Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Персоны из периметра темы Перевала Дятлова


Персоны из периметра темы Перевала Дятлова

Сообщений 31 страница 35 из 35

31

Геннадий Константинович Григорьев. Продолжение
https://uralstalker.com/uarch/us/1963/01/26/

Из записной книжки
Автор:
Григорьев Геннадий Константинович
  Архив журнала  Выпуски 1963  Выпуск 01.1963

Журналист Геннадий Константинович Григорьев не раз бывал на Северном Урале. Там у него состоялось много хороших встреч, завязалось много интересных знакомств. О некоторых из них он рассказал нашим читателям.

На перекатах Щугора
Молодой геолог Геннадий Елдашев и я сидели на поясном склоне горы Ярута. На восток от нас Ханты-Мансийский национальный округ, на запад — Коми АССР. Середина июля, солнце палит сильно, а снежных пятен на горах еще много. Внизу лощина, покрытая толстым слоем снега, из-под которого сочатся два ручейка. Один течет на восток, соединяется с другими ручьями и уходит в горную речку Толью. Другой ручей с Яруты течет на запад, и мы по нему спускаемся в долину, где местами толщина снега два метра. Здесь тоже шумят потоки воды. Ручьи текут с других гор и в этой местности сливаются в речку.
— Это Щугор — самая большая речка в Приполярном Урале, — рассказывает Геннадий. —Триста два километра ее длина.  Больше, чем третью часть из них она течет с юга на север между горными хребтами, затем вырывается из тесных объятий Урала и уходит на запад, в Печору.
Час, второй идем по берегу Щугора. Он уже так разлился, что не всюду перейдешь и в резиновых сапогах. Уклон большой — и течение стремительное. Местами берега обрываются, и с гор в реку по выдолбленным водой каменным ступенькам красиво прыгают седые от пены ручьи. Елпашев то и дело останавливается, геологическим молотком отбивает образцы пород, долго рассматривает их в маленькую лупу, аккуратно завертывает в бумагу, кладет в рюкзак.
Мы уже пять часов в пути. Наконец, делаем привал, чтобы перекусить. Щугор здесь преодолевает перекат. Он так шумит и пенится, что в камнях похож на гигантский котел с кипящей водой. Я разжег костер. Геннадий выломал в кустарнике палку, привязал к ней капроновую леску с крючком и поплавком, под камнем нашел здоровых дождевых червей и стал рыбачить. Не успел вскипеть котелок с водой, как в руках Елпашева забился сильный полукилограммовый хариус. Клюет второй, третий. Уха из них, заправленная зеленым горным луком, превосходная.
Спускаемся ниже по реке. Далеко впереди виднеется вершина Тельпос-Иза. Это за ней Щугор поворачивает в сторону Печоры. Встречаем еще один перекат. На середине его возвышается огромный камень, отполированный водой. Елпашев с трудом пробивается к нему, чтобы отколоть образец и отдельные вымоины заснять. Потом влезает на камень, и я фотографирую его.
Через сутки мы вернулись обратно в палаточный городок геологов. Геннадий принес много ценных образцов пород и минералов.

Белка идет по карте
С манси Петром Ивановичем Номиным, замечательным проводником, я познакомился на Приполярном Урале в поселке геологов Толья. Петр повел в горы две лошади, навьюченные продуктами для разведчиков недр. Он никак не хотел брать меня:
— Дорога плохой: тайга, болота, горы. Через полтора сутки надо быть там. Не дойдешь.
Но я уговорил Номина. В путь отправились ранним утром. Собаки проводника Белка и Серка бежали впереди. Вначале шли по старой просеке, затем по тропе оленеводов. Вскоре и она затерялась в заболоченном карликовом сосняке. Ноги вязли, лошади часто проваливались, мешки с сахаром и крупой рвались о сучья. Мы останавливались и зашивали дыры. Собаки то и дело поднимали глухарей, рябчиков и шли по следу зверей. В одном местечке они подняли такой лай, что Петр бросился в лес. Я кинулся за ним. На пригорке стояла лосиха, а возле нее лосенок. Мать храбро бросалась на собак и норовила копытом зашибить их. Номин находился метрах в сорока от зверей и, облокотившись на ружье, любовался храбростью лосихи.
— Карточку фотографировать надо. Стрелять сейчас зачем?— шепнул он мне, и я побежал за аппаратом. Когда вернулся, зверей уже не было.
На вторые сутки на горизонте показались цепи гор в ярких пятнах снега. Болота кончились, навстречу нам с шумом неслись бурные речки и ручьи.
— Такой в Свердловске не бывает, — Номин указал на покрытую снегом лощину, где десяток березок с молодой зеленой листвой красиво выделялись на белом фоне.
Перевалив первую горную цепь, в большой долине увидели палатки геологов. Начальник партии А. Н. Южаков через два дня предложил Номину отыскать в горах манси-пастухов и попросить их выделить для геологов оленьи упряжки. Анатолий Николаевич дал нам карту местности, и мы в сопровождении собак снова отправились в путь. Дорогой проводник рассказывал, что работал с топографами и карду знает. Но знал он ее неважно, и я напрасно исходил с ним не один десяток километров. Часто Петр садился на землю, расстилал карту и подолгу всматривался в нее. А Белка, видимо, поняла, что мы заблудились и рядом жалобно скулила. Она ложилась около Петра, не спускала глаз то с карты, то с хозяина. Один из таких моментов я и заснял.
Номин несколько раз поднимался на гору, сличал местность. Потом со злостью сунул карту в карман.
— Это плохой карта. Без нее скорей найду.

В конце июня на Приполярном Урале ночей не бывает, и еще много часов мы плутали по горам, пока Белка не выручила. Она, оставив нас, нашла свежие следы оленей и заскулила в долине. Петру были знакомы эти сигналы собаки, и он с повеселевшим лицом бросился на ее далекий зов. Через полтора часа у подножья Кожемьи на большой красивой поляне мы увидели высокий берестяный чум. Навстречу нам вышли манси-пастухи.
На другой день я вместе с фельдшером чума зырянином Виктором Полухиным весело шутил над Петром:
— Белка по карте чум нашла.
Об этом я вспомнил недавно, получив письмо от Петра Номина, в котором он сообщал, что теперь работает шофером у геологов Саранпауля и едет в Тюмень за новой машиной.

О чем шумят кедры

Каменистая горная тропинка змейкой вьется по отлогому склону безымянной горы. Она опускается к ее подножию и огибает группу могучих старых кедров, которым не страшен суровый климат Приполярного Урала. Мой попутчик манси Василий Егорович Гындыбин рассказывает о тяжелой участи пастухов до Октябрьской социалистической революции. Семь месяцев в году кочевали они с оленями в горах, оторванные от всего мира. Ведь до ближайшего селения — не одна сотня километров по суровым горам и заболоченной тайге.
Василий закончил свой невеселый рассказ и вместе со мной прислушался к печальному шуму могучих кедров.

Не проронив ни слова, поднялись на перевал и в широкой долине, зажатой между двумя цепями гор, увидели светлую змейку речки Понья, возле которой треугольными камнями виднелись два берестяных чума.
— Теперь манси хорошо живет, — будто продолжил рассказ Василий.
Из чума неслись звуки песни «Широка страна моя родная». Жена Василия, Ульяна Тимофеевна, убавив громкость новенького радиоприемника «Родина», стала накрывать на стол. За обедом Василий рассказал, что его сестры получили среднее и высшее образование, а он поленился и закончил всего шесть классов. Татьяна работает в Кимкьясуе, Ольга там же фельдшером, а Елена в Ханты-Мансийске учится на преподавателя.
Гындыбин вырос до бригадира крупного колхоза имени Жданова. Ранней весной с другими пастухами из таежной деревни Кимкьясуй за двести километров он угнал на Уральский хребет около полутора тысяч оленей. Здесь для них обилие корма, и в октябре они вернутся домой больше числом и с хорошей упитанностью. Колхоз снабдил пастухов всем необходимым и с ними поддерживает постоянную связь. У оленеводов часто бывают фельдшер, киномеханик с фильмами, зоотехник и вертолет.
Вечером Василий вместе с Семеном Гындыбиным стали собираться в горы, к стаду, чтобы сменить других пастухов. Ульяна приготовила рюкзак с продуктами. Василий взял боевой карабин с патронами, на шею повесил полевой бинокль и, крикнув свою верную помощницу-собаку, отправился в путь. Дорогой пастухи говорили об осветительных ракетах, которые к осени пришлет колхоз. С их помощью в темные ночи бьют приближающихся к стаду волков.
Вдали, на пологом склоне горы, показалось большое серое пятно. Это паслись олени.

https://fond-dyatlov.livejournal.com/12635.html

https://proza.ru/2013/11/21/1171

Блокнот Г. К. Григорьева Ураган в горах-1

https://proza.ru/2013/11/21/1184

Блокнот Г. К. Григорьева Ураган в горах-2

https://proza.ru/2013/11/21/1193

Блокнот Г. К. Григорьева Ураган в горах-3

https://proza.ru/2013/11/20/1308

О чём шумит кедр

...
Ураган в горах.

Приехав в Ивдель, в  феврале 1959 года, журналист Григорьев, узнал, что из гор не вернулась группа Игоря Дятлова. Почти все студенты УПИ.  Ивдель в то время был отправным пунктом освоения Северного и Приполярного Урала. Отсюда забрасывались группы геологов – разведчиков тюменского нефти и газа. Да и большинство туристических маршрутов, идущих на север, начинались с Ивделя. Туристов манили красивейшие места, нехоженые районы, покорение  природы.
Геннадий Константинович был свидетелем, как через маленький аэродром Ивделя забрасывались группы поисковиков, в основном студентов УПИ, в район Отортена – самой отдалённой точки маршрута группы Дятлова.
В это же время по городу ползли страшные слухи о том, что это манси убили студентов на священной горе, а трупы спрятали. Но когда были обнаружены  первые тела – без признаков насильственной смерти, манси оставили в покое.
Григорьев вспоминал – «Вначале меня не хотели брать в горы. Объясняли, что там уже есть журналист газеты «На смену» Яровой, да и кому нужна была лишняя обуза,  и одежда была неподходящая для севера – солдатская шинель да сапоги. Но полковника Ортюкова – зав военной кафедры УПИ и руководителя поисков, подкупило, что на фронте я был лыжник – автоматчик, ныне капитан запаса, прошедший военную переподготовку в Москве, с учётом современного оружия».
«Я больше не мог заниматься своей работой и утром  на следующий день уехал на аэродром, а через час был уже в воздухе на самолете. Когда увидел палатки с самолета, людей, тогда меня больше ничего не интересовало. Просился у полковника, у многих на вертолет. Но за меня боятся и не берут. Говорят зачем, об этом писать нельзя в газету. Я сказал, что напишу рассказ и конец будет другой…Я никогда в жизни не видел этих ребят и девчат, которые погибли, но я их так полюбил, мне их так жалко, и эта любовь и жалость с каждым днем растут.» - так записал Григорьев в своём Блокноте о тех днях и о своих чувствах.
А в это время по городу поползли новые слухи – под высотой 1079 испытывали ядерное оружие, проводили атомный взрыв. И полетели в Москву телеграммы – «Так ли это?»
«Прибыли на перевал 13 марта с полковником Ортюковым и первым секретарём ивдельского горкома КПСС И.Продановым. Идя к месту палатки, я предложил полковнику осмотреть местность, чтобы выявить применялось ли здесь новое оружие Советской Армии, ведь, об этом ходило огромное количество слухов – и среди поисковиков, и в Ивдели. Мы втроём, с двумя поисковиками исходили весь восточный склон и перевал в поисках признаков применения этого оружия, но ничего не нашли. Лишь отшлифованный ветрами до плотности бетона снег, да чаши - углубления вокруг камней, сделанные теми же ураганными ветрами. После этой невесёлой экскурсии, я проводил Проданова с Ортюковым до вертолёта. Прощаясь со мной, они сказали, что об испытании здесь какого–либо оружия не может быть и речи.
- Я и раньше в это не верил, - подчеркнул Ортюков, рассказав, что он здесь не в первые, и что он подробно изучил материалы комиссии, лично осмотрев  трупы» - так закрыл для себя версию испытания оружия на склоне горы 1079, собкор «Уральского рабочего» Григорьев Г.К. в 1959 году.
С некоторыми участниками поисков Геннадий Константинович был знаком задолго до этих печальных событий. Так со Степаном Николаевичем  Куриковым он познакомился в 1957 году на сессии ивдельского горсовета, где он выступал как депутат. Позже, в 1958 году, Григорьев впервые побывал у него в гостях в Суеватпауле, после чего вышла заметка в «Уральском рабочем» о мансийском быте ( «В посёлке манси» от 18 марта 1958 года ).

Курикова очень тронула эта трагедия, он отлично знал эти места и приехал на оленьих упряжках для участия в  поисках пропавших туристов.  В беседах  с  Григорьевым, он называл гору, на склоне которой произошла трагедия, священной для манси, горой, на которой живут духи и очень часто дуют  ураганные ветра. После всех этих событий и окончаний поисков, Григорьев встречался с Куриковым неоднократно, а тема  гибели группы Дятлова, в их беседах,  была главной. По-детски открытый и добрый Степан был очень огорчён этими событиями, был огорчён тем, что подозрения падали на манси, но больше всего ему было жаль молодых ребят, жаль их жизней, их не свершённых планов.
«Отец очень часто возвращался к этой трагедии, на протяжении всей жизни. Она очень сильно волновала его. Нередко приходилось слышать от него о «священности» этой горы для манси, что было необычно от него слышать. Ведь отец всегда был человеком материалистических взглядов, абсолютно нерелигиозным» - вспоминает Анатолий Геннадьевич.

О чём шумит кедр.

«Мы молчаливо стояли у большого старого кедра, где несколько дней назад нашли два трупа. Подул ветерок, кедр таинственно зашумел. Я долго прислушивался к его шуму словно стараясь понять,  о чем он рассказывает. Кругом кедра высокие чахлые березки. С кедра обрезали сучья. Некоторые найдены далеко. Их унесло ветром. Надрез ножом по березке, но ее не удалось срезать. На трупах, как рассказали нам, были обгорелые белые шерстяные носки. Глазницы задуты снегом, над головами выдут снег. Я представлял, слушая шум кедра, как умирали здесь Кривонищенко и Дорошенко. На березках мох. Недалеко от кедра куст рябины. Кругом снег. На рябине несколько сухих листочков и еще не обклеванные птицами немного ягод. Сейчас солнце, тихо, но набежит ветерок и таинственно зашумит кедр. Он единственный свидетель жуткой смерти людей. Он закрывал их от ветра, он давал им дрова для костра. Он все видел, но опять замолчал. Может, сейчас набежит ветерок и он опять заговорит. Ветви на нем ярко-зеленые, местами свисают космы густого моха. Некоторые ветви сухие. Опять все сильнее и сильнее зашумел кедр. Где-то прокаркал ворон».
О чём думал Григорьев, стоя у кедра?  Вспоминал ли он себя,  в далёком 42 под Москвой, когда обессилив,  готов был уснуть навсегда, когда проклинал свою беспомощность?
Погибшие раненные молодые  солдаты санитарного поезда, они были с дятловцами одного возраста. Они так же боролись за жизнь, так же не хотели умирать.
Позже он напишет – «Как они боролись за свою жизнь и жизнь товарищей – на войне за такое ордена давали». Сравнивал ли он себя с Дятловым, оставившим раненых и ушедшим   в поисках спасения в ту ночь?
Думал ли он о том, что им некому было сказать – «… нельзя умирать… Твоя мало жил.»?
Теперь об этом знает только Кедр и так же продолжает таинственно шуметь для желающих  разгадать  тайну гибели группы Игоря Дятлова. Кедр знает всё – знает,  как погибали ребята, знает, о чём думал журналист Григорьев, стоя возле него.
Они навсегда станут ему родными, а их смерть навсегда останется глубокой раной в сердце журналиста.
Огромное желание разобраться в причинах гибели туристов по горячим следам, заставляло Григорьева лететь на перевал, расспрашивать следователей, мастеров спорта, друзей дятловцев. Всё это зафиксировано в трёх записных книжках, известных теперь, как «Блокноты Григорьева» - они уникальны тем, что никто так подробно не записывал всё то,  что происходило на перевале во время поисков.
Григорьев написал свою версию произошедшего в 1959 году на склоне горы 1079, назвав её «Ураган в горах». При работе над ней он неоднократно консультировался с журналистом «На смену!» Ю.Яровым, со Степаном Куриковым, последний внёс немало уточнений, например, что внизу группа разделилась из-за того, что несколько ребят, возможно, пошли искать чум, который был обозначен на топографических картах того времени. И, наверняка, они знали о его существовании. Манси редко использовали его, только во время охоты и вынужденных остановок, но там можно было укрыться от непогоды, там могли быть продукты, дрова, медикаменты.

                «Об этой истории напишут столько чепухи и неправды».

Эти слова скажет своей семье, вернувшись с поисков в Краснотурьинск,  Геннадий Константинович. Слова эти окажутся пророческими. Пройдут годы, не станет страны, в которой произошла эта история, не станет многих участников поисков, трагически погибнет корреспондент «На смену!» Ю.Яровой, уйдёт из жизни следователь Иванов, в мае 2013  не стало Юрия Ефимовича Юдина – десятого участника группы Дятлова.
Но всё больше «версий» и неправды появляется от тех, кто даже не представляет, что такое Северный Урал, что такое мороз, ураганный ветер, сбивающий с ног, что такое стихия.
Я рассказывал Геннадию Константиновичу о современных версиях зачисток «кровавого КГБ» и инсценировок, на что он, покачав головой, ответил – «Это, ведь, неправда всё. Какая ложь! Инсценировки и зачистки – это не методы КГБ тех лет!».
У Григорьева есть книга Гущина «Ценна гостайны 9 жизней». Почти на каждой странице исправления Геннадия Константиновича – по фактологии, по ключевым моментам, даже грамматические ошибки подчёркнуты и исправлены. Интереснейшие комментарии! Выйди эта книга с комментариями Григорьева, она имела бы более широкий успех.
Книга… Он мечтал всю жизнь написать книгу о тех событиях, но работа, а потом болезни не дали это сделать. «Протяженко и другие пилоты от меня ждали, что я потом напишу рассказ об этой трагедии. И я собирался написать рассказ. Но жизнь, работа, семья, болезни, фронтовые раны - все это меня отбросило от этого, как ураган отбросило… Не один журналист, искажая эту трагедию, на ней сделал свою карьеру. А я с правдой остался всеми забытый».
Полная, на сколько это возможно по газетным меркам, статья «Ураган в горах» вышла лишь в 31 января 2004 года в газете «Ревдинский рабочий», в которой с 1965 по 1969 год Григорьев работал главным редактором. До этого была публикация в «Уральском рабочем», но в сильно урезанном виде.
Всё дальше отдалялись те дни с поисков. Работа в газете, членство в комиссии комитета «Защиты мира», снова газета, затем почти 10 лет работа военным руководителем в школе, где им был организован стрелковый кружок. Но ранения брали верх, и в 1978 году пришлось уйти на пенсию. Но активная гражданская позиция брали своё. Невозможно было молча смотреть на развал страны, которую он защищал под Москвой, за которую гибли его товарищи.
«Но самая главная опасность и беда России в том, что у власти стоят партии и лидеры, которые идут на поводу олигархов и думают только о своей личной наживе. Основная масса народа нищает, вымирает. Россия становится сырьевым придатком капиталистических акул, рынком сбыта их дорогих низкосортных товаров.» - напишет он в статье «Душевная рана» в 2000 году.
Геннадий Константинович 21 августа отметил свой 90-летний юбилей. Жизнь достойная примера и уважения.
При личных встречах, он выразил слова поддержки Фонду памяти группы Дятлова в их деле воспитания молодёжи в духе патриотизма, любви к родному краю, физического и духовного воспитания. Он передал на память, в знак признательности, в Фонд свой блокнот «Ураган в горах». В свою очередь Ю.К.Кунцевич передал Григорьеву от имени Фонда книги «Смерть под грифом «Секретно», «Тайна гибели группы Дятлова» и юбилейный выпуск журнала «Уральский следопыт».

Вместо послесловия:
«Ночью, когда выходил из палатки, кругом было как-то сказочно. Луна, звезды, на голубоватом снегу тени от деревьев, которые окружали стеной палатку. Шумели кедры. Сейчас на востоке занимается багровая заря. Она красиво озаряет контуры гор. Недалеко от нас высокая голая ледяная гора 1079м. Она при восходе солнца становится какой-то особенно холодной. Дует ветер. Сосны, пихты, березы качаются, а кедры могучие на возвышенном берегу реки, они только шевелят своими здоровыми суковатыми ветвями и сильно шумят. Заря разгорается все больше. Оттенки меняются, становится светлее. Уже виднеются на небе легкие облачка, кусочки голубого неба. Разгорается новый день».
Г.К.Григорьев.
Март. 1959 год.

0

32

Уваров Иван Евламиевич

Лист 60
Протокол
допроса свидетеля
9 марта 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской
области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете
в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя и отчества Уваров Иван Евламиевич
2. Год рождения 1884
3. Место рождения пос. Богословского завода
4.Национальность: русский
5.Партийность: б/п
6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: среднее
7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая должность:
директор музея г. Ивдель б) в момент, к которому относятся показания:
тоже.
8. Судимость: со слов не судим
9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): г. Ивдель ул.
Октябрьская набережная д. № 23
10. Паспорт: с собой не имеет
11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний
Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи
показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний
предупрежден. Подпись.

Свидетель показал По существу заданных вопросов поясняю. О том, что
потерялись туристы 9 человек я слышал. О том, что нашли их на горе
замерзшими также слышал. Но эту гору высоту 1079 я слышу впервые.
Я с народом манси их бытом знаком пятьдесят лет и у них в 1939 (прим.
Последняя цифра исправлена) впервые открыл школу в пос. Пауль-Томс (?).
Часто я бывал на Уральском хребте но около указанной горы я близко не
был. В зимние месяца в горах Северного Урала, а также и летом бывают
сильные ветры и даже смерчи. И мне случалось иногда быть во время этих
смерчей, но спасались только в лесах в низких местах. Во время смерчей в
горах возникают различные звуки и при том страшные и разнообразные,
наподобие воя зверей, стонов людей и т.д. И когда находишься и услышишь
все это становится очень жутко и страшно и люди, ранее не слышавшие все
это могут испугаться. Эти звуки могут получиться из-за того во время
ветров, что имеются в гораз скалы выветренные, в них находятся отверстия
и поэтому возникают такие звуки.
Мне известно, что манси имеют молебную гору и я ее знаю и был на ней. Ее
название Ялпынг-Нёр,
Лист 61
что в переводе на русский язык значит молебная гора.
Эта гора как я смотрел на карте находится южнее примерно 40 км от горы,
где погибли туристы. Молебную гору манси не охраняют и мне точно

известно на молебную гору русские допускаются манси и они не
препятствуют этому и не оказывают физического или иного какого-либо
воздействия русским, когда последние идут на молебную гору как мужчины,
а также женщины И зло какое-либо на русских у манси за это не
вызывалось. Разговоры о том, что на туристов напали манси из-за того, что
последние хотели подойти к молебной горе я считаю неверными, это
считают и говорят люди, которые не знают жизнь и быт манси.
Мне известно, что 45 лет тому назад был такой случай с першинским
охотником с пос. Першино, что он ходил на молебный камень (гору) и якобы
забрал там часть жертвоприношений и вернулся с ними домой и
пьянствовал. А потом пошел вновь и домой больше не вернулся. Этого
охотника больше нигде не нашли, что с ним случилось никто точно не знает,
но ходили слухи, что он попал на стрелу поставленную на зверя. Такие
стрелы манси ставили на зверей. Это стрелы самострелы
Оборот:
Но как это в действительности было неизвестно и трудно узнать, так как
климат и местность нашего района суровые особенно в горах.
Я знаю, что если бы кто из народностей манси был виноват в гибели 9
туристов, то ни один бы манси не стал принимать участие в розыске
туристов. А узнал, что в розыске туристов принимали участие три манси.
Мне известно, что на молебную гору ходили много русских мужчин и
женщин и с ними никогда ничего плохого не случалось и их сопровождали
иногда и манси. Я лично не допускаю такой мысли, чтобы манси напали на
туристов из-за их религиозных предрассудков или по другим причинам. Как
правило, манси к русским относятся очень хорошо.
Записано верно, мною лично прочитано
Подпись
Прокурор г. Ивдель
мл. советник юстиции подпись

https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-60.jpg

https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-60-back.jpg

https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-61.jpg

https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-61-back.jpg

https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/Article/?id=22460

Иван Евлампиевич Уваров
Педагог, первый учитель детей манси в Ивдельском районе, основатель Ивдельского музея, депутат Ивдельского городского совета, кавалер ордена Ленина, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», его имя занесено в книгу Почёта знатных людей Советской школы, награждён значком «Отличник народного просвещения»., Ивдель, Свердловская область

Когда заходишь в Ивдельский историко-этнографический музей, первое. Что бросается в глаза, это большой портрет его основателя – Ивана Евлампиевича Уварова. Уже 46 лет прошло, как не стало этого человека, но имя его не забыто, оно живет в созданном им музее, в памяти всех, кто его знал и любил, в душе его учеников. Все они непременно задерживаются перед этим портретом, говоря немало теплых слов, делясь воспоминаниями…

Иван Евлампиевич Уваров

Родился 17 января 1884 года в поселении «Богословский завод» (ныне г. Карпинск) Верхотурского уезда, Пермской губернии в семье служителя культа - священника.
В 1891 году поступил учиться в Богословскую земскую школу, окончив её в 1894 году, поступил учиться в Пермское реальное училище.
В 1898 году умер отец. Из-за отсутствия средств, учиться в высшем учебном заведении не представлялось возможным.
В 1900 году сдал экзамены на звание учителя и Верхотурским земством был назначен заведующим 2-классной Верхотурской мужской школой.
Всего полтора месяца в 1906 году проработал заведующим Всеволодоблагодатской начальной школы, а в октябре того же года был взят на военную службу и назначен в город Москву в 3-й гренадерский Перновский полк. В полку служил старшим полковым писарем.
1 декабря 1908 года был уволен со службы и назначен в запас армии.
С 01 августа 1909 года назначен учителем в Верхотурском уезде в селе Никито-Ивделе в 2-х классной министерской школе, где служил до 20 июля 1914 года.
20 июля 1914 года в первую империалистическую Германскую войну, был мобилизован и взят в действующую армию и назначен старшим писарем в 123 запасной батальон в городе Пермь.
В 1916 году по болезни был уволен из армии и направлен для поправления здоровья на родину в шестимесячный отпуск.
В 1918 году был назначен заведующим Ивдельской школой 1 степени, которая в 1930 году была преобразована в школу ФЗС, где он продолжал работать заведующим, а в 1934 году преобразована в полную среднюю школу, где Уваров работал уже завучем.
В 1935 командирован на один год на работу в школу для детей манси, в посёлок Пома.
С 1938 года работал заведующим районным методкабинетом при Ивдельском ГорОНО.
В 1942 году назначен учителем Ивдельской НСШ. В этом же году начал работать директором Ивдельского районного краеведческого музея (до этого Иван Евлампиевич возглавлял музей на общественных началах).

Иван Евлампиевич всегда был на хорошем счету у руководства. Вот его характеристика от директора Ивдельской средней школы, датированная 20 марта 1938 года:
«Уваров И.Е. является учителем рисования и музыки и работает зав. учебной части Ивдельской средней школы. Хорошо знает преподаваемый им предмет и справляется с работой зав. учебной части.
Интересуется методическими и педагогическими вопросами, хорошо разбирается в этом и проводит их на практике своей работы. Проявляет большую любовь к ребятам.
Систематически посещает уроки других учителей и даёт соответствующие указания в работе учителям.
За лучшую и долголетнюю работу был неоднократно премирован, за 1936-37 годы был премирован патефоном и комплектом пластинок с докладом тов. Сталина.
Выписывает и читает газеты. Возложенные поручения выполняет в срок и добросовестно.
Несёт общественную нагрузку по профсоюзной работе (член Райкома Профсоюза) с которой справляется, в политических вопросах разбирается».

Педагогическая деятельность, общение с детьми были для Ивана Евлампиевича не просто работой – делом всей жизни, заботой для души.
Человек глубокий, добрый и умный, он был многосторонней личностью, вызывая большое уважение у всех ивдельчан.
И.Е.Уваров был непререкаемым авторитетом, как среди учеников, так и среди учителей.
К его словам прислушивались, с его мнением считались. Поэтому, когда Иван Евлампиевич в конце двадцатых годов двадцатого века начал собирать старинные предметы, чтобы иметь подлинные вещи эпохи – самые интересные наглядные пособия для обучения детей, то жители с большой радостью дарили ему такие предметы, хотя они, в основной своей массе, не были зажиточными, однако ценность предмета старины понимали и знали, что она не исчисляется только его номинальной стоимостью.
Иван Евлампиевич умел растолковать любой хозяйке, что, например, «вот это полотенишко бабушкино на базаре копейку стоит, а как предмет истории – бесценно!»
Таким образом, к 1929 году у Уварова скопилась целая коллекция предметов, имеющих историческую ценность. Иван Евлампиевич, как человек активный и прогрессивный, не хотел, чтобы все это просто было сложено в ящичках, вынимаясь только иногда «для случая». Он проявил замечательную инициативность и в одной из комнат Ивдельского клуба имени Ленина открыл… музей! Это был уже действительно музей на общественных началах – пусть без оформления какой-либо документации, но экспозиция. Клуб занимал дом (позже он сгорел) на правобережной части села.
Любой желающий мог зайти в эту комнату, задать учителю вопросы, задуматься и совсем другими глазами увидеть представленные там предметы. По-другому стали смотреться «корчаги глиняные большая и средняя», «туес берестяной с крышкой», «кусок холста домотканого – пестрядь – в красно-синюю клетку», «кресло гнутое немецкой работы», стали представляться истории, с ними связанные.
Вот так – благодаря энтузиазму и прозорливости одного замечательного человека в Ивделе родился музей! Почти пять лет он радовал ребятишек и взрослых тем, что можно услышать от удивительного человека интереснейшие рассказы о самых простых и обыденных вещах. Иван Евлампиевич был хороший рассказчик, внимательный собеседник и задушевный друг.

В 1935 году областное руководство приняло решение об организации на территории Ивдельского района первой школы для манси. 13 октября того же года Свердловский Областной Отдел Народного Образования издал приказ о командировании И. Е. Уварова на один год на работу в эту школу. Выбор этот, конечно, не был случаен. Иван Евлампиевич был очень любим многими манси. К нему обращались за советом, с различными просьбами – например, даже написать прошение или заявление.
Поехав в мансийский поселок Пома, в 60 километрах от Ивделя, для организации уже мансийской школы, И. Е. Уваров взял с собой немало интересных вещей: книги, тетради, картины, большую лампу-молнию и музыкальные инструменты – в том числе и из своего музея. Ведь все-таки это в первую очередь был преподаватель пения!
В дальнейшем Иван Евлампиевич преподавал еще и рисование. Уваров провожает своих учеников
На первых уроках собралось много манси, среди них был шаман Савка. Шаман глядел исподлобья, он чувствовал в школе врага. Видимо, шаман уже успел провести агитацию, так как при нем не записался ни один ученик. Только когда Савка уехал, манси записали в школу девять детей. Постепенно число школьников дошло до 17. Дети учились с большим желанием, некоторые жили в 30 километрах от школы, но посещали ее каждый день, приезжая на оленях.
Иван Евлампиевич жил в юрте с манси. Долгими зимними вечерами, слушая вой вьюги и собак, читал, играл на гитаре. Однажды он вырезал из картона фигурки людей, соединил их ниточками, и когда вечером в юрту пришло много манси, в том числе и шаман, Иван Евлампиевич заиграл на гитаре, не заметно подергивая нитку. Картонные фигурки зашевелились, задрыгали в такт музыке. Манси были изумлены. Закончив играть, учитель спросил:
- Тонет ли железо в воде?
Манси засмеялись: все знают, что тонет!
Учитель взял иголку, осторожно положил ее на воду. Иголка не потонула. Манси опять изумились, заговорили: вот какой колдун Иван Евлампиевич, у него картонные человечки танцуют под музыку, железо не тонет! Тогда учитель показал, как устроены ниточки, за которые он дергал, объяснил, почему иголка не потонула. Манси удивились: оказывается, никакого колдовства нет, все так просто и понятно! Шаман Савка выждал, когда все манси разошлись и с злобным укором сказал учителю:
- Зачем им рассказал? Ты бы лучше мне одному показал, как все это сделать!
Так первый учитель среди манси учил не только детей, но и разрушал у взрослых веру
в чертовщину.
Иван Евлампиевич проучительствовал в первой школе манси один год, а затем уехал в Ивдель готовить организацию и открытие средней школы в городе, где потом проработал многие годы.

Очень разносторонне одаренный человек! Эта его работа не была незамеченной. В 1924 году за хорошие показатели учёбы был премирован костюмом, в 1927 г. – грамотой и ударным билетом, в 1934 г. – деньгами (150 рублей) с занесением в районную Книгу Почета. По постановлению президиума Ивдельского районного комитета Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 16 июля 1937 года, фамилия Уварова И. Е. занесена в книгу Почета знатных людей Советской школы. В 1938 г. премирован бесплатной путёвкой на Кавказ.
Однако с началом Великой Отечественной войны патриотизм людей буквально взлетел до невероятной высоты. Ивдельчане просят расширить маленький музей и превратить его в действующий центр краеведения. В январе 1942 года исполком Ивдельского райсовета депутатов трудящихся ходатайствует в Облсовете РК ВКП(б) об открытии в Ивделе районного краеведческого музея. В докладной записке председатель исполкома Суханов пишет:
«Ивдельский район отличается исключительно огромными природными богатствами (платина, золото, марганец, железная руда и т.п.), что в настоящее время приобретает особенно важное значение в деле роста промышленности Урала. С ростом промышленности края, растет культурный уровень трудящихся и их интерес к изучению истории развития, как промышленности района, так и быта в жизни местного населения.
Перспективы же развития музея неисчерпаемы, о чём свидетельствуют большие природные богатства района, рост промышленности, большое количество проведенных и проводящихся в настоящее время изыскательных работ по изучению природных богатств Ивдельского района.
Наличие высококвалифицированных кадров, а так же содействие директора Свердловского краеведческого музея, давшей согласие выделить часть экспонатов для вновь открывающегося музея.
Большая заинтересованность и инициатива профессора Волкова А.М., профессора Адамчук и других научных работников Академии Наук, работающих по изыскательным работам в Ивдельском районе, всё это даёт уверенность в том, что музей сможет широко развернуть свою работу.
Прошу Вас разрешить организовать в 1942 г. краеведческий музей в Ивделе и отпускать средства на его содержание в размере 36 тыс. рублей, включив указанную сумму в смету».
В этом же году райком партии и райисполком принимают решение о возрождении музея. Местные жители понесли в музей старинные вещи, документы и фотографии. За небольшой срок музейные фонды выросли в несколько раз.
В 1944 году Ивдельский музей приобрел статус государственного - был взят на государственный баланс, и, в ноябрьские праздники в Ивделе, к тому времени получившем статус города, был открыт городской краеведческий музей. Он занял второй этаж приискового двухэтажного здания на Октябрьской Набережной.
Иван Евлампиевич Уваров стал директором музея, продолжая при этом и педагогическую деятельность. Много сил и душевной энергии были отданы им для воспитания достойных граждан, для поддержания у земляков боевого духа, так необходимого в военное время. За свой вклад в дело Великой Победы И. Е. Уваров был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Иван Евлампиевич был отличным охотником, очень хорошо ориентировался в лесу. Он, будучи директором музея, получал разрешения на отстрел и добычу,
для научных целей, таких животных, как: лосей, северных оленей, соболей, выдры, куниц, белок, боровой и водоплавающей дичи.
Сам изготавливал чучела.

Иван Евлампиевич умел хорошо дружить. Даже с педагогами других городов он был в дружеских отношениях. Еще в конце сороковых годов Уваров пригласил в Ивдель учителей из Нижнего Тагила, они откликнулись на приглашение и во время летних каникул приехали к нему в гости. Несколько дней они жили в лесу на берегу реки, мыли золото, вели записи в дневниках. «Это был лучший отдых», - как впоследствии они отзывались об Ивделе.

Своих детей у Ивана Евлампиевича не было. Но он очень любил своих приемных детей и всех своих учеников. Они отвечали ему взаимной любовью, долгой памятью и уважением. И писали ему письма. Много писем, открыток и даже посылок приходило со всех уголков нашей необъятной родины. В каждом из которых – слова благодарности. Многие из них начинались так: «Здравствуйте, многоуважаемый дорогой Учитель!» В одном из таких писем есть замечательные слова, которые можно поставить, как заглавие ко всей жизни этого замечательного человека: «Вы тот человек, который первый открыл передо мною величие мира, жизни, борьбы человечества…»
У Ивана Евлампиевича Уварова в Ивделе был ученик, который нарушал дисциплину. Учитель однажды серьезно поговорил с ним. Сказал, что удальство – хорошая вещь, но надо направить его в полезную сторону. Ученик дал слово учиться хорошо – и сдержал его; у него был твердый характер. Удальство этого мальчика было особого рода: он способен был защитить товарища, которого обижают; способен был, не раздумывая, броситься на помощь утопающему. Он искал какого-то подвига... Потом этот мальчик вырос, служил во флоте, воевал, под огнем выручал попавших в беду товарищей. И когда в 1944 году приехал в Ивдель, он крепко обнял, расцеловал старого учителя и первые его слова были:
- Я всегда помнил ваши слова, Иван Евлампиевич, что дорогу в жизнь нужно пробить честным трудом.
Это был Герой Советского Союза Алексей Елизаров.

Однажды Иван Евлампиевич на станции Свердловск ждал поезд. К нему долго присматривался один полковник. Потом ушел и вернулся с другим полковником.
- Простите, вы – Уваров?
- Да.
- Иван Евлампиевич?
- Да, - удивленно ответил Иван Евлампиевич и почувствовал, как его сжимают сильные объятия, как полковник крепко целует его. И едва один полковник отпустил его, как он попал в объятия другого. Оказалось, оба полковника – бывшие ученики Ивана Евлампиевича еще по Верхотурской школе. Они назвали свои фамилии, и он вспомнил и узнал их.
Достойнейшую жизнь прожил этот человек, воспитал не одно поколение учеников.
В 1953 году к 50-летию его педагогической деятельности руководство Ивдельского ГорОНО ходатайствует перед вышестоящими организациями о награждении т. Уварова И.Е. значком «Отличник народного просвещения»:
«Характеристика учителя рисования Ивдельской семилетней школы Уварова Ивана Евлампиевича, беспартийного.
Тов. Уваров И.Е. работает в школах Ивдельского района с 15 августа 1903 года по настоящее время.
В течение своей пятидесятилетней педагогической деятельности И.Е.Уваров показал себя хорошим организатором, он является основателем первой Ивдельской средней школы и школы для детей манси.
Тов. Уваров И.Е. снискал глубокое уважение и любовь у многих поколений своих учеников, которые успешно работают в различных отраслях народного хозяйства.
Достигнув больших успехов в деле воспитания и обучения детей, он передаёт свой многолетний опыт молодым учителям.
Работая в настоящее время учителем рисования, т. Уваров И.Е. проводит с учащимися большую воспитательную работу, прививает им любовь к изобразительному искусству и воспитывает у них художественный вкус.
И.Е.Уваров совмещает свою педагогическую работу в школе с работой в краеведческом музее, уделяет большое внимание экскурсиям учащихся, знакомит их с богатствами своего района.
Несмотря на свои годы И.Е.Уваров продолжает вести общественную работу. Он неоднократно избирается депутатом Ивдельского горсовета, принимает активное участие в работе комиссии по народному образованию, обращает большое внимание на выполнение закона о всеобщем обязательном обучении детей.
Долголетняя плодотворная деятельность т. Уварова на пользу родине высоко оценена партией и правительством. Он награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и орденом Ленина.
Тов. Уваров И.Е. высоко ценит звание советского учителя и сам является образцом его».

Шли годы. Неузнаваемо менялся таежный Ивдель, менялись люди.
Иван Евлампиевич, ставший уже старым учителем, радовался огромному размаху дела народного образования за годы Советской власти, радовался изменениям Ивделя, которому он отдал всю жизнь.
В 1947 году ивдельчане избрали Ивана Евлампиевича депутатом городского Совета. Выдвигая его, в депутаты, люди указывали на его исключительную честность, отзывчивость, большую общественную работу, которую он ведет.
Указывали, что за свою жизнь воспитал и вывел в люди свыше тысячи учащихся. Он организовал в Ивделе краеведческий музей.
Несколько лет Иван Евлампиевич честно выполнял обязанности депутата, работая председателем постоянно-действующей комиссии городского Совета по народному образованию, держал постоянную связь с избирателями.

Иван Евлампиевич Уваров, дожив до 81 года, умер 16 февраля 1965 года. Он прожил долгую достойную жизнь, которую посвятил людям. Имя Ивана Евлампиевича не забыто, оно живет в памяти у всех, кто его знал и любил, в душе его учеников, в книгах, воспоминаниях, документах и в названии нашего музея.

В составлении статьи использованы материалы
Ивдельского историко-этнографического музея,
архивного отдела администрации Ивдельского городского округа,
газеты «Северная звезда».

0

33

Уваров Иван Евламиевич. Продолжение

https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/munnews/4693

У истоков образования и этнографии нашего края
Ивдель 17 января 2019 15:40 Газета «Северная звезда»
Вероятно, не найдется такого жителя округа, кто бы хоть что-то  не слышал о легендарном человеке, нашем земляке, родившемся в XIX веке и жившем в XX, входившем в кагорту первых учителей земских школ в нашем крае, первом этнографе, краеведе, человеке высокой культуры и большой души. Он настолько много сделал для Ивделя, что поднял  на новую ступень в плане образования и культуры не только его население, но и коренных жителей севера – манси.

Надо сказать, что в отделе находится достаточно полный архив документов и фотографий о жизни и деятельности И. Е. Уварова. Возможно, это связано с тем, что детей у Ивана Евлампиевича не было, сведения о родственниках не сохранились, поэтому все его документальное наследие стало достоянием города.

Круг представленных экспонатов разнообразен. Здесь можно увидеть Грамоту «Ударник первого года пятилетки», датированную 1933 годом, удостоверение члена общества «Долой неграмотность», билет ударника труда, депутатский билет, личные письма и многое другое. Здесь же свидетельство об успешном окончании курса обучения Богословского училища Верхотурского уезда. На нем стоит дата – 1 сентября 1895 года.

Разнообразен уникальный фотоматериал, представленный на выставке: И. Е. Уваров с учениками, с посетителями музея, с туристами. Фотографии, сделанные в середине прошлого века, удивляют своим качеством, что свидетельствует о бережном хранении.

Несмотря на, казалось бы, обилие архивных документов по теме, выставке предшествовала кропотливая работа сотрудников архивного отдела. Ими был представлен материал о жизни и деятельности И. Е. Уварова, подготовленный В. А. Беллендир, который мы публикуем сегодня.
--
И. Е. Уваров.«Иван Евлампиевич Уваров – сын священника. Родился 17 января 1884 года в поселении «Богословский завод» Верхотурского уезда, Пермской губернии. В 1891 году поступил учиться в Богословскую земскую школу. В 1894 году умер отец. Из-за отсутствия средств учиться в высшем учебном заведении не представлялось возможным. В 1900 году сдал экзамены на звание учителя и Верхотурским земством был назначен заведующим 2-классной Верхотурской мужской школой. В 1906 году был взят на военную службу. В 1909 году был уволен. С 01 августа 1910  года (здесь есть разночтение в датах) назначен Верхотурским земством учителем Ивдельского 2-х классного училища, где служил до 20 июля 1914 года.

20 июля 1914 года был мобилизован и взят в действующую армию, назначен старшим писарем в 123 запасной батальон. В 1916 году по болезни был уволен. В 1918 году был назначен заведующим Ивдельской школой 1 степени, которая в 1930 году была преобразована в школу ФЗС, а в 1934 году преобразована в полную среднюю школу.

Педагогическая деятельность, общение с детьми были для Ивана Евлампиевича не просто работой – делом всей жизни, заботой всей души. Человек очень глубокий, добрый и умный, он был очень многосторонней личностью. Вызывая большое уважение у всех ивдельчан, И. Е. Уваров был непререкаемым авторитетом среди местных жителей. К его словам прислушивались, с его мнением считались. И потому, когда Иван Евлампиевич в конце двадцатых годов двадцатого века начал собирать старинные предметы, чтобы иметь подлинные вещи эпохи – самые интересные наглядные пособия для обучения детей, то жители с большой радостью дарили ему такие предметы. Жители села Никито-Ивдельского в основной своей массе не были зажиточными. Однако ценность предмета старины не исчисляется только его номинальной стоимостью. Иван Евлампиевич умел растолковать любой хозяйке, что, например, «вот это полотенишко бабушкино на базаре копейку стоит, а как предмет истории – бесценно!» Таким образом, к 1929 году у Уварова скопилась целая коллекция предметов, имеющих историческую ценность. Иван Евлампиевич, как человек активный и прогрессивный, не хотел, чтобы все это просто было сложено в ящичках, вынимаясь только иногда «для случая». Он проявил замечательную инициативность и в одной из комнат Ивдельского клуба имени Ленина открыл… музей! Это был уже действительно музей на общественных началах – пусть  без оформления какой-либо документации, но экспозиция. Клуб занимал дом (позже он сгорел) на правобережной части села, поэтому одна из его комнат была уже значительной площадью, выделенной «под затею» Ивана Евлампиевича. И любой желающий мог зайти в эту комнату, задать учителю вопросы, задуматься и совсем другими глазами увидеть представленные там предметы. По-другому стали смотреться «корчаги глиняные большая и средняя», «туес берестяной с крышкой», «кусок холста домотканого – пестрядь – в красно-синюю клетку», «кресло гнутое немецкой работы», стали представляться истории, с ними связанные… Вот так,  благодаря энтузиазму и прозорливости одного, но замечательного человека, в Ивделе родился музей! Почти пять лет он радовал ребятишек и взрослых. Здесь можно было услышать от удивительного человека интереснейшие рассказы о самых простых и обыденных вещах. Иван Евлампиевич был замечательный рассказчик, внимательный собеседник и задушевный друг.
--
И. Е. Уваров. Художник В. Маркин.
В 1935 году областное руководство приняло решение об организации на территории Ивдельского района школы для манси. 13 октября того же года Свердловский областной отдел народного образования издал приказ о командировании И. Е. Уварова  на год на работу в эту школу. Выбор этот, конечно, не был случаен. Иван Евлампиевич был очень любим многими манси. К нему обращались за советом, с различными просьбами – например, даже написать прошение или заявление…

Поехав в мансийский поселок Пома для организации уже мансийской школы, И. Е. Уваров взял с собой немало интересных вещей – в том числе и из своего музея (например, несколько картин) и музыкальные инструменты. Ведь все-таки это в первую очередь был преподаватель пения! В дальнейшем Иван Евлампиевич преподавал еще и рисование. Очень разносторонне одаренный человек! Эта его работа не была незаметной – по постановлению президиума Ивдельского районного комитета Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов от 16 июля 1937 года фамилия Уварова И. Е. занесена в книгу Почета знатных людей советской школы.

С началом Великой Отечественной войны патриотизм людей буквально взлетел до невероятной высоты. В январе 1942 года райком партии и райисполком принимают решение о возрождении музея. Ивдельское руководство обращается к гражданам принять активное участие в «создании музея», выделяет для него достойное помещение. В 1944 году Ивдельский музей приобрел статус государственного и был взят на государственный баланс. Первым его директором стал, конечно, Иван Евлампиевич Уваров, продолжая при этом и педагогическую деятельность. Много сил и душевной энергии были отданы им для воспитания достойных граждан, для поддержания у земляков боевого духа, так необходимого в военное время. За свой вклад в дело Великой Победы И. Е. Уваров был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А еще через несколько лет – к 50-летию его педагогической деятельности – Иван Евлампиевич Уваров был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.

Достойнейшую жизнь прожил этот человек, воспитал не одно поколение учеников. К 50-летию его педагогической деятельности была написана такая характеристика: «…учитель рисования Ивдельской семилетней школы Иван Евлампиевич Уваров… в течение своей пятидесятилетней педагогической деятельности показал себя хорошим организатором, он является основателем  первой Ивдельской средней школы и школы для детей манси. Тов. Уваров совмещает свою педагогическую работу в школе с работой в краеведческом музее, уделяет большое внимание экскурсиям школьников, знакомит их с богатствами своего района. Он неоднократно избирался депутатом Ивдельского горсовета…»

Иван Евлампиевич очень любил своих учеников. Они отвечали ему взаимной любовью, долгой памятью и уважением. И писали ему письма. Много писем, в каждом из которых – слова благодарности. Многие из них начинались так: «Здравствуйте, многоуважаемый дорогой Учитель!» В одном из таких писем есть замечательные слова, которые можно поставить, как заглавие к истории жизни этого замечательного человека: «Вы тот человек, который первый открыл передо мною величие мира, жизни, борьбы человечества…».

Иван Евлампиевич Уваров умер 16 февраля 1965 года. Уже почти полвека как не стало этого человека, но имя его не забыто, оно живет в памяти у всех, кто его знал и любил, в душе его учеников...».

На протяжении последних трех лет архивный отдел администрации Ивдельского городского округа (начальник Г. В. Комлякова) знакомил ивдельчан с документами, бережно хранимыми на архивных полках и рассказывающими о жизни почетных граждан нашего города. В 2019 году мы будем иметь возможность ознакомиться с материалами о знаменитых людях нашего города – Героях Советского Союза, архитекторе Всеволожском.

https://uralstalker.com/uarch/us/2024/06/28/

Первая школа-интернат для манси в посёлке Тошемка

«Красные чумы» – так назывались кочевые учреждения культуры, создаваемые в СССР на Крайнем Севере для просвещения коренных народностей. В 1931 году в стойбище Пома, в 60 километрах от Ивделя, была открыта первая мансийская школа.
В Серовском архиве сохранился документ, подтверждающий, что «В Ивдельском районе в 1931–32 годах был сформирован «Красный чум» со школой-интернатом. Не обеспеченный медицинским надзором, без соответствующей материальной базы, несмотря на героические усилия руководителя чума Ивана Евлампиевича Уварова, это начинание потерпело крах». В 1956 году в газете «Северная звезда» в биографии об Уварове И.Е. сказано: «В 1931 году был поставлен вопрос об открытии школы для детей манси. Школа была открыта в посёлке Пома. Под неё свою недостроенную юрту отдал манси Павел Фадеев.
Организовал её и учительствовал в ней Уваров И.Е.»

В той же «Северной звезде» за 2008 год сохранились воспоминания об этой школе: «В октябре в пауль Пома стали подъезжать охотники-манси с дочерьми и сыновьями. Девять охотников записали своих ребят на занятия с учителем Иваном Евлампиевичем Уваровым, хорошо знакомым многим манси по охоте и умеющим изъясняться по-мансийски. Иван Евлампиевич приехал в Пому верхом на лошади, привёз для школы книги, тетради, картины, лампу-«молнию», начал старательно обживаться в юрте-школе». (Анисимкова М.К.).

По данным Ивдельского районного комитета, в 1925 году в Помапауле, на берегу Помского озера, жили манси Фадеев Павел Иванович с женой и сыном Николаем, братья Бахтияровы Николай, Кирилл и Павел Васильевичи, Самбиндалов Андрей с женой, Пеликов Григорий Степанович с женой и сыном Семёном. Больше про мансийскую школу в Помапауле никаких сведений нет, первая попытка потерпела неудачу. Связано это было, по моему мнению, с двумя причинами. Первая – скорее всего Уваров, исследователь и знаток Урала, большой друг манси, открывший в 1923 году в Ивделе первый краеведческий музей, действовал по собственной инициативе, на добровольных началах. Вторая, и основная, – это то, что небольшие  поселения манси из двух – трёх семей были раскиданы по тайге на расстоянии 50–100 километров от школы. Для обеспечения постоянного присутствия детей необходим был интернат, материальная база и т.д.

https://i.ibb.co/Lz3szjm/2024-06-28.png
https://i.ibb.co/2KS9PPq/2024-06-29.png
https://i.ibb.co/Tc58bR6/2024-06-30.png
https://i.ibb.co/TKfXz9r/2024-06-31.png

https://muzeumivdel.wixsite.com/ivdel-muzeum

..Территория, на которой впоследствии возникло Ивдельское поселение, во второй половине восемнадцатого века была куплена  у наследников Строганова князем В.А.  Всеволожским и получила название Заозерской дачи. В 1781 г. здесь начали добывать медную руду. А с 1824 года - россыпное золото. После этого года по всему району  начались усиленные поиски и добыча золота, для чего был предпринят массовый переезд крепостных людей Всеволожского из Оханского и Пермского уездов. На месте одного из золотых промыслов - на месте впадения речки Шапши в реку Ивдель - в 1831 году и возникло Ивдельское селение.

В середине девятнадцатого века селение "переехало" на 4 версты в низ по течению Ивделя - здесь сейчас и расположен город Ивдель.
В  1929 году учитель И.Е. Уваров в одной из комнат ивдельского клуба им. Ленина открыл небольшую экспозицию, состоящую из собранных им предметов быта и документов, касающихся ивдельской истории. Так появился Ивдельский общественный музей.

...Годы Великой Отечественной войны стали очень важными для становления Ивдельского музея. Люди почувствовали особую тягу к истории своей страны и своей малой родины. В 1942 году руководство села призвало земляков помочь расширить музей и превратить его в центр краеведения. Жители Ивделя стали приносить в музей старинные вещи, документы, фотографии... За небольшой срок музейный фонд вырос в несколько раз. И в ноябрьские праздники 1944 года в Ивделе был открыт городской краеведческий музей. (Ивдель к тому времени стал городом, а музей был взят на государственный баланс).

В 1973 году музею было передано одно из старейших зданий Ивделя, построенное в середине девятнадцатого века. В музее появились новые экспозиции. Изменилось и его название - музей стал историко-этнографическим.

Современная экспозиция Ивдельского музея состоит из шести залов - по разделам: животный и растительный мир ивдельского края, Ивдель до Октябрьской революции, история Ивделя 1917-1937-1945 г.г., промышленность, народное образование, здравоохранение и культура, манси - коренные жители района, "русская изба", минералогия, палеонтология, археология... Кроме постоянных экспозиций, в музее работает выставочный зал, где регулярно проходят художественные выставки местных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, а также передвижные выставки. Проводятся мероприятия...

0

34

Уваров Иван Евламиевич. Продолжение

https://khanty-yasang.ru/luima-seripos/no-10-1268/14407

Удивительное место – музей имени И.Е. Уварова
В городе Ивдель Свердловской области есть удивительное место – Ивдельский историко-этнографический музей имени Ивана Евлампиевича Уварова. О создании музея, истории города и экспонатах, имеющихся у лозьвинских манси, нам рассказала директор Людмила Николаевна Зайкова. Они с экскурсоводом Ильёй Вячеславовичем Трембовецким провели увлекательную экскурсию.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/img_1496.jpg?itok=wLEZldB_

- Основатель нашего музея Иван Евлампиевич Уваров, который в 1928 году кинул клич среди жителей селения, тогда ещё Никито-Ивдельского, и ему понесли старинные предметы для создания музея. Мы его считаем основателем музея, три года назад зданию было присвоено его имя. Он был педагогом, учителем рисования и музыки, первым учителем в школе народа манси, обучал мансийских детей на Поме.

В музее у нас 7 залов экспозиционных, один выставочный. Экспонатов более 10 тысяч, основного фонда – 7 тыс. 880 предметов. В первом зале мы рассказываем об истории города Ивделя. Сначала возникла Промывальная фабрика, потому что в каждой реке добывали золото. Но если говорить вообще о возникновении жизни здесь, то, конечно, здесь родоначальники, осваиватели Уральской земли – это манси. Они здесь жили уже много веков. И когда русские сюда пришли, в 1588 году, здесь был построен острог – Лозьвинский городок. Вот тогда русские и подружились с вашим народом, между ними стали происходить тесные взаимоотношения, они стали между собой общаться –  у манси приобреталась пушнина, рыба, мясо, обменивались товарами для быта.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/img_1580.jpg?itok=AGPtZ3vP

Здесь экспонаты, которым более ста лет – граммофон, сундук, часы, швейная машина, свадебное платье. Это платье нашей ивдельчанки, которая венчалась в храме. Вот на фото храм, где венчались, фото 1866 года, городу Ивдель тогда было около 30 лет. В этом зале вы также можете увидеть предметы и приспособления для добычи золота.

Мы находимся в новом здании музея, оно было построено по подобию старого. Когда строили город, здесь проживало много национальностей. Манси в основном занимались оленеводством, охотой, рыболовством. В самом Ивделе они тогда не жили, проживали поблизости в маленьких деревнях, в юртах Першино.

В Никито-Ивделе были купеческие семьи, которые тоже занимались золотодобычей. Таких купцов было несколько, они тоже развивали инфраструктуру, были у них наёмные рабочие (старатели). Сами купцы жили хорошо, но и людям давали жить, строили им дома за свой счёт. Они строили и магазины, торговые лавки, в долг давали продукты. Вот эту швейную машинку в 1906 году купила работница Ульянова у купца Рогалёва и потом в рассрочку расплачивалась. Хорошо относились к работным людям, помогали, ведь не каждая семья могла купить такие предметы.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/img_1565.jpg?itok=nXI3NBAX

Это у нас зал, посвящённый мансийской культуре, быту, обычаям, религии. Здесь сейчас проходит интересная выставка Североуральского мастера Николая Павловича Яковенко. Выставку с его изделиями нам посоветовала директор Североуральского музея, и они сами нам её привезли. Выставка изумительная, главное – маски, они сделаны с двух сторон, на них мансийские орнаменты. Это его идея, его задумка. Вот у него образ менквов, двойные ножны, ритуальное копьё шамана.

Все экспонаты, представленные в этом зале, это одежда и вещи наших манси – меховая шуба, платья, обувь, орудия лова, сани, лодка, посуда и многое другое. Вот это национальное платье Ани Анямовой. Есть у нас мансийская азбука Валерия Чернецова, игрушки, сангквылтап. Здесь на фотографиях манси – Прокопий Бахтияров, Владимир Анямов, Коля Анямов, Таня и Миша Пеликовы.

Одна из витрин посвящена культовым предметам – ритуальные вещи и одежда с Медвежьего праздника. Оленьи рога расписаны красной охрой последним шаманом Тимофеем Пеликовым. Вот подлинный бубен, пояс, шлем и стул шамана. Есть у нас чум из бересты. Вот ткацкий станок – это не только мансийский, но и вообще коренных народов Севера. На праздники выносим, уже несколько циновок сделали, подарили.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/dir.muzeya.jpg?itok=GiBsVEoj

Большую помощь нам оказывает руководитель студии народно-художественных промыслов и ремёсел «Варвара» Алексей Борисович Варов. Он занимается с детьми манси из школы посёлка Полуночного. С Таней Анямовой и Дашей Дунаевой работают по бересте, плетут. Их работы он свозил на всероссийский детский конкурс «Данилушка». Даша получила первое место, Таня – второе, девочкам дали дипломы и подарки.

Это русская изба. Тут и печь, стол, стул, зыбка старообрядческая. Такие колыбели наши предки делали, видите, она во все стороны качается – ребёнок из невесомости живота матери попадает в гравитацию. В такой зыбке он как бы в невесомости. Здесь у нас стоит вполне рабочий ткацкий станок, на нём мы соткали половичок. У нас очень много предметов, о каждом можно долго рассказывать.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/img_1627.jpg?itok=4E3hcQEy

В этом зале мы рассказываем о становлении Советской власти, Гражданской войне. А здесь мы говорим об Ивдельлаге нашем, который был организован в 1937 году, тогда это называлось Лесоуправление. Существовало более 50 лагпунктов, исправительных учреждений, пересылок. Сейчас на нашей территории осталось только три колонии. Но тогда это был огромный Ивдельлаг, сюда ссылались и лишенцы, и трудармейцы, политические заключённые, спецпереселенцы.

Наш краевед, замечательнейший человек Феликс Яковлевич Соломонович передал музею 10-ти томник – уникальнейшее издание «Книга памяти жертв политических репрессий» по Свердловской области, где можно найти все фамилии репрессированных. Это ценнейший подарок, очень интересные материалы.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/img_1649.jpg?itok=AEq4_z5P

Феликс Яковлевич также написал книгу о манси «Здравствуй, мансийская страна!». Ему 85 лет, печатался во многих совместных изданиях. Мы очень благодарны ему, желаем здоровья, долгих лет жизни.

Здесь мы рассказываем о Великой Отечественной войне. Наши люди так же, как и люди по всей стране, работали на победу. Отсюда ушло 2 тыс. 800 человек на фронт, не вернулось 1 тыс. 117 человек. Кто-то погиб, кто-то пропал без вести, им посвящена городская стела. 7 героев Советского Союза – ивдельчане, все они вернулись живыми. После войны не все проживали в Ивделе, но четверо здесь умерло, им поставлены памятники.

Манси тоже помогали фронту всем, чем могли – сдавали шкуру, мясо, собирали деньги. Женщины для солдат и эвакуированных детей из оленьего меха шили меховую одежду и обувь. И взрослые, и дети работали на износ, без выходных, без проходных. В центре города забивали оленей, мясо тут же отправляли на фронт поездами.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/img_1682.jpg?itok=l9tww7Kp

Сотрудники музея нам показали зал Советского периода, рассказали о пролетарском прошлом, коммунистическом стремлении – «Путь к коммунизму», технических прогрессах. Мы посетили выставку картин ивдельского художника Николая Афанасьевича Блинова. Посмотрели выставку почётного гражданина г. Ивдель, члена Союза Русского географического общества, Союза орнитологов Олега Викторовича Штрауха. Он писал картины, изучал поведение птиц, животных, выпускал альбомы и пластинки, где записаны голоса птиц в природе.

Мы, журналисты мансийской газеты «Луима сэрипос», благодарим прекрасных, добрых, любящих своё дело людей – Людмилу Николаевну Зайкову, Илью Вячеславовича Трембовецкого и всех сотрудников Ивдельского историко-этнографического музея имени И.Е. Уварова за увлекательный рассказ об истории родного края, за то, что они бережно хранят культурное наследие ивдельчан и лозьвинских манси.

Желаем им крепкого здоровья, творческих успехов, удивительных открытий и находок!

Светлана Ромбандеева

http://semantic.uraic.ru/post/postbrows … ;plus=true

Литература об Ивделе
Книги, альбомы, диски:

1. Бовда В. Б. Войсковой части 6602 шестьдесят лет : 1956-2016 / В. Б. Бовда, Ф. Я. Соломонович. - Ивдель ; Екатеринбург : [б. и.], 2016. — 189 с.
2. Верников С. М. Ложится дорога, тайгу раздвигая : [очерки о строительстве железной дороги "Ивдель-Обь"] / С. М. Верников. - Свердловск : Свердловское книжное издательство, 1963. - 64 с.
3. Ивдель 1831-2016 : 185 лет. - [Ивдель : б. и., 2016]. - 1 DVD-ROM : цв.
4. Ивделю - 185 лет : история моего города : [альбом / Администрация Ивдел. гор. окр.]. - [Ивдель : б. и.], 2016. - 48 с.
5. На Тавдинских пристанях : Ивдель, Гари, Таборы, Тавда, Новая Ляля : [культурно-исторические очерки] / Ю. Горбунов, В. Голдин, С. Новопашин [и др.]. - Екатеринбург : Сократ, 2007. - 480 с.
6. Соломонович Ф. Я. 105 лет со дня основания библиотеки в Ивделе / Ф. Я. Соломонович. - 2015. - 156 с.
7. Соломонович Ф. Я. Вклад ивдельчан в великую победу / Ф. Я. Соломонович. - [Б. м. : б. и., 2015]. - 102 с.
8. Соломонович Ф. Я. Войсковой части 6602 шестьдесят лет со дня ее организации на территории г. Ивдель / Ф. Я. Соломонович. - 2016. - 131 с.
9. Соломонович Ф. Я. Здравствуй, мансийская страна! (Пащя рума манщи-маа) : ивдельские манси / Ф. Соломонович. - [Карпинск : б. и.], 2011. - 258 с.
10. Соломонович Ф. Я. Ивдель. Некоторые страницы из истории партийной организации / Ф. Я. Соломонович. - Ивдель : [б.и.], 2014. - 220 с.
11. Соломонович Ф. Я. Ивдель в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Было и такое! / Ф. Я. Соломонович. - [Ивдель, 2019]. - 77 с.
12. Соломонович Ф. Я. Ивдельлаг - от первого и до последнего дня : история, факты и воспоминания... / Ф. Я. Соломонович. - Екатеринбург : Издательство АМБ, 2013. - 320 с.
13. Соломонович Ф. Я. Ивдельлаг. Этапы большого пути : (история, факты и воспоминания) / Ф. Соломонович. - [Карпинск : б. и.], 2010. - 200 с.
14. Соломонович Ф. Я. Ивдельские архивы - хранилища старых, письменных исторических памятников, документов учреждений и отдельных лиц / Ф. Я. Соломонович. - [Ивдель], 2016. - 81 л.
15. Соломонович Ф. Я. История Ивдельского отдела ЗАГС : в год 100-летия образования записи актов гражданского состояния в городских округах Ивдель и Пелым / Ф. Я. Соломонович. - [Ивдель], 2017. - 103 с.
16. Соломонович Ф. Я. Коллективное, индивидуальное садоводство и огородничество в Ивделе 1945-1975 годы / Ф. Я. Соломонович. - [Ивдель : б. и., 2015]. - 154 с.
17. Соломонович Ф. Я. По страницам истории предприятия, ставшего родным для многих ивдельчан (ЦММ - ЦРММ - РМЗ) и ушедшего в небытие / Ф. Я. Соломонович. - [Ивдель], 2017. - 153 с.
18. Соломонович Ф. Я. Роль Ивдельчан в Великой Победе и некоторые факты из истории Великой Отечественной войны / Ф. Я. Соломонович. - [Ивдель], 2020. - 218 с.
19. Соломонович Ф. Я. Страницы истории Ивделя, 1581-2016 гг. : по материалам историко-этнографического музея, архивов, средств массовой информации, жителей и краеведов района : [монография] / Ф. Я. Соломонович. - Ивдель, 2018.
Ч. 1. - 2018. - 301 с.
Ч. 2. - 2018. - 298 с.

https://rusneb.ru/catalog/004543_000037_SVONB-DITM|||BIBL|||0000299994/

Соломонович Ф.Я.
Здравствуй, мансийская страна! (Пащя рума манщи-маа) : ивдельские манси / Ф. Соломонович
[Карпинск : б. и.], 2011

Автор
Соломонович Ф.Я.
Заглавие
Здравствуй, мансийская страна! (Пащя рума манщи-маа) : ивдельские манси / Ф. Соломонович
Место издания
[Карпинск : б. и.]
Год издания
2011

Библиотека
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского

0

35

Уваров Иван Евламиевич. Продолжение
И другие персоны и даже кедры...

Уральский следопыт 1959 год номер 12 (декабрь)

https://i.ibb.co/p3YS0NH/1959-12-42.png
https://i.ibb.co/C82rL2q/1959-12-43.png

А таперича - другие персоны. Старообрядец Серапион Собянин и манси Иван Куриков.
Персоны из периметра темы Перевала Дятлова
https://i.ibb.co/mFKGwm3/1959-12-44.png
https://i.ibb.co/9tK2nrQ/1959-12-45.png
https://i.ibb.co/hdBCcwW/1959-12-46.png
https://i.ibb.co/d2PGY77/1959-12-47.png
https://i.ibb.co/dMN8vL5/1959-12-48.png
https://i.ibb.co/fpwWqxQ/1959-12-49.png
https://i.ibb.co/wQ0Nz8z/1959-12-50.png
https://i.ibb.co/ZTFkPQs/1959-12-51.png
https://i.ibb.co/qMyj1gC/1959-12-52.png

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Персоны из периметра темы Перевала Дятлова