https://proza.ru/2016/10/13/1717
Вот бобры то придут...
Вячеслав Соловьев
Из книги "Охртницки да рыбацки байки и не только..."
Глава "Увиденное, услышанное, но не придуманное"Вот бобры то придут…
Когда я недолго работал в заповеднике начальником охраны, случилось нам в середине июля, забрасывать группу «КЮБЗов» на хребет Хоза-Тумп. Клуб Юных Биологов Зоопарка довольно известный в «определённых кругах» кружок Московского зоопарка, где начинали свою деятельность многие известные учёные. С заповедником их связывала совместная пятилетняя научная программа. Бессменным руководителем, привозившим сюда этих «отморозков» являлся Владимир Юрьевич Дубровский. Пусть читателя не шокирует слово «отморозки» так как я использую его в исключительно превосходно-положительной степени. Сравнивая степень подготовленности к серьёзной работе и жизни в лесу с их отроческим возрастом даже бывалые охотники и вообще , люди, плотно связанные с лесом, уважительно округляли глаза. Полагаю, что отбор в «сборную» тренер Дубровский проводил очень серьёзный.
Чтобы не быть голословным приведу два примера. Один вьюноша порубил себе случайно ногу топором. Прошагал днём 15(!) км до места, откуда я его той же ночью вывез в больничку, в город. Дождался, пока ему зашьют и под утро привёз в посёлок, на место их расположения. Немножко поспав, «раненый» запросился обратно в лес!
В другой год, располагаясь на довольно отдалённом участке заповедника, на рядовом маршруте потерялись две Маши. Вовремя не пришли на базу. Об этом писали даже в центральных СМИ. Проплутавших неделю(!), их нашли в охотничьей избушке живыми и здоровыми, нисколько не упавшими духом, собирающимися искать путь назад! Самое интересное, Володя Дубровский никуда не ходил с базовой избы, спокойно объясняя чересчур взволнованным начальникам, что они придут сами!
Вот такой контингент мы везли на бортовом ЗИЛ – 131. Со мною, кроме «отморозков», были водитель Серёга Дунаев и госинспектор Володя Хозяинов. Оба бывалые лесные «жители». Вёлсовская дорога была как всегда никакой. Не может быть «зимник» летом хоть «каким-то»…Эту дорогу давно, ещё при СССР-е пробила Вёлсовская геопартия, чтобы зимой вдвое сокращать путь заброски вахт к месту работы. Ни партии, ни СССР-а не стало, но осталась дорога.
До реки Шегультан она была «нормальной» - «камень да вода», а вот дальше проходила вдоль его притока. Приток Большая Косьва - неширокая извилистая речка. Она бежит в болотистой, заросшей ельником и кривым березняком, долине, местами выбираясь вдоль сухих взлобков молодого сосняка. Илистая глубокая колея выматывала автомобиль и пассажиров, но ехать надо и ехали.
Команда Дубровского везла продукты на базовое место, чтобы оттуда «разбросать» их по намеченным маршрутам исследований. Всё, что везли, им сразу было не занести, поэтому здесь была применима поговорка, что «лучше плохо ехать, чем хорошо идти». Ни шатко, ни валко доехали мы почти до переезда через эту Большую Косьву. Впереди чистая проточная лужа, метров восемь длиной, во всю ширину дороги. Остановились померять глубину.
Володя Хозяинов, зырянин по национальности, всю жизнь в лесу, лесник, и в стаде оленьем работал, охотник-промысловик, рыбак, срубил берёзовую жердочку. Сам он ростом чуть выше полутора метров. Жердь выше его. Дошёл бережком до середины лужи, опустил жердь, достал до дна, заметил уровень, вытащил, поставил рядом с собой – скрывало с головой! Посмеялись над фактом и стали думать, как решать проблему.
Правая сторона лужи была безлесой, сырой, поросшей травяными кочками и мелким ивняком. Пройдя с Серёгой по ней, решили попробовать объехать здесь. Краем глаза я заметил бобровые лазы, с берега лужи в саму лужу, а напротив лаза, на той стороне отводной карман, сделанный трактором, чтобы воду отвести из лужи. Но никак не связал их с таким уровнем воды…раньше вроде проезжали, опять же, год на год не приходится…может так размыло?
Серёжа - бывалый водитель, на вывозке леса в этих краях работал, да на промысел охотников в такие же места забрасывал. Спустили мы колёса до «очка»(1 атмосфера), чтоб шины пошире стали, лебёдки нету, до дому около 50-ти кэмэ, а ребятишкам в лес надо. Выгрузили пассажиров и поехали в «объезд»! Потихоньку-полегоньку, выехали! Накачали колёса, посадили «кюбзов», переехали Косьву и до места, верхней избушки под Хоза-Тумпом, доехали без проблем. Разгрузив барахло, попили чаю, попрощались с Дубровским и его командой и поехали обратно.
У лужи снова остановились, осмотрелись. Прорезанная колея доверия не внушала, но выхода не было. Серёга включил передачу и…как это частенько бывает, не доехали, то есть не довыехали буквально два метра. Сели на все три моста…Настроение было ещё не испорчено. Надо попить чайку, поглядеть что и как. Бензопила была, на всякий случай. Еда и котелок тоже. Пока варился чай, Сергей смотрел на «ситуацию», я решил сходить посмотреть лужу.
Пошёл по тому отводному карману. Он был длинный и оказывается соединялся с речкой! То есть, вода должна была уходить из лужи в речку! Да не тут то было! Бобры запрудили его в двух местах! Сколько мог в коротких сапогах, разбросал от бережков и разобрал руками это «произведение» бобрового зодчества. Кстати, сделано всё было на совесть. На дне лежала поперёк шеренга крупной, чуть не с человечью голову, гальки, затем крупные куски дерновины, искусно переплетённые ивняком. Вся эта конструкция, плотина то бишь, была около метра шириной!
Разбирал я её долго и не до конца, сапог не хватало, но и недоделанная, она сразу дала течь. Пошёл ко второй. Там было потоньше всё и я её расковырял. Придя к мужикам и рассказав, удивил их находками. Вовка пошёл смотреть и «бомбить» их дальше, а мы с Серёгой пошли думать над ЗИЛом. А думать было нечего, попробовать вагой подымать каждый мост и подкладывать по колёса брёвна. Больше вариантов не было.
Нашли подходящую берёзу, свалили, отпилили, подтащили, напилили длинных чурок для подкладывания. На шум пилы пришёл Вовка. Команда наша была интересной в отношении ростовых характеристик каждого. Сергей выше меня на голову, а Володя чуть выше моего плеча. Не буду описывать все перипетии наших усилий, скажу только, что втроём мы поднимали вагой мост, а четвёртого, который бы подкладывал чурку под колесо не хватало. Вымотанные, вспотевшие и грязные: где то приходилось подрубать травяные кочки, подводить выскочившую вагу и прочая, прочая, прочая… мы совсем забыли про лужу!
Сев перекурить, без всякого «мерянья», было видно невооружённым взглядом, что уровень упал, и приличненько, но Володя не поленился, смерил. Вода упала больше метра! И тут я заржал, в смысле громко засмеялся. Осталось написать картину маслом со звучным названием «Приплыли!» Лужа стала абсолютно проезжая, а рядом, на обочине торчал, засаженный по самое «немогу» в болотину, ЗИЛ! Серёга заулыбался, поняв ситуацию, а Володя, сын лесного народа, с заложенным с детства несколько иным пониманием окружающего нас, думал совсем другое…
Он дождался, пока я закончу свои «рыдания», и с сострадательными нотками в голосе (а может мне так показалось) произнёс: «Вот бобры- то придут – матери-иться буду-у-ут!» Теперь мы с Серёгой заржали хором. Володя тоже заулыбался.
…Прошагав 15 километров, уже в потёмках мы пришли на Шегультан, на кордон, где приехавшие накануне инспектора, заступили на дежурство. У них была рация. Лёжа на нарах и закрыв глаза, я представил себе матерящихся бобров и уснул… Утром выйдя на связь, «обсказали» ситуацию и попросили, чтобы за нами приехал родственник Сергея на «Урале». Дождавшись «Урала», вернулись обратно, выдернули «ЗИЛа» назад. Серёжа таки проехал по обмелевшей луже! А родственнику специально показали места плотин, чтоб нас впоследствии не засмеяли напрочь!
09.02.2015г.