https://poisknews.ru/themes/medicine/iz … olgoletie/
Один из 49 симпозиумов съезда, «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности», был посвящен памяти академика Н.П.Бехтеревой (в следующем году будет отмечаться столетие со дня ее рождения). Можно лишь представить, с каким пристальным вниманием слушала бы Наталья Петровна отчет о физиологических исследованиях буддистских практик, в частности, тукдама — посмертной медитации, выполненных в тибетских монастырях Индии командой единомышленников под руководством ее сына академика РАН Святослава Медведева. Ведь это — то самое Зазеркалье, проникнуть в которое она пыталась на протяжении последних лет своей жизни, изучая измененные состояния сознания.
https://ria.ru/20230512/tukdam-1871387563.html
В состоянии "тукдам" – так называемой "посмертной медитации" – у буддийских практиков сохраняется наитончайшее сознание, считает супервизор Российского научно-исследовательского центра в Мундгоде (Индия) геше Лобсанг Сангпо.
"Когда кто-то из монахов, практиков входит в состояние тукдам, проявляется наитончайший уровень его сознания – так называемый "ум ясного света", - сказал геше Сангпо РИА Новости на первой Международной конференции "Сознание животных", которая проходит в мае в Дхарамсале (Индия), где расположена резиденция Далай-ламы.
По договоренности с Далай-ламой известный российский академик Святослав Медведев, более четверти века возглавлявший Институт мозга человека имени Бехтеревой РАН, открыл в тибетских буддийских монастырях в Индии несколько научных центров исследования медитации и измененных состояний сознания. В них с 2019 года российские специалисты работают вместе с буддийскими коллегами – монахами-учеными, прошедшими специальную подготовку. Благодаря такому сотрудничеству появилась возможность изучения и феномена тукдам (тиб. "тук" — сознание, "дам" — самадхи, медитативное состояние) – состояния, когда после остановки сердцебиения и кровообращения тело практика не разлагается в течение нескольких дней или недель.По словам геше Сангпо, у находящегося в тукдаме практикующего еще не завершился процесс умирания, потому что "в нем еще сохраняется наитончайшее сознание, ум ясного света". "При этом все грубые уровни сознания, включая концептуальное мышление и сенсорное восприятие, перестают действовать", - добавил буддийский ученый.
В буддизме нет понятия бессмертной души. Однако согласно буддийскому учению, со смертью и разложением тела наитончайшее сознание ("ум ясного света") не прекращает своего существования, но пройдя промежуточное состояние (бардо) между смертью и новым существованием, обретает новое телесное воплощение. Это и называют перерождением, или реинкарнацией.
Отвечая на вопросы о буддийском понимании бессознательного состояния и комы, геше Сангпо отметил, что "определенные уровни сознания присутствует у человека и в таких состояниях". "В момент смерти раскрывается наитончайшее сознание, ум ясного света", - добавил геше. Кроме того, буддисты считают, что ум ясного света также на короткое время проявляется во время чихания, зевания, обморока, но его чрезвычайно трудно обнаружить."У собак, кошек и других животных тоже есть переживание ума ясного света – оно, без сомнения, проявляется у них в момент умирания. Кроме того, все живые существа обладают природой Будды - потенциалом для достижения пробуждения, высшего идеала буддизма. Однако в случае рождения человеком достижение пробуждения намного вероятнее, потому что человек имеет большие возможности для получения знаний и преображения своего ума. Поэтому человеческое рождение, с точки зрения буддизма, – самое драгоценное", - пояснил геше Сангпо.
Первая многодневная Международная конференция "Сознание животных" проходит в Дхарамсале по инициативе Далай-ламы. На форум приехали более 70 ведущих ученых в области сознания, нейронаук, биологии, философии и психологии из России, Индии, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии. Организаторами конференции выступили Институт перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, московский Фонд "Сохраним Тибет" в сотрудничестве с Библиотекой тибетских трудов и архивов (Дхарамсала) и Фондом содействия гуманному и ответственному отношению к животным "Кошка ветра" (Москва).
https://ria.ru/20220319/meditatsiya-177 … .html?in=t
"Транс длиною несколько веков" — так исследователи называют феномен "посмертной медитации". Тибетская практика не дает покоя ученым в силу необычного поведения организма. Например, тела буддийских монахов, навечно застывших в позе лотоса, не разлагаются. А мозг, по всей видимости, умирает гораздо дольше, чем у обычных людей. О большой загадке для науки — в материале РИА Новости.
"Все как у живого"
Особо значимая для десятков миллионов буддистов святыня находится в Бурятии. Ежегодно верующие со всего мира стекаются в Иволгинский дацан под Улан-Удэ увидеть главное чудо: нетленное тело монаха в одном из дуганов (храмов).
"Это Пандито Хамбо-лама Даши Итигэлов, живший тут сто лет назад. В 1927-м он, чувствуя скорую кончину, собрал учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем сел в позу лотоса и принялся медитировать", — рассказывает насельник дацана.
В таком положении его и поместили в кедровый гроб. Тело обнаружили лишь в 2002-м. "Ощущение, будто он умер пару дней назад: ни малейших признаков разложения!" — уверяет местный монах. — Даже волосы не изменились".Подтвердили это и специалисты Российского центра судмедэкспертизы. По их словам, волосяной покров по свойствам идентичен живому. Хотя сам организм считается умершим: температура тела всего двадцать градусов.
За почти 20 лет исследований ученые так и не объяснили, как такое возможно. Более того, феномен Итигэлова не единственный. Похожие "монашеские мумии" есть и в других странах."Мы думали иначе"
Семь лет назад в монгольском монастыре нашли тело монаха, скончавшегося в 1852-м. "Судя по всему, он умер, пребывая в медитации. Это так называемый тукдам: вокруг ламы собираются ученики и как бы поглощают его энергию. При этом сам человек, по сути, умирает телом — за три недели духовной практики организм значительно сжимается, в нем почти не остается влаги. Однако мозг работает и сознание сохраняется", — говорит антрополог Ганхугийн Пуревбата.
Разгорелись споры. Одни специалисты утверждают, что монах еще жив — температура тела хоть и ниже нормы, но незначительно. Другие разводят руками — быть того не может.
Согласно буддийским представлениям, в тукдаме человек сам контролирует сознание. В таком состоянии некоторые ламы пребывают неделю, месяц или несколько лет, как бы оттягивая окончательную смерть.По мнению некоторых ученых, это полностью меняет представления о кончине. "Западная медицина рассматривает бинарное состояние: либо жив, либо мертв. Однако, как видим, биологические процессы — это не система "включено — выключено", — указывает американский психолог Ричард Дэвинсон.
"Сознание не уходит"
Отсюда гипотеза: человеческое сознание какое-то время "живет" после остановки всех биологических механизмов. Вполне возможно, что тибетские монахи узнали об этом еще много веков назад и научились "управлять умиранием".
Команда Дэвинсона исследовала несколько десятков буддистов, пребывавших в тукдаме. Замеряли основные показатели организма как в процессе медитации, так и после смерти. Выяснилось, что тело в таком состоянии действительно разлагается куда медленнее.
Другое дело — мозг. Электроэнцефалография 13 покойников не выявила никаких импульсов.
Правда, в научном сообществе обратили внимание на важную деталь: монахов изучали спустя 26 часов после кончины.
"К сожалению, большинство буддийских монастырей в Индии находится в труднодоступных местах, — отмечает антрополог Дилан Лотт. — Однако косвенные данные свидетельствуют: после того как жизненно важные органы перестают работать, мозг посылает сигналы еще несколько часов. И в этот период сознание, видимо, не уходит".Разные версии
Именно первые минуты после остановки сердца интересуют ученых. Все потому, что наука бьется над вопросами о природе сознания: что это и где оно находится? Вот специалисты и обратились к многовековым религиозным практикам.
Одними из первых так поступили российские ученые. Два года назад Институт мозга РАН договорился с Далай-ламой XIV, духовным лидером тибетского буддизма, создать два исследовательских центра в монастырях на юге Индии. Лам изучали в том числе и в глубокой медитации.
Установили, что во время "погружения" организм в разы меньше реагирует на сигналы внешнего мира. Причем происходит это на автомате, без участия сознания.
Наиболее отчетлив этот феномен при тукдаме. Тело умершего выглядит так, будто он заснул: никаких признаков разложения, кожа эластична.
"Любой нормальный человек, когда он входит в комнату с покойником, испытывает некую отстраненность, нежелание приближаться, дискомфорт. Но ничего этого нет при тукдаме — даже возникает ощущение какого-то спокойствия", — говорит глава Института мозга РАН академик Святослав Медведев.
Почему так, достоверно неизвестно. Возможно, тонус организма после смерти поддерживается мозгом, в котором сохраняется какая-то деятельность.
"Другая версия: под влиянием медитации при умирании выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения", — добавляет ученый.
Но пока ответов на эти вопросы нет. Исследования феномена "посмертной медитации" продолжатся.
https://ria.ru/20210505/buddizm-1731246353.html
Российские ученые получили первые научные подтверждения феномена "тукдам", или посмертной медитации, в которой могут находиться буддийские монахи, заявил руководитель "Проекта исследования медитации и измененных состояний сознания в тибетских буддийских монастырях", основатель Института мозга человека РАН академик Святослав Медведев.
В среду он принял участие в онлайн-встрече с Далай-ламой XIV.
В 2019-2020 годах по договоренности с Далай-ламой академик открыл в тибетских буддийских монастырях на юге Индии два научных центра исследований медитации и измененных состояний сознания. В них при помощи современных приборов удалось собрать психофизиологические данные более ста практиков из семи разных монастырей, в том числе во время глубокой медитации. Кроме того, российские специалисты получили доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам, в котором они могут пребывать несколько дней или недель.
Как отметил академик, за время проекта ученые обследовали 104 буддийских монаха, которые выполняли медитации, рекомендованные Далай-ламой, и получили ряд значимых результатов. По его словам, российские исследователи совместно с американскими коллегами из Университета штата Висконсин, а также медиками из госпиталя Делек и института Мен Тсе Кханг в Дхарамсале (Индия) завершили регулярное наблюдение за монахом монастыря Гьюто, который "находился в состоянии тукдам в течение 37 дней"."Мы пригласили судмедэксперта, руководителя регионального бюро криминальной экспертизы, работа которого заключается в исследовании состояния тел в различные сроки после смерти. Благодаря этому на научной основе было показано, что состояние тела монаха, находящегося в состоянии тукдам, кардинально отличается от состояния тел с аналогичными сроками после смерти. То есть мы получили первые научные подтверждения состояния тукдам. Мы надеемся продолжить работу под вашим руководством", — сказал Медведев, обращаясь к Далай-ламе.
Он отметил, что на проекте работают две лаборатории, планируется открыть третью на севере Индии. Помимо специалистов из России, там работают тибетские монахи, изучавшие методы научного исследования под руководством российских ученых и ставшие монахами-исследователями.
"Благодаря этим монахам мы смогли продолжать исследования во время пандемии", — подчеркнул Медведев.
Ранее он говорил, что изначально исследователи выдвинули версию, что тонус организма после смерти поддерживает еще не полностью умерший мозг, в котором сохраняется какая-то деятельность. Однако зафиксировать ее не удалось, поскольку нет "биоэлектрической активности".
Один из организаторов встречи, директор фонда "Сохраним Тибет" Юлия Жиронкина, пояснила РИА Новости, что тукдам (тиб. "тук" — сознание, "дам" — самадхи, медитативное состояние) — посмертное состояние, "в котором опытный созерцатель способен распознать наитончайшее сознание ясного света и направить его на исследование природы реальности"."Несмотря на то что смерть уже наступила, сердцебиение и кровообращение остановились, тело такого практика не разлагается и в течение нескольких дней или недель сохраняет свежесть вплоть до окончательного выхода тонкого сознания из тела. Согласно тибетской буддийской литературе, его лицо может излучать свечение, а в теле может сохраняться тепло, характерное для живого человека", — пояснила она.
По ее словам, когда человек умирает, сознание понемногу "утончается": "грубые уровни сознания отступают, проявляются более тонкие, и, наконец, наступает этап проявления наитончайшего сознания — ясного света".
"Хотя факт клинической смерти уже зафиксирован медиками, не работают сердце и мозг, буддисты считают, что пока наитончайшее сознание пребывает в теле человека, он еще не умер. Находясь в теле, сознание пребывает в глубокой медитации", — рассказала собеседница агентства.
Как указала Жиронкина, состояние тукдам интересует ученых.
"Если, согласно распространенной точке зрения, нет никакого сознания, есть только мозг и его работа, то что же удерживает тело от разложения? Если ученые это зафиксируют, докажут, что мозг и сердце не работают, но что-то удерживает тело от разложения, то это косвенным образом докажет, что существует сознание", — сказала Жиронкина.
Доказав, что тукдам — это реальное состояние, ученые приблизятся к тому, чтобы обсудить "существование сознания не как функции мозга, а как отдельного фактора, без которого невозможна жизнь", заключила она.
В исследованиях также участвуют профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан, руководитель отдела психологии и психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН профессор Юрий Бубеев и другие российские ученые.