Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Геолог Вера Александровна Варсанофьева и манси


Геолог Вера Александровна Варсанофьева и манси

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

https://gazetazwezda.livejournal.com/846431.html

Хозяева Уральских гор

Но находились люди, которые шли туда только для одного — чтобы исследовать этот народ, его культуру, религию, быт и труд. Несколько лет назад в Перми вышла книга геолога Сергея Михалевича «Хозяева Уральских гор», в которой он рассказал о своих первых встречах с северным народом.

Автор родился и вырос в Перми, в микрорайоне Нагорный, рядом с базой геологоразведочной партии. Что сказалось на выборе профессии, интересах и образе жизни будущего путешественника. Там он начал собирать какие-то камушки, хрусталики, которые геологи выбрасывали из кернохранилища. С этого все и началось. Потом стал посещать клуб юных геологов. Впервые участвовал в экспедиции на берега Вишеры. Учился в Пермском нефтяном техникуме. Служил в армии. Поступил на заочное отделение в Свердловский горный институт на специальность «Геологосъёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Работал тут же, в институте, на кафедре общей исторической геологии. Искал золото под Красноуральском. Занимался облицовкой камнем метро в Екатеринбурге. Так и остался в строительстве, в Перми. Только не оставил Север.

Ещё в начале девяностых начал ходить с друзьями на Ишерим, Тулымский и Молебный камни, что на Северном Урале. Были у горы Чистоп, о которой рассказывают фантастические вещи, — например, люди могут пропасть на несколько дней, а потом появиться снова там, где располагались древние мансийские святилища. Однажды они заплутали и встретились с манси Прокопием Бахтияровым, шедшим по лесу с лайкой. Пообщались — никогда не видели вогулов. Манси показал, куда им идти — по старой нартовой дороге. Пригласил в гости. Обещали, что будут. В тот раз они прошли маршрут через Молебный камень, спустились в долину Вижая, чтобы через Тахту выйти на трассу. В истоках Вижая вышли на старый заброшенный пауль — мансийское селение с большим домом, вполне жилым. Представьте себе дом в тайге, а на чердаке малица — расшитая узорами меховая верхняя одежда, монеты, фотографии, черепа животных… Только люди отсутствуют, как будто вышли и не вернулись ещё. Сергей был поражен существованием параллельного мира, в котором никого уже нет. Хозяева ушли навсегда или умерли.

Через год они с фотохудожником Виктором Мукановым отправились в гости к Прокопию Бахтиярову. Жили у манси дней пять, ходили по окрестностям пауля и слушали рассказы хозяина о прошлом народа, о традиционном укладе жизни, тысячелетних преданиях, шаманских обрядах. И в последующие годы заходили к Прокопию, чтобы потом уйти дальше на север. Бывали в Тресколье, известном мансийском пауле на Лозьве, где живут потомки Анямовых, Самбиндаловых, Бахтияровых, Пеликовых и Пакиных.

«Я называл Тресколье ставкой мансийских родов, — говорит путешественник, — с каждого большого, некогда многочисленного рода там осталось по одной-две семьи. Мы записывали рассказы, песни и быт вогулов».

Однажды отправились на озеро Турват, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где у истоков Северной Сосьвы живет род Самбиндаловых. Они считаются хранителями озера, на берегу которого находилось святилище, и находящегося рядом горного массива — Ялпынг-нер. День шли по болотам, чуть не утонули с Виктором Мукановым, но святилища не нашли. Зато познакомились с семьей Саввы Самбиндалова. Пришлых людей манси видели редко. Поэтому многих помнили из тех, кто к ним приходил. У каждого места в пауле и в окрестностях имелось имя собственное, которое давалось по каким-то мансийским духам или событиям и фактам, которые там случались.
..
«Вот эта скала называется Вера Александровна паварам керас», — сказал Савва. Оказалось, на этом месте подвернула ногу Варсанофьева, первая женщина в России, получившая степень доктора геолого-минералогических наук. Звучало так, будто это произошло вчера, а не шестьдесят лет назад.
Потом сказал: «Я вот тут с Заплатиным разговаривал…» И опять это ощущение — вчерашнего дня. Хотя встречался с кинооператором давно, когда, будучи мальчиком, пас с отцом оленей в горах Урала. Или такое: «Был тут Виктор Мальцев из Перми…»

https://pomnipro.ru/memorypage58325/biography

Ве́ра Алекса́ндровна Варсано́фьева (10 (22) июля 1890, Москва — 29 июня 1976, Москва) — советский геолог, геоморфолог. Доктор геолого-минералогических наук (1935), членом-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1950). Первая женщина, получившая учёную степень доктора геолого-минералогических наук.

Родилась в Москве в семье военного. Первоначальное образование она получила дома под руководством своей матери, француженки, Юлии Львовны, которая передала дочери знания иностранных языков и пробудила в ней интерес к научным занятиям.

Бо́льшую часть детства Вера Александровна провела в Рязани, по месту службу её отца. В 13 лет она поступила в Мариинскую женскую гимназию в Рязани; в 1906 году окончила её с золотой медалью. Уже в 14 лет Вера Александровна сказала родителям, что будет геологом. В гимназии одноклассницей и приятельницей Веры Александровны стала сестра будущего профессора-геолога А. Д. Архангельского.

Для пополнения образования по математике и истории стала посещать 8-й класс частной гимназии В. П. Екимецкой.В 1907 году она поступила на физико-математическое отделение Высших женских курсов в Москве. Летом 1911 года профессор А. А. Чернов организовал для студенток первую экскурсию на Северный Урал, и таким образом В. А. Варсанофьева впервые попала в район, который позднее стал местом ее многолетних геологических исследований.

В 1915 году Варсанофьева сдала государственные экзамены в первой Государственной испытательной комиссии при Московских высших женских курсах и была оставлена на кафедре геологии этих курсов «для подготовки к профессорскому званию». В 1916—1919 годах преподавала на московских Пречистенских рабочих курсах; в 1918 году в качестве ассистента читала лекции по геологии и полезным ископаемым на Московских высших женских курсах, а затем в — 1-м МГУ на кафедре А. П. Павлова.

С 1920 года в качестве доцента читает в 1-м МГУ первый в Москве специальный курс тектоники; в 1919—1924 годах преподавала в Тверском педагогическом, в Иваново-Вознесенских педагогическом и политехническом институтах. В 1921—1924 годах проводила исследования, преимущественно в горной полосе Северного Урала.В 1925 году была на короткое время арестована.

В 1925—1956 годах преподавала во 2-м МГУ (с 1930 — МГПИ им. В. И. Ленина), где читала свой оригинальный курс минералогии и геологии, включавший основы палеонтологии и лекции по динамической и исторической геологии. В 1934—1935 годах под руководством Варсанофьевой был разработан курс методики преподавания геологии.В 1935 году за совокупность опубликованных к тому времени работ В. А. Варсанофьева получила, первая из женщин, без защиты диссертации учёную степень доктора геолого-минералогических наук.

Академик В. А. Обручев рекомендовал в 1941 году к печати её книгу "Происхождение и строение земли" такими словами: "Книга читается с большим интересом и даже я узнал из неё не мало нового по менее близким мне отделам знания."В 1945 году избрана Членом-корреспондентом Академии педагогических наук CCCР.

С 1954 года, проживая в Москве, одновременно работала старшим научным сотрудником и зав. лабораторией (1961-1964) в Институте геологии Коми филиала АН СССР.В 1970 году вышла на пенсию.

В 1976 году была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве
Членство в организациях
с 1916 года — член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии
с 1923 — член Московского общества испытателей природы. Вице-президент общества с 1942 года.
с 1927 — член Географического общества Союза ССР...."

http://84.237.19.2:8081/hoe/personalia/varsafonjeva.pdf

В последующие годы (1921—1924) В. А. Варсанофьева работала преимущественно в горной полосе Северного Урала, где проводила глазомерную съемку, изучая орографию бассейна р. Илыча.
В 1925 г. по поручению Геологического комитета Вера Александровна возглавила работу по съемке 124-го листа Общей 10-верстной геологической карты Союза ССР.

Территория этого листа включает бассейны верхней Печоры, верхней Сосьвы и верхней Лозьвы, характеризующиеся суровыми природными условиями; здесь широко распространены таежные леса. Успех полевых исследований этой обширной труднодоступной и слабо- изученной территории, где для 10-верстной съемки нужно было провести глазомерную съемку рек и горных хребтов, во многом зависел от того коллектива рабочих — местных жителей коми и русских, который был создан В.А. Варсанофьевой.

Все рабочие этого коллектива были не только проводниками, но и хорошими коллекторами, работавшими с глубоким сознанием ответственности. В течение всех лет исследований в Печорском крае В. А. Варсанофьева находилась в самых тесных дружеских отношениях со своими рабочими и широкими кругами местного населения, у которого она до последних лет жизни пользовалась известностью, любовью и глубоким уважением.

Начиная с 1925 г. и во всех последующих экспедициях В. А. Варсанофьеву неизменно сопровождали ее ученики, занимавшиеся исследованием стратиграфии, тектоники, литологии, геоморфологии бассейна верхней Печоры. Многие из них впоследствии стали признанными специалистами по различным вопросам геологии и географии Урала (В. С. Говорухин, Н. Н. Иорданский, А. А. Колоколов, П. М. Шомысов)...."

http://taina.li/forum/index.php?topic=2 … 3#msg73393

"ТАЙНА ГОРНОГО ПЕРЕВАЛА-2
28.05. 1999
Областная газета (Екатеринбург)

Журналистское расследование
...

...Вот что писала большой знаток тех мест известный геолог В.Варсанофьева в ответ на письмо своего аспиранта Б.Гуслицера (цитируем, сохраняя орфографию автора):  "На Холат сяхле я была в 1934 г. с Хорум-Торум(Петром Степановичем Подвязиным), и он потом собрал замечательный разрез коры выветривания из глубоко заложенного шурфа...Если бы я знала, что вы будете близ Холат сяхля, я бы обязательно указала на место для изучения и сбора коры выветривания. Манси знают его, так как они брали оттуда краску (охру) для окраски нарт..."

0

2

http://www.histvestnik.psu.ru/PDF/20121/13.pdf
https://cyberleninka.ru/article/n/mansi … h-v/viewer

"...В. А. Варсанофьевой в 1927 г. пришлось наблюдать танцы в чуме, впечатление о которых она передала: «Как-то вечером, под завывание вьюги разговорились мы о музыке и танцах. Слепой отец Алексея (Алексей Пакин был у нее переводчиком. – Г. Ч.) взял сангольпт и начал наигрывать несложный плясовой мотив, а две маленькие внучки его покрылись платками и начали пляску. Она заключалась в ритмических движениях верхней половины тела с поворотами в правую и левую сторону, сопровождаемыми движениями рук. При этом пляшущая женщина не сходит с места и вся закрыта платком, концы которого она держит в руках. К углам платка бывают пришиты металличе- ские цепочки с колечками, которые издают, ударяясь друг о друга, мелодичный звон. Своеобразное зрелище представили две миниатюрные фигурки маленьких вогулок, таин- ственно прикрытые звенящими платками и совершавшие свои ритмические движения в полумраке дымного чума, особенно когда к ним присоединилась третья, маленькая дочь Алексея, двухлетняя Марья, забавно подражавшая старшим сестрам.
Их пример увлек и взрослых. Даже старая бабушка не выдержала и, надо отдать ей справедливость, плясала лучше всех. “Я мастер”, – говорила она сама про себя. Алексей и его приятель Григорий надели длинные, яркие рубахи, обмотали голову пестрыми шарфами и тоже вышли плясать. Пляска мужчин гораздо живее пляски женщин. Они импровизируют во время танца, изобра- жая своими движениями борьбу, охоту, нападение и т.п. При этом руки их обмотаны платками с длинными, свободно развевающимися концами. Пляска Алексея и его приятеля в чаду гаснущего очага под звуки сангольпта и завывание вьюги представляла собою совершенно фантастическоезрелище» [Варсанофьева, 1929б, с. 101].
В описании танцев очень ценным является указание на то, что они происходили в «страшную непогоду с дождем, снегом, ураганным ветром и густыми облаками, окутавшими все вершины». Непогода не позволяла заняться работой и отправиться к оленям, чтобы их собрать в стадо. И сле- пой манси знал, что обрядовыми танцами и музыкой можно изменить погоду. Он стал играть, что- бы умилостивить разбушевавшихся духов–хозяев гор. Семейная пляска в чуме была затеяна на ос- нове веры в магию звука и жеста, которая осознавалась очень действенной силой.
Помимо общих богов и духов манси почитали семейных и личных покровителей – пупу. Их изображения в виде куска дерева, обмотанного материей и мехом, хранились в особом ящичке. Он находился в переднем углу чума, а когда отправлялись кочевать со стадом оленей, его устанавлива- ли на особых нартах и возили с собой. В праздничные и даже в обычные дни ящичек открывался для моления. Перед ним ставилась бутылка водки, выкладывалось угощение, чаще белые баранки, и совершалось моление богам и духам, населяющим горы, леса, реки. После этого спокойно пили и ели угощение.
В. А. Варсанофьевой привелось повидать такой ящичек, когда к хозяину одного чума приехал родственник. Она пишет: «В большом ящике сидели три тряпичные куклы, одна обмотанная темной материей, две – пестрыми. В отдельном ящике находилась фигура, закутанная в белые тряпки. Хозяин сказал мне, что это “Святой Николай”, а пестрые фигуры в большом ящике – Иисус Христос и божья матерь. На мой вопрос, что представляет собою темная кукла, он уклончиво отве- тил, что это “большой начальник”» [Варсанофьева, 1929б, с. 100].
К сожалению, В. А. Варсанофьева за объяснением назначения фигурок в ящике обратилась не к знатокам манси, а к «полувогулу-полуненцу», который больше знал о христианских святых, а не о языческих богах и духах. В ящичках-шкатулках несомненно хранились фигурки, заместители местных, близких человеку и его семье, «родных божков и боженят». Жаль, что была упущена возможность узнать, кого конкретно изображали эти фигуры..."

http://www.uikno.tu1.ru/doklad/index.ph … mp;ID_M=20

Из дневника Веры Варсанофьевой, путешествовавшей по Илычу, написанном в к. 20-х г.г. XX века, говорится, что по рекам Нерым-ю и Укь-ю (притоки Илыча в верховьях), берущим начало в горах Нерым-из и Парус-из проходили егра, которые жили в Сибири, по р. Сосьва.

Вера Варсанофьева отмечает, что «егру здесь (на Илыче) не любили, за то, что те часто неожиданно нападали на местное население, грабили. Особенно часто бывали столкновения с ижемскими ненцами, которые тоже в этих местах кочевали, и старались всеми силами вытеснить егра за Урал.

Вместе с ненцами против егра выступали и яраны. Коми и русским же ежегодный приход егра сулил определенную выгоду, так как практически за бесценок можно было на торгу выменять много полезных вещей – меха, рыба. мясо, и.т.д. Делить пастбища с егра им не надо было, т.к. сами вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством.

В районе Макар-из, в угодьях Чегер Вася (скуп Вася) происходила первая встреча с егрой, кочующей из Сибири на Западный склон Урала, и местного населения. Егра приходила сюда обычно к Ильину дню. Праздник отмечали бурно. До конца сентября кочевала егра в верховьях Илыча, а затем на зиму уходили назад на Сосьву. С установлением Советской власти заезды манси прекратились...

http://www.pripolar.ru/rukovodstvo_po_v … pupu-nyor.

Легенды и мансийские версии образования каменных столбов Малой горы идолов:

1.  Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить Вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-Нёр, их вожак — шаман увидел перед собой Ялпинг-Нёр — Священную Вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-Нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха.

2. Основываясь на другой из версий, за Младшими Братьями, т.е. Вогулами, гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

3. Следующая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить Вогулов и Манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских Богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

4. Древняя мансийская легенда.
"В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.
В юртах манси было много мехов и шкур добытых животных. Из мехов женщины делали красивые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с духами. Были у вождя дочь — красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.
Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: — О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. — Коварная, — зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро они услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан).»

Каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу.
Подниматься простым смертным на Маньпупунёр было величайшим грехом.

В.А. Варсанофьева - не смотря на святость этих болванов: там побывала и все изучила. Об чем и написала в своей книге "Жизнь гор".
https://elib.rgo.ru/safe-view/123456789 … AyX1IucGRm
https://varsanofeva.ru/40-50-e-gody
https://varsanofeva.ru/40-50-e-gody/zhizn-gor-chitat
https://disk.yandex.ru/i/ByTvUlCg5BImBg
Она и была в тех священны местах раньше Заплатина, и женщиной была инородного племени, и интересовалась всем вплоть до этнографии и обычаев. И вот однако - ничего. Умерла спокойной смертью академика...

https://i.ibb.co/cDSbFnn/image.png
https://i.ibb.co/9hG2ZkW/4.png
https://i.ibb.co/Wgftq2R/3.png
https://i.ibb.co/yhGvPqW/2.png

Фотоматериалы для этой книги она имела уже в 1929 годку
https://varsanofeva.ru/40-50-e-gody

Огромная часть жизни Веры Александровны Варсанофьевой — это ее просветительская деятельность. Сюда можно включить и работу в вузах, и чтение публичных лекций перед самыми разными аудиториями, и, конечно, ее книги. Первая научно-популярная книга Варсанофьевой выходит в 1931 году. Она называет «Жизнь гор» и родилась из лекций, которые после революции Варсанофьева читала в том числе и для неподготовленных слушателей: на заводах и в воинских частях, а также курса динамической и исторической геологии, написанного уже для Московского педагогического института. Происхождение материков, образование и разрушение гор, вулканы и землетрясения. Материала было много, он так и просился в книгу, но времени на «это баловство», конечно же, не было. И вот, не было счастья, да несчастье помогло.

…В 1929 году в один из майских дней, торопясь на лекцию в Московский университет, я неудачно прыгнула в трамвай и повредила себе ногу. Пришлось ехать лечиться в Евпаторию. Я никогда не болела, никогда не лечилась, ни на какой курорт не ездила, а тут — на тебе! Одновременно и бюллетень и путевка в санаторий. Врачи требуют соблюдать определенный режим. Я в отчаянии, никак не могу примериться с тем, что пропадает лето. Сначала приходил в бешенство от тоски и огорчения, а потом пришло в голову написать книжку. На террасе сижу одна. Вдали ленивое море, а за ним, далеко-далеко, чудятся любимые, осененные волшебным светом восхода, горы, о которых я так тоскую. И вот села писать «Жизнь гор»… (цитата из книга «Тропою исканий», П. Н. Сухоруков, Сыктывкар, 1964 год)…

За давностью лет современному читателю эта книга может показаться несколько высокопарной и пафосной, но в ней столько искренней любви к горам, геологии, природе и Земле, что не попасть под ее обаяние очень сложно. «Жизнь гор» выдержала пять переизданий и, конечно, повлияла на жизнь и мировоззрение очень многих людей.

В.А. ВАРСАНОФЬЕВА, «ЖИЗНЬ ГОР», МОСКВА, 1931 ГОД. ЧИТАТЬ →

0

3

Оказывается, имя В.А.Варсанофьевой умудрилось связаться с золотом и чекистами.

http://repressirovannye-geologi.blogspo … /06/2.html

ВАРСАНОФЬЕВА Вера Александровна. 1890—1976.
Геолог, геоморфолог, популяризатор науки. Чл.-кор. Академии пед. наук СССР (1945), засл. деятель науки РСФСР (I960), засл. деятель науки Коми АССР (1959), профессор 2-го Московского ун-та (1925—1929) и Московского пединститута (1930— 1955), с 1955 — сотрудник Ин-та геологии Коми фил. АН СССР. История ее кратковременного ареста изложена со слов Н. П. Юшкина: во время полевых работ 1925 г.

В. А. одного из своих сотрудников Н. Н. Иорданского называла «капитан Ниорд». После экспедиции контакты геолога с каким-то загадочным капитаном попали в поле зрения органов, и чекисты стали присматриваться к переписке. Когда же в одном из писем к капитану Ниорду  промелькнуло сообщение, что в шлихах, которые он намыл на Урале, обнаружено золото, дело приняло крутой оборот. Она была арестована, помещена в тюремную камеру. . . Следователи, к счастью, оказались толковыми, быстро разобрались в чем дело и с извинениями ее освободили..."

Это как раз там в тех местностях дело было с намывкой золотоносного шлиха - типа верховья Лозьвы

http://84.237.19.2:8081/hoe/personalia/varsafonjeva.pdf

"...В последующие годы (1921—1924) В. А. Варсанофьева работала преимущественно в горной полосе Северного Урала, где проводила глазомерную съемку, изучая орографию бассейна р. Илыча.

В 1925 г. по поручению Геологического комитета Вера Александровна возглавила работу по съемке 124-го листа Общей 10-верстной геологической карты Союза ССР. Территория этого листа включает бассейны верхней Печоры, верхней Сосьвы и верхней Лозьвы, характеризующиеся суровыми природными условиями; здесь широко распространены таежные леса. Успех полевых исследований этой обширной труднодоступной и слабо- изученной территории, где для 10-верстной съемки нужно было провести глазомерную съемку рек и горных хребтов, во многом зависел от того коллектива рабочих — местных жителей коми и русских, который был создан В. А. Варсанофьевой.

Все рабочие этого коллектива были не только проводниками, но и хорошими коллекторами, работавшими с глубоким сознанием ответственности. В течение всех лет исследований в Печорском крае В. А. Варсанофьева находилась в самых тесных дружеских отношениях со своими ра-очими и широкими кругами местного населения, у которого она до последних лет жизни пользовалась известностью, любовью и глубоким уважением.

Начиная с 1925 г. и во всех последующих экспедициях В. А. Варсанофьеву неизменно сопровождали ее ученики, занимавшиеся исследованием стратиграфии, тектоники, литологии, геоморфологии бассейна верхней Печоры. Многие из них впоследствии стали признанными специалистами по различным вопросам геологии и географии Урала (В. С. Говорухин, Н. Н. Иорданский, А. А. Колоколов, П. М. Шомысов)...."

В.А. Варсанофьева   - подвернула ногу  у священного озера Турват. Она - однако на тех священных скалах ногу травмировала еще до ВОВ, что отразилось на местной топонимике .

http://ilya-abramov-84.livejournal.com/8528.html

http://data15.gallery.ru/albums/gallery/131911--42995155-m750x740-u0624a.jpg

..Турват – название обиходное. Полное мансийское название – Тагт-Талях-Нёр-ойка-Ялпынг-Тур, что в переводе «Святое озеро Нёройки (покровителя гор) в истоках Сосьвы».
Над озером возвышается священный хребет Ялпынгнёр (Нёр-Ойка), с которого стекает священная река Ялбынъя.

http://data15.gallery.ru/albums/gallery/131911--42994831-m750x740-u8ee8c.jpg

Никаких религиозных запретов на охоту и рыбалку там сейчас нет, и Самбиндаловы охотятся вокруг горы, и наверх поднимаются, если надо, но только мужчины. Женщинам по-прежнему нельзя, жена Саввы даже озера никогда не видела, хотя оно всего в 6 километрах от дома.
«Озеро издавна принадлежало роду Сампильталовых. В обычное время ловля рыбы разрешалась лишь «на котёл», то есть не более чем на дневное пропитание. Массовый лов рыбы мог производиться только в тяжёлые голодные годы по решению всего рода»...."

Стал быть - для иноверцев действовали другие правила. Раз В.А.Варсанофьева - там все смогла исходить даже с своей травмированной ногой...

0

4

А дело было так.

Итак - именно девушка-геолог. Именно умертвилась. Близ реки - только река Сосьва. Но - опять ведь окрестности озера Турват. Я спецом выделяю маршрутные точки, чтоб можно было следить по карте - соответствующее описание.
Свидетель Заплатин М.А. - Вам слово!

http://www.skitalets.ru/books/taiga_reki/mantagt.htm

"...Началом для пути служит тот же мансийский поселок Усть-Манья. В поселке 1 - 2 дня уходят на сборы, приглашение проводника. Он непременно должен взять с собой ружье и собаку. И вы без промедления отправляетесь в дорогу. У туристов-пешеходов конь везет снаряжение. Если прихвачены с собой байдарки, лошадь тянет их вместе с грузами на буксире. При отклонении варианта с конем байдарочники плывут на веслах.В полукилометре от селения проходит устье Маньи, через 3 км встречаетесь с легендарной скалой Уангрнёл (см. предыдущий маршрут).

Здесь нужно сделать остановку, чтобы познакомиться с одним из живописнейших мест на Северной Сосьве.Выше Уангрнёла Северная Сосьва протекает в широкой лесистой долине. Больших скал не встречается долго. На 4-м километре, слева, невысокие обрывы темного камня. Называется этот утес Аргинкерас - "Медная скала". В старину манси пользовались посудой из красной меди, а береговой утес, по их мнению, своим цветом похож на большой закопченный медный котел.

Перед утесом надо перейти реку по мелководью: дорога будет на другой стороне, на правой - по нашему ходу.Еще 2 км, и впереди лесистый остров посреди реки, островерхий ельник обрамлен ажурным ивняком, по берегу луговины. Рядом с островом слева, невысокая каменная горка. Может быть, когда-то это была береговая скала, а теперь она заросла лесом.

Остров именуется Керастумп ("Остров возле скалы").4 км идете по луговинам правого берега. И снова виден остров с еловой рощей, на сей раз один из самых больших островов в этой части Северной Сосьвы. Называют его Няльсьталттумп ("Остров со скользким причалом"). Название вполне оправдывается характером берегов: они обрывистые, грязные, причалить к ним на лодке трудно.

Выше острова - маленькое, но приметное обнажение на правой по ходу стороне. Река от него берет круто влево, образует большую петлю. Издали вы замечаете невысокий каменный обрыв, а за поворотом от него вправо - опять остров с настоящей тайгой. Называется он Хурыньятумп ("Остров у устья речки Хурынья").

Перейдите по мелководью на остров. В верхнем его конце, перед шумным перекатом на правой от нашего движения протоке, на берегу стоят две молодые сосны. Под ними площадка; ровная, сухая, загорожена со всех сторон лесом.Увидите след от старого костра.Здесь можно отдохнуть, попить чайку, порыбачить. Рекомендую остаться на ночь. Рано утром рыболовов порадует рыбалка на тайменей под перекатом.

Охотники сходят в лес за рябчиками. После завтрака можно отправляться дальше.Через неполный километр от стоянки на левом берегу приметное устье речки Хурынья: левее впадения - каменное обнажение, маленькая скала, против устья речки - небольшой островок.Теперь через каждый километр вам будет встречаться остров. Сначала небольшой, овальный, накрытый шапкой ивняка. За ним большой, с ельником посередине. То и дело приходится переходить русло реки: то на остров, то с острова.Выше двух островов, большого и малого, Северная Сосьва делает 2-километровую, почти замыкающуюся петлю. Перешеек всего в 300 м.

Кто-то из непоседливых туристов может пройти по лесу и выйти к реке с другой стороны. Там можно подождать товарищей и "помахать" спиннингом.За поворотом петли снова маленький кустарниковый островок и сразу же за ним по левому берегу обрывистый утес. К нему примыкает невысокий камень с дугообразными слоями, словно разрезан с краю лакколит (вулканическое куполовидное вздутие земли).Еще кустарниковый остров на крутом повороте вправо. И вы увидите маленький утес, а сразу же за ним удивительный бугор, имеющий форму идеального конуса, как у чума оленеводов. Народная мансийская фантазия удачно нашла в нем сходство с чумом и дала название Ернколхурипчупа ("Бугор, похожий на чум").

Среди скал верхней Северной Сосьвы этот невысокий бугор впечатляет несравненно больше, чем любой береговой камень-гигант.Вы продолжаете путь по удобной тропе на левом берегу и любуетесь "чумом", стоящим за рекой. Проходите под маленьким утесом с останцем на вершине. Чуть выше, за рекой, - устье речки, обрамленное с обеих сторон небольшими каменными обнажениями.

Речка называется Алгальтсунтупсос ("Ручей, обращенный устьем вверх по течению реки"). Нечасто так бывает в природе, когда приток впадает в основную реку против ее течения. Воды Алгальтсунтупсоса и Сосьвы, текущие навстречу друг другу, сталкиваются возле каменных ворот ручья.После поворота Сосьвы вправо за рекой тянется низкий, длинный камень, который сразу же переходит в скалу-громадину. Это первый после Уангрнёла большой отвесный утес. Его обрывистая часть - в виде наклоненных карнизов, на них растут внушительные сосны.

Скала носит название Русьайповарамкерас, т. е. "Камень, с которого упала русская девушка". В 1956 году с вершины камня сорвалась и разбилась русская девушка-геолог.

Резкий поворот Сосьвы влево. На правом берегу виден маленький утес, а за ним устье ручья Путсос. Ручей вытекает из зеленого живописного распадка, обрамленного скалами. Название "Путсо" означает "Котел-ручей". Может быть, потому, что течет он в скалистом глубоком логу, как в котле.Эта часть Северной Сосьвы - наиболее живописная, скалистая. Взглянув вверх по реке, вы замечаете в русле, ближе к правому берегу, большой плоский камень. На нем могут уместиться несколько человек. Камень как камень - ничего особенного, но название у него замысловато-тяжеловесное, и история его занимательная.

Когда-то в далекие времена житель реки Ворья, старик Устин, приплыл сюда на лодке, пробираясь по делам к оленеводам на Урал. Возвращался он с верховий Сосьвы в самую комариную пору лета. Захотелось ему спокойно попить чайку. Но на берегу лютовали кровососы. Тогда смекалистый Устин устроился на камне среди реки, развел костер, вскипятил чай. Ветерок с дымокуром комаров отгоняет. Прохладно. Сидит себе старик на камне, пьет чай, сушеной олениной закусывает. Кто-то из манси, проплывая мимо, заметил эту картину, и с тех пор камню дали название Устинойкасяйайаюмахтес ("Камень, на котором старик Устин пил чай").

Устройте и вы чаевку на камне, сфотографируйтесь. Забава останется в вашей памяти надолго.На том же правом берегу, на крутом повороте реки влево, перед вами предстанет группа обрывистых скал, начинающаяся монолитным камней, склоненным к воде. Вам надо переходить от него на противоположный берег.Река круто извивается, чередуются островки, перекаты, луговины на берегах. Выше на правой стороне тянется длинная цепь высоких серых скал с породой, напоминающей сгустки застывшей лавы - нечто похожее на маньинские утесы с пузырчатыми шаровидными образованиями.

В конце этой гряды прямо на вас смотрит мыс - фантастический корабль с острым носом и зелеными парусами. Это Маньтагтсунткерас, или Стрелка, место слияния Большой (справа) и Малой Сосьв. Вы пришли к ночлегу. Здесь речной маршрут заканчивается.Стрелка на соединении двух Сосьв - длинный скалистый мыс, постепенно спускающийся к воде вниз по течению обеих рек. Вершина его - острый гребень, заросший лесом. Со стороны Малой Сосьвы он имеет вид гигантского ящера, склоненного к реке и жадно пьющего из нее воду, а со стороны Большой Сосьвы представляет собой отвесную скалу, круто понижающуюся к месту слияния двух рек..."

Заплатин М.А. полностью подтверждает попадание В.А.Варсанофьефой в топонимику тамошней местности

"...От Стрелки вдоль Малой Сосьвы в тайгу ведет хорошая дорога. В основном она проходит по борам, которые изредка чередуются с сырыми болотинками. В двух местах дорога выходит к Малой Сосьве; с высокого берега вы впервые видите посланца Урала - длинную шатрообразную гору Ялпингнёр ("Молебный Камень", "Священная гора"). Теперь она будет маяком на всем ваше пути.

Через 7 км дорога подведет вас к впадению в Малую Сосьву речки Санклингья, что в переводе означает "Речка, текущая среди болотистых кочек". Выше устья Санклингьи на берегу Малой Сосьвы (вам нужно перейти ее вброд) - группа домиков с экзотичными постройками: лабазом на "курьих ножках", полками - "нормами" и шалашами для собак. Это постоянное жилье многочисленной семьи манси Самбиндаловых.

Старый хозяин дома и его покойный отец в 1927-1928 годах были проводниками у известной исследовательницы Северного Урала В. А. Варсанофьевой. Она бывала в их прежнем доме, который находился чуть выше по Малой Сосьве, в лиственничнике.

Ряд близких береговых обнажений назван в честь отважной путешественницы: "Вера Александровна поварамкерас" - "Скала, с которой упала (оступилась нечаянно и неопасно упала в реку) Вера Александровна"; другое место - "Вера Александровна лоутхатамахтес" - "Камень, возле которого купалась Вера Александровна"...."

Короче, Вера Александровна - не просто ударила ногу. Мало того, что подвернула ногу, а даже еще и сверзилась со скалы в реку...
Ну что сказать - трудная это работа: работать геологом. И опасная. Можно упасть со скалы и не в реку...

П.С. Перенос всего вышеизложенного вот из этой давней моей темки
http://russia-paranormal.org/index.php?topic=5905.60

О тех, кто рулил ...Или иголка в стоге сена...

0

5

https://ourreg.ru/2020/08/07/obruchennaja-s-naukoj/

Обрученная с наукой

Знаменитый геолог и педагог Вера Варсанофьева шестнадцать лет работала в Коми филиале Академии наук СССР

У входа в здание Института геологии Коми научного центра в Сыктывкаре есть мемориальная доска, посвященная Вере Александровне Варсанофьевой. Она работала в Коми филиале АН СССР с 1954 по 1970 год. Первая в СССР женщина, получившая ученую степень доктора геолого-минералогических наук, неутомимый исследователь Урала и замечательный педагог, Варсанофьева была многосторонним, во многом уникальным человеком, примером такого служения Науке и Отечеству, какое сегодня уже не встретить…

Дворянского происхождения

Начать этот очерк я намеревался традиционно: «В июле нынешнего года исполняется 130 лет со дня рождения Веры Александровны Варсанофьевой…». Но, подбирая материал, неожиданно обнаружил странное расхождение в дате рождения столь известного человека в научном мире, где почитают точность. Чаще всего в статьях о Вере Варсанофьевой встречается указание, что она родилась 10 июля (или 22-го, по новому стилю) 1890 года. Но в автобиографии Варсанофьева указывала, что «родилась 9 июля ст.стиля». По новому же стилю получается 21 июля. Более того, вызывает сомнение и год рождения. В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) имеется заверенная копия свидетельства о ее рождении и крещении. Документ выложен в интернете.Там сказано: «в метрической книге Богородицерождественской, что в Столечникове, церкви тысяча восемьсот восемьдесят девятого года №17 писано: июля девятого числа родилась Вера, крещена 16-го числа, родители ея: капитан 3-й артиллерийской бригады Александр Степанович Варсанофьев, православного вероисповедания, и законная жена его Юлия Львовна, римско-католического вероисповедания».

Расхождение странное, тем более что Варсанофьева, как вспоминал геолог Н.Калашников, очень интересовалась своей родословной. Ей, например, удалось выяснить, что Варсанофьевы – дворянский род. Достоверные сведения о нем начинаются с Михаила Васильевича Варсанофьева, за которым с 1662 года состояли недвижимое имущество и имение. Впрочем, о своем дворянском происхождении в официальных документах Варсанофьева не указывала.

Детская мечта

Начатки образования Вера Варсанофьева получила в семье, главным образом — благодаря матери, урожденной Вилькен, женщины образованной, для которой французский язык был родным. Так что французский Вера знала в совершенстве еще с детства. Юлия Львовна по сути была для своих дочерей – Елены, Веры и Мариетты — первой учительницей. Много лет спустя, в 1945 году Вера Александровна посвятит ей свою книгу «Происхождение и строение Земли». В посвящении есть такие строки: «Памяти моей матери Юлии Львовны Варсанофьевой, моего первого учителя астрономии и геологии, пробудившей во мне интерес к исследованию природы».

У отца Веры было небольшое имение в Тверской губернии, где семья по возможности проводила лето. Александр Степанович приучал детей к походам на природу, был интересным рассказчиком. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, освобождал Болгарию от османского владычества. Судя по всему, его уважали простые солдаты. Интересно, что в 1921 году, когда Вера Варсанофьева была в экспедиции на верхней Печоре, она встретила коми охотника Василия Александровича Попова, который когда-то служил под командованием ее отца. «Варсанофьев? – обрадовался Попов. – Твой бать? Зэв бур, зэв бур морт!».

В доме Варсанофьевых была приличная библиотека, и Вера много читала. В основном это были книги по истории и естествознанию. Однажды Вера прочла книгу А.П.Павлова «Вулканы на Земле и вулканические явления во Вселенной». Книга настолько ее увлекла, что Вера загорелась желанием стать геологом. Удивительным образом мечта осуществится уже скоро, и судьба подарит Варсанофьевой встречу с академиком Алексеем Петровичем Павловым. Через четверть века, работая над книгой о Павлове, в одном из писем она напишет: «Он сыграл большую роль в моей жизни, и с ним связаны для меня самые светлые и радостные воспоминания первого юношеского увлечения наукой».

На женских курсах

Отца Веры переводили с одного места службы на другое. Вместе с ним кочевала семья. На рубеже веков Варсанофьевы оказались в Рязани. Там Вера окончила Мариинскую гимназию – с золотой медалью, а затем еще 8-й педагогический класс частной гимназии известного рязанского педагога В.П.Екимецкой. Полученного образования вполне хватало, чтобы пойти, как мечталось, в науку. Но на этом пути перед ней, как и всякой женщиной в Российской империи, стояло серьезное препятствие. Доступ к высшему образованию женщинам в тогдашней России был если не полностью закрыт, то серьезно ограничен. Университетский устав 1863 года, например, предписывал числить среди студентов исключительно граждан мужского пола. Российские женщины, жаждавшие получить высшее образование, поступали в заграничные университеты, преимущественно в Швейцарии. Если, конечно, позволяли средства.

Но был и другой выход — поступить на высшие женские курсы у себя на родине. Что и сделала Вера Варсанофьева. Она поступила на естественное отделение физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Для этого, надо сказать, мало было обладать хорошими знаниями. Требовалось еще и разрешение на поступление от родителей (или мужа, если поступавшая была замужем). Такое разрешение отцом Веры было дано.

Московские высшие женские курсы по своей факультетской структуре и уровню преподавания в начале ХХ века практически ничем не отличались от классического университета. Здесь читали лекции многие профессора Московского университета, выдающиеся российские ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин, А. Н. Реформатский, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский. Выбрав для себя специализацию по геологии, Вера Варсанофьева дополнительно к занятиям на курсах посещала как вольнослушательница лекции А.П.Павлова в Московском университете.

Под руководством Чернова

Одним из преподавателей на курсах был Александр Александрович Чернов – ассистент Павлова, будущий выдающийся геолог и первооткрыватель Печорского угольного бассейна. Однажды, летом 1911 года, Чернов организовал для своих учениц «экскурсию на верхнюю Печору». В эту экспедицию попала и Вера Варсанофьева.

В воспоминаниях Чернова есть эпизод, когда члены отряда, «вымазавшись в глине и вымокнув», остановились на ночлег в одной из пещер на реке Унье. «Утром оказалось, что все белье, положенное около костра для просушки одной из спутниц, сгорело», — вспоминал Чернов. Несмотря на такой курьез, Александр Александрович далее записал: «Главнейшим результатом этой поездки я считаю то, что одна из моих спутниц, она же и погоревшая, «заразилась» любовью к печорским просторам и стала крупным геологом. Это – профессор Вера Александровна Варсанофьева, которая много лет положила на исследование бассейна верхней Печоры и Северного Урала».

С тех пор учителя и ученицу будут связывать долгие годы совместной работы в экспедициях, а позже – в Коми филиале АН СССР. В июле 1960 года, поздравляя Веру Александровну с 70-летием, Александр Александрович напишет: «Горячо поздравляю мою славную сотрудницу, переросшую своего учителя, чему я крайне рад. Я искренне считаю Вас значительно более ученой и талантливой. Так и должно быть. Наша «смена» должна быть выше и лучше нас».

Перед любой аудиторией

После окончания курсов Вера Варсанофьева, как сказано в ее автобиографии, была «оставлена при кафедре геологии МВЖК для подготовки к научной деятельности и профессорскому званию». На женских курсах, которые спустя год после революции, в октябре 1918 года, были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, Варсанофьева читала курс динамической геологии, в 1-м МГУ – курс неметаллических полезных ископаемых. В начале 1920-х годов читала курсы по различным отраслям геологии в Тверском педагогическом институте, в политехническом и педагогическом институтах Иваново-Вознесенска.

По многим свидетельствам, лектором она была превосходным. Эрудированная, знавшая несколько иностранных языков, умевшая доходчиво объяснить сложные научные темы, Варсанофьева могла выступать с лекциями перед любой аудиторией – студентами, рабочими, военными, школьниками. В автобиографии упоминается, что с 1916 по 1920 годы Варсанофьева на общественных началах преподавала на Пречистенских рабочих курсах, далее читала «популярные лекции и доклады в Москве и провинции на заводах, в клубах, студенческих научных кружках, военных частях и т.п.». Среди «и т.п.» были прочитаны и лекции «в Обществе изучения местного края в Городском клубе в Усть-Сысольске».

Между прочим, во время войны Варсанофьева читала лекции даже танкистам, оборонявшим Москву. В небольшой книжечке П.Сухорукова «Тропою исканий», вышедшей в 1964 году в Коми книжном издательстве, есть любопытный снимок (правда, неважного качества), на котором запечатлена Вера Александровна зимой 1941 года среди большой группы военных, к которым она приехала читать лекцию по геологии.

А в 1925 году Вера Варсанофьева возглавила кафедру геологии на педагогическом факультете 2-го МГУ, который впоследствии был преобразован в Московский педагогический институт им. В.И.Ленина. Эту кафедру она возглавляла тридцать лет. В 1936 году решением Высшей аттестационной комиссии Наркомата просвещения по совокупности опубликованных работ Варсанофьеву утвердили в профессорском звании и первой из женщин-геологов страны присвоили ученую степень доктора геолого-минералогических наук. В 1945 году ее избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Из Москвы в Сыктывкар

В рамках этой публикации невозможно передать всю буквально кипучую деятельность Веры Варсанофьевой на ниве педагогики и просвещения. А ведь второй, и не менее важной стороной ее работы были научные исследования. И не в тиши кабинета – в полевых условиях, сложных и продолжительных маршрутах по горам, лесам, рекам, которые не каждому мужчине по силам.

Основным направлением исследований Веры Варсанофьевой был Северный Урал. В районе Верхней Печоры она провела немало полевых сезонов, опубликовала множество работ по различным аспектам геологии Урала. Этот район Коми АССР был для Варсанофьевой чуть ли не вторым домом. Поэтому, когда в 1954 году у Веры Александровны возникли разногласия с руководством Московского педагогического института, где она возглавляла кафедру геологии, выбор нового места работы напрашивался сам собой. А.А.Чернов пригласил Варсанофьеву в Сыктывкар, в Коми филиал Академии наук СССР. И она согласилась.

О сыктывкарском периоде достаточно подробно рассказано в статье руководителя научного архива КНЦ А.Бровиной «Коми филиал АН СССР в судьбе ученого-геолога В.А.Варсанофьевой». Из этой статьи мы узнаем, что в отдел геологии Коми филиала АН СССР на должность старшего научного сотрудника Варсанофьева была принята осенью 1954 года. При этом она совмещала «штатную работу в Коми филиале АН СССР с оставлением ее в штате Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина на 0,5 ставки». Переехав на ПМЖ в столицу Коми, Варсанофьева не порывала связи с московским вузом. Кроме того, она была еще и народным депутатом – сначала Фрунзенского районного Совета Москвы, а с 1953 года – Московского городского Совета.

Главная книга

Список научных и научно-популярных работ Веры Варсанофьевой огромен – порядка 150 статей, очерков, монографий, биографических книг. Помимо специальных работ по геологии, она автор биографий академиков А.П.Павлова, А.Е.Ферсмана, В.А.Обручева и других деятелей науки. «Жизнь гор», «Происхождение Урала», «Происхождение и строение Земли» – эти научно-популярные книги Варсанофьевой были настольными для многих молодых людей, связавших свою жизнь с наукой, естествознанием. Возможно, не «заболей» она в юности наукой, Вера Варсанофьева вполне могла бы снискать славу на литературном поприще. Ей мастерски удавались путевые очерки, в экспедициях на Урал она записывала местные легенды и предания, делая по их мотивам стихотворные переложения в стиле Лонгфелло, которого особенно почитала.

Главной же книгой своей жизни Варсанофьева, однако, считала ту, что до сих пор остается неизданной – «Времена года в Печоро-Илычском заповеднике». Над этой большой, в 600 машинописных страниц рукописью, Вера Александровна работала с перерывами несколько лет. В послевоенном 1946 году она после окончания полевого сезона на Илыче осталась в заповеднике на несколько месяцев.

«Эту книгу я действительно могла написать только на Печоре, среди природы, в тесном общении с зоологами и ботаниками заповедника, исключительно внимательно относившимися к моей работе, — писала она в предисловии к книге. – Основная задача этой книги – дать по возможности полную и правдивую картину природы в целом, во всем ее многообразии, и выявить ту глубокую связь, которая существует между геологическим строением, рельефом, гидрографией и климатом, с одной стороны, и почвенным покровом, растительным и животным миром – с другой. Считая необходимым шире пропагандировать идею охраны природы, я решила писать эту книгу, не представляющую собой элементарно популярного сочинения, языком, по возможности доступным для широкого читателя. Если она пробудит интерес к суровой, но прекрасной природе нашего Севера, даст представление о ее многообразной и сложной жизни и убедит в необходимости ее охраны и заповедания, я буду считать свою задачу выполненной».

Рукопись была завершена в 1947 году и подготовлена к печати, но так и не была издана. Вопрос о ее издании не раз поднимался в последующие годы, но остался нерешенным.

Между тем, охрана природы, и в частности – защита заповедников от посягательств на их границы со стороны промышленников, была одним из важных направлений в общественной работе Веры Варсанофьевой. Она долгие годы была членом Географического общества, членом президиума Всероссийского общества охраны природы, вице-президентом Московского общества испытателей природы.

Надо сказать, общественная работа вообще была еще одной стороной деятельности Варсанофьевой на протяжении всей ее жизни, даже во время Великой Отечественной войны. Она не только читала лекции в московских госпиталях и прифронтовой полосе, но и активно работала в Антифашистском комитете советских женщин, выступала по радио, поднимая боевой дух советских воинов и, как сказано в автобиографии, писала «статьи для зарубежных стран».

Красавица и «ведьма»

Когда я был еще ребенком, Вера Александровна жила в соседнем подъезде, была уже в преклонном возрасте. Я часто видел ее, торопливо идущую на работу в Институт геологии. В моем детском воображении она была каким-то сказочным персонажем: невысокая, чуть горбившаяся старушка с черными косами, уложенными «кольцом» на голове, с большими темными глазами, в темной же до пят юбке… И вот недавно я наткнулся на воспоминания Т.Березюк, которая передает рассказ Варсанофьевой, как ее принимали в деревнях …за ведьму: «Она носила две косы, а было принято – одну. Волосы у нее были очень темные, нос с горбинкой и необыкновенные глаза. И еще у нее была ручка, которая писала чернилами, если макнуть ее в воду. Ну, конечно же, самая настоящая ведьма. Говорила, как однажды она исследовала какие-то пещеры, и для работы ей потребовалось взять из ближайшей деревни рабочих. Ее отряд отправился в маршрут, а по деревне поползли слухи, что в пещере живет ведьма»…

Ну, а в молодости Вера Варсанофьева была красавицей. В архиве Коми научного центра хранится фотопортрет Веры Варсанофьевой, сделанный в 1920-е годы. «Греческий» профиль, выразительные черты лица… «Я смотрела на нее с восхищением, пораженная ее красотой», — вспоминала Варсанофьеву одна из слушательниц высших женских курсов.

«В нее были многие влюблены. Рассказывают, что, когда она ехала из Москвы в Петербург на какое-либо научное собрание, за ней увязывался целый вагон поклонников, на которых она не обращала ни малейшего внимания, — писал Н.Юшкин. – Недостатков в претендентах на руку Веры Александровны не было. Но она всю жизнь прожила одна. Я как-то с нетактичностью молодости спросил ее, почему она так и не вышла замуж. Вера Александровна без тени смущения или обиды, даже задумавшись, с легкой улыбкой ответила: «Не хотела делить любовь между мужчиной и геологией». Дочери одной из своих коллег, собиравшейся выходить замуж, Варсанофьева как-то сказала: «Вы берете на себя очень большую ответственность, предполагая совместить семейную жизнь с научной работой. Это очень трудно».

Смысл жизни

Одинокую жизнь Варсанофьевой, не очень-то приспособленной к домашним заботам, в Москве долгие годы поддерживала домработница Ксения Моисеевна, верно служившая еще родителям Веры Александровны – «домоуправительница», «министр финансов и внутренних дел». Она всячески пыталась внести хоть какой-то порядок не только в хозяйственные дела Варсанофьевой, но и в ее рабочий режим, препятствуя ночным бдениям за письменным столом. А ночная работа была для Веры Александровны в порядке вещей. В 1954 году в письме академику В.А.Обручеву (народ знает о нем в основном по фантастическому роману «Земля Санникова») она сообщала о своей работе над книгой об истории МОИП — Московского общества испытателей природы: «Сидела я буквально и дни, и ночи подряд. Десять часов работала, два спала, затем снова 10 или 12 часов работала и снова 2 часа спала».

Кроме работы над книгами и статьями, Варсанофьева редактировала журнал МОИП, делала отзывы на диссертации и рецензии на работы своих коллег, в обязательном порядке отвечала на горы писем, приходивших ей со всей страны. Работоспособность ее поражает! Какая уж тут личная жизнь… «Дорога и ценна дружба и любовь моих геологических детей и друзей, которых я хочу видеть, но есть люди, которым трудно понять, что смысл моей жизни в работе и что мне не надо никакого «отдыха», а надо дать возможность спокойно заниматься своим делом», — писала она на склоне лет из Москвы своему ученику, сыктывкарскому геологу Н.Калашникову.

В шутку и всерьез

При всей фанатичной преданности науке Вера Варсанофьева не была скучным ученым-«сухарем», обладала тонким юмором, могла быть интересным собеседником на разные темы и замечательным рассказчиком. А смешных историй из ее экспедиционных приключений она могла поведать великое множество. Вот хотя бы одна из них, записанная Н.Юшкиным.

В 1925 году отряд Варсанофьевой работал на Илыче. В составе отряда был молодой геолог Николай Иорданский. Маршрут был трудный, приходилось подниматься по порожистой реке на шестах или бечевой. Иорданский выдержал испытание, был в шутку произведен Варсанофьевой в капитаны и получил странный псевдоним Ниорд. После экспедиции это прозвище за ним осталось в переписке с Варсанофьевой. «Когда же в одном из писем к капитану Ниорду промелькнуло сообщение, что в шлихах, которые он намыл на Урале, обнаружено золото, дело приняло крутой оборот», — рассказывал Н.Юшкин. Переписка каким-то образом попала в чистые руки чекистов: «Веру Александровну арестовали, поместили в тюремную камеру, в которой она на удивление быстро освоилась и занялась просветительской работой среди других узниц. Следователи, к счастью, оказались толковыми, быстро разобрались, в чем дело, и с извинениями выпустили Веру Александровну, несколько опечаленную тем, что не успела закончить намеченный цикл тюремных лекций».

Остается память…

Летом 1970 года Вера Варсанофьева вышла на пенсию и покинула Сыктывкар, вернувшись Москву. О последних годах ее жизни известно мало. Были они, судя по всему, нерадужными. Уходили из жизни родные и близкие, в квартире поселились чужие люди, начались проблемы со здоровьем. Скончалась Вера Александровна Варсанофьева 29 июня 1976 года в Москве и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Заслуги Варсанофьевой в области науки, просвещения и общественной деятельности были высоко оценены. Еще до переезда в Сыктывкар она была награждена орденом Ленина (1953), орденом Трудового Красного Знамени (1945), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). В декабре 1950 года ей была присуждена золотая медаль А.П. Карпинского – высшая награда за научную деятельность в области геологии.

В 1959 году Вере Александровне присвоили почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР», а в 1960 году почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

На приполярном Урале, в междуречье Лимбеко и Балбанъю, левых притоков Кожима, есть хребет Малдынырд. Его самая высокая вершина в полтора километра над уровнем моря носит название Гора Варсанофьевой. Сегодня это место популярно у туристов. Говорят, с горы открывается потрясающий вид…

https://varsanofeva.ru/
https://varsanofeva.ru/40-50-e-gody

В ноябре 1941 года возобновились занятия в вузе, Варсанофьева читает лекции, нагрузка достаточно большая, кроме того, геологи по собственной инициативе выезжают в воинские части. Одно из таких мероприятий состоялось 31 декабря 1941 года. Лекторы отправились в прифронтовой участок Западного фронта, где стояла подшефная геологическому институту Академии наук СССР войсковая часть. В качестве темы обозначили «Стратегическое минеральное сырье, его роль в настоящей войне и его запасы в СССР, союзных нам странах и странах наших врагов». Конечно, главной задачей было — поддержать солдат, сказать им, что страна с такими богатыми недрами непобедима, но и для ученых эта поездка оказался вдохновляющим.
По ее итогам Варсанофьеву попросили подготовить статью. …Был ясный морозный зимний день. Автомобиль быстро доставил нас из Москвы в живописную местность, где расположена была наша часть. Лес был убран инеем, ветви елей густо опушены снегом. Здесь прямо под открытым небом мне предложили прочитать лекцию. И когда я спросила, не замерзнут ли бойцы, до лекции ли им будет на таком морозе, мне весело ответили, что наши бойцы мороза не боятся. Они все прекрасно одеты, у всех валенки, теплые штаны, полушубки на овчинном меху. И когда они в свою очередь спросили меня, не замерзну ли я, я искренне сказала, что мороза не чувствую… (цитируется по рукописи, обнаруженной в РГАЭ).
Варсанофьева увлеклась, свою часть лекции развернула по полной программе, без оглядки на погоду, подступающий Новый год и короткий световой день. Следующим лекторам пришлось выступать уже в землянке, где потом и состоялся походно-полевой предновогодний ужин.
Тогда же, в первые годы войны Веру Александровну избирают вице-президентом Московского общества испытателей природы, а также назначают руководителем Московского отряда экспедиции особого назначения АН СССР. Задача этого отряда — подготовка карт потенциальных мест проведения военных операций и сбор справочных геологических материалов к ним.

Кроме того, Варсанофьева включается в работу Антифашистского комитета советских женщин и комиссии «Наука на службу Родине», выступает на радио
как агитатор, бывает в госпиталях. Естественно, лекции в институте и работа с аспирантами. В 1944 году наконец-то удается выехать «в поле». Любимый Северный Урал, стратиграфия, тектоника и литология каменноугольных отложений бассейна верхней Печоры. Возможность выдохнуть, забыть и о войне, и о бесконечной гонке неотложных и очень часто «бумажных» дел с недоказанной нужностью. Встреча в Сыктывкаре в друзьями и молодостью. До Великой Победы остаются считанные месяцы.

0

6

Небывалая биография

https://varsanofeva.ru/
https://varsanofeva.ru/pechyora

Летом 1917 года Вера Варсанофьева едет на Тиман, это граница Архангельской области и республики Коми, русский север. Строго говоря, это еще не совсем Печора. И все же… Задача экспедиции — изучение геологического строения и поиск полезных ископаемых в бассейне реки Цильма. С Тиманского кряжа эта небольшая речушка начинает свой путь к реке Печоре. Так же как молодой геолог Вера Варсанофьева начинает здесь путь в свой Печорский край. В составе экспедиции 24 человека, руководитель — Александр Александрович Чернов.
К Чернову, а точнее к его «барышням» отнеслись с подозрением, говорили, что «толку здесь точно не будет». Впрочем, эта точка зрения преобладала у русских поселенцев. Зыряне и самоеды, коренные печорцы, смотрели на вопрос иначе.
...
Общаясь с самоедами Варсанофьева узнает про некий «падун» — водопад — на реке Мутной. Никто из русских его не видел, потому что подняться к нему по реке невозможно, русло перегораживают завалы, а идти верхами далеко и опасно. Водораздельные пространства Тимана крайне сложны для ориентирования: леса, болота, отсутствие обзорных точек и очень смазанная линия водоразделов. У всех на слуху истории, про девушку, которая плутала 12 дней и чуть не умерла от голода, и про писаря со станции Валс, который пошел на охоту и пропал на 9 дней. Обоих спасли самоеды, русские поисковые операции заканчивались плутанием самих спасателей. Варсанофьева загорается идеей увидеть падун на Мутной и первой сделать его геологическое описание. Эта экскурсия становится для Вавы самой яркой страницей Тимана, хотя никакого экстрима и не случается.

https://varsanofeva.ru/pechyora/padun-na-reke-mutnoj

https://thumb.tildacdn.com/tild3638-6261-4133-a232-363236653139/-/format/webp/img-0058.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild6530-3562-4132-a632-646630323532/-/format/webp/img-0059.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild3234-6630-4635-b336-656339613936/-/format/webp/img-0060.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild3934-6531-4763-a531-356662663161/-/format/webp/img-0061.jpg
...
https://thumb.tildacdn.com/tild3562-3537-4266-b730-323137623239/-/format/webp/img-0063.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild6266-3838-4436-a266-323135643562/-/format/webp/img-0064.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild3739-6635-4662-b466-343564396361/-/format/webp/img-0065.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild3838-3736-4761-a464-626261623365/-/format/webp/img-0066.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild3134-3136-4365-a364-393638343938/-/format/webp/img-0067.jpg

0

7

Небывалая биография. Продолжение

https://varsanofeva.ru/pechyora

Северная научно-промысловая экспедиция направляет в Верховья Илыча (тогда говорили и писали «Ылыч») геологический отряд под руководством А. А. Чернова: Вера Варсанофьева, Татьяна Добролюбова, Елизавета Сошкина, Мария Шульга-Нестеренко. Места глухие и неизведанные. В последний (а заодно и в первый) раз геологи были там в 40-х годах XIX века. Многие участки территории, на которую приехала группа Чернова, в 1921 году не имели никаких карт, и чтобы начать работу нужно было в первую очередь решать эту проблему. Денег на специалиста по инструментальной съемке местности работодатель не выделил. Снимали своими силами, используя компас и глазомер, а при нанесении на карту горных хребтов еще и буссоль.

Основную нагрузку по картированию горной части района взяла на себя Варсанофьева. Пока группа работала вдоль русла Илыча и Егра-Ляги, она поднималась на окружающие вершины: Кожим-из, Кычиль-из, Эбель-из, Кос-из, Петруль-из, Малый Болвано-из, Большой Болвано-из, Шижим-из, Нерим-из и Парус-из. Дорог нет. Основными транспортными артериями служат реки, но двигаться по ним приходится против течения. Притоки Илыча в большинстве своем для лодок непроходимы, и в маршруты геологи ходят пешком, неся на себе провиант, геологические коллекции и инструменты. О съемке на телефон речь в те годы, естественно, не шла, да и фотоаппараты были еще очень тяжелыми и громоздкими. Местность Варсанофьевой зарисовывала.

Вера много ходит «верхами», то есть по водораздельным частям горных хребтов. Именно здесь она понимает, что для передвижения выше границы леса оптимально использовать нарты, как это делают оленеводы. Главное знать места их стоянок, уметь договариваться и держать в голове сроки. Запрягать оленей для дальних поездок на севере начинают только после Ильина дня (2 августа): у животных заканчивается линька, кроме того, спадает жара, первыми заморозками прибивает мошку и оводов.
Вера Александровна легко знакомиться и быстро сходится с оленеводами, ее оружие — искренний интерес к их жизни, умение слушать и абсолютное отсутствие высокомерия. Не стоит так же сбрасывать со счетов обаяние Варсанофьевой и ее яркую красоту. По северным меркам она высокая, а главное очень осанистая и фигуристая. На Печоре про нее говорят «видная».

Варсанофьева обзаводится знакомыми среди оленеводов, узнает места их летних стоянок, выясняет, что расплачиваться здесь нужно не деньгами, а сукном, пестрыми тканями, платками и маслом. В 1921 году, к слову, в ходу была соль. Эту валюту рекомендовал Чернову председатель усть-сысольского исполкома. Деньги после нескольких лет гражданской войны никого не интересуют, а соль постоянно нужна для хранения дичи и рыбы. Чернов взял с собой сразу 100 пудов, а это, на секундочку, 1638 кг. Тяжелая валюта.
В 1921 году оленевода с нартами удалось нанять только на четыре дня, все остальные экскурсии Веры Александровны были пешими. Зато нарты пришлись как раз на Мань-Пупу-Нёр (тогда эту горы называли Болвано-из):

19 августа (1 сентября). По мягкому мшистому лесу, по пням и поваленным кедрам, по высохшим руслам ручьев мчались мы на своих неутомимых оленях, и все без отдыха. Зашло солнце, когда мы начали подниматься к склону Болвана. Стало темнеть, а мы все пытались взлететь в воздух, то глубоко ныряя, то склоняясь в одну, то в другую сторону на своих волшебных нартах. Страшно и таинственно как в сновидениях было это путешествие в ночной тьме глухого леса.

20 августа (2 сентября). Встали в 5 часов до восхода солнца и поехали на вершину Болвана. Были чудные моменты лилово-розовых освещенных вершин, золотых зарослей березняка, ярко-красных пятен ерника (карликового кустарника — прим. С. Логинова) на фоне белого ягеля. Болваны стояли таинственные и непроницаемые. На вершине мы увидели оленей и попытались искать путь на Большую дорогу, идущую по восточному слону горы (противоположному Болванам), на перевале нас захватили облака, дул резкий, пронизывающий ветер… (записная книжка № 2 за 1921 год, РГАЭ)

В следующий раз на Мань-Пупу-Нер Вера Варсанофьева попадет в 1928 году.
https://varsanofeva.ru/pechora/fragment-dnevnika
Наверное, это самые счастливые годы в жизни Варсанофьевой. Она полна сил, планов, энергии и веры в светлое будущее. Мир вокруг велик и прекрасен, коллеги-друзья зовут ее Вик и даже неожиданный арест на пристани Усть-Кулома — не более чем нелепое недоразумение…
https://varsanofeva.ru/pechyora/dnevnik … o-1924-god
https://thumb.tildacdn.com/tild3764-3834-4335-b664-336534313032/-/resize/660x/-/format/webp/131.jpg
https://thumb.tildacdn.com/tild3139-3030-4036-b432-646338666364/-/format/webp/132.jpg
Тысяча девятьсот двадцать пятый год становится для Варсанофьевой знаковым и переломным. Из молодого специалиста она окончательно переходит в разряд серьезных самостоятельных единиц. Об этом свидетельствуют должность заведующей кафедры в московском педагогическом институте и предложение, поступившее ей от Геологического комитета: возглавить систематическую съемку 124 листа Общей Геологической карты СССР. Северный Урал. Верховья Лозьвы, Сосьвы и Печоры. Огромная работа на несколько лет.

Теперь уже Вера Александровна ездит со своими учениками — студентами и аспирантами. Свои правила, свои традиции, свои люди. Варсанофьева ненавидит рутину и скуку. И вот уже подъем по рекам против течения, обычно такой тяжелый, нудный и утомительный превращается в путешествие отважной флотилии, где Вера Александровна адмирал, а геологи-аспиранты могут дослужиться до звания капитана и вырезанного из бересты ордена. По вечерам у костра принято читать стихи и пересказывать книги. Под звездами Северного Урала молодой Пиотровский рассказывал «Детей капитана Гранта», а Варсанофьева «Дочь Монтесумы», одну из любимых книг своего детства. Не молчат и проводники, они рассказывают легенды своих народов. Варсанофьева есть Варсанофьева. Слушает с открытым сердцем и распахнутыми глазами. Записывает услышанное, понимая, что культура коренных народов Урала — остяков, вогулов, самоедов, зырян — неудержимо уходит.

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Геолог Вера Александровна Варсанофьева и манси