Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Папирусы и наскальные письмена » ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРИЗМУ ТЕХ ЛЕТ


ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРИЗМУ ТЕХ ЛЕТ

Сообщений 31 страница 37 из 37

31

Отдельно по общественно полезной работе в походах
https://skitalets.ru/information/books/ … 2410_4688/

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
55. Бабушкин И. На поиски полезных ископаемых, - В кн.: Туристские тропы. Кн. 6. М., ФиС, 1962, с. 192-194.

Советы туристу, посвятившему свой поход поискам полезных ископаемых.

56. Буторина Н. Т., Шатило И. Я. Как вести наблюдения за растительностью в походе. - В кн.: Туристские тропы. Кн. 6. М., ФиС, 1962, с. 195-198.

57. Вам, туристы! Как проводить наблюдения над природой в походе, Л., Лениэдат, 1963. 282 с. с ил.

Сведения об исследовании водоемов и почвы, о поисках полезных ископаемых, составлении карты растительности, географических исследованиях, предсказании погоды, наблюдении за ледниками.

58. Голубь С. А. Походы - школа мужества и патриотизма.

Минск, "Вышэйшая школа", 1974. 78 с. с ил.

О том, как благодаря участию молодежи в звездных походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа она закаляется идейно, нравственно и физически. Обобщен опыт работы туристского клуба "Горизонт" по военно-патриотическому воспитанию студентов.

59. Дольников В. Корни уходят в землю. - "Турист", 1968, № 1, с. 7.

Общественно полезная работа спелеотуристов клуба "Поиск", работающих в одесских катакомбах.

60. Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов. Под ред. канд. ист. наук Г. Н. Матюшина. М., "Просвещение", 1975. 176 с.

Материалы о вещественных, письменных и устных источниках истории родного края, некоторые рекомендации по их использованию в краеведческой работе. Окажет помощь в овладении навыками краеведческой работы.

61. Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961. 263 с. с ил.

Книга рассчитана на начинающих краеведов, любителей природы и натуралистов. Содержит краткие методические указания для физико-географических, геологических, ботанических и зоологических наблюдений; сведения по топографии, ориентированию на местности, метеорологическим наблюдениям и предсказанию погоды, фотографированию и технике зарисовок.

62. Курочкин Ю. Любопытство или любознательность! - "Турист", 1975, № 7, с. 24.

Автор затрагивает тему традиций советского краеведческого туризма.

63. Лебедев В. Это очень серьезно. - "Турист", 1966, № 11, с. 10. Об организации юношеских геологических туристских походов.

64. Полезная работа в путешествии и охрана природы. - В кн.: Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1970, с. 216-247.

65. Резанов И. Ищите. - "Турист", 1968, № 4, с. 4. О том, как туристы могут оказать помощь научным организациям в изучении землетрясений.

66. Следопыт. Библиотека туриста, М., ФиС, 1976. 248 с. с ил. Советы по организации и проведению в туристском путешествии научных наблюдений, краеведческой и общественно полезной работы, по фотографированию и киносъемке, рыбной ловле и охоте, изготовлению самоделок из найденных в лесу материалов и организации туристских выставок, музеев. Уделено внимание организации походов по местам славы советского народа,

67. Смуро в М., Михайлов М. Грани познания. - "Турист", 1971, № 8, с. 21.

Краеведческая работа школьников во время путешествий.

68. Шаховцев Н. Об общественно полезной работе туристов. - В кн.: Туристские тропы. Кн. 5. М., ФиС, 1961, с. 199-209.

69. Шмелев М. М. Краеведческая и общественно полезная работа в путешествии. - В кн.: Спутник туриста. М., ФиС, 1969, с. 139-154,

Советы, в каких направлениях и какими способами вести краеведческую работу в походе.

70. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М., "Знание", 1974. 104 с. (Народный университет. Естественнонаучный факультет).

Книга учит творческому восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, истории своего края. Знакомит с основными направлениями туристско-краеведческой работы, методикой организации и проведения краеведческих наблюдений в путешествиях.

См. также: 13, 14, 258.

0

32

http://www.southural.ru/articles/313
http://lib.ru/
http://lib.ru/ALPINISM/
http://lib.ru/ALPINISM/BERMAN/stihii.txt

Берман А.Е. Среди стихий - М.: Физкультура и спорт, 1983.-
     240 с., ил. - (Необыкновенные путешествия).

0

33

https://litlife.club/books/130079/read

Виталий Георгиевич Волович

С природой один на один (Человек в условиях автономного существования)
Общие положения и принципы жизнедеятельности в условиях автономного существования

0

34

Книга
Десять писем Робинзону (Сафонов.В.И.)
https://www.phantastike.com/survival/de … l/?page=12
https://www.phantastike.com/survival/de … l/?page=13

Закончив несложные приготовления ко сну, я вновь вспомнил о конвертах своего оставшегося в городе товарища.

«Вскрыть после окончания приготовлений к ночлегу». Приготовления были окончены и можно было посмотреть, что написано в этом первом письме.

«Робинзону!
Прошу покинуть гамак, спальный мешок и устроиться на ночлег с помощью подручных материалов, приняв возможные меры против простуды, холода, дождя и других неблагоприятностей!
Выбери самый оптимальный вариант для устройства ночлега в имеющихся условиях, но, кроме того, припомни все известные тебе варианты устройства ночлегов в различных условиях».
...
Итак, приступаю к выполнению задания. Напрашивалось самое простое решение — разжечь большой костер, обеспечив запас топлива, которого хватило бы до рассвета. Перед костром с наветренной стороны можно настелить подстилку из елового лапника, ветвей, травы, сена, мха, и вот так, как это обычно делается туристами и охотниками, ворочаясь с боку на бок, поочередно отогревать то одну, то другую часть тела.

Но этот вариант был сразу отброшен как неоригинальный (чему, надо признаться, способствовала теплая безветренная погода) да еще из-за того, что на земле появилось бы еще одно Пятно кострища, против чего я так ополчился в своих записках. Но теплый вечер сменяется прохладой ночи, а рассвет приносит такое «предвестие хорошего дня», от которого не остается ни одной сухой нитки. Поэтому, достав «мачете» (нечто вроде косаря — тяжелого ножа, отлично заменяющего мне туристский топорик), я нарубил ворох елового лапника и ветвей, стараясь сообразовать эту ампутацию у деревьев с их пользой, то есть удаляя только нижние и переплетающиеся ветки, боковые паразитические приросты. Даже торопясь, я делал все возможное для того, чтобы не нанести опушке леса уродливой отметины.

Я постарался выбрать место повыше, под сосной, ибо. там всегда суше, чем, скажем, под елью или другими деревьями. После Этого я начертил на земле две параллельные линии в 70 — 80 сантиметрах одна от другой, соединив их полукругом с одного конца. Затем по контуру этого удлиненного латинского «U» через 15 — 20 сантиметров воткнул концы толстых веток. Получилось нечто вроде частокола, который я старательно, виток к витку, оплел еловым лапником. После этого соединил, пригнув друг к другу, обе стороны плетня наподобие свода, и шалаш был почти готов. Осталось только прикрыть свод лапником, накладывая его так, как кроют крестьяне соломенные крыши. На подстилку пошел остаток веток с несколькими пригоршнями сухого мха, надерганного у подножия сосен.

Теперь осталось подумать над тем, как утеплить свою одежду. На мне были бумажная ковбойка и тонкая курточка цвета хаки, которые обычно носят туристы. Будь рядом стог сена или соломы, проблемы не было бы. Я натолкал бы их в брюки и под куртку сколько мог и, округлившись таким образом, не побоялся даже слабых заморозков. Но если бы да кабы... Ни того, ни другого поблизости не просматривалось. Да и до жнивья еще оставалось полтора-два месяца. Пришла мысль «набить» себя мхом, но я сразу отказался от этого, так как на «подушку» еще можно было набрать кусочки без «населения». А в больших количествах... Мне пришлось бы спать в муравейнике.
Значит, «одеяло». Пришлось почти вслепую заготавливать для него материал. Срезал с десяток в рост человека тонких прутьев орешника, воткнул комлями в землю и переплел их возможно плотнее самыми тонкими ветками. Была бы высокая сухая трава, то лучше бы, конечно, травой. Сырая же трава (осока, камыш), как, впрочем, и ветки лиственных деревьев, для этой цели может использоваться только в крайних случаях. Лучше воспользоваться еловым лапником. Но если «одеяло» можно изготовить загодя, дав ему просохнуть и уплотниться, то материал может быть любой влажности.

Закончив плетение, соединил вместе верхние концы (дабы «одеяло» не расползлось), выдернул из земли нижний ряд и тоже скрепил. Идеальным «шпагатом» для этого может служить кора липовых веток — лыко.

На Заготовку материала и устройство шалаша-вольерчика и «одеяла» ушли последние полусветлые часы. Поэты говорят «ночь опустилась», мне же больше нравится — «погрузиться в ночь», как водолаз в чернильную темноту морской глубины. Ощущения, вероятно, схожи. Не на меня надвигалась ночь, а я иду или плыву в ее темноту. Но дело, конечно, не в художественно-поэтическом восприятии окружающего.

«Одеялу», перед тем как залезть под него, я постарался придать выгнутую форму, так, чтобы и бока были по возможности прикрыты. На голове — берет, на него «табу» я не распространил. Сами понимаете: комары да мошки, а шевелюра уже не так густа, как в молодости.

Ночь, пора спать. Кругом тишина, и только какая-то бесшумная тень пронеслась по темно-синему небу, просматриваемому из «двери» моего вольерчика. Сплю я обычно на правом боку, поэтому, когда повернулся, то нос оказался в непосредственной близости от стенки моего спального сооружения. И засыпая, я задышал незабываемым ароматом новогодней елки.

Говоря откровенно, мое наспех сделанное ложе не казалось пуховой периной, но и не было кроватью средневековых пыток или топчаном индийских факиров, где из досок на каждом сантиметре торчит острейший гвоздь. Но все-таки это не был ночлег на голой земле, который даже и в теплые ночи не доставляет удовольствия отдыхающему.

Будь похолодней, я вместо вольерчика соорудил бы шалаш. Используя ветки деревьев как опору для жердей, сделал бы навес, покрыл бы его еловым лапником, ветками, папоротником. А стены. Да сплел бы как у вольерчика.

Можно было построить что-то вроде хижины из «кирпичей» дерна с крышей как у шалаша. Одну из двух противоположных стен хорошо бы сделать повыше, тогда крыша получилась бы односкатной. По ней лучше скатываются капли дождя. Зимой хижину можно слепить из снега или построить из снежных «кирпичей».
Дверью таким жилищам могут служить одеяла, пленка, кусок материи и т. п. Можно ее сплести так, как я сплел «одеяло».

В безлесной сухой местности нетрудно отрыть землянку — небольшое углубление (чтобы можно было лечь), прикрыв сверху ковриком, сплетенным из трав.

Но изредка, к счастью — изредка, картина радующей глаз природы расплывается, уступая место чему-то тягостно нестерпимому, загадочному из-за невозможности дать ЭТОМУ четкое определение. Я имею в виду уголки природы, которые даже в солнечные часы хочется скорее покинуть не оглядываясь. И причина не в следах современных дикарей, обезображивающих природу, а в какой-то особой «подборке» светотеней в этих угрюмых уголках, в форме и расстановке деревьев и особо гнетущей тишине запустения. Проходя такое место, невольно ускоряешь шаг, умолкаешь, если разговаривал или напевал песенку.

Встретившееся мне такое «заколдованное» место не имело никаких особых примет. Березовый старый лес без подроста. Вся почва под деревьями густо поросла мхом, делавшим шаги по такому ковру совершенно бесшумными. Поражала удивительная тишина. Не слышно было ни щебета птиц, ни жужжания насекомых. Лишь легкий ветерок, пробегавший где-то в вершинах, напоминал приглушенный шепот. Яне мог понять внезапно овладевшего мной беспокойства и непреодолимого желания скорее пересечь этот дремотный березняк.
Минут через десять мне встретилась заросшая колея от крестьянской телеги, двигаясь по которой я вскоре вышел на опушку леса перед большим картофельным полем. Настроение сразу улучшилось, и, прислонив к дереву велосипед, я достал приемничек — послушать прогноз погоды. Но мысли бродили вокруг пройденного внешне не примечательного, тихого леса. Может быть, подумалось мне, где-то притаился зверь (ох, батюшки, да ведь волка в Подмосковье только в зоопарке можно встретить!) и моя интуиция вызвала это чувство настороженности? Нет, что-то другое. Что?

ут я вспомнил книгу нашего соотечественника В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», в которой, помнится, было что-то упомянуто о таких вот неприятных местах. Память не подвела, и по возвращении из своего похода я прочитал в его книге: «Кругом в лесу стояла мертвящая тишина... Такая тишина как-то особенно гнетуще действует на душу. Невольно сам уходишь в нее, подчиняешься ей, и, кажется, сил не хватило бы нарушить ее словом или каким-нибудь неосторожным движением... Такие леса всегда пустынны. Не видно нигде звериных следов, нет птиц, не слышно жужжания насекомых. Стволы деревьев в массе имеют однотонную буро-серую окраску. Тут нет подлеска, нет даже папоротников и осок. Куда ни глянешь — всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. Тоскливое чувство навевает такая тайга. В ней всегда стоит мертвая тишина, нарушаемая только однообразным свистом ветра по вершинам сухостоев. В этом шуме есть что-то злобное, предостерегающее. Такие места удегейцы считают обиталищем злых духов».

Очень хорошо описано, я просто преклоняюсь перед наблюдательностью и талантом этого замечательного писателя-путешественника.

Такие «заколдованные» места существуют не только в тайге. Надо полагать, самый правильный ответ мог бы дать одаренный художник-пейзажист, у которого был бы и талант психолога. Очевидно, особый подбор красок в сочетании со звуковым эффектом будит в нашем сознании какие-то глубинные процессы. Смешно же предполагать что-то сверхъестественное!

0

35

http://www.southural.ru/articles/382

"Вернуться живым", или "Эмоциональные откровения трусов"
Макеев Григорий (Уфа) — 30.11.2004
На написание этого текста меня подвигло несколько прочитанных буквально на днях текстов и несколько довольно горячих обсуждений с друзьями. Решил я все-таки выложить эти мысли на бумагу. Кто-то, может, задумается, кто-то возразит.

Есть такой фильм, над которым принято смеяться - "Вертикальный предел" называется. Смотрят его люди, и говорят друг другу, мол, ну надо же быть такими идиотами, и такие детские ошибки делать. Руководитель ведет группу на восхождение, получает по рации из лагеря информацию о том, что резко в худшую сторону меняется погода, естественно, принимает решение идти вниз, и тут его подначивает, что называется, "берет на понты" один из участников, говоря, мол, ведь ты же крутой, неужели ты упустишь такой шанс? И руководитель поддается на его подначки, что и приводит к печальному концу. Ах да, простите, почему я говорю - печальному? Фильм заканчивается на оптимистической ноте - главный герой жив, сестра его жива, и даже тетя, которая сегодня француженка, а завтра канадка, тоже жива - все хорошо, прекрасная маркиза. Про то, сколько их выходило на маршрут, напоминают только памятные таблички под воодушевляющую музыку. Вот как опасны горы. А может быть, не так опасны горы, как люди, которые в них идут?

И наоборот, другая сложная ситуация. Что делать, если ты, участник, видишь, что руководитель принимает самоубийственные с твоей точки зрения решения? Если он явно, с твоей точки зрения, отошел от главной цели - безопасности группы?

Вот прочитанная только сегодня история из посещения одной вертикальной пещеры, как ее описывает один из участников (имена изменены): "Ситуация: дно входного колодца [...], - отдыхаем, ждем, курим. Спустился Х, который является новичком и впервые на такой глубине; Х: "Чисто теоретически, могу я снять каску?" У (один из опытных, с сарказмом): "Чисто теоретически можешь". Х снимает каску и начинает возиться с налобником, каска при этом находится у него на руках. В это время бесшумно и из темноты прямой наводкой по каске прилетает камень! Каска вылетает из рук и окрестную тишину нарушает резкий звук удара о пустой пластик. Народ будто сговорившись забегает под укрытие. Так вот информация к размышлению о сверхъестественном, злом роке, законе подлости, духах пещер, белом спелеологе! Достаточно большое дно колодца, в полметра от естественного укрытия, несколько человек и один держит каску в руках - камень по неизвестной траектории и прямо в каску, А?".

Вот такая история. Ладно, тут все хорошо закончилось, и я тому рад. И руководитель мероприятия тоже рад. Но я не понимаю, почему все они делают вид, что раз все хорошо закончилось, то ничего и не произошло?

Совсем другая пещера, совсем другой уровень глубинной спелеологии, Абхазия. Цитирую текст: "И тут... Еще ничего не услышав, но только уловив вибрации воздуха внутренний сторож, который не дремлет ни днем, ни ночью, встрепенулся и тыркнул в сердце стальным кулаком - Тревога! Через мгновение послышался низкий угрожающий рев, который невозможно спутать ни с чем. "Паводок!" - это уже кричит T. Он лезет по полочкам наверх меандра; за ним, как стая испуганных воробьев, вспорхнули красноярцы. Откуда-то с потолка падает с ужасным ревом столб воды, к счастью не затопив участок меандра, в котором находимся мы. Водопад, оставляя на стенах клочья пены, с шипением уносится вниз по колодцам, туда - откуда мы только что поднялись. И с такой же скоростью понеслись в голове мысли... Как нам повезло! Вода в нас не попала. Как наши ребята, которые ушли вперед? Там Z, он знает, как действовать, у них с собой кухня, горючее, это - шанс".

Вот здесь у меня башка окончательно идет кругом. Какой - шанс? Или это что, просто литературная форма? Шанс выжить? То есть, только пять минут назад был только маленький шанс попасть в неприятность, а вот пять минут прошли, и теперь уже маленький шанс наоборот, выбраться из этой ситуации живым? А может быть пять минут назад шансы уже и изначально были совершенно неопределенные, но о них просто никто предпочитал не думать?

Ладно, я не знаю, что там было в реальности после этого проишествия. Может быть, был большой разбор полетов, может быть, по крайней мере руководители этого мероприятия обсудили между собой и поставили у себя в уме галочки на будущее. Но что мы видим в описании? Радость от счастливого избавления? Серьезные намерения что-то поменять, чтобы таких "избавлений" больше не было? Цитирую: "Мы молча сидим на камнях возле входа в пещеру, в своих еще не сброшенных доспехах, с еще не остывшими лицами. Кто мы? Зачем мы здесь? Мы Рыцари Ходов Подземных. Мы участники одного большого мирового турнира. Здесь в пещерах мы ведем битву за глубину [...] Лучшие команды мира ведут между собой спор. Еще недавно впереди были французы, австрийцы, год назад вперед вырвались наши друзья украинцы, с результатом 1710 метров. Чья очередь теперь? [...] Что будет дальше? Конечно, новые экспедиции".

Ладно, это впечатления участника. А что же руководитель? "К обеду на лагерь наползает туман, а в 14:00 начинается катаклизм. Громкая связь еще с утра подозрительно потрескивала. Потянулся отсоединить провод, и в это время шарахнуло. Проскочила искра и запахло палеными проводами. Всё. Мы без связи. Через минуту налетел ураганный ветер и ливень.[Соответственно предупредить о возможном подтоплении тех, кто в пещере, не успели. - Г.] [...] Честно говоря, на хороший исход я уже не надеялся [...] P.S. Вообще, во всей этой эпопее прослеживается большое количество "если бы", которые либо спасали людей, либо могли привести к их гибели. Как гигантский маятник судьбы. Но, видно, Бог хранил нашу экспедицию".

Сумасшедший дом какой-то. "Господи, спаси и сохрани", - сказал электрик, и полез голыми руками в работающую трансформаторную будку.

Люди идут на гору в троечный-четверочный маршрут, в узком месте один неудачно спускает камни, которые летят на остальных, которые идут непосредственно под ним. Ушибы, синяки. Группа продолжает движение.

Скажите мне, это - стандартная ситуация, из тех, которые в горах сплошь и рядом? Суровая правда жизни? Необходимый риск, с которым должен примириться любой, кто туда пошел? Или это все-таки ЧП, которого не должно было быть по теории? А раз оно все-таки произошло, то разве не жизненно необходимо задуматься, все ли ты делаешь правильно, все ли по той самой теории?

Если два человека лезут на стену в четверочный маршрут, при этом один из них не имеет опыта восхождения даже по двойке - это все по той же самой теории?

Может быть я чего-то не понимаю, но почему сплошь и рядом произошедшее ЧП, по счастливой случайности не закончившееся трагедией, за ЧП и не считается? А принимается, так сказать, за суровые трудовые тяжелые будни, из которых выйти с честью - слава тебе и хвала!

Люди ходят в горы чтобы подвергаться там опасностям, причем чем больших опасностей ты избежал, тем круче, тяжелее и тем самым успешнее была твоя поездка? Или люди ходят в горы все-таки для того, чтобы оттуда в первую очередь возвращаться?

Почему же безопасность и не декларируется, и реально не является самой наипервейшей целью? Ладно, полной безопасности не бывает по определению. Но почему стремление к безопасности не является тем незыблемым элементом похода? Может быть, именно потому и гибнут так часто люди?

Почему в той абхазской пещере люди на глубине больше километра не были предупреждены о непогоде? Уходя с очередного безопасного подземного базового лагеря на очередной каскад пропасти оценивают ли они, насколько быстро смогут достичь безопасного места в случае резкого изменения погоды? Рассчитывает ли кто-нибудь эти минуты и десятки минут, за которые можно выбраться с вертикали в базу? Прикидывает ли, сколько в каком базовом лагере должно быть продуктов и энергии, чтобы во всех возможных внештатных ситуациях у людей был не просто "это шанс выбраться", а "все продумано, особой опасности нет". Хотя да, согласен, "шанс выбраться" - звучит гораздо красивее, особенно после похода, - прямо как в фильме, крутизна неимоверная.

Все не предусмотреть, скажете вы, с риском надо мириться.

Может быть, мы просто привыкаем к риску и перестаем его замечать, а действуем только тогда, когда риск превышает этот наш порог допустимости? Может быть, кто-то, еще более трусливый чем я, сходив со мной в ПВД на Ажигардак, так же схватится руками за голову и воскликнет: "Да вы, ребята, вообще смертники!". "Почему это смертники", - возражу я. - "Что тут с нами может произойти, против чего мы не приняли меры предосторожности?". "А вот поужинаете вы, схватит вас одновременно всех безудержный понос, и загнетесь тут, и некому будет идти в Ашу за касторкой!". "Да брось ты", - скажу я, это вообще невероятно.

Насколько я буду прав? Какова была вероятность того, что камень упадет точно тогда и точно в то место, где участнику захотелось подержать снятую с головы каску? Какова была вероятность, что так внезапно налетит дождь и зальет пещеру? Как сейчас узнаешь...

Точно не узнаешь. Но разница в том, что если вопреки всем вероятностям (и невероятностям!) мою группу таки схватит однажды на Ажигардаке групповой понос, и если нам посчастливится выбраться самостоятельно в Ашу, то хочется думать, что у меня хватит мозгов сделать выводы, и в дальнейшем питаться раздельно - сегодня одна половина группы, завтра вторая, а один кто-то вообще не будет есть, чтобы если что случится, бежать в Ашу за касторкой.

Но пока - этого не случалось. Групповой-то понос не пробивал.

А камень-то попал в каску. И людей-то залило в пещере. И посекло камнями в горах. А люди все равно ходят по мокрым узким кулуарам и без единого ножа на всю группу.

И это меня удивляет больше всего.

Давайте думать головой и возвращаться живыми, хорошо? Как говорила мама: "Если утонешь, можешь домой не приходить".

P.S. Прошу прощения у всех, кто так или иначе узнает здесь себя. Вы меня наверняка знаете, я и сам не лучше.

0

36

https://tourlib.net/books_tourism/semenovsky.htm

СЕМЕНОВСКИЙ В. СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА
Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1929.
https://tourlib.net/books_tourism/images/semenovsky.jpg

0

37

https://www.manaraga.ru/news/istoriya-r … i-kaloshi-

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Папирусы и наскальные письмена » ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРИЗМУ ТЕХ ЛЕТ