Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Трус не боится трусов...Или история бельевой моды в СССР


Трус не боится трусов...Или история бельевой моды в СССР

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Назрела необходимость нырнуть в историю бельевой темы СССР на этапе 1959 году.

Ну во-первых, я ничего не изобретала. И этому - есть доказательства как раз в Екатеринбурге. Какое совпадение. Видимо там точно руководят паранормальщики.
https://bracatus.com/trusy-schastya-evo … kogo-belya

В Екатеринбургском музее советского быта «Сделано в СССР» не банальным дефиле открылась выставка с провокационным названием «Трусы счастья. Эволюция женского белья».

Дык вот. Именно там есть модели что аукаются на темку трусиков на пуговицах, которые обнаружил на Зине Колмогоровой  судмедэксперт Возрожденный Б.А.
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-129.jpg

У Колмогоровой тоже самый последний слой - использует способ крепления пуговицами. Он подсчитал четыре пуговки. Видимо оба боковых шва - было задействовано под застежку. По две пуговки на каждую сторону.
Чисто кутюрно-технологически про двухсторонние застежки у Зининых бельевых принадлежностей самого последнего слоя - лично мне б были милее. Тогда разрез одинаковый и не склонен к разрыву, давление на тело - симметричное и чуть что в части неверности пуговиц - одна сторона страхует другую. Для дамы - всегда очень важно иметь технологическую страховку от неприятностей. Как мне говорила одна очень авторитетная леди - в гардеробе женщины всегда должна крепиться пара булавок на носимой одежке. Ни у кого из девчат я этого не вижу. А именно булавки - решают проблему потерянных пуговиц, распоровшихся внезапно швов и внезапно поужевших поясов. Значит в походе все это не воспринималось жуть какой неопрятностью. Ну т.е. дело-то житейское...
Возможен вариант застежки и на одной стороне. Это проще в шитье своими руками.

Но возвращаясь к этому
https://bracatus.com/trusy-schastya-evo … kogo-belya

На нашей выставке в этом можно убедиться, посмотрев хотя бы на те самые «трусы счастья»: от сатиновых на пуговицах в стиле «унисекс» до тёплых рейтузов и панталон, которые школьницы позднего советского периода надевали для тепла под бдительным оком мамы, а потом снимали в подъезде».

Ну т.е. все это было, было, было...

Так же хотелось бы уточнить именно габариты тогдашних мужских семейных трусов. Поскольку уж есть такое
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-355.jpg

Согласно
https://ula-style.livejournal.com/13669.html

А трусы были чёрными. Чуть реже – из синего сатина. Чуть позже такие трусы назовут «семейными». В официальных накладных они назывались «трусы упрощенные гладкие». Существовал советский стандарт семейных трусов: длина от талии 48-50 см., ширина штанины в нижней части – 65 см.

Если эти 48 см длины прикинуть на женские роста стандартные и небаскетболисткие, то это это считай длина юбки до колен.

Будучи деревенской девчонкою - я б никогда такой ужас на себя не надела не перекроив во что-то более приличное.
https://guru.wildberries.ru/article/o-m … 1687781603
https://static-basket-02.wbbasket.ru/vol25/32353732333437/guru/21cc689c-ebc8-4cf8-abd5-7d390dcecede.jpg

Именно поэтому девчата тех лет выглядят так
https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2020/12/19301.jpg

И вот в этом самом месте с подворачиванием лишней длины трусов и возникает милая темка практически первых женских шортиков. Кроенных под мужской крой и на пуговках.
https://lookbuck.com/shorty--na-pugovitsah
https://www.lookbuck.com/system/products/items/images/028/486/404/small/14319086-1-olive?1588271370

Они не являются юбкой-брюками как семейники. Их можно пододевать под другие слои одежды и не наращивать зримые габариты.
Т.Е. выглядеть такой же изящной как есть. И носить одежку в облегаечку. Вот такую
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Lyudmila-Dubinina-50.jpg

0

2

Поскольку тема со временем дойдет и до ношения чулок и подвязок женских, то сразу уточню
https://www.thevoicemag.ru/social/stori … koshmarom/

Натирало, сползало, душило: какое женское белье времен СССР было настоящим кошмаром

Воспоминания о советском быте будоражат в людях самые разные, причем нередко диаметрально противоположные эмоции. То, что тяготило одних, оказывается, было чистым восторгом для других. Но вот в чем совершенно точно солидарны женщины, выросшие в СССР, так это в своей оценке белья, которое они были вынуждены покупать и носить. Какое счастье, что его эпоха позади!

Удобное и красивое белье в нашей стране на протяжении практически всего XX века было предметом роскоши. А отсутствие свободного доступа к трусикам, бюстгальтерам и колготкам тоже не способствовало следованию за мировыми трендами. Советским женщинам было сложно даже пробовать носить что-то новое и непривычное, потому что они привыкли выглядеть и ощущать себя иначе, и всерьез опасались, что отказ от комбинации или рейтузов — это настоящий скандал.

Чулки с поясом
Звучит довольно соблазнительно, не правда ли? Но на деле это была довольно дискомфортная конструкция — толстый резиновый пояс надевался поверх трусов, а чулки пристегивались к нему четырьмя подвязками, состоявшими из резиновой кнопки и металлического держателя. Подвязки продавались в галантерейных магазинах, и многие женщины самостоятельно шили себе пояса — или могли отремонтировать изношенный. Нередкой была ситуация, когда подвязка отстегивалась или отрывалась — и чулок сползал на глазах у изумленной публики. Удобные колготы долгие десятилетия советской жизни оставались дефицитом, ну а чулки еще можно было достать, и вдобавок они оказывались гораздо выгоднее, ведь если порвешь или сносишь один, его можно было просто заменить аналогичным. Многие дамы в СССР носили толстые отечественные чулки в рубчик. Пожилые женщины обладали умением крепить их специальным узлом и не носили пояс.

Рейтузы

Помните, как на первых страницах «Собачьего сердца» главный герой, находясь еще в своей пёсьей ипостаси, критикует машинистку, пробегающую мимо него? Для того, чтобы нравиться любовнику, девушка не носит рейтузы, и даже бездомному будущему Шарикову понятно, что до хорошей жизни ее такое легкомыслие не доведет. И вправду, в СССР свято верили, что без рейтузов женщина моментально «отморозит придатки». В сильные морозы полагалось носить рейтузы с начесом, в умеренные — можно было надеть и без начеса. Собственно, необходимость ходить в них была связана как раз с тем, что ноги женщин защищали чулки, а бедра оставались без защиты от холода — пояс ничего не грел. Мужчинам везло больше, они носили кальсоны и брюки, и, конечно, даже не догадывались, как неудобно женщинам в холодный сезон.

Надо отметить что до сих пор с этой методикой использования/ношения пояса для чулок: ничего не изменилось. Не взирая на то, что и пояс и то что под ним - стали совершенно символического кроя. Тем не менее - пояс все так же сверху.
https://incanto.eu/forbuyers/articles/i … ya-chulok/

Та самая екатеринбургская выставки «Трусы счастья. Эволюция женского белья» в Музее советского быта «Сделано в СССР».
Кому интересно про пуговки - то они вот тут как раз и позируют. На типа Лиле Брик. Различимы явственно. Застежка в боковом шве.
https://bracatus.com/trusy-schastya-evo … kogo-belya

Очень наглядно и феерично представлена также методика ношения пояса для чулок. Хотя все же есть варианты
https://wlooks.ru/noski-chulki-kolgotki … ya-chulok/

Многие женщины задаются важным вопросом: надевать белье под пояс или на него? Ответ здесь зависит от двух этих предметах женственного гардероба: если пояс позволяет надеть белье сверху, сделайте так – это позволит без труда воспользоваться туалетной комнатой и не повредить нижнее белье и чулки. Если же пояс массивен и имеет обилие деталей, не позволяющих надеть что-либо сверху, то следуйте совету: надевайте белье под пояс и используйте такой тип пояса исключительно для встреч с любимым мужчиной, поскольку ношение подобного ансамбля в общественных местах не доставит удобства.

0

3

Отыскала основную ходовую модель. Книга "Домоводство" 1957 года.
Это для тех - кому не хочется подгонят купленное в магазине.
https://sheba.spb.ru/za/img/domovodstvo-1957.jpg

Блинов, Болдырев, Гай-Гулина, др. Домоводство*** 1957 ***

https://sheba.spb.ru/za/domovodstvo-1957.htm
https://i.ibb.co/9YmD56m/image.png
https://i.ibb.co/D1Chq1j/1png.png
https://i.ibb.co/q17wGFd/2png.png
https://i.ibb.co/wBmrXMX/3png.png

Выкройки так полезны и хороши, что ими предлагают пользоваться до сих пор
https://fashion-school.narod.ru/domovodstvo.htm

Женские трусы (Размер 48)

Для построения чертежа выкройки женских трусов (черт. 2 и 3) необходимо снять следующие мерки.
1. Длина до колен 56 см
2. Полуокружность талии 38 см
3. Полуокружность бедер 50 см
...
Раскрой и пошив трусов

При раскрое трусов ткань складывают вдвое по длине. Выкройки передней и задней половинок прикладывают серединой к сгибу ткани по долевой нитке, присоединяя их одну к другой нижними линиями. На швы прибавляется везде 0,5—1 см.
Правый боковой срез стачивают запошивочиым швом, а на левом делают застежку. Для этого к задней половине трусов по боку пристрачивают подкройную планку шириной 4 см, а по длине — равную длине трусов по боку.
Планку приметывают лицом к изнанке трусов и притачивают, затем отгибают ее на лицевую сторону, обрезной край подгибают на 0,5 см и пристрачивают. К передней половине трусов по линии бока подкраивают планку шириной 4 см, приметывают ее лицевой стороной к изнанке и пристрачивают. Затем отгибают ее на лицевую сторону трусов, край подгибают на 0,5 см и пристрачивают.
По линии талии пришивают подкройной поясок с одним или двумя мысиками.
Пояс приметывают лицевой стороной к изнанке трусов, пристрачивают, отгибают на лицевую сторону, край подгибают на 0,5 см и пристрачивают.
Низ трусов обшивают косой бейкой на лицевую сторону. Ширина бейки в готовом виде 1,5-2 см, а в крое 2,5—3 см.
На левой стороне застежки пришивают пуговицы, а на правой прометывают петли.
https://fashion-school.narod.ru/domovodstvo/trusy2-3.jpg

Застежка односторонняя в боковом шве на пуговки. Дело в том - что выкройки сюда попадали от тех же кутюрье, что обеспечивали и производство.

https://fashion-school.narod.ru/bustovakiman.htm

фрагмент из книги "ЖЕНСКИЕ ПЛЯЖНЫЕ КОСТЮМЫ", коллектив авторов под общей редакцией И.А.Тер-Овакимяна, 1959 год

Комментарий Людмилы Серовой

Авторы этой книги Л.П.Голято, М.А.Изотова, И.А.Тер-Овакимян, А.Д.Чукашев, Е.А.Янчевская под общим руководством И.А.Тер-Овакимяна в составе лаборатории конструирования одежды Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности (ЦНИИШП) принимали участие в разработке «Единой методики конструирования одежды». Эта методика базировалась на данных массовых обмеров населения, проводимых в нашей стране с 1956 года, а также на использовании расчетно-графической системы конструирования.

В основу размерных характеристик контуров фигуры были положены измерения типовых фигур, то есть «Единая методика конструирования» имела серьезное преимущество перед ранее существовавшими методиками в том, что она базировалась на определенных типах фигур, принятых при конструировании одежды массового производства. Основанная на антропологических данных о типовых фигурах и инженерных методах конструирования одежды, она давала возможность конструктору строить изделие и видоизменять по своему желанию любой узел конструкции. Таким образом, методика взамен решения частных задач давала обобщенный универсальный способ построения чертежей изделий независимо от изменений моды и вариаций модели.

Дальнейшее совершенствование методика конструирования одежды получила в 1975—1979 гг. в лаборатории конструирования одежды ЦНИИШП под руководством В. М. Медведкова.

Зина Колмогорова получается хорошо шила. Ну понятно. Сестра да мама - столько женщин в семье: шить надо просто обязательно уметь хоть кому-то.

А кроме книги "Домоводство" - настольной книги всех советских женщин (у меня тоже была, но уже современнее) были ж и журналы мод и например
https://fashion-school.narod.ru/zgenskietrusy.htm

Женские двухшовные свободные трусы (плавки)
Из книги «Практическое пособие по кройке и шитью» - Минск: Государственное издательство БССР, 1958

Там 608 страниц стараний/пояснений как спошивать на себя и своих родных все что нужно для души...
Ссылка

Свернутый текст

https://meshok.net/item/251005047_%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B5_%D0%B8_%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%8E_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA_1958?srsltid=AfmBOooaJHonUH1LUcpLzGJxBgJ7YmhAcIKzHnzM2r4LY-8coiK9ogzw

https://b.itemimg.com/i/251005047.0.jpg

Книга Практическое пособие по кройке и шитью, Минск, 1958
Издательство Государственное издательство БССР
Год издания 1958
Количество страниц 608
Иллюстрации, твердый переплет, увеличенный формат.

https://b.itemimg.com/i/251005047.7.jpg
Модели на одностороннюю застежку в левом шве.

А тут - по обеим сторонам
https://www.livemaster.ru/item/30832843 … go-1930-h-

Дык чего ж на Дубининой - мужской крой трусов? Не любила шить? Было удобнее взять магазинное и чуток подогнать на себя?

Кстати, длина изделия по "Домоводству" 1957 года - 38 см (1/2 длины до колен плюс 10 см для всех размеров). Если сравнить со стандартом мужских семейников

А трусы были чёрными. Чуть реже – из синего сатина. Чуть позже такие трусы назовут «семейными». В официальных накладных они назывались «трусы упрощенные гладкие». Существовал советский стандарт семейных трусов: длина от талии 48-50 см., ширина штанины в нижней части – 65 см.

- то это конечно миниатюрнее. Хотя конечно все равно ближе к шортикам, но уже ускакало от юбки-брюк...

«Практическое пособие по кройке и шитью» - Минск: Государственное издательство БССР, 1958 дает модель и с резинкою и с пуговкам одновременно.

Т.Е. ну пуговки - прямо декор и видать надежнее чем резинка. Ну да. Эт красивее чем суровые семейки. Ну и что ли женственнее.

0

4

Дело еще и в том, что по ту пору - чулки были настолько нормою жизни, что были вписаны в стандарт женской военной формы
http://www.vedomstva-uniforma.ru/forma1955/1955.html
http://www.vedomstva-uniforma.ru/forma1955/1955.html#9

Л е т н я я (рис. 67)
Парадно-выходной берет, открытый парадно-выходной мундир, юбка синего цвета, белая рубашка с галстуком, черные туфли, светло-коричневые чулки, белые перчатки; ордена, медали и нагрудные знаки на мундире.
3 и м н я я (рис. 68)
Меховая шапка, парадно-выходное пальто стального цвета, открытый парадно-выходной мундир, юбка синего цвета, белая рубашка с галстуком, сапоги, светло-коричневые чулки, коричневые перчатки, белое кашне; ордена, медали и нагрудные знаки на мундире.

То что было на Людмиле совершенно точно известно из описательной част Акта СМИ: на ней были чулки, пояс с двумя эластичными лентами для держания чулок и трусы сатиновые мужского кроя с застежкою пуговицами на поясе.
Надо помнить - что обхват талии у Ж и М - весьма различен. Анатомия наша такова. Мало того, девушки того времени и до сих пор всегда актуализируют тему узкой талии. Так что появление пуговок на трусах мужского кроя для угабаритивания талии - с моей точки зрения норм. Можно прикидывать варианты модели на ней, но не забывать про мужской крой и застежку на пуговицы.
Так записал Возрожденный:

На ногах трупа светлокоричневые хлопчатобумажные чулки. С левой ноги чулок спущен, правый чулок удерживается резинкой. Серый пояс дамский с резинками-подвязками. Сатиновые мужского кроя трусы. Пояс застегнут на черные пуговицы.

Девчата носили чулки привычным образом. Потому что носили юбки и платья и в холодное время года. Удобнее было Дубининой брать в поход чулки - она их и взяла. Стройность ног ей позволяла не бояться чулок и своего внешнего вида в них.

Еще вещи были опознаны
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-246.jpg
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-246-back.jpg
Там были в т.ч.

Трусы трикотажные

На Зине Колмогоровой были

дамские трикотажные рейтузы с начесом синего цвета; дамское хлопчатобумажное трико черного цвета на резинке; трусы плавки хлопчатобумажного цвета на 4-х пуговицах;

Лист 12 это описывает так и нам это потом пригодится
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-12.jpg

Кроме того, на трупе З. Колмогоровой было одето: синий свитр, под ним вязаная кофточка с поперечными синими полосками, ковбойка, синяя майка с рукавами, бюстгалтер черный, брюки лыжные, брюки синие
тренировочные, рейтузы трикотажные голубые, с начесом, конькобежные рейтузы, плавки.

Её вещи тоже опознаны
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-242.jpg
https://dyatlovpass.com/resources/340/gallery/Dyatlov-pass-case-files-242-back.jpg
Там в том числе

Купальный костюм черный. 

0

5

Итак, настало время посмотреть - что предлагала легкая промышленность СССР женскому населению из одежды такого плана. Выше я уже пояснила - за самодельное обеспечение себя предметами бельевого гардероба: Через курсы кройки и шиться и специальных книг как: "Домоводства", "Практическое пособие по кройке и шитью" или журналы мод и даже журнал "Работница".
Ссылка
Ссылка

А ведь выкройки - были даже в отрывных календарях.
https://www.visualhistory.ru/index.php?/tags/301-выкройки

https://www.visualhistory.ru/picture.php?/2198/tags/301-выкройки
https://www.visualhistory.ru/_data/i/upload/2023/02/05/20230205192553-0695854b-me.jpg

Итак, что было как бы протизводимо предприятиям СССР - все попало в этот Товарный словарь. Он - многотомный  как видите и  разделяется на тома - по диапазону букв, на которые начинаются названия товаров.

https://i.ibb.co/cTw838D/1.png

Вот что в нем - относительно подвязок для чулок

https://i.ibb.co/VmyKWhj/image.png
https://i.ibb.co/QnXQzj8/1.png

Вот что относительно спортивных трусов
https://i.ibb.co/jyQRTKP/image.png

Вот что относительно именно чулок
https://i.ibb.co/gSjKdzP/2.png
https://i.ibb.co/Zf7VWst/3.png
https://i.ibb.co/sWvXLnx/4.png

Заодно и про спортивные брюки
https://i.ibb.co/p4V6XDs/image.png
https://i.ibb.co/HGXWR0g/1.png

А поскольку спортивные брюки - это половина спортивного костюма, тогда уж сразу и про спортивные костюмы. Чтоб было видно что спортивные брюки - никогда не путали ни с рейтузами, ни  с трико и ни с пантолонами.
https://i.ibb.co/nkbpBKD/image.png
https://i.ibb.co/1sw8gk1/1png.png
https://i.ibb.co/B3WGjLy/2png.png
https://i.ibb.co/RzgSCCJ/4png.png
https://i.ibb.co/3R30L02/5png.png
https://i.ibb.co/RbD6yX1/6png.png

0

6

Хотелось бы отметить - что линейка трусов была несколько разнообразнее, грех это умолчать:

https://i.ibb.co/S3ZYnRS/image.png

https://i.ibb.co/z4ZgfRj/1.png

https://i.ibb.co/y5HT3R7/2.png

https://i.ibb.co/fF2LpdG/3.png

https://i.ibb.co/WtbDxTr/image.png
https://i.ibb.co/L5jJpbq/1.png

Были еще - и рейтузы, и поскольку они предполагались для активного движения - в них на взрослых моделях делали такой элемент кроя - как ластовицу.
https://i.ibb.co/dWCndGr/1.png
https://i.ibb.co/JRyXmFz/2.png

Именно ластовица - не дает штанам рваться при широком до шпагата шаге:
https://i.ibb.co/xqTs2zK/1958-2.jpg

0

7

Я напомню - что Б.А.Возрожденный из одежды на Зине Колмогоровой упомянул - трико

трико черного цвета на резинке

В протоколах опознания вещей - это назвали

конькобежные рейтузы

Я поэтому приведу еще и то, что именно называли трико

https://i.ibb.co/XxdD5cr/image.png
https://i.ibb.co/M6ZvwW9/1.png

Как видно из рисунка - трико балетное - это фактически колготки. Которые тоже упоминаются в Товарном словаре.
Я к ним доберусь ниже. А конькобежные рейтузы - это вот я уже крепила

https://i.ibb.co/JRyXmFz/2.png

Прочитайте внимательно как раньше назывались колготки - они назывались рейтузами со следом. И выпускала их промышленность - только детских размеров
https://i.ibb.co/h2JDqFT/3.png

Вот весь ассортимент
https://i.ibb.co/WvjDX6X/1.png

Не получится - не отметить те далекие времена - уважением.

https://i.ibb.co/C2Y7rvj/image.png

Я приведу это, поскольку на странице - имеется упоминание именно пояса с подвязками. Т.Е. по другому он никак не мог выглядеть. Только как здесь или очень похоже.
https://i.ibb.co/VmyKWhj/image.png
https://i.ibb.co/QnXQzj8/1.png

В сети - таких картинок раритетных соввременных 1959 году есть. Вот например
https://i.ibb.co/JrnrqNR/1945.jpg
https://i.ibb.co/YLSvH7D/fe1b7e151f.jpg

Ну типа так
https://life-ussr.ru/odejda/podvyazki-dlya-chulok/
https://life-ussr.ru/wp-content/uploads/2020/12/1-1-4-560x395.jpg

https://i.ibb.co/HV3F0V3/5.png

Таким образом - чулки ну очень не удивительная вещь в походном гардеробе Людмилы Дубининой.
Осталось разобраться - с поясом для подвязок. У него по Товарному словарю - застежка на пряжках
https://i.ibb.co/w6j2vHx/1.png

0

8

Б.А.Возрожденый отметил на Людмиле Дубининой - много рваного. Не растегнутого как на Зине, а именно рваного

На трупе одеты рваные хлопчатобумажные брюки темные, с поясом на резинке. Брюки сильно рваные и местами обожены.  Левая нога - область частично голени и стопы завернуты в серый шестяной обоженный лоскут из кофты с рукавом. На левой ноге одет рваный шерстяной коричневый носок. На обоих ногах хлопчатобумажные синие,
рваные носки. Под ними серые шерстяные носки машинной вязки. Черное хлопчатобумажное трико рваное в области промежности, в области пояса- на резинке.

Особенно не дает некоторыв версияводам - упоминание прорванных трико в области промежности. Такое не редкость - если трико мужского кроя. Трико мужского кроя - всегда рвется в паху. Тогда - не шибко был вывих все шить именно с учетом гендера. Есть Товарный словарь тех лет. Как правило спортивное - кроилось мужским лекалом. Т.Е. - с малым обхвтатом бедер и без выточек на аппетитные выпуклости.
Я сомневаюсь - что Люда намеренно так в поход собиралась во все рванье. Возможно - дыры от попыток лазать на кедр и т.д. В дневникак не отмечено - что она перебарщивает с невниманием к состоянию одежды.

А я, раз такое дело, хотела бы определиться наверняка в вопросе почему и какая разница между

дамское хлопчатобумажное трико черного цвета на резинке

и

Черное хлопчатобумажное трико рваное в области промежности, в области пояса- на резинке.

Как видим в описании для Колмогоровой Возрожденный отметил, что крой трико у неё - дамское. Это значит по портновским понятиям - другой крой в районе шагового шва именно в области промежности. Анатомия М и Ж различается, поэтому крой одежды различен. Для женщин это в сравнении с мужскими лекалами выглядит - наличием затрат материала на вытачки, высокую посадку и просто шире крой по бедрам.

Разумеется на глаз Возрожденный Б.А. такую технологию вряд ли бы разглядел. Но был и второй и явно разглядываемый путь решения проблемы разницы основного кроя М и Ж моделей.
Ластовица, которая сразу решает проблему как технологическую, так и экономическую
https://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-od … anakh.html

Иногда на трикотажные штаны имеющих назначение нижнего белья ставят ластовицу. Она служит для укрепления перекрестия среднего и шагового швов, а точнее заменяет пересечение швов на цельный отрез ткани. Тем самым мы имеем гарантию, что штаны не разорвутся в паху.

Вшивка ластовицы позволяет неким образом экономить трикотажное полотно. Потому что на неё идет обрезь с кроя. Лекала на конвейере можно не менять. А скакать между М и Ж пошивом - только путем недолгой швейной операции.

Я обращаю внимание, что мужские модели для женщин мало годятся именно из-за кроя. Они обречены рваться именно там, где крой рассчитан на мужскую конституцию. Что собственно и отмечает Б.А. Возрожденный в Акте СМИ Дубининой.
П.С. Кто не согласен - предлагаю посетить любое производственное швейное предприятие, где спошивают брюки. У нас в городе швейная фабрика имелася, на ней всю жизню проработала моя родная тетушка. Брюк и трикошек они нашилися и за времена СССР: до упаду. Ибо это был очень востребованный товар. Ну т.е. справка - совершенно документальная.

А это так сказать справка - от производителей
https://rusichsport.ru/blog/sportivnaya-moda-sssr/

Первой попыткой создания спортивной формы стали, так называемые, рейтузы – универсальные мужские штаны, которые были очень популярны, их носили постоянно, не только во время тренировок.
В шестидесятых годах в универсамах появились первые настоящие спортивные костюмы.

На 1959 год совершенно спокойно были в продаже - трусы женского кроя. Если не сумел отовариться в торговой сети - их несложно было сшить.
https://cyrillitsa.ru/history/168775-zh … 3488143416

Белье в сталинскую эпоху
Стремление уравнять мужчину и женщину просматривается даже в белье тех времен – здесь царил строгий унисекс и аскетизм. Все фабрики, которые производили белье, были поглощены крупным госпредприятием – «Главодежда». Поскольку страна готовилась к войне, о дизайне и цветовом разнообразии речь не заходила. В ассортименте было четыре вида кальсон, трусы в нескольких простых цветах, хлопковые сорочки. Кальсоны предназначались для военных, в то время как «гражданские» носили «трусы упрощенные гладкие». Их было не зазорно носить в кругу родных в качестве шорт.

Изначальное предназначение трусов – для занятий спортом. Они имели универсальный размер и держались на резинке. Так как их мог носить каждый член семьи, они получили народное прозвище «семейники». Женские трусы были схожи с мужскими. Примечательно, что до 1950-х годов прошлого века в продаже были бюстгальтеры единственной модели, а выбор ограничивался лишь тремя размерами. Модельное белье, изготавливаемое под заказ в ателье «Мосшвея», было доступно только женам высокопоставленных лиц. Женщины из обычных семей часто шили себе белье сами, ориентируясь на выкройки из женских журналов.

     

Людмила Дубинина не пожалела 200 рублей на приобретение батиста.

https://i5.imageban.ru/out/2022/11/20/92120518e4c0133fb7d41bf08786f522.jpg

Эт явно не на походные нужды. Батист не годится даже на полог. Он тоненький как ткань и нежненький.
Получается - с рукодельем и кройкой и шитьем Дубинина была знакома. Причем еще со школы - где её учили строить на себя выкройку хоть чего.
Трусы - надо отметить: это шибко окороченные брюки.

В свете всего выше изложенного мною имеет смысл уж и поставить точку на трусах. Трусы спортивные по данным Товарного словаря не имели застежки в виде пуговиц. За счёт резинки они фиксировались и потому не имели ширинки. Ширинка - это прорезь или застёгиваемый клапан в передней части брюк или нижнего белья. Данное технологическое решение кроя решает тему того, что обхват талии всегда значительно меньше обхвата бедер, особенно для Ж моделей.

Этот клапан не всегда делается именно и посередине спереди. Достаточно часто он уводится в боковые швы. Как правило - такое расположение характерно для Ж предметов одежды, где требуется красиво свести обхват талии с обхватом бедер. Ну и потому что женщины не пользуются преимуществом расположения ширинки спереди для исполнения важных физиологических процессов как мужчины. Т.Е. в виду отсутствия полной анатомической аналогии.

Возрожденный Б.А. описывает трусы на Дубининой четко обозначая мужской крой. Т.Е. ширинка таки спереди. Еще у мужского типа ширинки - есть признак размещения пуговиц на мужскую сторону. Надеюсь все брюконосители - это еще помнят, хотя замки-молнии выкорчевывают эти знания.

По видимому - Возрожденный Б.А. как раз сделал вывод о мужском крое именно по этому признаку.

Теперь вернемся к трусам с застежкой на пуговицах с точки зрения чем они предпочтительнее трусов на резинке. Ну очевидно - они могут быть точно по фигуре. Если одни и те же трусы на резинке одного размера можно выдать группе людей с 46 размеру по 54 включительно и всякий трусообеспеченный сможет в них пожить с разной степенью комфорта, то с той моделью что на Дубининой - это не получится. Там именно индивидуальный размер из линейки размеров. Получается подобранный под неё именно с учетом фигуры и желания иметь вещи по фигуре.

Сейчас поясню - почему я так старательно выписываю этот акцент. Существует немало конспирологических версий с предположением, что на Дубининой мужские трусы оказались в результате бездумной замены одежки для целей чего-то там замести, сокрыть и представить ход событий в другой последовтельности. Короче - не сама она эти трусы выбирала и не сама и одевала на себя.

Увы, то что застежка на пуговках - это как раз о том, что выбор такой модели был сделан лично Дубининой. Пользовалась она такой моделью и пользовалась нередко. Если проследить её стиль в одежке - там все в облегаечку. По изящности и по линии фигуры. Вот очень это понимаю и разделяю.

Теперь определимся как ведет раздевание Возрожденный. Он рассматривает слой одежды (каждый слой одежды), описывает его подробно вплоть до резинок и пуговиц и карманов и затем снимает и т.д.

В нашем случае он видит сначала пояс для чулок и записывает его первым. Снимает эту деталь одежды. Потом рассматривает трусы сатиновые мужского кроя. Потом поясняет про застежку на поясе в виде черных пуговиц. Поскольку для каждой вещи он поясняет способ её крепления на теле, то согласно последовательности производимых необходимых действий - последнее что он снимает с Дубининой: это трусы. И тут мы и видим - упомянутые пуговицы. Для трусов - не упомянут иной способ их держания на теле, хотя всякий раз для любой вещи Возрожденный упоминает и резинки и пуговицы.

Не останавливаясь на этих логичный объяснениях - можно вернуться к поясу для чулок. В Товарном словаре как видите - никак не отфиксирован вариант крепления пояса на теле посредством пуговиц. Там упомянута иная конструкция фиксации на теле. Кто бы спорил, что вариантов крепления бывает больше чем упомянутый в Товарном словаре. Там могут быть не только технологически пристроенные пряжки, а могут быть и пуговки и крючки и кнопки. Все то что позволяет застегиваться вещи на теле её носителя.
Но Возрожденный в описании пояса для чулок - пропускает это важное для дятловедов пояснение. Можно его словить в данном пункте на неполноте пояснений. Хотите - так ловите. А я могу с вероятностью до 99 процентов это пояснить. Просто и доходчиво.

На поясе для чулок ваще уже на тот момент не было застежек. Упомянутые технологические застежки - пряжки: сломалися. Пояс был просто зашит и стал нерушимым. Поэтому нет и описания способа крепления/застегивания. И потом после удаления пояса - речь пошла о трусах и черных пуговицах застегнутых на поясе. У трусов как Вы надо полагать знаете - есть поясная часть. Которую привычно короче называют пояс. И эта привычка замечательно видится у Возрожденного Б.А. когда он описывает любые брюкообразные предметы одежды.

К слову сказать - безусловно Возрожденный Б.А. был неплохо знаком с таким видом одежды как спортивные трусы. Он учился в ВУЗе, где физическая подготовка давалась в таком немалом объеме учебных часов. Он сам успел поносить спортивные трусы.
Отчего он не назвал одежду на Дубининой проще и и без намеков?
Вот что поясняется в Товарном словаре вообще про мужские трусы. Они шились также как и детские модели в части кроя.
https://i.ibb.co/z4ZgfRj/1.png

Т.Е. резинку как способ удержания трусов на теле человека - Возрожденному Б.А. однозначно была судьба упоминать. Но он рассказал про пуговицы...

0

9

А теперь наконец-то поговорим о купальниках.
Зина Колмогорова взяла с собою в поход купальный костюм

Лист 242

Протокол опознания вещей № 6 г. Свердловск 31 марта 1959 г.
Прокурор-криминалист прокуратуры Свердловской области, мл. советник юстиции Иванов, сего числа в присутствии понятых: Юдина Юрия Ефимовича, студента УПТ, гр. И-480 и Хамовой Галина Николаевны, УПИ, гр. С-344, предъявил Митрофановой Маргрите Александровне – подруге по походам погибшей З.Колмогоровой личное снаряжение Колмогоровой.
Митрофанова М.А., осмотрев снаряжение, твердо заявила, что З.Колмогоровой принадлежат:
1.Шаровары-трико черные
2. Купальный костюм черный обшитый красным
3. чехлы на рукавицы синие с резинкой в кол-ве 2 шт. (зачеркнутое слово «рукавицы» опущено)
4. Майка синяя трикотажная.

На первый взгляд - упоминание купального костюма в зимнем лыжном походе еще более удивительно, чем взятые в поход Дубининой - чулки с поясом для чулок.

Но оказывается - Зина не так уж единична.
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28934&page=69

Шифр: 691
Район: Кольский п-ов, Кольский п-ов:Кольский п-ов
Автор: Сухов; Город:
Маршрут: #691: Чуна-тундра = Монче-тундра = Ловозерские тундры = Хибины
Тип: лыжный; Категория: 3
Год: 1958; Месяц: март

https://www.tlib.ru/png/02/89/028934.69.png

Прошу обратить внимание - что девушка на верхнем фото в купальнике. Группа только что совершила сложный переход в течении 7,5 часов прошла 14 км по перевалу в сложнейших метеоусловиях. Сломали лыжу при спуске. А это запечатлен бивак группы у ближайшей речки с видимой водой.

Девчата того времени - были такие же выбражульки как и нынче. И дело не в том, что это конечно и из соображений удобства. Просто потому что девушки.
Кадр из фильма «Высота», 1957 г. Инна Макарова — Катя (Екатерина Петровна) Петрашень, сварщик

https://i.ibb.co/gTjSfLr/1.png
https://i.ibb.co/PjWzh16/2.png
https://i.ibb.co/YZ1Wj0K/3.png

Катюшка-сварщик, курящая как паровоз. Отчаянная как табун сорви голов.

Инна Макарова играла и Любку Шевцову в "Молодой гвардии". Неужли не понятно - кому и в чем подражали девчата того времени? Мэрилин Монро был далека и несоветска.
А Инна Макарова - мало ей уступает и в красоте и в таланте...

0

10

Как потивовес - я сделала эту тему
Время  - назад...

0

11

А тем временем
https://moslenta.ru/istoriya/smushennye … dostat.htm

Девичья форма Иды Розенталь
Женщины для своих удобств во все времена изощрялись как могли. То обвязывались лентами, то носили повязки. В далекую эпоху представительницы прекрасного пола облюбовали строфион — пояс из мягкой кожи. Наконец придумали корсет и заключили свои прелести в броню, в которую стреляли мужские взгляды.

Потом пришло время бюстгальтера, появление которого сначала осталось незамеченным. Но постепенно к новинке возник интерес — и в конце концов наступил ажиотаж. Фирма братьев Уорнер в Бриджпорте, что в штате Коннектикут, начавшая выпуск бюстгальтеров, пережила время невиданного взлета: заказы сыпались один за другим.
Однако модель Джейкобс — «бюстгальтер без спинки» (backless brassiere) — была несовершенна, ибо скрывала достоинства женской фигуры. Усовершенствовала бюстгальтер портниха Ида Розенталь, эмигрантка из России, переехавшая в США. Эта маленькая сноровистая женщина вместе со своим энергичным мужем Уильямом разработала конструкцию из двух чашечек, соединенных полоской ткани. Они же создали размерный ряд лифа А, В, С, D, ставший универсальным.
https://moslenta.ru/thumb/834x0/filters:quality(75):no_upscale()/imgs/2024/08/30/08/6578176/2d75591de9f26188e476919e70f2c29c67d0ca08.jpg
Девушка в бюстгальтере Maidenform Chansonette bra, 1949 год

Супруги Розенталь вместе с Энид Биссет, в ателье которой Enid Frocks ранее работала Ида, основали фирму Maiden Form («Девичья форма») и вскоре открыли фабрику женских изделий. Кроме обычных видов бра, там выпускали модель Push up, которая визуально увеличивала грудь, плюс изделия для беременных и кормящих матерей с застежкой спереди.

Вся женская часть Америки была покорена изделиями Maiden Form. Предприимчивым супругам оставалось лишь пожинать плоды своего невиданного успеха. Он сопутствовал их продукции не только в США, но и во многих других странах.

Привет от «Мосбелья»
В 1963 году Ида Розенталь приехала в СССР в составе американской торговой делегации. Когда пожилой даме показали образцы женского белья, изготовленного на советских предприятиях, у нее вырвался сдавленный стон. Правда, потом она успокоилась и в интервью выразилась мягко, участливо: «Ваши женщины нуждаются в помощи…»
Многие ожидали, что в СССР начнутся поставки бра Maiden Form. Но этого не произошло. Возможно, Хрущев и его соратники решили, что советским женщинам ни к чему отвлекаться на подобные глупости — у них есть дела поважнее.

Впрочем, коммунистические вожди так считали и раньше, не только в первые годы советской власти, но и в последующие. Безропотный народ был вынужден покупать изделия отечественного производства.

Теперь — конкретика. Бюстгальтеры — первое время в СССР их называли по-большевистски сурово «бюстодержатели» — шила фабрика «КИМ» («Классика индустрии моды») в Витебске и артель «Фандориз» в Ленинграде. Производство бра было организовано на фабрике «Ливерс», ставшей Московской гардинно-тюлевой фабрикой имени Эрнста Тельмана.
В магазинах появилась продукция треста «Мосбелье», в которой были и бюстгальтеры, однако всего с двумя видами чашечек — с выточкой и без. Но и это был прогресс!

До Великой Отечественной состоятельные женщины — дочери, супруги и любовницы партийных бонз, высокопоставленных чиновников и военных — получали вожделенные товары из-за рубежа. Те, кто были лишены такой возможности, пользовались — если, конечно, позволяло финансовое положение — услугами ателье индпошива и частных портних.
Все изменилось в 1945 году, когда победители привозили своим женщинам из Германии, Австрии, Чехословакии туфли, кофточки, платья, пеньюары и, конечно, бюстгальтеры. Ошарашенные их видом женщины примеряли трофейные обновки и плакали от счастья…

Свидание с «Анжеликой»
В конце 40-х годов в СССР был утвержден стандарт бра трех размеров груди. Женщины, которые не укладывались в формат, вынуждены были шить и перешивать. Жаловались ли они на свое положение? Да! Но не Сталину и не Хрущеву. Письма адресовалось единственной даме в президиуме ЦК КПСС — первому секретарю Московского комитета партии Екатерине Фурцевой.

И она вняла их жалобам! В 1957 году Екатерина Алексеевна на совещании в Кремле потребовала, чтобы товарищи по партии — мужчины — обеспечили советских женщин качественными бюстгальтерами. Смущенные представители сильного пола озаботились проблемой, и вскоре в Москве открылась первая в СССР фабрика нижнего белья «Черемушки», на которой изготавливались бюстгальтеры всех размеров по лекалам из ГДР.

Проблема была решена, но лишь отчасти. Женщины, которые всегда пребывают в поиске совершенства, выстраивались в несметные очереди в ГУМе и ЦУМе, где «выбрасывали» бра «Анжелика», названное в честь известной героини книг и фильмов. Это было изящное изделие, наполовину прикрывавшее грудь и поддерживавшее ее снизу, которое экспортировалась из социалистических стран.

В торговых залах царило возбужденное многоголосье. Примерять белье не позволяли, и женщины хватали что попало, а потом затевали обмен. Иногда в очередях появлялись смущенные мужчины. Они лишь примерно знали размеры своих благоверных, поэтому у прилавков рисовали в воздухе примерные объемы. Их неуклюжие потуги сопровождались насмешливыми комментариями женщин.

У спекулянтов, заполонивших Москву, ассортимент был гораздо шире. Дамам, желающим покрасоваться, предлагали бюстгальтеры австрийской фирмы Wolford, итальянской марки La Perla, немецкие Amourette, модели французских компаний Empreinte, Chantelle, Lise Charmel. Они окольными путями перекочевывали к фарцовщикам из «Березок», торговавших за валюту.

https://sade.moscow/blog/evoluciya-zhen … lia-v-sssr

Да, как лиф-пуля у Мадонны.В 1957 году тогдашний первый секретарь Московского городского комитета КПСС (или просто мэр, как мы бы её назвали сейчас) Екатерина Фурцева предложила внедрить в повседневный гардероб хорошие качественные лифы, так как ограниченный ассортимент и скудный размерный ряд вынуждал женщин носить неподходящие им модели, зачастую впивающиеся в тело. Благодаря ей начали строиться фабрики по производству нижнего белья в Москве и Ленинграде, несмотря на напряженность с материалами и фурнитурой.

https://moslenta.ru/lyudi/ot-pervogo-li … =analytics

«Панталоны носили и во Франции»
Есть известная история, как Ив Монтан вывез из СССР женское нижнее белье и потом устроил выставку, чтобы западное общество могло посмеяться над советскими женщинами. Правда, я слышал мнение, что, если копнуть глубже, выяснится, что то ли выставки не было никакой, то ли никому было не смешно.

Так или иначе и при СССР, и в любое другое время существовало как тонкое, так и грубое нижнее белье. Все зависело от запросов и возможностей потребителя. Вещи из батиста позволить себе могли далеко не все.

У меня в коллекции есть несколько примеров белья как раз из 60-х. Сейчас оно выглядит довольно забавно. Там действительно есть панталоны довольно ярких расцветок — голубые, желтые, розовые, зеленые. Но бывают случаи, когда тонким кружевом себя не спасешь. Зимы тогда были такими, что лучше было надевать не легкое и изящное белье, а что-то подобное попрочнее и потеплее.

https://krasnodarmedia.su/news/1503242/

Панталоны из СССР и "ядерное" бюстье: как Ив Монтан явил Западу бельё советских женщин
В Советском Союзе действительно были проблемы с дамским "исподним"

Женское нижнее белье не входило в приоритеты советской промышленности. Для представительниц прекрасного пола выпускались трусы и бюстгальтеры типовых моделей типовых размеров и из "дышащих" тканей. О красоте нижнего белья в СССР не заботились. Оно должно было быть удобным и практичным. Что носили под одеждой женщины в СССР, вспоминает ИА KrasnodarMedia.

Промышленный выпуск женского белья был налажен в 1920-х годах. В царской России изысканное белье для состоятельных представительниц прекрасного пола привозили из-за границы или заказывали у модисток, а крестьянки и представительницы низшего сословия могли обходиться и вовсе без него.

С приходом советской власти выпуск трусов и бюстгальтеров поручили предприятиям легкой промышленности. Модели нижнего белья были очень незамысловаты — это были преимущественно "семейки" — да, обычные из ситца, незамысловатых расцветок, как у мужчин. Если дамам хотелось что-то изысканнее, то надо было заниматься пошивом самостоятельно или обращаться к проверенной модистке, чтобы никто не узнал о буржуазных наклонностях.

Лифчики в СССР шили из сатина и только трех размеров. Из называли "ядерными боеголовками" из-за острой чашки. Обладательницы бюстов, которые не "входили" в указанные размеры, обходились как могли. К счастью, раздобыть выкройки бюстгальтеров было несложно.

После прихода к власти Хрущева и появления в кабинете министров Екатерины Фурцевой, советские предприятия перестроились на выпуск более женственного белья. В продаже появились трикотажные трусики, более изысканные модели бюстгальтеров. Многие из них, правда, застегивались на пластиковые пряжки, что было очень неудобным.

В военное время и до перестройки в гардеробе каждой советской женщины были комбинации — это короткие платья из легких тканей на бретельках надевались под одежду. В войну и в послевоенное время они помогали сохранять тепло, обеспечивая дополнительный слой одежды.

Зимой женщины в СССР надевали теплые панталоны с начесом. Пусть не роскошно, зато тепло и практично. Они, как ни странным это кажется сейчас, пользовались уверенным спросом и оставались в продаже до конца 80-х годов.

Именно эти теплые женские панталоны "ядовитого" голубого цвета заставили заглянуть под юбку советским женщинам весь мир. В 1963 году в СССР встречали делегацию кинематографистов из Франции. Среди них был знаменитый актер Ив Монтан. Французов развлекали как дорогих гостей и даже пригласили на выставку продукции легкой промышленности.

Французы на выставке были шокированы, когда узрели безразмерные голубые женские панталоны и сатиновые лифчики. Ив Монтан купил себе несколько пар белья, привез "сокровище" на родину и организовал в Париже выставку. Парижане валом шли в выставочный зал с панталонами, а советские дипломаты, узнав про это, сообщили на родину о конфузе. Международного скандала из-за некрасивых женских трусов, конечно, никто не поднял, но Ив Монтан оказался под негласным запретом в СССР. Его пластинки исчезли с прилавков.

В 70-80 –е годы ассортимент белья для женщин в СССР расширился за счет продукции предприятий Чехословакии, ГДР, Польши. Так что, "ядерные боеголовки" уже почти никто не покупал, как и панталоны "ядовитых" расцветок.

Пусть трусы и лифчики, которые носили в СССР представительницы прекрасного пола не были похожими на дорогое французское нижнее белье, но были практичными и недорогими, и совсем не портили советских красавиц.

В 1956 году в Москву прибыла звездная пара — актер и певец Ив Монтан и актриса Симона Синьоре. Они стали первыми всемирно известными деятелями культуры из капиталистической страны, посетившими СССР начиная с 1939 года.

Звездная пара певца и актрисы побывала в СССР в 1956 и 1963 годах.

https://www.kommersant.ru/doc/2293608

В 50-е годы Надежда НЕЧАЕВА была внештатной переводчицей Министерства культуры СССР. И в 1956 году ей выпал уникальный шанс — работать с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре во время их знаменитого «визита доброй воли» в СССР, когда им пришлось от имени всех французских «левых» задавать Хрущеву очень неприятные вопросы

https://sade.moscow/blog/evoluciya-zhen … lia-v-sssr

1960-еВ июле 1963 года в Советский Союз на третий Московский международный кинофестиваль приехали зарубежные гости. Среди них был французский певец-шансонье и актёр Ив Монтан. С ним случилась целая драма! Рассказываем.Всё как всегда: прибывшим иностранцам показывали достопримечательности, демонстрировали всю мощь техники и масштабы производств. Но всё пошло не в то русло, когда Монтана пригласили на выставку лёгкой промышленности. Привыкший видеть самые изящные формы женского белья, Ив был немножко в шоке от панталонов с начёсом, неудобных рейтуз и хлопковых чулок. Он скупил чемоданы советского белья и устроил ироничную выставку в Париже. Позднее все пластинки шансонье запретили, и в Москву Ив Монтан больше не приезжал…

https://www.gazetametro.ru/articles/fra … 25-10-2021

В советское время была популярна городская легенда, которая рассказывала о коварном поступке известного французского актёра или певца (назывались имена Ива Монтана, Жерара Филипа и Алена Делона), который во время своего визита в СССР будто бы был так шокирован фасонами советского нижнего белья, что накупил образцов этого белья, привёз в Париж и устроил там выставку, чтобы дать своим знакомым посмеяться над убогостью советской моды. Среди экспонатов якобы были бюстгальтеры больших размеров, панталоны длиной до колен, мужские семейные трусы и женские рейтузы с начёсом — предмет, который женщины, выросшие в СССР, вспоминают с особенным отвращением.

Многие советские люди, услышавшие эту историю, искренне возмущались поступком французской звезды, а некоторые даже писали об этом негодующие письма в редакции газет. Легенда существует и по сей день: некоторые журналисты и даже историки при разговоре о советской моде часто говорят о выставке советского белья как о событии, имевшем место в реальности. Однако на самом деле ни Ив Монтан, ни Жерар Филип не привозили из своих поездок в СССР трусы с начёсом и выставку из них не устраивали.

0

12

А тем временем. Продолжение
https://cabinetdelart.com/moda/bele-sov … ya-v-sssr/

https://www.novochag.ru/fashion/fashion … ot-vymeni/

«У нашей женщины нет лифчика»: как Екатерина Фурцева спасла грудь от «вымени»
Министр культуры СССР была единственной женщиной в правительстве, и лишь ей удалось добиться, чтобы ее соотечественницы смогли вздохнуть свободнее.
...
Первая "анжелика" появилась лишь после того, как Екатерина Фурцева встала на заседании политбюро и заявила: "Я хочу поднять вопрос о лифчиках". Она предложила ввести девиз — "Каждая советская женщина имеет право на хороший лифчик". Старые монстры (мужчины, которые представляли большую часть политбюро ЦК КПСС — Прим. ред.) удивились, что у женщин нет лифчиков», — рассказывает художница по костюмам.

И вот так, благодаря министру культуры и единственной женщине в Политбюро, на Черемушкинском комбинате появились две линии, одна из которых производила ту самую «анжелику» с выдавленной чашечкой, а другая делала ограниченную партию кружевных бюстгальтеров для московского ЦУМа.

https://ihistorian.livejournal.com/168305.html

Сразу после революции новому правительству было не до моды и потому, на протяжении 20-ых годов ХХ века, нижнее белье в Советском Союзе продолжало традиции царской России и старалось придерживаться мировой моды. Вплоть до 1950-х многие женщины носили припасённое в качестве приданого дореволюционное белье: длинные панталоны, нижние юбки и т.п. Чаще всего женское белье шили самостоятельно.
В 1920-х гг. советские журналы пропагандировали "режим гигиены" среди пролетариата. Нижнее бельё входило в этот режим в качестве одного из обязательных элементов. Была поставлена чёткая цель: каждый должен иметь не меньше двух комплектов белья, и менять его следует как минимум раз в 7-10 дней.

Промышленность получила соответствующие задания - снабдить советских трудящихся полезными для здоровья, удобными и гигиеничными (по, крайней мере, так утверждалось официально) кальсонами, трусами, нижними рубахами и лифчиками. Изделия эти были "просторными" и 'особой разницы в дизайне мужского и женского нижнего белья не наблюдалось. Советское бельё двадцатых годов было не сексуальным, а спортивным. Его главными образцами стала спортивная одежда - майки, трусы, безрукавки.
Нижние юбки и корсеты были признаны старомодными и канули в небытие. Бельё разрабатывалось таким образом, чтобы советской женщине было удобно заниматься физическим трудом - что на фабрике, что на кухне. В отличие от большинства стран Европы в СССР революция отменила корсеты и ускорила внедрение бюстгальтеров.
Пошив белья был прерогативой лишь госпредприятий и – подпольно – белошвей, получивших свои знания в навсегда ушедшую эпоху достоинства и красоты.
Итак, в 1920 году, когда завершилась национализация и экспроприация основных фабрик и производств, пошивом нижнего белья, как женского, так и мужского, занимались только две фабрики «Мосбелье» и «Ленбелье», возникших на благородных развалинах прошлого. Ассортимент обновлялся постоянно, фабрики следили за модой, работали с новыми тканями, новыми моделями. Это и яркие цвета, и инновационные технологии, и разнообразная вышивка. Фабрики работали и с советскими художниками (Мухина, Степанова, Родченко, Татлин).

Веяния направлений в искусстве того времени отразились в моделях белья. К 1926 году оба треста стали абсолютными лидерами продаж, конкурируя лишь с «Жиртрестом», который специализировалс я на выпуске помады, румян и духов. В основе этого успеха лежал трезвый капиталистический подход: обновление всего ассортимента один раз в квартал, постоянная работа с новыми материалами и технологиями. Даже цветовая гамма и мотивы вышивки идут в ногу с мировой модой. К концу 1920-х в крое и декоре женских сорочек явно прочитывалось влияние кубизма. Сказалось сотрудничество с крупнейшими художниками.

Фабрики шьют «мужские ночные рубашки с выстроченной грудью и кружевами на манжетах, рубашки из тонкого зефира с воротником «гейша», рубашки с крахмальной грудью и съёмным воротником». К традиционным русским косовороткам добавляются новые модели: грузинские, украинские, кубанские и «гуцулки».
Кстати, личному секретарю Сталина, Поскребышеву, бельё шили в показательных мастерских НКВД из трикотажного полотна исключительно нежно-голубого цвета. Зато сам Иосиф Виссарионович ходил в старом штопанном-перештопанном бумазейном белье, состоящем из сорочки-косоворотки и кальсон на пуговицах. Даже на похороны обрядить было не во что - среди личных вещей не было ни одного нового комплекта белья.
В эпоху НЭПа нарядное бельё из натурального шёлка, нередко цветное, по моделям из заграничных журналов, производили в частных мастерских или в ателье «Москвошвея» и «Ленинградодежды
» по индивидуальным заказам. В них, а также в различных артелях и кооперативах изготовляли пояса и корсеты, практически убитые Полем Пуарэ, которые в это время вновь вернулись в моду. Изрядно укороченныё, максимально облегчённые, лишенные стальных застёжек (сталь в СССР относилась к другому – военному ведомству) и косточек из китового уса (где же взять китов?). Более того, число корсетных мастерских практически не уменьшилось в сравнении с 1914 годом.
Но приходит 1929 год и на многие десятилетия убивает и красоту, и индивидуальность, и, заодно, интимность, нижнего белья. СССР определяет свою идеологию – создание нового человека с новым телом, человека – цель которого стремление к счастливому равенству. А у равных сильных и смелых строителей коммунизма не должно быть времени на глупости, человек новый – независим от страстей. Фактически этот человек – бесполый. Начинается эпоха коммунистического унисекса, не игривого и бунтарского, а грубого и безликого, исключающего сексуальность и эротичность. Более того, Союз ставит своей основной целью готовность к войне, внутренней ли, внешней ли – неважно. Важно – быть во всеоружии.
1929 год – переломный год в истории советского белья. Решением правительства и Центрального комитета партии создаётся новая организация под невинным названием «Главодежда». Этот монстр поглотил не только «Мосбельё» и «Ленбельё», но и почти все частные бельевые мастерские, изысканые творения которых уходят в прошлое. Основная цель «Главодежды» определена: «организация производства военного обмундирования». Страна начинает готовиться к войне как с внешними врагами, так и с собственным народом. Пошив белья для заключенных — самый главный госзаказ! И белье это — самый циничный унисекс, ведь никакой разницы между мужским и женским бельем нет. Более того, минимальная разница между бельем для армии и бельем для зэков. По ГОСТу в бельевом шве есть припуск в 0,5 мм специально для разведения вшей! Именно на эту работу посадили жену Молотова — она стеклом вычищала гнид из этого самого шва!

Ассортимент можно перечислить без запинки: 4 вида кальсон, одни из которых «гражданские», хлопковые сорочки, хлопковые же трусы. С цветами все просто: практичные, единые для всех синий, черный и белый. 80% швейной промышленности занималось пошивом белья. Опытом делились в брошюрах вроде «Пошив кальсон. Опыт стахановцев» и «Вырезка горловины мужской сорочки по способу стахановки Коноваловой». Парадокс, но так называемое «новое» военное бельё (нижняя сорочка и кальсоны из х/б), выпускаемое массовым тиражом, в точности повторяет дореволюционный армейский образец, причём в его солдатском, а не офицерском варианте. Именно этот образец бязевого белья выпускался в СССР вплоть до 1980 года. И ещё один примечательный факт. Именно это старорежимное и удивительно аскетичное бельё предпочитал вождь всех народов, более того, в день его похорон с трудом нашли комплект нештопаного белья!
Ассортимент женского нижнего белья был также необычайно скуден. Модельное бельё, которое могли себе позволить лишь жёны чиновников и актрисы, шилось в ателье «Москошвея» по индивидуальным заказам, тайком заказывалось у белошвеек, работавших на дому, и также тайком заказывалось по французским каталогам. Ничего удивительного в этом не было – даже в Смольном институте был курс женских рукоделий, включающий в себя обучение пошиву сложного женского белья. И дамские журналы последних предреволюционных лет были переполнены выкройками и советами: «Если вы знакомы с ришелье и гладью, то самое роскошное бельё осуществимо парой прилежных рук не только специалистки, но и любительницы». Простой же советской женщине всё это было недоступно. Женщину элиминировали, загнали в стандарты, прокрустово ложе соорудило само государство.

На государственном же уровне создавалось ощущение, что женскому белью просто объявлена война . Сборник стандартов Наркомата лёгкой промышленности СССР 1940 года, например, предусматривал выпуск одно-единственного бюстгальтера, в крое, которого даже не была предусмотрена вытачка! Кстати, листать сборник стандартов и ГОСТов лёгкой промышленности СССР – крайне увлекательное занятие.. Пока женщины мира уменьшались и увеличивались в размерах по прихоти эпохи и моды, размеры советской женщины целиком и полностью зависели отрешений партии. Так стандарты 1926 года подразумевают пошив белья по индивидуальным размерам. Стандарт 1940 года разрешает женщине иметь только три размера. ГОСТ 1950-х – уже шесть размеров, а в 1970-е пояаилось девять официально утверждённых размеров. К слову сказать,из больших чашек лифчиков умудрялись шить чепчики для младенцев.
Надо сказать, что великолепие форм Советским Союзом не порицалось. Ведь сильная здоровая женщина хорошо и без устали работает, являет собой образец счастливого человека, а большой грудью может вскормить будущих счастливых людей и надёжных воинов. Но при всём при том никакой эротики, никакой чувственности, никаких попыток привлечь телом. Идеология клеймит сексуальность как развращенность.
Символом тридцатых-сороковых годов - стала фраза из речи Иосифа Сталина в 1935 г.: "жить стало лучше, жить стало веселее". Дамское белье стало более "женственным"; кроме того, увеличилось цветовое разнообразие соответствующих аксессуаров для обоих полов. Они стали черными, бродовыми, цвета хаки или тёмно-синими, причём необходимость этого объяснялась уже совсем с других позиций, чем раньше - тёмное бельё не такое маркое.
Предвоенная Европа в предчувствии наступающей катастрофы купается в новых ощущениях. Печальное последствие Первой мировой войны – дисбаланс между числом молодых мужчин и женщин – стал наконец минимальным. Мужчины появились, но какие… Атлеты, герои, воины, готовые к бою и защите Родины (кстати, почему-то у нас Родина – мать, а у немцев - отец). Повнимательнее присмотритесь к фигуре рабочего в знаменитой скульптурной композиции Веры Мухиной – это же герой фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли».
В 1934 году в точно такой же майке появился на экране в фильме «Это случилось однажды ночью» Кларк Гейбл. Столь шокирующее появление любимого артиста Америки в один день обрушило продажи мужских фуфаек с длинным рукавом на 75%. Родился совершенно новый тип мужского белья – майка, открывающая торс и руки, в дополнение к ней короткие трикотажные трусы, бесстыдно подчёркивающие и моделирующие тело мужчины. Удивительное время! Три страны в Европе – СССР, Германия и Италия, разделённые политическим устройством, языком и культурой, начинают лепить один и тот же образ. Образ мужчины-воина. И рядом женщина – абсолютное торжество реванша. Всё, что игнорировалось за десятилетие до этого – грудь, бедро и талия, вернулось на свои места. Никогда ещё женская плоть так откровенное не выставлялась напоказ. Развитые формы, широкие бёдра и большая грудь, способная выкормить новых и новых людей прекрасного будущего.

Культ роскошного женского белья обрушился на мир, как эпидемия. Новые линии кроя по косой нитке, блестящий шёлк «миланец», обтекаяющий шикарные тела, инкрустации из брюссельского кружева, украшающие и одновременно обнажающие грудь. По изобилию и богатству отделки, по сложности кроя и обработки, по откровенности ночные рубашки и комбинации соперничают и затмевают вечерние платья. Впервые со времён Ренессанса в исподнее допущен цвет. Персиковый, экрю, салатовый, свет спелой сливы и кардинальский лиловый. Бельё достигло своего идеального воплощения и максимальной сексуальности. Такую красоту грех не показать. Кино, реклама, газеты, журналы переполнены полуголыми соблазнительницами в изысканных комбинациях. Ведь женщины всегда раздеваются перед войной…Советская идеология всеми доступными ей способами подавляет чувственность и эротику, которая буквально разлита в воздухе. Страсть к белью заклеймена как классово чуждое и агрессивно-буржуазное чувство. 1937 год коснулся и нижнего белья: в вину могли поставить не только посещение иностранного посольства, но и вызывающий вырез декольте, и падающую бретельку шёлковой комбинации. Любовь Орлова в фильме "Цирк" даже в роли американской артистки не могла появиться в белье. Однако чего стоит кокетливое трико, расшитое блёстками, и знаменитое креп-жоржетовое платье, надетое только на чехол, без бюстгальтера.

Война обрывает этот полёт. Атлеты и красавцы ушли на фронт, их прекрасные тела обезображены однообразием военной формы. А женщина-вамп незаметно превратилась в боевую подругу. И опять в жертву, теперь уже войне, отдано бельё.
Возрождение из пепла началось с трофейных фильмов. Картины с участием Дины Дурбин, Марики Рёкк, Вивьен Ли заменяют журналы мод, так как дают возможность рассматриватьи рассматривать наряды и бельё, своей роскошью превосходящие самые смелые мечты. Нужно ли удивляться историям про офицерских жён, щеголявших в кружевных комбинациях и ночных рубашках вместо выходных платьев?
Трофейные фильмы и трофейное бельё являлись самым действенным «тлетворным» влиянием Запада.Победа над Германией и завезённые оттуда трофейные образцы тоже сыграли свою роль. Женщины, не подозревая, что перед ними всего лишь кружевные ночные сорочки, шёлковые комбинации и пеньюары, принимали их за вечерние туалеты. Поэтому в театрах иногда появлялись дамы, щеголявшие в белье.
Коллекция 1947 года, названная «бомбой Диора, похожей на начало новой любви», даже краем ударной волны не коснулось бельевого производства в Советском Союзе. Восстановленные из руин ткацкие фабрики Иванова опять наладили выпуск розовой и голубой байки для пошива женских панталон. «Трёхгорка», пострадавшая от бомбардировок, к 1946 году снова приступила к производству тика и дамаста, из которого 20 лет до этого и 30 лет после шили бюстгальтеры двух самых распостранённых типов - цельнокроенного с вытачкой и без. После войны, в СССР стало попадать привезенное «трофейное» белье, но на массовом производстве это никак не отразилась. Слабые попытки Трехгорной мануфактуры хотя бы разнообразить цвета (голубой и розовый), власть проигнорировала. Один раз в пятилетку на совещании Министерства лёгкой промышленности утверждались новые течения в женском белье, детально, вплоть до числа пуговиц на застёжке бюстгальтера.
Некоторое разнообразия внесла фабрика «Дружба», на которой производили бельё из китайских тканей. Даже эти безобразно яркие и нелепые вещи были глотком свежего воздуха. Вообще послевоенное время как-то изменило женщин, они пытались хоть что-то узнать о западной моде, хотя любые «каналы» максимально пресекались.
Интересно при этом отметить, что такая жёсткая идеология создала в обществе занятное отношение к нижнему белью. Демонстрация белья считалась позорной - не дай, Боже, появится из-под платья бретелька от бюстгальтера. Кстати, совсем забыла о панталонах, если не дай бог задерется платье и мелькнут панталоны – настоящий позор».

https://rbth.ru/read/2493-zhenskoye-belye-sssr

Каким было женское нижнее белье в СССР (ФОТО)
...
Изысканность стала считаться буржуазным излишеством. В 1926 году в стране издали брошюру психолога Арона Залкинда «Половой вопрос в условиях советской общественности», где устанавливалось четкое отношение к женщине и ее сексуальности. Там культивировался образ новой женщины – с лопатой и гаечным ключом, крепкой и равноправной мужчине. А пристрастие к утонченному белью называлось сексуальным извращением.
В 1926 году решением правительства создается новая организация под названием «Главодежда». Ее основная цель – производство военного обмундирования. Но параллельно она шьет и белье для широких масс. Серийное, однотипное, откровенно уродливое. Гражданки Союза долгое время могли приобрести всего два-три вида трусов и панталон и одну модель бюстгальтера.
Любые разговоры о моде заканчивались лишь дискуссией о расцветке. Одна из них привела к тому, что на какое-то время в продаже появилось «модное» и «идеологически выверенное» женское белье с изображением тракторов, аэропланов, серпа, молота и красных звезд. 
Модельное белье теперь шилось только в одном-единственном месте – ателье «Москвошвея» в Москве по индивидуальным заказам. Но доступ к нему имели только жены партийной номенклатуры и военачальников. Были и белошвейки, которые тайно работали на дому, но их в любой момент могла арестовать фининспекция за запрещенную надомную работу. 
«Женское нижнее белье времен СССР не предназначалось для красоты и соблазнения. Никакой эротики. Главное, чтобы было гигиенично, практично и тепло. В таком белье женщина была готова к труду, к выполнению пятилетки за четыре года», – говорит директор Музея советского быта Ирина Светоносова. Словом, вокруг женского нижнего белья формировался образ разумной вещи, которая служит. Как говорил советский авангардист Александр Родченко, вещи стали товарищами.
Однако представление об удобстве у тех, кто определял модельный ряд, тоже было относительным – многие женщины находили белье слишком стягивающим и неудобным. Например, бюстгальтер, который в народе прозвали «торпеды», вопиюще выпирал из-под любого платья и создавал весьма странный рельеф (советская промышленность долгое время не могла освоить технологию изготовления «чашечек»). 
В конце 1940-х появляется бельевой стандарт, предусматривающий всего три размера груди: 1-й, 2-й и 3-й. Модель бюстгальтера по-прежнему одна, без вытачки.
В роли трусов чаще выступают панталоны. Помимо обычных, из хлопка, у советских дам появляются панталоны с начесом и байковые (на зиму). Удобство и защита от морозов по-прежнему превыше эстетики.
Перелом случается лишь в 1957 году. После Всемирного фестиваля молодежи, пустившего за железный занавес 35 тыс. иностранцев, министр культуры СССР Екатерина Фурцева провозглашает: «Каждая советская женщина имеет право на красивый бюст!» По ее предложению в Москве и Ленинграде строятся фабрики по пошиву нижнего белья, хотя с материалами и фурнитурой по-прежнему ситуация напряженная.

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Трус не боится трусов...Или история бельевой моды в СССР