Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » ОДНОЙ ЗАГАДКОЮ МЕНЬШЕ...


ОДНОЙ ЗАГАДКОЮ МЕНЬШЕ...

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Надо сказать это раскопанное мною
http://russia-paranormal.org/index.php? … 3#msg79823
у автора
https://www.proza.ru/avtor/oldenot
https://www.proza.ru/photos/oldenot.jpg

Александр Нотик
Родился я в г.Нижнеднепровске (район г.Днепропетровска) 05.08.1932года. В 1941 году был эвакуирован в г. Каменск-Уральский Свердловской области. Там же окончил среднюю школу №3, а в 1955году Уральский политехнический институт. О моей трудовой деятельности можно познакомиться в моих записках. Это не роман. Все герои реальные люди. К глубокому сожалению многих уже нет на этом свете.
Всем, кто заглянет на мою страничку, желаю успехов и удачи. Александр.
Можно прочитать и просмотреть мои "мемуары" здесь
http://oldenot.grayenot.net/Home

сыграло со мню же как с хронической противницей диких ракет из дикого леса и борца с всяческими видоизменениями инсценировки - злую шутку.

Невнимательно прочитав - я решила, что речь идет о 1957 годе  и тем самым стартанула любителей конспирологии и инсценирования на буйные мечты. Они - ведь не любители читать и проверять. Жареный факт им годился. Типа - о, да на Урале оказывается было секретных полигонов воз и маленькая телега...
Но речь идет о 1958 годе.
http://oldenot.grayenot.net/Home/glava-4

Окончилось длинное отступление, и я возвращаюсь в 1957 год.
...
Осенью, когда я вернулся из отпуска, Яковлев сказал мне, что ему предлагают начать монтаж оборудования в новом 85 корпусе и предложил мне в шутливом тоне пойти в этот корпус главным механиком (ст. механиком корпуса). Я также шуткой спросил, не он ли набирает туда штат. На что он ответил, что штат он не набирает, а механиком пойду туда я.

Весной меня направили в командировку в Верхнюю Салду на завод нашего профиля, чтобы я там произвел осмотр и приемку горизонтальных гидравлических прессов усилием 1500 и 1000 тонн производства Коломенского машиностроительного завода. Мне предложили зайти в отдел снабжения и узнать, когда туда полетит наш заводской самолет АНТ-2. Я так и поступил. В отделе снабжения меня спросили, когда мне нужно лететь и предложили прибыть к 9:00 на заводской аэродром, который находился за территорией завода. На следующее утро я прихожу на аэродром, самолет уже готов к вылету. Летчик Пряхин, сосед по гаражу (его “Победа” стояла через один гараж от моего, а между нами был гараж Присмотрова), встретил меня и предложил садиться в самолет. Я смотрю, что больше никого нет. Спрашиваю, а кто еще полетит. Пряхин: “А разве не ты заказывал самолет? Тебе нужно в Салду, вот и летим в Салду”. Вдоль бортов были скамьи. Я уселся около иллюминатора и смотрел, как мы взлетели. Внизу, как на ладони, виднелись корпуса нашего завода. А дальше дым из труб Уральского алюминиевого завода и ТЭЦ. Слышу, Пряхин что-то кричит. Я подошел к кабине, а он предложил мне сесть между ним и вторым пилотом. Между сиденьями была прикреплена широкая лента, и я уселся на нее, как в гамак. Летели мы около трех часов. Во время полета он показал мне пробоины, которые получил самолет в результате обстрела около двух месяцев назад, пролетая над какой-то закрытой зоной на севере Тюменской области. Одна пуля прошла у него между руками, которые он держал на штурвале и чудом не задела его. Вторая - за его спиной, буквально в миллиметрах от тросов управления, которые идут вдоль самолета к хвосту. После этого случая им запретили летать по одному. Примерно за час до подлета к Салде Пряхин связался с ними по рации. Когда мы сели Пряхин спросил, когда за мной прилетать. Я ответил, что еще не знаю. Тогда он предложил мне заранее по телефону сообщить о дате на Салдинский аэродром, чтобы они передали ему.

В Верхней Салде я был впервые, если не считать скоротечной поездки на такси из Нижнего Тагила, когда мы вместе с Анатолием Рыжовым покупали телевизоры “Неман”. В заводоуправлении меня встретил Николаев, наш бывший главный энергетик, который перешел на работу в Совнархоз. На заводе я его мало знал и никогда не общался с ним, но он меня сразу узнал и начал расспрашивать о цели моей командировки. Я рассказал ему и показал командировочное предписание. Он предложил мне свою помощь. Он объяснил мне, что цель его командировки помочь салдоманам (мы их так называли) в перепланировке цехов. Он показал мне планировку завода и цехов, в которой, по его словам, никак не может разобраться, не то, что оказывать помощь по перепланировке. Я не возражал и мы, пользуясь его схемой, направились в отдел главного механика. Николаев был крупным представительным мужчиной, и я рядом с ним, наверное, выглядел студентом-практикантом. В отделе главного механика он представил меня и гл. механик вызвал к себе механика прессового цеха. Мы познакомились и отправились в цех. То, что я увидел, потрясло меня. На полу вокруг прессов были грязные лужи ржавой воды. На работающем прессе из уплотнений в цилиндрах били струи ржавой воды. Первым моим порывом было желание немедленно остановить пресс. Но я тут был не хозяин, а хозяин смотрел на все это, как на должное. Я спросил, почему они работают на воде, а не на эмульсии и получил дикий ответ...

Т.Е. событие с обстрелом - приходится: на начало 1958 года.

Следующая часть - это описание трудовых будней 1959 года.
http://oldenot.grayenot.net/Home/glava-9

Надо сказать - что я не открою нашу СССР-вскую главную географическую тайну, заявив - что север Тюменской области - это и Ханты-мансийский нац. округ на то время.
Вот карта 1957 года - Тюменской области
http://www.etomesto.ru/map-tumen_admini … naya-1957/

https://i.ibb.co/M7x4gCF/1957.png

https://i.ibb.co/kJY8vHD/1957.png

Так и сейчас.

Длинный адрес

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%E2%80%94_%D0%AE%D0%B3%D1%80%D0%B0

Обратите внимание - на это фрагмент карты.

https://i.ibb.co/WzkYmD6/1957.png

Видите там то, что потом опишут вот так?

http://rvsn.ruzhany.info/mindalin_05.html

2 июля 1958 г.выходит постановление ЦК КПСС и Сов. Мин СССР №718-342, где говорится, что  в связи с увеличением дальности ракеты Р-7А до 12000 км, прекратить строительство стартовых станций для ракеты Р-7 в районе Воркуты (объект «Волга»)(7), и провести инж. изыскательские работы по меридиану - Ленинград, Вологда, Киров, Пермь, Свердловск, Новосибирск, Красноярск для определения мест строительства БСС для ракеты Р-7А.
Строительство стартовых станций, объекты «Ангара» и «Волга», начиналось практически одновременно, и если объект «Ангара» (будущий космодром Плесецк) строился с открытым стартовым устройством, строился быстро, опираясь на опыт строительства полигона в  Тюра – Там, то строительство объекта «Волга» было  в горном варианте, и когда уже было определено место для строительства стартов пос. Полярный , «106-й километр» ж/д Чум – Лабытнанги и строительство уже шло, то как рассказывал Бордюжа Николай Васильевич, служивший там, место было выбрано неудачно, т.к. в этом ущелье, без всяких видимых причин, в любое время года, вдруг появлялся порыв ветра ураганной силы, даже переворачивающий вагоны с углем, на проходящей недалеко железной дороге. Строительство на объекте «Волга» «106-й километр» прекратили, и новым  местом строительства объекта «Волга», была определена Кировская область. Но на этом история объекта «Волга» «106-й километр» не закончилась. Там был создан ложный полигон и силами л/с орг. группы объекта «Волга» в/ч 14043 г. Киров, по плану ГШ ВС, там проводились ложные «прожиги ракет Р-1», для введения в заблуждение американцев, по месту реального расположения полигона в Плесецке.
...
11 октября 1958 г. строительство на объекте «Волга» «106-й километр» прекратили, и новым  местом строительства объекта «Волга», была определена Кировская область, и директивой ГШ № 46111 определено новое место постоянной дислокации организационной группы объекта «Волга»  в/ч 14043 - военный городок №13  г. Киров (областной). Управление и подразделения в/ч 14043 должны быть передислоцированы к 06.11.1958 г.

А теперь посмотрим - когда по времени начали думать об объекте "Волга"
https://rvsn.ruzhany.info/mindalin_05.html

29 декабря 1956 г. докладная  министра обороны Г.К.Жукова  в Президиум ЦК КПСС  о выборе участков строительства двух БСС для пуска ракет Р-7, одна в лесистом районе южнее Архангельска объект «Ангара» и другая юго восточнее Воркуты объект «Волга».

11 января 1957 г. постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 61-39 о строительстве объекта «Ангара» (с открытым стартовым устройством и подземным размещением складов для ракет, головных частей, жидкого кислорода и горючего) и объекта «Волга» (в горном варианте). (5)

(5) уже тогда было понятно, что открытые старты не обладают необходимой защитой и живучестью от воздействия вражеских сил, а строительство подземных стартов при таких габаритах ракеты, было в то время технически невозможно, и было решено, строить старты в массивах гор. Считалось, что горный рельеф будет способствовать повышению живучести стартов.
25 мая 1957 г. начальник ГШ Соколовский М.Д. утвердил план по  реализации постановления  ЦК КПСС и СМ СССР № 61-39, одним из пунктов которого предусматривалось формирования УИР (Управления инженерных работ) - УИР № 57(для объекта «Ангара») и УИР № 60 (6) (для объекта «Волга»).
(6) местом дислокации УИР №60 в/ч 47032 определен пос. Полярный (106 км) Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области.
https://rvsn.ruzhany.info/images51/image002.png
15 июня 1957 г. во исполнение директивы Начальника Генерального штаба № орг/3/63836 от 15.06.1957 г. директивой заместителя МО СССР №839572сс от 4/5 июля 1957 начальнику НИИП №5 приказано сформировать при Научно – исследовательском испытательном полигоне №5 к 15.07.1957 в/ч 13991 (объект «Ангара») по временному штату №8/767 численностью 500 военнослужащих (в том числе: генералов и офицеров - 100, сержантов - 71, рядовых – 329) и к 1.10.1957 г в/ч 14043 (объект «Волга») по временному штату №8/768, численностью   46 военнослужащих, (в т.ч. генералов и офицеров - 37, сержантов - 2, рядовых - 7).

22 июля 1957 г. директивой заместителя МО СССР №839663сс изменено место формирования оперативной группы объекта «Волга» в/ч 14043   управление группы - при НИИ-4 (Болшево); боевая стартовая станция, подразделения обслуживания -  при 73-й инженерной бригаде РВГК (Камышин); главный пункт управления, пункт управления, рота связи, рота охраны, подразделения обслуживания - при 85-й инженерной бригаде РВГК (Капустин Яр).

27 сентября 1957 г. приказом Главнокомандующего ВВС №00181 была установлена запретная зона полетов самолетов в районе северо-западнее г. Салехард над объектом «Волга». Для обслуживания почтовой связью частей и учреждений занятых на строительстве объекта «Волга» сформирована 970 военно почтовая станция в/ч 41685.

21 мая 1958 г. директивой зам. министра обороны №Орг/3/23681 утвержден временный штат №8/834 организационной группы в/ч 14043  объекта «Волга» численностью 1028 военнослужащих (в т.ч. офицеров – 434, сержантов - 105, солдат – 489) и 13 рабочих и служащих.

Видите когда установлена запретная зона для полетов над объектом "Волга"?
С 27 сентября 1957 года.

А карта Тюменской области - вышла позже. Декабрем 1957 года. Видимо не все летчики были оповещены. Да и лишнее - это было. Прямо все объяснять.
Вот и досталось извозчику -летчику Пряхину и заводскому самолету АНТ-2...

0

2

Немного истории великих строек
https://amarok-man.livejournal.com/8384.html

https://ic.pics.livejournal.com/amarok_man/76821818/37088/37088_600.jpg
Система зачётов.

Среди заключенных внедрялось «трудовое соревнование».

По свидетельствам бывших заключенных, многие, находившиеся в лагерях разных концов Советского Союза, правдами и неправдами стремились попасть на строительство трассы Чум-Салехард-Игарка, поскольку здесь применялась система зачетов. То есть за перевыполнение нормы один день засчитывался за два-три в зависимости от процента перевыполнения.
Еще 22 апреля 1947 года Советом Министров СССР было принято постановление № 1255-331 СС, предусматривающее применение на «Строительстве № 501» прогрессивно-сдельной оплаты труда «для стимулирования выполнения и перевыполнения программы по строительству».
Согласно вышедшему позднее «Положению о прогрессивно-сдельной оплате труда рабочих, занятых на строительстве № 501 МВД СССР», оплата за перевыполнение норм выработки на основных видах работ до 10 % увеличилась в полтора раза, от 11 до 20 % - в два раза, более 20 % - в три раза. Касательно заключенных уточнялось, что для них, перевыполняющих нормы выработки, «прогрессивка начисляется в соответствующих размерах, установленных для вольнонаемных работников, но на их расчетные ставки премвознаграждения». Это и означало систему «день – за два (три)».
Система зачетов  подтверждает то большое значение, которое руководство страны придавало строительству трансполярной дороги.
Зимней одеждой были бушлаты – длинные телогрейки, серые валенки, шапки-ушанки, ватные штаны. Летом на заключенных были комбинированные ботинки с брезентовым верхом, кожаными подошвами  и носками, а также робы и специфические зековские картузы. Порой выдавались накомарники.
О быте заключенных кое-что говорит структура лагпунктов. Прежде всего – обязательное наличие библиотеки-клуба. Причем в библиотеке преобладали не работы классиков марксизма, а художественная литература. Специальный культработник читал лекции, которые, впрочем, мало кого интересовали. Отмечались праздники. На Новый год даже часто ставили елку и как могли веселились. Стены бараков и по сей день хранят фресковые росписи, оставленные, увы, безвестными художниками:  натюрморты, копию «Трех богатырей» Васнецова, жанровые картинки и, конечно, наглядную агитацию типа летящего паровоза с лозунгом «Вперед на Игарку!». Иногда заключенные получали возможность вместо основной работы заняться заготовкой, то есть ловлей рыбы. Раз в месяц они имели право получать и отправлять письма и посылки. Существовало на «пятьсот-веселой» и традиционное для заключенных, хоть и запрещенное им развлечение – игра в карты. Дневальный прибирался в бараке, топил печь, сушил одежду.

Из воспоминаний бывших заключённых:

« Для тех, кто работал на мосту, на болоте (а это были самые трудные участки) выдавали «барабановский» паёк: хлеб, колбасу, сыр. В цистерне завозился спирт — каждому давали по 50 грамм. Прибывал также вагон с махоркой, его называли «барабановским» вагоном (махорку давали заключённым, работавшим на тяжелых работах).»
( Хачутарян- Воспоминания бывшего заключённого — глава из книги «СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. /Издательство "Гротеск". г. Красноярск 2000 г. )

«Кормили очень хорошо — 900 грамм хлеба на день, большая чашка каши, перловой в основном, или что-то другое. Разносолов особых не было, но кормили сытно. Если выполнишь норму на 150 %, добавляли свинину, окорочка, колбасу. <…> Баня была обязательно раз в неделю. За этим тщательно следили. Питание и баня — это было главное.»
( Басовский- — Воспоминания бывшего заключённого из посёлка Ермаково — глава из книги "Стройка № 503 (1947—1953) Документы. Материалы. Исследования. Вып. 2." Красноярск, «Знак», 2007)
Если с питанием людей было относительно хорошо, то в остальном условия однозначно были ужасные: отсутствие элементарных удобств, жуткий холод в полуземлянках, землянках, палатках, которые отапливались железными печками, и даже в бараках, большая часть которых отапливалась так же, болотная сырость.  Жилищные проблемы можно было решить улучшением снабжения, но для этого пришлось бы увеличить срок строительства. Ситуация с жильём сильно различалась на разных участках строительства, для разных категорий людей и в разное время, но в целом с каждым годом она улучшалась. Нельзя было решить проблему сильных морозов, большого количества снега зимой, гнуса и непролазной грязи летом, которые создавали людям повседневные трудности и значительно ухудшали условия труда. Зима в районе полярного круга начинается в конце сентября — начале октября и заканчивается в апреле. Снег повсюду лежит до конца мая. В середине мая на реках начинается ледоход, который оканчивается к концу месяца. В июне наступает половодье, и к концу месяца обычно появляются листья на кустарниках и деревьях, появляется трава. Снег выпадает иногда уже во второй половине сентября, но чаще в начале октября. Речная навигация начинается в последних числах мая или первых числах июня, оканчивается в конце сентября — первой половине октября.

Условия быта.

Условия быта отличались для каждой категории граждан, сильно зависели от удалённости изыскательных партий, строительных групп и колонн от штаба. Основными категориями являлись заключённые, военнообязанные (солдаты и офицеры МВД) и вольнонаёмные. Заключённых было больше всех. Среди вольнонаёмных было много категорий — геологоразведка (первопроходчики), проектно-изыскательские группы (полевые инженеры-проектировщики), инженеры в штабах стройки, обслуживающий персонал (медики, повара, кладовщики), деятели культуры и эстрады, снабженцы, продавцы в магазинах, финансово-экономический сектор (банковские сотрудники) и другие. Отдельной категорией было руководство.

В строительных колоннах и посёлках жилищные и бытовые условия для вольнонаёмных постоянно улучшались со временем. Не менялись условия только у изыскательских партий и передовых строительных отрядов.
Даже у заключённых со временем улучшались условия. Правда это касалось в основном питания и одежды. Имеется в виду то, что материально-техническое снабжение с каждым годом улучшалось. К примеру, в период с марта 1948 по апрель 1950-й год на одного солдата из охраны в различные месяцы приходилось 0,6-1,8 м2.  Примерно столько же приходилось и на одного заключённого. Охрана постоянно проживала в дискриминационных условиях. На многих колоннах надзиратели даже в 1953 г. прозябали в одной комнате по 2-3 семьи, а в ряде случаев располагались в старых землянках, вырытых ещё пионерными группами в самом начале строительства. В немного лучших условиях находились вольнонаёмные. В марте 1948-го на участке «Чум — Лабытнанги» в посёлках строителей обеспеченность жильём составляла 1,5-3 м2. Здания представляли собой каркасно-насыпные бараки, сборно-щитовые бараки, оштукатуренные изнутри и снаружи, а также дома, сложенные из деревянного сруба, либо бруса квадратного сечения. Качество зданий, построенных до 1949-го года, было плохое.

Взаимоотношения заключённых.

Многочисленные подробности, которые скрашивали жизнь заключенных, никоим образом не отменяли главного: решеток, колючки, вышек с охраной, несправедливости для большинства и неволи для всех. К тому же и в неволе всякий устраивался по-разному. Легче было редким или крупным специалистам: врачам, инженерам-строителям, инструментальщикам. Тяжелее  обычным людям. Нетрудно жили и воры в законе. Они хоть и не были расконвоированными, но зимой имели на плечах не бушлаты, а тулупы, не работали же – независимо от погоды. Их опасалась даже охрана, а обычные заключенные часто лишались тех денег, которые были положены для покупки мелочей в ларьках. В послевоенные годы государство приняло попытку борьбы с порядками, установленными «кадровыми» уголовниками среди всей массы заключенных в тюрьмах и лагерях. Власти попытались сломать неподчинение так называемых блатных и быть лояльными по отношению к администрации.

Для этого в различных подразделениях ГУЛАГа формировались группы из заключенных, «твердо вставших на путь исправления». Такие группы при поддержке и под защитой администраций насильно пытались «привести к присяге» на верность властям всех уголовников. Часто устраивались «гастроли» «перевоспитателей» по пенитенциарным учреждениям. Это привело внутри зон к мощной волне конфликтов, сопровождавшихся многочисленными убийствами. Поскольку заключенные, сотрудничавшие с администрацией, на уголовном жаргоне кликались «суками», то и эта кампания получила в устах блатных название «сучьей войны».

В результате «сучьей войны» тысячи уголовных авторитетов были физически уничтожены, но решить проблему нелояльности блатных администрациями зон в целом не удалось.
Вспышки конфликтов между «суками» и «ворами» не делали жизнь политических и бытовиков спокойнее. Досмотр на входе в зону был недостаточно строгим, и потому заключенные в ряде случаев проносили в жилые бараки топоры и ножи. В результате проливалась кровь.
Тяжесть подневольного труда толкала людей к протесту. Одной из его форм был отказ от работы, косвенный или прямой. Косвенный отказ мог заключаться в сожжении  верхней одежды и создании таким образом невозможности выйти из барака. Иногда заключенные занимались членовредительством. Например, набивали обыкновенной ложкой пятки себе до такой степени, что ноги опухали и требовалось лечение. Отказывались и без поводов. На них действовали уговорами, затем угрозами, карцером. Вряд ли существовали лагпункты, в которых не били, хоть это, как правило, не имело массового, демонстративного характера.
Впрочем, случалось и вопиющее. В протоколе той же, 2-ой партконференции Обского ИТЛ (июнь 1951 года) отмечалось:

«На 63 лагерном пункте, где начальником лагерного пункта ст.лейтенант Самсонов, в декабре месяце 1950 г. личным составом ВОХР и заключенными, в присутствии командира взвода мл. лейтенанта Михедова и Самсонова, было учинено  избиение прибывших на 63 лагерный пункт 12 заключенных. Ни начальник лаг.пункта, ни командир взвода, при которых был учинен произвол, мер к предотвращению не приняли, и этот дикий поступок остался безнаказанным.
На 63 лагпункте с ведома тов. Самсонова использовались отъявленные главари бандитизма – Пак, ст.десятником и Грикалов – комендантом. Лагпункт находился в их руках. Пак и Грикалов с грубейшим цинизмом издевались безнаказанно над заключенными. Пак вынуждал заключенных совершать марафонский бег. Не подчинившихся избивал. Грикалов вызывал в контору заключенных и производил пытку, после чего Пак и Грикалов лично свои жертвы водворяли в изолятор.
Кроме всего этого, они через своих помощников отбирали у заключенных заработную плату, посылки и т.д. Все это привело к эксцессу, кончившемуся тем, что 22 марта было совершено убийство двух заключенных, а два получили ранения, в том числе и Грикалов.
На лагпункте № 41 благодаря проявленной беспечности бывшим начальником л\п Гасиловым, группа преступников, возглавляемая осужденным за особо опасное преступление Антоновым В. И., безнаказанно занималась отбором посылок, заработной платы у заключенных, их избиением, пьянством в зоне. По существу повелевала эта группа бандитов всей жизнью лагерного пункта.
Безответственность руководства л\п № 41 позволила бандитам организовать елку в зоне и «встречу нового года» с пьянкой и т.д.
На лагпункте № 53 бывший начальник Папеско, который осужден за нарушение советской законности, в течение длительного времени находился в связи с уголовными преступниками, в частности, с одним из главарей воров Бородиным. Потеряв всякую ответственность, чинил возмутительные издевательства над заключенными. В конечном итоге ряд заключенных учинили членовредительство, чтобы вызвать следственные органы.
Содержащиеся на строгом режиме в этом л\п з-к (заключенные), особенно склонные к проявлению уголовных преступлений, в течение длительного времени не выводились на работу. Безделие рецидива вело к дополнительным бандпроявлениям.
…..имело место, когда заключенные в количестве 38 человек содержались в сыром, холодном помещении при температуре ниже нуля, якобы по мотивам отсутствия топлива. Причем и.о. начальника лаготделения майор тов. Рубышев, зная о тяжелом положении с топливом, мер не принимал.
Аналогичные случаи имели место в 1 отделении на 59 и 211 л\пунктах.
На 305 лагпункте, в 4 отделении….начальник Перелыгин в течение длительного времени содержал контингент без продуктов. З\к были раздеты и разуты. На законные требования заключенных Перелыгин применял репрессии – водворял заключенных-женщин в холодный изолятор…».
Начальник 1-ого отдела Обского ИТЛ, отмечая, что к середине 1951 года «весь особоопасный бандитствующий элемент в основном сведен в лагпункты строго режима, подвел статистику за предшествующий период:
«В 1950 году арестовано и привлечено к уголовной ответственности за различные преступления в лагере около 473 человека, в том числе вольнонаемных – 213, заключенных – 260. Из них на бандитизм и побеги – 180 и за хищения соц.собственности – 145.
В 1951 году только за 5 месяцев привлечено к уголовной ответственности более 350 человек, из них  20 человек вольнонаемного состава, 190 человек з\к – за бандитизм и побеги, 84 человека – за хищения соц.собственности, за контрреволюционные преступления – 4 человека».
В цитируемом протоколе отмечалось, что «за первый квартал текущего года имеется много фактов нарушений лагерного режима, из них:
Отказы от работы – 240,
Членовредительство – 44,
Хулиганские действия – 123,
Кражи – 122,
Промоты – 86,
Пьянство и др. – 275,
Сожительство – 42,
Картежные игры – 257,
Связь с вольнонаемным населением – 41,
Лагерный бандитизм – 53».
Разъезды и станции, у которых протекала эта жизнь, носили сугубо мирные имена: «Ненецкая», «Растущий», «Юный», «Мшистый», «Ягодный», «Веселый», «Лебединая», «Тихий», «Зорька» и т.п.

После закрытия строительства восточнее Салехарда в сентябре 1953 года начальником западного участка «501» (до станции Лабытнанги) был назначен инженер Александр Дмитриевич Жигин. Одновременно МПС, которому были переданы воздвигнутые сооружения, назначил Жигина председателем ликвидационного комитета по участку Лабытнанги-Салехард-Игарка. В глубинных пунктах были оставлены здания, уложенные в путь рельсы и стрелочные перевозы, мосты и железнодорожные трубы, инженерные сети в поселках. В районе станции Таз были законсервированы четыре паровоза и 78 товарных вагонов и платформ. Несколько паровозов было законсервировано на станции Ермаково. Затраты на ликвидацию составили порядка 95 млн. руб. против утвержденной Советом Министров СССР сметы 100 млн.руб. Ликвидационный баланс (и неоконченное капстроительство на сумму свыше 2 млрд. рублей) переданы в январе 1955 года начальнику Печорской железной дороги В. И. Быкову.
На участке Игарка-Ермаково  был разобран  и вывезен рельсовый путь, паровозы и вагоны. Два парома отправлены на керченскую переправу. В докладе института Гипроспецгаз (город Ленинград) «О состоянии железнодорожных путей магистрали Салехард-Игарка на участке ст. Лабытнанги – река Таз» от июля 1965 года указывается, что «оставшиеся затраты на сумму 176,9 млн.рублей были списаны с баланса капитальных вложений».

https://amarok-man.livejournal.com/8050.html

Одной из характерных черт Строительства 501 и 503 являлось наличие трех категорий вооруженных людей. Первые – вольнонаемные охранники, то есть ВОХР или ВСО, вторые – надзиратели, третьи – самоохранники. Последние были самой многочисленной категорией вооруженных людей. В нее набирались заключенные, у которых остался небольшой срок, лояльно проявившие себя по отношению к администрации. Они одевались так же, как вольнонаемные, «только без звездочек», имели свободный режим содержания, чем их собратья по заключению. Ф. М. Ревдев говорит: «Вольные солдаты – люди как люди. А когда стоит самоохранник, так зверь, хуже зверя… Относились к человеку как к животному…» По состоянию на 20 мая 1951 года в ВОХР Строительства 503 числилось 2735 человек. При этом процент самоохраны к общему количеству военизированной охраны составлял 49,2 09_ Из-за безвыходного положения на местах нарушался приказ МВД, разрешавший верхний предел в 40 09_ На строительстве работало 27137 заключенных – по 10 человек на одного охранника.
«Протокол № 16 партийного собрания парторганизации ОЛП «Надым» от 8 мая 1950 года.
На складах ОЛПа ничего нет, простыней, обуви нет.
Взяли самоохрану, а обувать ее нечем. Продовольствия на базе того, что положено для ВСО, не имеется.
На колоннах 291, 302 км, колонне 109 нет казарм ВСО….»

0

3

Немного истории великих строек. Продолжение
https://amarok-man.livejournal.com/tag/лагеря

Побеги.

Были, хотя, бежать там особо некуда. В основном массовые побеги, в основном неудачные, в основном от тоски. Соотношение пойманных и ненайденных 13 к 1. Сбежать с полярной стройки, не прибегнув к каннибализму, практически невозможно. И когда находили одного из целой группы бежавших, все было понятно.

С коренными жителями у заключенных были счеты, потому что именно ненцы сдавали беглецов назад. За вознаграждение. За недонесение им грозил срок. «Зафиксирован случай, когда бежавшие урки вырезали кочевье ненцев: 42 человека, считая женщин и детей».

В материале использованы книги В.Гриценко, В.Калинина «История мёртвой дороги " и двухтомник В.Гриценко: "История Ямальского Севера".

https://lit89.ru/eng/literatura/istoriy … oy-dorogi/

Гриценко, Вадим Николаевич (1958-). История «мертвой дороги» : 501/503 / Вадим Гриценко, Вячеслав Калинин. – Екатеринбург : Баско, 2010. – 240 с. : ил. – Библиогр.: в примеч. с. 232-237. – 1000 экз. – ISBN 978-5-91356-111-4 (в пер.). – Текст : непосредственный.

https://lit89.ru/upload/iblock/b61/nm62 … 2org0j.pdf

ПОБЕГИ И БОРЬБА С НИМИ

Статистика МВД СССР свидетельствует, что в июне 1951 года 0,4 % узников Строительства № 501 находились в заключении по обвинению в побеге277. Даже если допустить, что все они бежали именно со «сталинки», а не до попа-
дания сюда, то получается каждый 250-й. Если учесть слабость охраны заключенных, особенно при работе вне зоны, на подкомандировках, то данный процент можно считать небольшим.
Но, учитывая реалии в виде малолюдной местности, позволяющей эффективно отслеживать любые перемещения, и экстремальности природной среды, можно говорить, что побеги охватили довольно значительное количество за-
ключенных. При этом на Строительстве № 503 доля заключенных, осужденных за побеги, была в это же время в три раза больше278.
Для предотвращения побегов и других нарушений лагерного режима МВД СССР в 1948 году издал приказ № 00720, в соответствии с которым формировались так называемые «негласные бригады содействия». На 1 мая 1951 года
численность таких бригад на Строительстве № 503 составляла в среднем 13 % к списочному.
...
Побеги представляли большую опасность для окружающего населения. Так, спецдонесение прокурора Воркутинского ИТЛ А. Моисеенко начальнику Управления по надзору за местами заключения Прокуратуры СССР В. Дьяконову от 20 июля 1948 года излагало истории ликвидации двух побегов предшествовавшего месяца.
Один из этих побегов имел для местного населения роковые последствия. Сбежали 33 человека, осужденных за измену Родине на 25 лет каждый. Пятнадцать беглых заключенных через трое суток после побега в 60 километрах от лагерного пункта вышли в расположение оленеводческого колхоза, где набрели на три ненецких чума. В чумах проживало 42 человека (7 мужчин, 15 женщин и 20 детей, начиная с пятимесячного возраста). Все жильцы
чумов были убиты топорами и из винтовок.
C данной информацией спецдонесения перекликаются воспоминания П.Н. Сязи о трагической потере родных в конце июня 1948 года «А глубокой ночью заявились в стойбище совсем неожиданные гости – хонтащ рушай (сбежавшие из тюрьмы). Было их 32 человека. Что они требовали, никто, конечно, теперь не знает, но факт – стали разбойничать: перерезали веревки на грузовых нартах, все разбросали, начали издеваться над беззащитными людьми.
Связали мужчин, на их глазах женщин и детей резали, закидывали в один чум, туда же бросали разрубленных собак и авок (одомашненных оленей). Маленький Миша вылез из-под чума, негде было спрятаться в тундре, и он бросился бежать к лодкам на берегу. Но его заметили садисты и начали стрелять. Стреляли до тех пор, пока он не перестал шевелиться.
У Устьи Васильевны отрезали груди, одну из них воткнули в рот трехлетней Гале и посадили ее на раскаленную печку. Так и изжарили вместе с маминой грудью во рту. Женщин насиловали до смерти. Собрав после побоища все, что истекало кровью, в кучу в одной стороне чума, на другой бандиты устроили пиршество, для чего установили два хантыйских стола, и стали жрать и пить, после чего, расправившись со спиртными и съестными припасами, отправились прочь…»284.
В другом случае бежали 27 человек. После нескольких дней преследования один из них был схвачен, остальные убиты. При этом погиб один боец из опергруппы.
Заканчивая спецсообщение, прокурор писал: «Сообщая об изложенном, я прошу обратить внимание на состояние режима охраны в Северных лагерях… и потребовать от МВД СССР наведения порядка в режиме и охране
заключенных, так как, не смотря на наши требования об устранении недостатков в режиме и охране заключенных, руководство лагеря, увлекаясь хозяйственными вопросами, забывает свою основную обязанность – режим и охрану
преступников…»285.
В рабочих заметках председателя Тюменского облисполкома Д. Крюкова, сделанных в 1950 году, один из фрагментов гласил: «Рассмотреть вопрос о Терентьевой, у которой убиты 21 член семьи беглыми со “Стройки 501”. Осталась одна старуха 54 лет, ходатайствует о пенсии, о возвращении ей 44 оленей и помощи от колхоза за счет двухпроцентного фонда»286.
Об этих и других подобных событиях говорилось на собрании партийного актива Обского ИТЛ МВД СССР 20 июля 1948 года. Как тогда сообщил начальник Политотдела СУЖДС Панфилов, «за последнее время в Обском лагере
совершено пять крупных вооруженных побегов опасными уголовно-бандитствующими элементами, осужденными на большие сроки заключения». Кроме двух случаев, описанных в спецсообщении прокурора, на собрании партактива
говорилось о побеге 22 июня 30 заключенных, которые разоружили пятерых солдат, отобрав у последних винтовки, а также убили начальника колонны и помощника прораба. Третьего июля бежала группа из 27 человек. При этом были
разоружены четыре солдата, убиты прораб и охранник. Итого в результате четырех побегов кроме колхозников были убиты семеро солдат, один начальник колонны и два прораба.
По этим событиям министром внутренних дел Кругловым был издан приказ, в котором делались выводы как по руководству Северного управления, так и по руководству Обского лагеря287.
От тундровика 1920 года рождения, кочевавшего в послевоенные годы в Надымской тундре, нам известна история побега четверых заключенных. Этот побег случился в период осенней распутицы, то есть в то время, когда по крупным рекам шла шуга, а на мелких был слишком тонкий лед. Преследование было невозможно. Бежавшие долго отсиживались на островах и голодали. Голод привел к каннибализму. В итоге остался жив только один беглец.
Он вышел на ненцев-оленеводов и попросил отвезти его в поселок Березово. Ненцы обманули зэка и повезли его обратно в Надым. Увидев Надым издали, беглец протестовал, но не нашел в себе сил сопротивляться, и был сдан властям. Следствие обнаружило факты каннибализма, которые были подтверждены находками288.
В письме и.о. начальника военизированной охраны Обского ИТЛ полковника А. Орлова начальнику ГУЛЖДС МВД СССР инженер-полковнику А.А. Смольянинову от 7 января 1953 года, где докладывалось о ходе розыска двух бежавших заключенных (Александрова и Логвиненко), автор письма высказал предположение, что во время побега третий его участник (Харитонов) в течение месячных скитаний «мог убить Александрова и Логвиненко и употребить их мясо в пищу»289.

Бежали не только махровые уголовники. О побеге заключенных 61-й колонны у станции «Красный Камень» рассказал Павел Михайлович Рогов, бывший охранник: «В октябре месяце это было, уже снежок в горах выпал. Делали
трубу у железной дороги, для моста, из бетона.
В охране – солдат Грошев, а также ефрейтор Скворцов. У Скворцова автомат ППШ – семьдесят два патрона, круглый диск. А у Грошева карабин. Скворцов на вышке, Грошев жжет с заключенными костер. Зэк все ближе, ближе. Там ему,
видно, дана была команда: “Ты его не убивай, а карабин возьми”. И вот зек его уже по башке палкой и за карабин: “Теперь уже не ты хозяин, над тобой командуют”. Скворцов три выстрела дал, и перекос. Зек из карабина хлесть его – и прямо в сердце. Забрали автомат и карабин. Всю бригаду в кучу, солдата этого с собой, и поперли в горы. В горах организаторы побега сказали: “Кто с нами – в эту сторону, кто не хочет – в обратную”. К побегу отделилось одиннадцать человек, остальные вернулись к железной дороге». Преследование бежавших продолжалось несколько дней. Последним схватили организатора побега, бывшего фронтовика, летчика Дегтярникова290.

Из попадавшейся нам до сих пор информации складывается впечатление, что в большинстве своем побеги были массовыми, в несколько десятков человек. Так, описанные в упомянутом нами спецдонесении прокурора побеги на-
считывали 33 и 27 человек, а побег под руководством летчика Дегтярникова – 11 сбежавших.
Один из партийных протоколов Обского ИТЛ напоминает «случай в 1-м отряде на 59 колонне, где 58 государственных преступников из-за беспечности солдат воспользовались оружием и совершили групповой побег, на ликвидацию которого потребовалось более 1300 человеко-дней. По вине комсомольцев 4 отряда допущено 3 побега заключенных»291.
Что касается возможностей для заключенных предпринять попытку побега, то нет особого смысла анализировать организацию охраны в самих лагпунктах, поскольку заключенные ежедневно работали на подкомандировках, то
есть вне жилых зон.

0

4

Немного истории великих строек. Продолжение
https://lit89.ru/upload/iblock/b61/nm62 … 2org0j.pdf

ПОБЕГИ И БОРЬБА С НИМИ
...
О случаях побегов, когда беглецы в недельный срок не были пойманы, руководством ГУЛЖДС делалось спецсообщение министру внутренних дел. Например, такое спецсообщение поступило 28 июля 1951 года на имя министра Круглова: «19 июля 1951 года в 17 часов из общего оцепления на постройке моста на реке Маковская Северного управления ИТЛ и строительства № 503 совершили побег заключенные лагпункта № 57 Чикаловец Иван Дмитриевич, 1929 года рождения, осужденный по ст. 58-14 УК РСФСР, срок 10 лет, Вернигора Павел Григорьевич, 1922 года рождения, осужденный по ст. 54-1 “Б” УК УСССР и ст.ст. 58-14 УК РСФСР, срок 20 лет.
Приняты меры к ликвидации побега. Вероятные пути движения беглецов перекрыты.
В трех предполагаемых районах нахождения беглецов производится проверка тайги. По обстоятельствам побега заключенных Чикаловец И.Д. и Вернигора П.Г. производится расследование отделом режима и оперработы ИТЛ
и строительства № 503. О ликвидации побега Вам будет доложено. И.о. начальника ГУЛЖДС МВД СССР полковник Серебряков»304.
Другое спецсообщение о вооруженном побеге трех заключенных в ИТЛ и Строительстве № 503 МВД 22 августа 1951 года говорило о том, что заключенные, находясь на сенокосных работах в верховьях реки Таз (Ратта), насильственным путем завладели винтовкой с тридцатью патронами, убили двух стрелков охраны, третьего ранили и, захватив трех лошадей, скрылись в тайге. Преследование было организовано пятью оперативными группами. При этом самолет «У-2» производил разведку местности. Для снабжения оперативных групп и самолета «У-2» планировалось выделение самолета «Дуглас»305.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема побегов из мест заключения на строительстве железной дороги Чум – Салехард – Игарка была существенной. Их предотвращение было неэффективным, они сопровождались человеческими жертвами, а их ликвидация требовала значительных людских и материальных ресурсов.
Исключение лишь подтверждает общее правило, потому что бывали и обратные случаи – бе-глецы приходили в населенные пункты не таясь, фактически сдавались сами.

Старожилка Надымского района Зинаида Гавриловна Маренникова (в девичестве – Шишкина, 1925 г.р.) рассказала, что в конце зимы 1952/53 года в поселок Хэ Надымского района пришел беглый заключенный. Он появился в
частном доме, одетый в обычную для заключенных одежду, обутый в комбинированные, с брезентовым верхом ботинки. Хозяевам сообщил, что на железной дороге ему надоело, и он направляется в Салехард. Пока беглец отогревался в доме, З.Г. Маренникова с подругами заявила о нем в сельсовет, и беглец был задержан, не оказав сопротивления306.
Для исследователей сегодня открыты пока не все архивные фонды, и со слов очевидцев нами отмечены сюжеты, которые мы не в силах подтвердить или опровергнуть через использование документов. Например, бывший заключенный И.Д. Марманов сообщил: «Бывали всякие инциденты. Например, грузину, главному инженеру
третьего отделения, которое базировалось в Старом Надыме, ненец уши отрезал. Дело было так.
Влюбился этот главный инженер в заключенную, которая была расконвоированная. И пошел однажды на свидание. А чтоб его не узнали, переоделся в зэка. Где-то его увидел ненец и, приняв за беглого, ранил в ногу. Потом, пользуясь беспомощностью, отрезал уши и понес начальству, чтоб в качестве платы за “беглого” получить карабин, патроны и муку. Дело в том, что за это ненцам давали карабин, тридцать патронов и мешок муки.
Начальник, которому он предъявил уши, узнал характерную родинку, известную всему отделению. Быстро поехали на оленьей упряжке к пострадавшему главному инженеру, но он на тот момент уже скончался от потери крови.
И кисти, бывало, ненцы отрезали. Но это случалось только очень далеко от трассы, когда не было возможности доставить тело. А зэки в зонах клялись, что будут за это ненцев вырезать. И, бывало, ненцев вырезали»307.
Статистика борьбы с побегами (и их профилактики) в 1950–1952 годах в целом по стране постоянно улучшалась. Об этом, в частности, говорили докладные записки министру МВД от начальства ГУЛАГа308.
В спецсообщении на имя министра МВД С.Н. Круглова говорилось: «В течение 1950 года из лагерей и колоний МВД совершили побеги 4266 заключенных, из которых по состоянию на 1 января 1951 года остались незадержанными
592 беглеца.По сравнению с 1949 годом количество бежавших преступников уменьшилось на 1073 человека, или на 20,1 09_ А количество незадержанных сократилось на 326 человек, или на 35,7 процента

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » ОДНОЙ ЗАГАДКОЮ МЕНЬШЕ...