

С 20 по 29 января 1937 года команда провела в Тюмени. С. Тыхеева и В. Любимская болели гриппом[2].

6 марта 1937 года девушки финишировали на стадионе «Динамо» В Москве. За 95 ходовых дней лыжницы прошли 6045 километров. Этот рекорд дальности женского перехода не побит до сих пор[3]. В среднем в сутки пешком проходили 43 километра, а на лыжах 70,3 километра[4].

«Своим знаменитым переходом Улан-Удэ — Москва отважные дочери бурят-монгольского народа… показали образцы отваги, смелости, мужества, геройства и культурного роста народов БМАССР» — писал в те дни Совет Национальностей Центрального исполнительного комитета Союза ССР.

Внешние изображения
Статья в газете «Правда» 1937 года
Постановлением ЦИК СССР от 9 марта 1937 года все участники перехода были награждены орденами «Знак Почёта»[5]. Ордена вручал в Кремле Калинин 17 марта.

18 марта команда выезжала в Орехово-Зуево, где встречалась с комсомольцами, совершившими в 1936 году переход Москва — Комсомольск. 21 марта по приглашению ленинградской фабрики «Скороход» приехали в Ленинград.

24 марта команда лыжниц выехала из Москвы и в ночь с 29 на 30 марта они вернулись в Улан-Удэ.

Одна из лыжниц — М. У. Хахалова — стала депутатом Верховного Совета СССР в 1937 году.

До преклонных лет дожила только Софья Тыхеева, её последние интервью о том походе печатались в 1980-х годах[6].

На сегодня никого из участников перехода в живых не осталось

Маршрут
1936 год:

Старт — 21 октября в 4 часа дня в Улан-Удэ, вышли пешком.
1 ноября прибыли в Иркутск, 9 ноября — в Кутулик.
12 ноября прибыли в Куйтун, куда уже были привезены лыжи; 16 ноября — в Тулун.
20 ноября прибыли в Нижнеудинск, пройдена тысяча километров. От Нижнеудинска пошли на лыжах.
24 ноября прошли Тайшет.
3 декабря прибыли в Красноярск (на 3 дня раньше намеченного срока); из Красноярска вышли 7 декабря.
9 декабря прибыли в Ачинск.
21 декабря прибыли в Новосибирск.
30 декабря были в Барабинске.
1937 год:

4 января проследовали станцию Чаны; 7 января прибыли в Омск.
14 января прибыли в Ишим.
20 января были в Тюмени (из-за болезни двух девушек команда здесь задержалась несколько дней). Из Тюмени вышли 29 января.
3 февраля прибыли в Свердловск.
10 февраля прибыли в Щучье Озеро.
13 февраля прибыли в районный центр Янаул Башкирской АССР.
14 февраля были в Сарапуле.
16 февраля прибыли на станцию Агрыз Татарской АССР.
18 февраля прибыли на станцию Шемордан.
20 февраля прибыли в Казань; из Казани вышли 22 февраля.
23 февраля проследовали станцию Урмары.
25 февраля проследовали станцию Шумерля Чувашской АССР.
26 февраля прибыли в Арзамас.
1 марта прибыли в Муром.
3 марта были на станции Черусти.
6 марта в 2 часа дня прибыли в Москву.

0

6

Переход Кузбасс — Донбасс

https://vashgorod.ru/post2076358

История легендарного лыжного перехода Кузбасс — Донбасс началась 87 лет назад в Прокопьевске, откуда 24 декабря 1935 года стартовала группа из семи лыжников по маршруту: Прокопьевск-Новосибирск Омск — Петропавловск — Челябинск — Уфа — Самара — Саратов — Сталино (сегодня — г. Донецк). Протяженность лыжного перехода составила 4400 километров и 61 день пути в тяжелейших условиях. Поход завершился 11 марта 1936 г. в г. Сталино, который встретил кузбассовцев грандиозным митингом. Сам А. Стаханов приветствовал марафонцев, принимая у них рапорт о выполнении Кузбассом годового плана угледобычи.

Одним из руководителей этого перехода был Федор Васильевич Давыдов. Федор Васильевич родился в 1910 году в маленькой деревушке Чесноки Ленинск-Кузнецкого района. После школы работал в колхозе, а когда переехал в Ленинск-Кузнецкий — в отделении Сибирской спасательной станции горноспасателем.

К 1935 году за его плечами уже были многокилометровые лыжные марш-броски между городами области. За два года до знаменитого похода, в 1933 году Давыдов группой лыжников совершил лыжный переход в противогазах из Ленинска-Кузнецкого в Сталинск (г. Новокузнецк), который продолжался 12 часов.

В Государственном архиве Кузбасса хранится личное дело Ф.В. Давыдова по приёму в члены ВКП (б) за 1940 год с рукописной автобиографией.
https://cdn.vashgorod.ru/r/1200x1200/img/ba/e1/bae18300a6b28ea1b0eed88775b7cf36.jpg
https://cdn.vashgorod.ru/r/1200x1200/img/48/ca/48ca437b58009461d98bf58a2c3596dc.jpg
https://cdn.vashgorod.ru/r/1200x1200/img/c6/f0/c6f069411a42a521a1aa6b82c131ae19.jpg

https://www.kem.kp.ru/online/news/2378190/

За 61 день 55-градусный мороз пятеро лыжников мужественно преодолели расстояние в 4400 километров.

http://46.180.137.182:8080/e.reading/ba … avydov.htm

Давыдов Федор Васильевич

(17.02.1910-01.03.1942)
Давыдов Федор Васильевич

Мемориальная доска Лыжный переход Кузбасс-Донбасс
Давыдов Федор Васильевич родился 17 февраля 1910 года в сибирской деревне Чесноки ныне Ленинск-Кузнецкого района. В школьном возрасте сам вырезал свои первые лыжи, на которых за 15 километров ходил в школу. Работал в колхозе, затем переехал в город Ленинск-Кузнецкий.

В 1930 году устроился горноспасателем в «ВГСЧ».

Федор Васильевич стоял у истоков зарождения лыжного спорта в городе. Давыдов возглавил тренировочную базу в «ВГСЧ» по бегу на лыжах. Он вместе с товарищами совершал лыжные переходы между городами области. Горноспасатель Федор Давыдов, его друг забойщик шахты «Журинка-3» Павел Пьянов и команда ленинск-кузнецких лыжников стали известны в городе и за его пределами. Они возглавили группу лыжников, которые совершили переход в противогазах из Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка, который продолжался 12 часов. Так ленинск-кузнецкие горноспасатели приветствовали строителей первой кузнецкой домны.

В феврале 1932 года Давыдов Ф.В. был призван в армию. С 1932 по 1935 год служил на Дальнем Востоке, на берегу Охотского моря в поселке Саят в Охотско-Колымском погранотряде ОКДВА.

Находясь на военной службе, Федор Васильевич в составе группы из 12 спортсменов - пограничников, совершили легендарный 129-дневный лыжный переход по маршруту бухта Нагаево (Магадан) – Хабаровск, посвященный 17 годовщине Октября. Федор Давыдов был главным тренером группы. Маршрут разрабатывался долго и тщательно: пограничники активно тренировались, каждый раз делая все более длительные и тяжелые марш-броски. Разведать будущий путь в одну из тренировок трое бойцов отправились по берегу Охотского моря. Пройдя 250 километров, товарищи Федора почувствовали себя плохо. Отправив их обратно, стойкий сибиряк в одиночку прошел 750 километров, выполнив поставленную задачу, а затем еще 1000, возвращаясь в часть.

7 ноября 1934 года начался труднейший в истории лыжного спорта переход, который возглавил М.Ф. Пастернак. Медик по образованию, он во время похода все время оказывал необходимую помощь.

Переход пограничников из Нагаево проводился по заданию главкома В.К. Блюхера. Перед бойцами стояли определенные задачи: «вести наблюдения за метеорологическими факторами побережья Охотского моря, внести коррективы в неточную карту этого побережья, просвещение коренного населения». Группа должна была найти кратчайший путь с Колымы до Хабаровска. Лыжники шли берегом Охотского моря, нанося на карты береговую линию, побережье было небогато снегом, и они углублялись в непроходимую тайгу, где снега лежат двухметровым слоем. Лыжники трижды пересекали горы Станового хребта, неделями передвигаясь по безлюдным местам, давая о себе редкие и короткие радиограммы.

За 129 дней группа прошла более 4 тысяч километров. Мороз стоял ниже -50 градусов, многие обморозились, но упорно двигались вперед. Новый год пограничники встретили на реке Алдоме. В конце пути с провизией помогли эвенки возле селения Косма. В Хабаровск они прибыли 22 февраля 1935 года, потратив на переход 66 ходовых дней, в среднем проходя 60 километров в сутки. В газете «Тихоокеанская звезда» после окончания перехода появилась статья «Люди буранных верст», где эвенки описали свою встречу с лыжниками. Многие горные перевалы на Дальнем Востоке до сих пор называются Давыдовскими в честь Кузбасского командира отважной лыжной  команды. По завершении перехода, всех участников принял и лично наградил маршал В.К. Блюхер. После перехода Федор Васильевич демобилизовался.

После службы в армии, Федор Давыдов продолжал работать горноспасателем в г. Ленинске-Кузнецком, а в декабре 1935 – возглавил знаменитый лыжный переход Кузбасс – Донбасс, посвященный трудовым подвигам А.Г. Стаханова и развитию стахановского движения в Кузбассе. Переход был организован ЦК профсоюзов угольщиков Востока. Пятеро отважных лыжников 24 декабря 1935 года стартовали из Прокопьевска по маршруту Новосибирск – Омск – Петропавловск – Челябинск – Уфа – Самара – Саратов – Донецк (Сталино). Протяженность перехода составила 4400 километров.

Переход продолжался 61 ходовой день. В 55-градусный мороз лыжники мужественно шли по Барабинским степям, едва не погибли на льду Волги под Сталинградом, а затем, увязая в грязи, шли по степям Украины, неся на себе лыжи. Финиш состоялся 11 марта 1936 года, где рапорт кузбасских шахтеров, о досрочном выполнении годового плана угледобычи Федор Давыдов вручил самому Алексею Стаханову  – передовику шахтерского труда. Отважных лыжников приветствовали правительственными телеграммами Серго Орджоникидзе и Михаил Фрунзе.

Всю пятерку пригласили в Москву, где состоялась встреча в Кремле с маршалом К.Е. Ворошиловым. Все участники перехода были награждены именным оружием и ценными подарками. Федору Давыдову вручили именной браузер, золотые часы и велосипед. Эти именные подарки хранятся в Новосибирске в Сибирском историческом музее.

Федор Давыдов был женат, имел двоих детей.

В 1941 году в числе первых добровольцев ушел на фронт. Будучи отличным лыжником, прекрасно зная военное дело и имея значок «Ворошиловского стрелка», он был направлен в 235 отдельный лыжный батальон, который формировался в городе Новосибирске.

В 1941 воевал под Москвой. Лыжники его особого батальона были настоящими диверсантами, подготовкой их занимались сотрудники НКВД. Боевое крещение он и его батальон принял на подступах к столице.

1 марта 1942 года 235-й отдельный лыжный батальон, где командиром отделения был старший сержант Федор Давыдов, сражался с фашистами в ожесточенных боях на Кривцовском рубеже, в деревне Толкачево. Федор и его команда пошли в разведку. Возвращаясь, попали в засаду. Федор Давыдов погиб, был захоронен в братской могиле.

9 мая 2011 года на месте обнаруженного в «Долине смерти» (Кривцовский мемориал) воинского захоронения в деревне Толкачево Болховского района Орловской области была установлена памятная мемориальная плита командиру отделения 235-го отдельного лыжного батальона старшему сержанту Давыдову Федору Васильевичу, «стоявшему насмерть во имя жизни».

5 мая 2016 года в городе Ленинске-Кузнецком на территории муниципального учреждения «Лыжно-спортивный комплекс» (Лесной городок, 34) открыта памятная доска в честь 80-летия лыжного перехода «Кузбасс-Донбасс». На ней перечислены имена всех пяти участников легендарного перехода.

0

7

Лыжный переход Байкал — Баренцево море

Вики

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8B%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB_%E2%80%94_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5

Лыжный переход Байкал — Баренцево море — лыжный переход (марш) в СССР, совершенный в 1934—1935 годах.

Самый длинный лыжный переход в СССР[1], не имеющий аналогов в мировой истории лыжного спорта и вооружённых сил.

Так же назывался — «Лыжный переход Байкал — Мурманск» [2].

Старт перехода состоялся 30 ноября 1934 года от озера Байкал, финиш — 30 апреля 1935 года в Мурманске. Длина перехода — около 9000 км. Длительность путешествия составила 151 день. В некоторых источниках конечным маршрутом перехода указано Белое море.

Маршрут перехода: Нижнеангарск (северная часть озера Байкал) — Туруханск — Обдорск — Архангельск — Мурманск, с преодолением Байкальского хребта, через тайгу и тундру, по незаселенным районам с ночевками в спальных мешках на снегу (последние 300 км были пройдены пешком с лыжами на плечах).

Переход совершили 5 военнослужащих 67-го полка[3] войск НКВД по охране железных дорог — комсомольцы-динамовцы Попов И. Г. (инструктор физподготовки полка, начальник команды), К. Н. Бражников, Е. Ф. Егоров, А. П. Куликов и А. Е. Шевченко (младшие командиры), с двумя собаками.

В ходе перехода участники вели общественно-политическую, разъяснительную и научную работу.

На маршруте были созданы 4 пункта, где хранились обмундирование, продукты, лыжи и другое снаряжение. Также существовала договорённость с Востсибпушниной, в факториях которой лыжники могли получить питание. С собой несли 5−10-дневный запас продуктов, а общая масса груза на человека доходила до 65 килограмм. Кроме этого использовали нарты, на которых везли запасные лыжи, одежду и спальные мешки.

Самым трудным был первый отрезок пути — Нижнеангарск — Тарасовка — Кежма. Безлюдная горная местность с горными склонами с уклонами до 60 градусов. Сначала преодолевали малопроходимые Байкальские хребты, почти сто километров шли по воде, так как реку Нирендукан, вопреки ожиданиям, не сковал лёд, а передвигаться по берегам не давала обрывистая местность. Из-за образования толстой ледяной корки пришлось бросить мешки и сломавшиеся нарты. Скорость преодолевания гольцов не превышала километра в час, которую ещё больше замедляли подъёмы по торосам высотой в несколько метров. В результате путь до первого пункта занял 2 недели вместо 7 дней. Паёк, рассчитанный с небольшим запасом — на 10 дней, закончился на 13-е сутки. 20 декабря закончили преодолевать последний Байкальский кряж. После первого населённого пункта на пути — Тарасовки — лыжники пошли на северо-запад, преодолев за четверо суток Ленско-Каренский кряж и пройдя руслом Ангары 2 января достигли Кежмы. Здесь они были осмотрены врачом, сменили обмундирование и запаслись продуктами и боеприпасами.

0

8

Зарубки на память: Игарка, год 1934, беспрецедентный лыжный переход
https://gapeenko.net/rariteti/9205-zaru … rexod.html

...
Но чтобы отважиться встать на лыжи в самую декабрьскую стужу  и в полярную ночь, когда солнце едва поднявшись в 12 часов дня на горизонт, тут же спустя четыре часа  скрывается, и избрать конечной точкой маршрута Красноярск, пройдя 1729 километров, на это можно было решиться только однажды. И такой переход состоялся.  Шестеро отважных лыжников стартовали из Игарки 12 декабря 1934 года, а в Красноярск прибыли 6 февраля 1935 года.

Этому переходу была посвящена целая полоса  молодёжной газеты «Красноярский комсомолец», только начавшей издаваться в краевом центре.  Читаем вместе с вами эти материалы.

От 67-й параллели до Красноярска
(мой комментарий  — орфография и пунктуация сохранены)

«Честь и слава участникам лыжного перехода Игарка-Красноярск

Игарка – это порт.  Сюда летом,  через коварные неразгаданные льды Карского моря приходят «иностранцы» — датчане, финны, американцы,  французы.  Сумрачные суда становятся на рейде и здесь, у выхода из порта,  набивают лесом прожорливые трюмы.

Зимой Игарка «обмерзает». Вода немеет, скованная льдом. Связь с культурным миром поддерживают самолеты и «верёвочка»- на лошадях по Енисею по необвешенным (мой комментарий – наверное, необъезженным) дорогам – тропам. Неужели не преодолим иначе этот путь?

И вот родилась в умах комсомольцев Заполярья дерзновенная мысль: проложить до Игарки первую комсомольскую лыжню!

Инициативу горкома ВЛКСМ крепко поддержал райком партии и вся общественность города.  Комсомольцы, профорганизации, предприятия  открыли сбор средств для финансирования пробега. Массовые субботники, отчисления, пожертвования легли в основу этого отважного перехода.

Комсомольский переход Игарка – Красноярск, (он смело может считаться им, ибо из участников перехода  четверо члены Ленинского комсомола) был огромным вкладом в освоение Севера и Приполярья.

Пусть же гордится социалистическая родина, имея таких сынов. Лыжную дорогу в 2 тысячи километров от Игарки до Красноярска впервые проложили комсомольцы заполярной Игарки».

Действительно, идея беспримерного лыжного перехода сквозь туман и морозы полярной ночью по необозримым просторам тундры через тысячи километров незаселённой людьми территории родилась в умах комсомольцев Игарки осенью 1934 года. Горком комсомола решил пробить путь до краевого центра на лыжах. Стали разрабатывать маршрут. Первоначально наметили его так: от Игарки по Енисею до посёлка Стрелка, затем по Ангаре до Иркутска. Протяжённость всего маршрута должна была составить 2300 километров.  Иркутск был выбран конечной точкой как столица Восточно-Сибирского края, куда и входила первоначально Игарка.

В горкоме комсомола была намечена программа, включающая политпросветительскую работу: оказание помощи местным комсомольским организациям в местах остановки и отдыха, развёртывание оборонной и физкультурной работы и даже проверка работы ряда местных хозяйственный компаний.

Была поставлена и ещё одна важнейшая государственная задача – проверить возможность применения спортивных лыж (армейского типа) в условиях длительного северного перехода и способность собачьих упряжек  перевозить грузы на дальние расстояния.  Для этого нужна была и соответствующая одежда, и запас питания,  и многое другое.

Комсомольцы через городскую газету «Северная стройка» обратились за советом и поддержкой к населению. «Средства найдём»,  — заверили  игарчане.

Наш неутомимый краевед Леопольд Антонович  Барановский, в отличие от моих современников, имевший возможность просмотра газеты «Северная стройка» 1934 года, так  описывал  в очерке «Полвека назад» эту мощную трудовую лихорадку,  вмиг охватившую все трудовые коллективы города в едином порыве:

«Молодёжная бригада Бобылева (лесозавод № 2), студенты совпартшколы первыми провели субботник,  и все заработанные деньги перечислили в счёт похода.  Коллективы лесобиржи и пожарной охраны  также организовали субботник. Рабочие силовой станции № 2, учитывая большие цели и задачи лыжного перехода, перечислили в фонд однодневный заработок, работники ОРСа ЛПК также присоединились к призыву энергетиков.  Свои дневные заработки внесли шорник Карлов,  рабочая Высотина и многие другие.  Постепенно росла сумма текущего счёта № 160543,  росла и материальная база.  6 декабря 1934 года состоялся городской субботник на всех заводах ЛПК. Заботой и любовью были окружены  будущие  участники лыжного похода. Им давали советы, рекомендации, поднимали бодрость духа.

С 25 ноября начались тренировочные занятия для окончательного отбора  членов команды.  Тренировки проходили под постоянным врачебно-физкультурным наблюдением  Полярной станции Всесоюзного института экспериментальной медицины.   (Мой комментарий – мы помним, что такая станция была открыта в городе в 1934 году).

Участники пробега должны были быть здоровыми,  физически выносливыми, идейно закалёнными. (…)

12 декабря 1934 года они вышли на старт… Пасмурное, морозное утро. К старту у Дома Советов собрались более тысячи человек. Короткий митинг. Приветствие. Ответное слово.  Отрывистые слова команды – и шесть лыжников отправились в далёкий путь». (Барановский Л., «Полвека назад», газета «Коммунист Заполярья» 12.03.1985 года)

Мы уже упомянули, что маршрут несколько изменился от первоначального.  Стало известным, что идёт подготовка к реформированию края. И действительно, 14 декабря 1934 года был образован Красноярский край с центром в городе Красноярске. Он и стал конечной точкой  маршрута, сократив путь  отважных лыжников почти на полтысячи километров. Идти им следовало по Енисею, минуя поворот на Ангару.

А в это время в Игарке к Дому Советов была прикреплена огромная карта, и путь  передвижения лыжников отмечался на ней флажками.

Но вернёмся вновь к материалам «Красноярского комсомольца». Видимо, дневниковые записи лыжников легли в основу следующей публикации.

Путь отважных
«Игарка – Карасино 12 декабря команда лыжников из заполярного города взяла старт перехода Игарка – Красноярск. Впереди 2000 километров пути, добрая часть которых расположена за Полярным кругом. В числе шести отважных лыжников стартовали четыре комсомольца: Евгений Курицын, М.Анчеров, М.Истратов,  Смильтенко Иван, коммунист Воловодов С. и  беспартийный Ляпунов.

Первые же километры дали себя основательно чувствовать.  За 15 километров от Игарки настигла пурга такой силы и плотности, что даже упряжка собак, следовавшая за участниками перехода, отказались идти сквозь снег, ветер и темноту. За первые два дня лыжники при морозе 32 — 35 градусов продвинулись на 87 километров. В Карасино прибыли на третий день. Здесь была первая дневка. Физкультурники-комсомольцы на общем собрании становщиков (мой комментарий – правильно, наверное, станочников) прочли и разъяснили населению постановление пленума об отмене карточной системы и замене её свободной продажей хлеба. Это для жителей заполярной зимовки было новостью.

Денежкино – Канашель  (мой комментарий – более известно  и видимо правильное название станка как Конощель)  Пятый день пробега выдался чрезвычайно трудным. Лютовал 55-градусный мороз и в лицо дул встречный режущий ветер. Упрямо шли, преодолевая расстояние и непогодь.  Несколько раз оттирали обмороженные руки, лицо и шею.  Растирали спиртом лапы собак, и снова упрямо шли вперёд. Ночёвка была в исторической Курейке, где раньше царское правительство держало в ссылке нашего гениального вождя И.Сталина, а теперь разместился заполярный санаторий – здравница Заполярья.

Канашель – Туруханск (140 километров) К концу восьмого дня пути вошли в первый северный город – Туруханск. Здесь осмотр не нашёл среди участников заболевших, или ослабевших. Команда вышла на Енисейск.

Туруханск – Верхнеимбатск (370 километров)  22 декабря 25 лыжников Туруханска провожали шестерых отважных в дальнейший путь. Этот этап известен в этих краях под названием «мирный лебедь». (Мой комментарий – на самом деле маршрут пролегал далее до станков Лебедь и Мирное). Однако, уже первые дни показали обманчивым лиризм названия.  «Мирный лебедь» оказался как раз далеко не «мирным».  Здесь были самые жестокие морозы (до 65 градусов) и сильные ветра со снегом. В течение восьми дней пути несколько раз блуждали в пурге без дорог. В такой обстановке встречали новый 1935 год.

Верхнеимбатск – Подкаменная Тунгуска  2 января тронулись на Подкаменную Тунгуску.  Морозы продолжали свирепствовать.  Самая короткошёрстная собака упряжки «Соболь»  чуть было не пропала от холода. Через шесть дней пришли в Тунгуску и впервые за тысячекилометровый  путь ребята спали на чистых койках.

Подкаменная Тунгуска – Енисейск  10 января стартовали из Подкаменной Тунгуски на Ярцево. В пути не один раз шли без дороги, полагаясь на чутьё собак.

В Енисейске команда также жила 6 дней.  Они осмотрели местный музей, производства, школу,  присутствовали на пленуме РК ВКП (б) и вместе с трудящимися города отпраздновали годовщину освобождения Сибири от Колчака.

Енисейск – Красноярск    Отдохнув, набравшись сил, комсомольцы двинулись в последний переход своего отважного героического  маршрута.  «Теперь – дома», — шутили игарцы.  Уменьшились морозы, смирились метелицы и присмирели ветры.

И вот сегодня их встречают трудящиеся Красноярска. Толпа народа полна торжества и гордостью за отважных сыновей ленинского комсомола.

Привет вам,  героические полярники – жители Игарки!»

Движение лыжников освещала и газета «Красноярский рабочий», давая краткие информации, полученные по телефону, либо телеграфу  от руководителя группы при достижении очередного телефонизированного станка.

«26 декабря прошли Верещагино (555 километров от Игарки). Все бодры. Путь до Баихи пройден в сильную пургу».

И вот что интересно. Инициативу комсомольцев Игарки перехватила молодёжь Таймыра. Они тоже двинулись в путь. Переход Дудинка – Игарка лыжниками был пройден за шесть дней.  В нашем городе лыжники пробыли два дня, отдыхали, знакомились с городом. 24 декабря 1934 года лыжники стартовали на Туруханск. Таймырцев провожало около двух тысяч игарчан. Состоялся митинг. Отряд игарских лыжников —  около шестидесяти человек —  провожал северных соседей  далеко за пределы города.

30 января 1935 года газета «Красноярский рабочий» опубликовала телеграмму за подписью командира пробега игарских лыжников: «29 января прибыли в Казачинск. Организована массовая встреча. Погода благоприятная. Команда здорова. Начальник команды Ляпунов».

Но вернемся к «Красноярскому комсомольцу».  В центре полосы краевой молодёжной газеты  располагался и очерк «Дерзость», рассказывающий о трудностях маршрута.
https://gapeenko.net/wp-content/uploads/2018/10/ig-1934_2.jpg

Дерзость
«Тишина напрасно караулила окрик (мой комментарий – так в тексте)  жизни. Небо хмурилось сурово. По нему бродили стада туч, набухающих снегом и метелицами. Злая  сибирская зима, всё лежит на земле спокойно, вцепившись снегами в промёрзшую землю. А как подуют с севера лютые ветры, срывается с земли зима и вместе с бесшабашными ветрами в снежной шураге  (мой комментарий – так в тексте)  несётся ни весть куда.

В этой безмолвной шураге тишина караулила окрик жизни. Люди и собаки молчали, начиная дружиться с усталостью.  Шестеро в ватных комбинезонах молча курят. Собаки, запутав упряжь, свалились в снег, и теперь сухими языками, шершавыми, как наждак,  лизали раны, зализывая боль порезов о лёд.

И вдруг один из людей хрипло вспугнул насторожившуюся тишину: — «Кучум»,  «Еруслан»…

Собаки зашевелились.  Через минуту шестеро на лыжах уходят в снежную даль и за ними тянут гружёную нарту пять собак.

Шли.

А где же каюр?  Где вездеход – проводник-погонщик?  Где каюр упряжки?

Каюр-проводник, погонщик упряжки ушёл сквозь снег, холод и темноту.  Каюр впереди упряжки! Туда за ним! И собаки идут…

«Кучум» — это вожак.  Он идёт впереди всех собак с перевязанной правой лапой,  осторожно выбирая дорогу.  Вдруг он останавливается, поворачивается к собакам и больно кусает за ухо «Севера».  Вожак чувствует, как недобросовестно обманывает товарищей хитрый  и ленивый «Север». Он наказывает его.

«Кучум» и «Еруслан» — братья по крови.  Оба они чистокровные тунгусские лайки, широкогрудые сильные и отважные псы. Биографии обоих пестрят случаями борьбы с медведями.  В одной из таких схваток «Еруслан» потерял нерв, сдерживающий мышцы головы, и теперь морда у него  всё время подёргивается, как в пляске «Витта».

Особую благородную службу в пробеге несёт «Соболь». Когда пурга идёт стеной, и лыжники не видят дорогу,  передовой отпрягает «Соболя» и привязывает его к себе верёвкой, пускает вперёд. «Соболь» тогда чутьём ведёт игарцев  к жилью. «Соболь» — это каюр в непогоду, каюр всего пробега.

«Букет» оправдывает свою кличку. «Букет» — это пышный комок разношерстных цветов.  Он метис: от лайки он получил отвагу, преданность и охотничью повадки.  А от дворовой собаки досталась ему бесшабашная весёлость и могучая сила. В деревнях он первый зачинщик шумной погони за никогда не виданными зверями: кошками, поросятами, овцами.

**

Километр за километром проходили лыжники. Усталые приходили на стан.  Здесь их везде встречала тёплая забота сельчан.  Отогреются, покушают ребята и начинают беседу.  К этому времени дом набивается до отказа. Население великолепно понимает важность этого героического перехода.  Недаром отважным лыжникам колхозы, охотничьи бригады и рыбные артели (Верхнеимбатска, Верещагино, Подкаменной Тунгуски и многих других) приносили рапорты о выполнении планов подлёдного лова, о 100-процентом убое зверя в урочищах тайги.

Бывали поистине трогательные встречи. Например, в двух километрах от села Холмогорово Енисейского  района игарцев встретили три человека, один из них сказал:

— Товарищи, мы вас давно ждём. Дежурили, боялись прокараулить.  Теперь мы рады. От имени всей комсомольской организации села в количестве трёх человек приветствую отважных комсомольцев Игарки.

Правда же,  трогательная встреча этих трёх ребят,  составляющих «всю организацию КСМ села»…

В этом малом кроется великое, благородное и тёплое.

**

И так километр за километром шли героические ребята.  По заполярному бездорожью, по глухомани тайников тайги, по лютой стуже, сквозь снег метелиц шла из Заполярья комсомольская отвага и дерзость.  Шли обыкновенные люди, в груди у которых жила эта дерзость.  Что сказать о них? Шофёр, машинист – рабочие ребята.  Обыкновенные люди героических будней нашей прекрасной родины. О них можно писать романы и сочинять прекрасные стихи.  Их дерзость можно воспевать в песнях. И эта дерзость – не продукт национального честолюбия,  не голое рекордное предприятие,  не авантюрная погоня за славой, а обыденная работа большевиков.

Имя этой дерзости – большевистское освоение Севера!

К.Анатолий»

Газета приводит и фамилии участников лыжного перехода, сделав акцент на комсомольцах.

Героические комсомольцы

«Тов. Курицын – шофер, бригадир автолесовозного парка.  Ударник. Член ВЛКСМ с 1932 года.

Тов. Истратов – пом.механика на выкаточных механизмах. Ударник. Член ВЛКСМ с 1929 года.

Тов. Ангеров – кассир треста лесокомбината. Ударник. Член ВЛКСМ с 1931 года.

Тов. Смильтенко – участковый инспектор РК милиции Игарки. Ударник. Член ВЛКСМ с 1927 года».

Между тем, справедливости ради,  следует привести весь состав участников перехода.

Командиром пробега был Алексей Ляпунов, до участия в этом переходе он считался одним из лучших легкоатлетов Сибири. Командир запаса, «Ворошиловский стрелок», значкист ГТО. Впоследствии Ляпунов, видимо, выехал из город, и его дальнейшая судьба, как и полные анкетные данные мне не известны.

«Георгий Воловодов – политрук команды, член ВКП (б), работник НКВД, старый физкультурник, значкист ГТО, имеющий грамоту за отличную стрельбу»,  – так пишет о нём Леопольд Антонович Барановский. Дальнейшая его судьба также не известна.

Состав лыжников был интернациональным: татарин Мерзи Ангеров, латыш Иван Смильтенко и русские Михаил Истратов и Евгений Курицын.  По-разному сложилась и их судьба.

И Барановский,  и Анатолий К. называют участником перехода М.Ангерова – Мерзи Ангерова.  Барановский пишет о нём так: «Мерзи Ангеров – работник ЛПК, комсомолец, ударник, труда, редактор стенгазеты, значкист ГТО».  Газета «Красноярский комсомолец»,  сообщает вот такие данные: «Тов. Ангеров – кассир треста лесокомбината. Ударник. Член ВЛКСМ с 1931 года».

А вот краткая информация из газеты  «Большевик Заполярья» за 14 августа 1935 года.  Участники лыжного перехода Ангеров и Истратов, оказывается, ещё и заядлые футболисты. Тогда нередкими были встречи на футбольном поле  городской команды с командами иностранных судов.

Однако,  поисковик интернета выдаёт нам другого игарчанина 30-х годов – Мерзи (Мерзе) Анчерова.  Сравнительные данные  позволяют  сделать вывод о том, что это наш отважный лыжник Ангеров, только его  фамилия  указана неверно — «Анчеров».

Несколько сайтов интернета публикуют сведения о нём как  жертве политических репрессий. Но больше данных, чем первоначально было размещено в Мартирологе Красноярского общества «Мемориал»  никто не добавляет. Уроженец Шиховской волости Аларского аймака Иркутской губернии, татарин Мерзи (Мерзе) Анчеров родился в 1912 году.  Имел образование четыре класса, с 1931 года был членом ВЛКСМ.  Возможно, что в 1934 году он работал кассиром  в  лесокомбинате. А по возвращении из перехода стал инструктором физической культуры на этом предприятии.

Однако, в 1937 году  Мерзи был исключен из комсомола и 27 августа арестован. Ему было предъявлено обвинение по статье 58, часть 10.1. Уголовного кодекса РСФСР – контрреволюционная деятельность. Почти два года длилось следствие. 21 июня 1939 года  Мерзи Анчеров был осуждён Красноярским краевым судом  на три года  с  лишением политических прав на два года.  Не сообщено, где и как отбывал он наказание. Обвинение с него было снято,  и он был реабилитирован только 24 мая 1972 года.
Это фотография из газеты «Красноярский комсомолец», где Мерзи Ангеров (слева) вместе с Иваном Смильтенко – единственное документальное свидетельство об отважном игарском лыжнике.

Остальные трое комсомольцев – Евгений Курицын, Михаил Истратов и Иван Смильтенко стали участниками Великой Отечественной войны.

Трагически сложилась судьба нашего земляка Ивана Мартыновича Смильтенко.  По данным газеты, он  работал участковым инспектором в милиции. Барановский называет его  ударником труда, комсомольцем, старым физкультурником.   Корреспондент «Красноярского комсомольца» уточняет, что Иван Смильтенко – участковый инспектор игарского горотдела милиции и комсомолец с 1927 года.

Данные о И.М. Смильтенко я встречала  в документах, хранящихся в  краевом партийном архиве: год рождения 1908, в 1941 году  – председатель городского Совета ОСОАВИАХИМа в Игарке. В рядах  городского Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству, именно так расшифровывается аббревиатура  ОСОАВИАХИМ —  этой общественно-политической оборонной  организации, созданной в СССР в 1927 году, состояло 610 человек.  Рассматривая  19 мая 1941 года на бюро ГК ВКП (б) вопрос «О подготовке к очередному призыву», отмечалось, что только 20 процентов призывников имеют оборонные значки. Некоторые не охвачены учёбой по ликвидации неграмотности. Вот тогда-то молодого коммуниста и рекомендовали возглавить эту организацию.

А 30 июня 1941 года также на заседании бюро горкома партии уже слушали его отчёт «Об оборонной работе в городе» и возложили на молодого коммуниста подготовку из числа военнообязанных медицинских фронтовых сестёр, шофёров, радистов, телефонистов, гранатомётчиков и велосипедистов. В ходе военной учёбы особое внимание должно было быть обращено на отработку штыкового боя и  тактику его ведения.

Увы, не сохранились сведения о том, как справился  опытный лыжник с этой задачей и в  какое именно время сам пошёл на фронт. Политрук Иван Мартынович Смильтенко погиб в бою 17 января 1943 года.  Сложил голову в бою и его брат Пётр.  Жена одного из братьев ветеринарный врач Клавдия Васильевна Смильтенко также числится среди тех игарчан, кто подавал заявление об отправке на фронт в числе добровольцев.

Лучшая судьба сложилась у Евгения Курицына и Михаила Истратова. На фото из «Красноярского комсомольца» они вместе.

Зарубки на память: Игарка, год 1934, беспрецедентный лыжный переходЕвгений Александрович Курицын родился  в 1916 году,   шофёр,  бригадир автолесовозочного парка лесопромышленного комбината,  член ВЛКСМ с 1929 года,   лучший футболист города. Леопольд Барановский называет его также ударником труда, рабочим корреспондентом газеты «Северная стройка» и ворошиловским стрелком.

В какой-то момент после завершения лыжного перехода Евгений Курицын перешёл на работу в городскую пожарную охрану. И там отважный огнеборец числился в ударниках.

В 1938 году, публикуя его портрет на страницах газеты «Большевик Заполярья» в группе передовых работников пожарной части,  указывалась его должность – старший шофёр.

Зарубки на память: Игарка, год 1934, беспрецедентный лыжный переходНа момент начала Великой Отечественной войны  Евгений выехал из города.  Он был призван на фронт  Сталинским РВК Красноярска 26 июня 1941 года.  На войне был  сержантом, командиром транспортного отделения 341 отдельной автороты подвоза 140  стрелковой дивизии,  награждён  медалью «За боевые заслуги» и  орденом Красной Звезды. Вернулся с фронта живым.

Михаил Васильевич Истратов родился в 1910 году в Иркутске. В комсомол вступил в 1929 году. Работал, как известно, помощником механика на лесной пристани.

На фото из газеты «Большевик Заполярья» 1939 года он на переднем плане. Подпись под фотографией гласит: «24 мая комсостав запаса провел тренировочные занятия к сдаче норм на значок «Ворошиловский стрелок». На снимке товарищ Истратов М.В. слева».

На фронт Михаил Истратов ушёл из Игарки в числе первых. Ему, как никому другому, пригодились навыки на выживаемость, полученные в том самом полярном лыжном переходе.

«Находясь с начала формирования  в составе 382 стрелковой дивизии  Истратов в суровые зимние морозы 1941-1942 годов действовал в составе разведывательной роты, много раз ходил в разведку и всегда добывал для командования нужные сведения о противнике», — такую характеристику даёт нашему земляку Михаилу Истратову  командир отдельного пулеметного батальона старший лейтенант Галкин.

Читаем дальше: «Истратов обладает смелостью, дерзостью, считается лучшим разведчиком в роте. В боях под Спасской Полистью Истратов был ранен. Получив обработку раны в 468 медико-санитарном пункте и не оставаясь на лечении, снова вернулся в роту и работал на должности писаря – каптенармуса. Работая писарем,  навел учёт имущества и продовольственного фуража и наладил бесперебойное снабжение роты продуктами.  В январе месяце 1942 случился перебой с фуражом для конного состава и Истратов организовал сбор коры  осиновой и мелких веток. Всё это шло на корм лошадям. В результате  в разведывательной роте не было ни одного случая падежа животных. Находясь в окружении 2-ой ударной армии в июле 1942,  Истратов уделял много внимания и заботы обеспечению роты. Вышел из окружения и вывел с собой истощавших товарищей».

В 1945 году к медали «За боевые заслуги» прибавился орден Красной Звезды. Тогда в наградном листе было указано, что старшина Михаил Васильевич Истратов  «14.01.1945 во время контратак противника  под сильным артиллерийско-миномётным огнём исправил 8 повреждений связи, чем обеспечил связь командира полка с командиром батальона».

После войны Михаил Васильевич в Игарку не вернулся, обосновался в родном Иркутске. В Игарке остался сын, который до конца жизни сохранял добрую память об оставившем семью отце. А его дочь Елена, внучка легендарного лыжника, живущая сейчас в Санкт-Петербурге, надеется встретиться с новыми родственниками своего деда Михаила. Говорят, что в этой семье у него родились сын и дочь.

Перенесёмся вновь в 1935 год. Краевой центр готовился к приёму лыжников. Газета «Красноярский рабочий» информировала своих читателей о деталях готовящейся встречи. Для этого в крайисполкоме была создана специальная комиссия.  Лыжники города должны были выйти навстречу игарской команде к деревне Старцево. За городом их должны были встречать представители краевых партийных, советских и профсоюзных органов.  Финиш пробега планировали у здания крайисполкома, где должен был быть проведен торжественный митинг.

За время пребывания в краевом центре до Дня Красной Армии (23 февраля)  игарцы должны были посетить ряд предприятий и организаций, рассказать о лыжном переходе.  Они должны были принять участие в краевом спортивном празднике в качестве судей.

Северян планировали порадовать посещением кино, театра, цирка.

И вот настал день встречи – 6 февраля 1935 года игарцы должна были «порвать» финишную ленточку пробега. Для встречи с ними ещё утром из Красноярска в Старцево  вышли на лыжах две стони красноярских спортсменов и представители краевых властей.  Спортсмены входили в Красноярск через мост по Крестьянскому переулку на улицу Советскую к крайисполкому, на улицах их встречали толпы красноярцев. По Советской улице колонна прошла до переулка Перенсона и вышла на стадион «Динамо», где и состоялся торжественный митинг.

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » ВДАРИМ ЛЫЖНЫМ АГИТПРОБЕГОМ - ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СТРАНЫ СОВЕТОВ.