https://lenta.ru/articles/2022/07/08/russianwear/
Как традиционная русская одежда вошла в моду и завоевала сердца мировых звезд?
Еще десять лет назад кто-то мог бы счесть цветастый павловопосадский платок или пестрый кокошник абсолютным архаизмом, которому место в костюмерной фольклорного ансамбля. Но внезапно все изменилось: русскими платками, кокошниками и ушанками вдохновились мировые модельеры, и их начали носить зарубежные селебрити. В разное время в традиционных русских аксессуарах появлялись Гвен Стефани, Джаред Лето, Мила Йовович, Ева Мендес, Tyler, The Creator и другие звезды. «Лента.ру» в рамках проекта «Здесь и сейчас» рассказывает, как российские аксессуары вдохновляют именитых дизайнеров, а звезды мирового шоу-бизнеса носят их в обычной жизни.
Возвращение кокошника
Во время чемпионата мира по футболу-2018 в России все телеэкраны обошла картинка троих российских болельщиков в кокошниках, которые поддерживали нашу команду на трибуне. История стала вирусной: к концу состязаний в кокошниках болели уже десятки тысяч фанатов футбола, причем как женщины, так и мужчины. Западные медиа открыли для себя и своих читателей новый головной убор с весьма интересной историей.
Кокошник — праздничный головной убор молодых женщин, главным образом незамужних. Кокошник носили на Руси в допетровские времена все слои населения — от бедных крестьянок до богатых купеческих и боярских дочек и даже царевен. Разнились только материалы, которые шли на изготовление кокошника: у бедных — береста, крашеный лен, ленты и бисер, у богатых — парча, бархат, атлас, жемчуг, золотная нить и драгоценные камни.
Указы Петра I, стремившегося европеизировать Россию, на целый век изъяли кокошники из дворянского обихода, но в крестьянском и купеческом быту они остались. В XIX веке на антинаполеоновской патриотической волне головной убор вернулся в аристократическую моду — но в сильно трансформированном виде. Жены и дочери богатейших людей Российской империи при Николае I и Александре III носили не традиционный кокошник, а бриллиантовые тиары и диадемы от Болина и Фаберже, напоминавшие своей формой этот русский головной убор.
Название кокошника происходит от древнерусского слова «кокошь» — курица. Очевидно, из-за формы кокошника, похожей на куриный гребешок
Впрочем, на знаменитом петербургском аристократическом балу, заданном в Зимнем дворце в честь трехсотлетия династии Романовых в 1913 году, графини, княгини и даже сама императрица Александра Федоровна были в «аутентичных» кокошниках. Таков был дресс-код этого помпезнейшего мероприятия. Головные уборы в старинных традициях потребовали нескольких месяцев работы художников и вышивальщиц столичных театральных мастерских.
Но мода переменчива. В середине XX века мировая мода более не вспоминала о кокошниках. Они считались экзотикой, деталью народного костюма, который западные любители искусства видели разве что в советских музеях и на артистках во время гастролей советских ансамблей народного танца. Внутри страны у исторического головного убора была еще и роль стилизованного национального символа — например, маскот Московского фестиваля молодежи и студентов 1985 года, девочка Катюша, носила стилизованный кокошник с пятью лепестками разных цветов, которые символизировали пять континентов (так же, как пять олимпийских колец).
Настоящее возвращение кокошников в моду произошло в начале XXI века
Одними из первых обратили на них внимание темпераментные жители Средиземноморья в 2009 году. Когда Антонио Маррас был креативным директором дома Kenzo, в его коллекции появились головные уборы, очень похожие на кокошники. В сочетании с принтами а-ля рюс эта коллекция произвела неизгладимое впечатление на публику.
Не меньший восторг вызвало дефиле в кокошниках, усыпанных искусственным жемчугом, которое Карл Лагерфельд устроил на показе своей коллекции Paris — Moscou. Среди гостей показа были самые стильные персоны Москвы, в том числе редактор российского Vogue Алена Долецкая, актриса Рената Литвинова, модельеры Вячеслав Зайцев и Алена Ахмадуллина.
К слову, именно Ахмадуллина в начале 2010-х сделала кокошники одной из центральных тем своей коллекции. Она вдохновилась сказкой о Царевне-лягушке, и принт с изображением кокошника Василисы Прекрасной сплошь покрывал шелковые платья из этой коллекции. Кроме того, целую линейку причудливых кокошников с перьями и стразами создал в 2016 году российский модельер Константин Гайдай.Лагерфельд и Маррас — не единственные иностранцы, которых вдохновил русский головной убор. В 2018 году ливанский модельер Эли Сааб (в его платьях выходили в свет Хилари Суонк, Айшвария Рай, Дженнифер Лопес, Сара Джессика Паркер) выпустил на подиум модель в грандиозном ажурном кокошнике. Дизайнер стал настоящим визионером: практически одновременно с его показом кокошники увидел весь мир во время трансляций чемпионата мира по футболу в России.
После появления кокошников не только на женщинах, но и на мужчинах-болельщиках на трибунах футбольных матчей их популярность резко пошла вверх. «Сейчас наши клиенты — это жители не только России, но и Казахстана, Белоруссии, Германии, США, Англии, — рассказывала Татьяна Домбровская, основательница бренда «Патриотка», который специализируется на кокошниках. — Дизайнерское исполнение не может оставить равнодушным никого. Нашу культуру нельзя забывать».
Чтобы кокошник жил и в XXI веке, необходимо сделать его максимально модным
Татьяна Домбровская
основательница бренда кокошников «Патриотка»
Те западные телезрители, которые не интересовались футболом, узнали о кокошнике чуть позже, во время конкурса «Евровидение» в мае 2021 года. В нем на красной дорожке конкурса появилась певица Manizha, представлявшая Россию. Ее кокошник напоминал широкий полумесяц, направленный остриями вниз, и привлек всеобщее внимание. Настолько, что уже через несколько недель латиноамериканская певица и актриса Наталия Орейро надела кокошник, чтобы записать видеопоздравление для россиян с Днем России.В конце лета 2021 года кокошником шумно восхитился знаменитый итальянский дизайнер Стефано Габбана, увидев его на одной из посетительниц показа дома Dolce&Gabbana — жене российского бизнесмена Виктории Шеляговой. Экстравагантная дама, которая вообще любит русский национальный костюм, оказалась в центре внимания на дефиле, вызвав едва ли не больший интерес, чем модели на подиуме.
Кокошник неспроста восхищает иностранных представителей моды. Во-первых, это просто красивый аксессуар, придающий стати, объясняет Ирина Батькова, основательница бренда «Птица Сирин» (Sirinbird), который выпускает кокошники из шелка. «Даже осанка меняется и самовосприятие», — считает она. Одна из поклонниц кокошников этой марки — солистка фолк-рок-группы «Мельница» Хелависа, которая надевает этот головной убор на выступления и съемки клипов.
По словам Батьковой, кокошники Sirinbird пользуются большим успехом и у западных клиенток марки: «За границей легче относятся к идентичности, с удовольствием находят и примеряют новые образы. Думаю, для Европы это разновидность короны, что тоже притягательно для женщины. Да еще и загадочной русской короны». Дизайнер мечтает, чтобы кокошники еще больше вошли в обиход и стали основой современного повседневного или вечернего образа.
https://www.lavka-podarkov.ru/articles/53743/
То опала, то свобода: нелегкая судьба русского кокошника!
Кокошником называют старинный головной убор, являющийся исконно русским символом национального костюма. Слово древнерусского происхождения (кокош означает «курица», «петух»).
1. Устройство. История происхождения
2. Культура ношения
3. Влияние на мировую моду
4. Интересные факты
Зарождение легендарной ряски
Первое упоминание датировано 17 веком. Как только кокошники не именует народ: ряски, головки, кокошки, кокуи, наклонки, каблучки,шелемки... Они разных форм: полумесяцы, гребни, шлемы, опахала. Обычно их делали из картона, алой парчи или бархата, металлической основы, которая прочно пришивались к шапочке, а сзади кокетливо спускалась ленточка. Декорировали любимые предметы женской гардероба цветами, бисером, жемчугом, золотой нитью, самоцветами. Кокошник носят, аккуратно прикрывая лоб, сверху можно покрыть его шелковой или шерстяной шалью, фатой, вуалью.
Форм головных уборов существовало великое множество: все зависело от прически, которую носили девушки, личных предпочтений, конечно. Перечислим основные четыре вида: однорогий (бисерная сетка, скрывающая лоб полностью, Европейская часть России); цилиндрический (шапочка с закрытыми ушками, плоским дном, дополненная платком, Северо-западный регион); овальный (наверху плоский, снабженный лопастями, позатыльником, Юго-Восток); седлообразный (предусматривающий высокие околыш, задний гребень, Центрально-Черноземная область).Создавались красивые атрибуты женского костюма рукодельницами - «кокошницами», котрые умели вышивать тончайшими золотыми нитями. Появлялись шедевры по 300 ассигнационных рублей – они хранились как семейные реликвии, передавались по наследству.
Как правило, уборы надевали по торжественным случаям, повседневная жизнь была непритязательной – представительницы прекрасного пола обходились скромными повойниками. Ученые долго спорили, разрешено ли было незамужним девушкам использовать кокуй. Вроде бы сошлись во мнении, что «да».
Ни один праздничный русский народный костюм не обходился без шеломка. Женщины создалвали из копны волос пучок или заплетали две косы.
Исследователи считают, что благодаря найденным древним погребениям можно утвержать: златоглав появился в Древней Руси еще к 10-12 векам. Со временем он приобрел значение свадебного аксессуара. Расшитым жемчугом наклонником девушка украшала голову после венчания, когда наступало время свадьбы – носила его до рождения первенца, после чего исключительно по праздничным дням.
Традиции ношения: запреты и ренессансБедные могли позволить себе бисером декорированный убор, богатые – дорогой жемчужный. Поначалу кокошники носили все: купчихи, крестьянки, боярыни. С конца 19 века ряски постепенно сменили повойники.
Петр Первый запретил использование национальной одежды представителям всех слоев населения, кроме священников, крестьян – кокошник не стал исключением.
Реабилитировала шеломок (как важный атрибут маскарадной одежды) Екатерина Вторая. Так зародилось понятие a la russe, активно используемое сегодня мировыми специалистами моды. Под влиянием наполеоновских разрушительных войн, русский народ проникся идеями патриотизма, интереса к родному эпосу, культуре, костюму. Наши императрицы, а также простые барышни стали все чаще предпочитать синие, алые сарафаны с тонкой талией, изящными пуговицами ( 1812—1814).
По указанию Николая Первого (1834), придворное платье должно было дополняться кокошником, тогда уже выражавшим черты итальянского стиля. К концу 19 века людей поразил бриллиантовый тиар-шеломок, который поначалу распространился среди придворных девушек. Ошарашившая всех февральская революция положила конец эпохе ношения столь любимых дамами наклонок.Помните: кокошник, сочетающий благородную импозантность и наивную старомодность, способен сделать выразительным приятное лицо и обезобразить невзрачное. Его стоит надевать дамам с красивыми правильными чертами, иначе посредством кокуя есть риск оказать себе же медвежью услугу.
Историзм как стиль завоевал невероятную популярность ближе к финалу 19-го столетия: коллекционировать предметы старины, элементы «неорусской» одежды, ставить роскошно костюмированные спектакли стало модно.Чего стоит один только Бал 1903 года, когда Зимний дворец собрал одетых в старинные кокошники гостей. Это выглядело впечатляюще!
Мировая мода с русским акцентом
Александр Васильев, известный историк моды, рассказывает о том, что между кровопролитными Мировыми войнами кокошник снискал особую почесть, повышенное внимание со стороны прелестниц всего света. Многие эмигрантки были вынуждены искать средства на жизнь, поэтому открывали модные дома, основу которых составлял стиль «а ля рус», национальный костюм. Жители Запада, включая английскую королеву М.Текскую, тем временем, применяли «каблучок» как свадебный головной убор.
Ж.Ланвен представила миру уникальную коллекцию «русских» шляпок; модный парижский дом «Огюст Боназ» произвел оригинальные пластмассовые ряски (1920-е).Изысканный экспериментатор К.Лагерфельд придумал немыслимые образы кокошников, которые «взорвали» когда-то парижский подиум (2008-09).
Наряд современной Снегурочки немозможно представить без жемчужного сверкающего шеломка. Еще золотой костюм королевы Амидалы из «Звёздных войн» чудесным образом воплотил черты русского народного костюма, включающего кокошку.Любопытные факты
1. Одна из гипотез происхождения кокошника - византийская. Обеспеченные гречанки эпохи античности украшали голову диадемами с лентами. Возможно, когда налаживались торговые отношения между странами, дочери русских князей увлеклись, решили позаимствовать элементы визайнтийского стиля.
2. Открытые головные уборы предназначались для девиц и закрывающие волосы – для женщин. Древние славянские народы искренне верили, что дамы с непокрытой головой могли навлечь болезни, неудачи, неурожаи.
3. По центру изделия изображалась лягушка, олицетворявшая плодородие. С обеих сторон - лебеди, символизирующие любовь, верность.4. Тыльная сторона расшивалась узором «древо жизни» с птицами, плодами; веточки олицетворяли все новые поколения.
5. Мастерицы городов, деревень, монастырей делали удивительной красоты работы, которые украшали серебром, золотом, жемчужными нитями, после чего придавали форму посредством берестяной заготовки.
https://newradio.ru/news/kokoshnik-i-dr … laznitelno
https://lady.mail.ru/amp/article/548340/