Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Папирусы и наскальные письмена » ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРИЗМУ ТЕХ ЛЕТ


ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРИЗМУ ТЕХ ЛЕТ

Сообщений 31 страница 38 из 38

31

Отдельно по общественно полезной работе в походах
https://skitalets.ru/information/books/ … 2410_4688/

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
55. Бабушкин И. На поиски полезных ископаемых, - В кн.: Туристские тропы. Кн. 6. М., ФиС, 1962, с. 192-194.

Советы туристу, посвятившему свой поход поискам полезных ископаемых.

56. Буторина Н. Т., Шатило И. Я. Как вести наблюдения за растительностью в походе. - В кн.: Туристские тропы. Кн. 6. М., ФиС, 1962, с. 195-198.

57. Вам, туристы! Как проводить наблюдения над природой в походе, Л., Лениэдат, 1963. 282 с. с ил.

Сведения об исследовании водоемов и почвы, о поисках полезных ископаемых, составлении карты растительности, географических исследованиях, предсказании погоды, наблюдении за ледниками.

58. Голубь С. А. Походы - школа мужества и патриотизма.

Минск, "Вышэйшая школа", 1974. 78 с. с ил.

О том, как благодаря участию молодежи в звездных походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа она закаляется идейно, нравственно и физически. Обобщен опыт работы туристского клуба "Горизонт" по военно-патриотическому воспитанию студентов.

59. Дольников В. Корни уходят в землю. - "Турист", 1968, № 1, с. 7.

Общественно полезная работа спелеотуристов клуба "Поиск", работающих в одесских катакомбах.

60. Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов. Под ред. канд. ист. наук Г. Н. Матюшина. М., "Просвещение", 1975. 176 с.

Материалы о вещественных, письменных и устных источниках истории родного края, некоторые рекомендации по их использованию в краеведческой работе. Окажет помощь в овладении навыками краеведческой работы.

61. Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961. 263 с. с ил.

Книга рассчитана на начинающих краеведов, любителей природы и натуралистов. Содержит краткие методические указания для физико-географических, геологических, ботанических и зоологических наблюдений; сведения по топографии, ориентированию на местности, метеорологическим наблюдениям и предсказанию погоды, фотографированию и технике зарисовок.

62. Курочкин Ю. Любопытство или любознательность! - "Турист", 1975, № 7, с. 24.

Автор затрагивает тему традиций советского краеведческого туризма.

63. Лебедев В. Это очень серьезно. - "Турист", 1966, № 11, с. 10. Об организации юношеских геологических туристских походов.

64. Полезная работа в путешествии и охрана природы. - В кн.: Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1970, с. 216-247.

65. Резанов И. Ищите. - "Турист", 1968, № 4, с. 4. О том, как туристы могут оказать помощь научным организациям в изучении землетрясений.

66. Следопыт. Библиотека туриста, М., ФиС, 1976. 248 с. с ил. Советы по организации и проведению в туристском путешествии научных наблюдений, краеведческой и общественно полезной работы, по фотографированию и киносъемке, рыбной ловле и охоте, изготовлению самоделок из найденных в лесу материалов и организации туристских выставок, музеев. Уделено внимание организации походов по местам славы советского народа,

67. Смуро в М., Михайлов М. Грани познания. - "Турист", 1971, № 8, с. 21.

Краеведческая работа школьников во время путешествий.

68. Шаховцев Н. Об общественно полезной работе туристов. - В кн.: Туристские тропы. Кн. 5. М., ФиС, 1961, с. 199-209.

69. Шмелев М. М. Краеведческая и общественно полезная работа в путешествии. - В кн.: Спутник туриста. М., ФиС, 1969, с. 139-154,

Советы, в каких направлениях и какими способами вести краеведческую работу в походе.

70. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М., "Знание", 1974. 104 с. (Народный университет. Естественнонаучный факультет).

Книга учит творческому восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, истории своего края. Знакомит с основными направлениями туристско-краеведческой работы, методикой организации и проведения краеведческих наблюдений в путешествиях.

См. также: 13, 14, 258.

0

32

http://www.southural.ru/articles/313
http://lib.ru/
http://lib.ru/ALPINISM/
http://lib.ru/ALPINISM/BERMAN/stihii.txt

Берман А.Е. Среди стихий - М.: Физкультура и спорт, 1983.-
     240 с., ил. - (Необыкновенные путешествия).

0

33

https://litlife.club/books/130079/read

Виталий Георгиевич Волович

С природой один на один (Человек в условиях автономного существования)
Общие положения и принципы жизнедеятельности в условиях автономного существования

0

34

Книга
Десять писем Робинзону (Сафонов.В.И.)
https://www.phantastike.com/survival/de … l/?page=12
https://www.phantastike.com/survival/de … l/?page=13

Закончив несложные приготовления ко сну, я вновь вспомнил о конвертах своего оставшегося в городе товарища.

«Вскрыть после окончания приготовлений к ночлегу». Приготовления были окончены и можно было посмотреть, что написано в этом первом письме.

«Робинзону!
Прошу покинуть гамак, спальный мешок и устроиться на ночлег с помощью подручных материалов, приняв возможные меры против простуды, холода, дождя и других неблагоприятностей!
Выбери самый оптимальный вариант для устройства ночлега в имеющихся условиях, но, кроме того, припомни все известные тебе варианты устройства ночлегов в различных условиях».
...
Итак, приступаю к выполнению задания. Напрашивалось самое простое решение — разжечь большой костер, обеспечив запас топлива, которого хватило бы до рассвета. Перед костром с наветренной стороны можно настелить подстилку из елового лапника, ветвей, травы, сена, мха, и вот так, как это обычно делается туристами и охотниками, ворочаясь с боку на бок, поочередно отогревать то одну, то другую часть тела.

Но этот вариант был сразу отброшен как неоригинальный (чему, надо признаться, способствовала теплая безветренная погода) да еще из-за того, что на земле появилось бы еще одно Пятно кострища, против чего я так ополчился в своих записках. Но теплый вечер сменяется прохладой ночи, а рассвет приносит такое «предвестие хорошего дня», от которого не остается ни одной сухой нитки. Поэтому, достав «мачете» (нечто вроде косаря — тяжелого ножа, отлично заменяющего мне туристский топорик), я нарубил ворох елового лапника и ветвей, стараясь сообразовать эту ампутацию у деревьев с их пользой, то есть удаляя только нижние и переплетающиеся ветки, боковые паразитические приросты. Даже торопясь, я делал все возможное для того, чтобы не нанести опушке леса уродливой отметины.

Я постарался выбрать место повыше, под сосной, ибо. там всегда суше, чем, скажем, под елью или другими деревьями. После Этого я начертил на земле две параллельные линии в 70 — 80 сантиметрах одна от другой, соединив их полукругом с одного конца. Затем по контуру этого удлиненного латинского «U» через 15 — 20 сантиметров воткнул концы толстых веток. Получилось нечто вроде частокола, который я старательно, виток к витку, оплел еловым лапником. После этого соединил, пригнув друг к другу, обе стороны плетня наподобие свода, и шалаш был почти готов. Осталось только прикрыть свод лапником, накладывая его так, как кроют крестьяне соломенные крыши. На подстилку пошел остаток веток с несколькими пригоршнями сухого мха, надерганного у подножия сосен.

Теперь осталось подумать над тем, как утеплить свою одежду. На мне были бумажная ковбойка и тонкая курточка цвета хаки, которые обычно носят туристы. Будь рядом стог сена или соломы, проблемы не было бы. Я натолкал бы их в брюки и под куртку сколько мог и, округлившись таким образом, не побоялся даже слабых заморозков. Но если бы да кабы... Ни того, ни другого поблизости не просматривалось. Да и до жнивья еще оставалось полтора-два месяца. Пришла мысль «набить» себя мхом, но я сразу отказался от этого, так как на «подушку» еще можно было набрать кусочки без «населения». А в больших количествах... Мне пришлось бы спать в муравейнике.
Значит, «одеяло». Пришлось почти вслепую заготавливать для него материал. Срезал с десяток в рост человека тонких прутьев орешника, воткнул комлями в землю и переплел их возможно плотнее самыми тонкими ветками. Была бы высокая сухая трава, то лучше бы, конечно, травой. Сырая же трава (осока, камыш), как, впрочем, и ветки лиственных деревьев, для этой цели может использоваться только в крайних случаях. Лучше воспользоваться еловым лапником. Но если «одеяло» можно изготовить загодя, дав ему просохнуть и уплотниться, то материал может быть любой влажности.

Закончив плетение, соединил вместе верхние концы (дабы «одеяло» не расползлось), выдернул из земли нижний ряд и тоже скрепил. Идеальным «шпагатом» для этого может служить кора липовых веток — лыко.

На Заготовку материала и устройство шалаша-вольерчика и «одеяла» ушли последние полусветлые часы. Поэты говорят «ночь опустилась», мне же больше нравится — «погрузиться в ночь», как водолаз в чернильную темноту морской глубины. Ощущения, вероятно, схожи. Не на меня надвигалась ночь, а я иду или плыву в ее темноту. Но дело, конечно, не в художественно-поэтическом восприятии окружающего.

«Одеялу», перед тем как залезть под него, я постарался придать выгнутую форму, так, чтобы и бока были по возможности прикрыты. На голове — берет, на него «табу» я не распространил. Сами понимаете: комары да мошки, а шевелюра уже не так густа, как в молодости.

Ночь, пора спать. Кругом тишина, и только какая-то бесшумная тень пронеслась по темно-синему небу, просматриваемому из «двери» моего вольерчика. Сплю я обычно на правом боку, поэтому, когда повернулся, то нос оказался в непосредственной близости от стенки моего спального сооружения. И засыпая, я задышал незабываемым ароматом новогодней елки.

Говоря откровенно, мое наспех сделанное ложе не казалось пуховой периной, но и не было кроватью средневековых пыток или топчаном индийских факиров, где из досок на каждом сантиметре торчит острейший гвоздь. Но все-таки это не был ночлег на голой земле, который даже и в теплые ночи не доставляет удовольствия отдыхающему.

Будь похолодней, я вместо вольерчика соорудил бы шалаш. Используя ветки деревьев как опору для жердей, сделал бы навес, покрыл бы его еловым лапником, ветками, папоротником. А стены. Да сплел бы как у вольерчика.

Можно было построить что-то вроде хижины из «кирпичей» дерна с крышей как у шалаша. Одну из двух противоположных стен хорошо бы сделать повыше, тогда крыша получилась бы односкатной. По ней лучше скатываются капли дождя. Зимой хижину можно слепить из снега или построить из снежных «кирпичей».
Дверью таким жилищам могут служить одеяла, пленка, кусок материи и т. п. Можно ее сплести так, как я сплел «одеяло».

В безлесной сухой местности нетрудно отрыть землянку — небольшое углубление (чтобы можно было лечь), прикрыв сверху ковриком, сплетенным из трав.

Но изредка, к счастью — изредка, картина радующей глаз природы расплывается, уступая место чему-то тягостно нестерпимому, загадочному из-за невозможности дать ЭТОМУ четкое определение. Я имею в виду уголки природы, которые даже в солнечные часы хочется скорее покинуть не оглядываясь. И причина не в следах современных дикарей, обезображивающих природу, а в какой-то особой «подборке» светотеней в этих угрюмых уголках, в форме и расстановке деревьев и особо гнетущей тишине запустения. Проходя такое место, невольно ускоряешь шаг, умолкаешь, если разговаривал или напевал песенку.

Встретившееся мне такое «заколдованное» место не имело никаких особых примет. Березовый старый лес без подроста. Вся почва под деревьями густо поросла мхом, делавшим шаги по такому ковру совершенно бесшумными. Поражала удивительная тишина. Не слышно было ни щебета птиц, ни жужжания насекомых. Лишь легкий ветерок, пробегавший где-то в вершинах, напоминал приглушенный шепот. Яне мог понять внезапно овладевшего мной беспокойства и непреодолимого желания скорее пересечь этот дремотный березняк.
Минут через десять мне встретилась заросшая колея от крестьянской телеги, двигаясь по которой я вскоре вышел на опушку леса перед большим картофельным полем. Настроение сразу улучшилось, и, прислонив к дереву велосипед, я достал приемничек — послушать прогноз погоды. Но мысли бродили вокруг пройденного внешне не примечательного, тихого леса. Может быть, подумалось мне, где-то притаился зверь (ох, батюшки, да ведь волка в Подмосковье только в зоопарке можно встретить!) и моя интуиция вызвала это чувство настороженности? Нет, что-то другое. Что?

ут я вспомнил книгу нашего соотечественника В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», в которой, помнится, было что-то упомянуто о таких вот неприятных местах. Память не подвела, и по возвращении из своего похода я прочитал в его книге: «Кругом в лесу стояла мертвящая тишина... Такая тишина как-то особенно гнетуще действует на душу. Невольно сам уходишь в нее, подчиняешься ей, и, кажется, сил не хватило бы нарушить ее словом или каким-нибудь неосторожным движением... Такие леса всегда пустынны. Не видно нигде звериных следов, нет птиц, не слышно жужжания насекомых. Стволы деревьев в массе имеют однотонную буро-серую окраску. Тут нет подлеска, нет даже папоротников и осок. Куда ни глянешь — всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. Тоскливое чувство навевает такая тайга. В ней всегда стоит мертвая тишина, нарушаемая только однообразным свистом ветра по вершинам сухостоев. В этом шуме есть что-то злобное, предостерегающее. Такие места удегейцы считают обиталищем злых духов».

Очень хорошо описано, я просто преклоняюсь перед наблюдательностью и талантом этого замечательного писателя-путешественника.

Такие «заколдованные» места существуют не только в тайге. Надо полагать, самый правильный ответ мог бы дать одаренный художник-пейзажист, у которого был бы и талант психолога. Очевидно, особый подбор красок в сочетании со звуковым эффектом будит в нашем сознании какие-то глубинные процессы. Смешно же предполагать что-то сверхъестественное!

0

35

http://www.southural.ru/articles/382

"Вернуться живым", или "Эмоциональные откровения трусов"
Макеев Григорий (Уфа) — 30.11.2004
На написание этого текста меня подвигло несколько прочитанных буквально на днях текстов и несколько довольно горячих обсуждений с друзьями. Решил я все-таки выложить эти мысли на бумагу. Кто-то, может, задумается, кто-то возразит.

Есть такой фильм, над которым принято смеяться - "Вертикальный предел" называется. Смотрят его люди, и говорят друг другу, мол, ну надо же быть такими идиотами, и такие детские ошибки делать. Руководитель ведет группу на восхождение, получает по рации из лагеря информацию о том, что резко в худшую сторону меняется погода, естественно, принимает решение идти вниз, и тут его подначивает, что называется, "берет на понты" один из участников, говоря, мол, ведь ты же крутой, неужели ты упустишь такой шанс? И руководитель поддается на его подначки, что и приводит к печальному концу. Ах да, простите, почему я говорю - печальному? Фильм заканчивается на оптимистической ноте - главный герой жив, сестра его жива, и даже тетя, которая сегодня француженка, а завтра канадка, тоже жива - все хорошо, прекрасная маркиза. Про то, сколько их выходило на маршрут, напоминают только памятные таблички под воодушевляющую музыку. Вот как опасны горы. А может быть, не так опасны горы, как люди, которые в них идут?

И наоборот, другая сложная ситуация. Что делать, если ты, участник, видишь, что руководитель принимает самоубийственные с твоей точки зрения решения? Если он явно, с твоей точки зрения, отошел от главной цели - безопасности группы?

Вот прочитанная только сегодня история из посещения одной вертикальной пещеры, как ее описывает один из участников (имена изменены): "Ситуация: дно входного колодца [...], - отдыхаем, ждем, курим. Спустился Х, который является новичком и впервые на такой глубине; Х: "Чисто теоретически, могу я снять каску?" У (один из опытных, с сарказмом): "Чисто теоретически можешь". Х снимает каску и начинает возиться с налобником, каска при этом находится у него на руках. В это время бесшумно и из темноты прямой наводкой по каске прилетает камень! Каска вылетает из рук и окрестную тишину нарушает резкий звук удара о пустой пластик. Народ будто сговорившись забегает под укрытие. Так вот информация к размышлению о сверхъестественном, злом роке, законе подлости, духах пещер, белом спелеологе! Достаточно большое дно колодца, в полметра от естественного укрытия, несколько человек и один держит каску в руках - камень по неизвестной траектории и прямо в каску, А?".

Вот такая история. Ладно, тут все хорошо закончилось, и я тому рад. И руководитель мероприятия тоже рад. Но я не понимаю, почему все они делают вид, что раз все хорошо закончилось, то ничего и не произошло?

Совсем другая пещера, совсем другой уровень глубинной спелеологии, Абхазия. Цитирую текст: "И тут... Еще ничего не услышав, но только уловив вибрации воздуха внутренний сторож, который не дремлет ни днем, ни ночью, встрепенулся и тыркнул в сердце стальным кулаком - Тревога! Через мгновение послышался низкий угрожающий рев, который невозможно спутать ни с чем. "Паводок!" - это уже кричит T. Он лезет по полочкам наверх меандра; за ним, как стая испуганных воробьев, вспорхнули красноярцы. Откуда-то с потолка падает с ужасным ревом столб воды, к счастью не затопив участок меандра, в котором находимся мы. Водопад, оставляя на стенах клочья пены, с шипением уносится вниз по колодцам, туда - откуда мы только что поднялись. И с такой же скоростью понеслись в голове мысли... Как нам повезло! Вода в нас не попала. Как наши ребята, которые ушли вперед? Там Z, он знает, как действовать, у них с собой кухня, горючее, это - шанс".

Вот здесь у меня башка окончательно идет кругом. Какой - шанс? Или это что, просто литературная форма? Шанс выжить? То есть, только пять минут назад был только маленький шанс попасть в неприятность, а вот пять минут прошли, и теперь уже маленький шанс наоборот, выбраться из этой ситуации живым? А может быть пять минут назад шансы уже и изначально были совершенно неопределенные, но о них просто никто предпочитал не думать?

Ладно, я не знаю, что там было в реальности после этого проишествия. Может быть, был большой разбор полетов, может быть, по крайней мере руководители этого мероприятия обсудили между собой и поставили у себя в уме галочки на будущее. Но что мы видим в описании? Радость от счастливого избавления? Серьезные намерения что-то поменять, чтобы таких "избавлений" больше не было? Цитирую: "Мы молча сидим на камнях возле входа в пещеру, в своих еще не сброшенных доспехах, с еще не остывшими лицами. Кто мы? Зачем мы здесь? Мы Рыцари Ходов Подземных. Мы участники одного большого мирового турнира. Здесь в пещерах мы ведем битву за глубину [...] Лучшие команды мира ведут между собой спор. Еще недавно впереди были французы, австрийцы, год назад вперед вырвались наши друзья украинцы, с результатом 1710 метров. Чья очередь теперь? [...] Что будет дальше? Конечно, новые экспедиции".

Ладно, это впечатления участника. А что же руководитель? "К обеду на лагерь наползает туман, а в 14:00 начинается катаклизм. Громкая связь еще с утра подозрительно потрескивала. Потянулся отсоединить провод, и в это время шарахнуло. Проскочила искра и запахло палеными проводами. Всё. Мы без связи. Через минуту налетел ураганный ветер и ливень.[Соответственно предупредить о возможном подтоплении тех, кто в пещере, не успели. - Г.] [...] Честно говоря, на хороший исход я уже не надеялся [...] P.S. Вообще, во всей этой эпопее прослеживается большое количество "если бы", которые либо спасали людей, либо могли привести к их гибели. Как гигантский маятник судьбы. Но, видно, Бог хранил нашу экспедицию".

Сумасшедший дом какой-то. "Господи, спаси и сохрани", - сказал электрик, и полез голыми руками в работающую трансформаторную будку.

Люди идут на гору в троечный-четверочный маршрут, в узком месте один неудачно спускает камни, которые летят на остальных, которые идут непосредственно под ним. Ушибы, синяки. Группа продолжает движение.

Скажите мне, это - стандартная ситуация, из тех, которые в горах сплошь и рядом? Суровая правда жизни? Необходимый риск, с которым должен примириться любой, кто туда пошел? Или это все-таки ЧП, которого не должно было быть по теории? А раз оно все-таки произошло, то разве не жизненно необходимо задуматься, все ли ты делаешь правильно, все ли по той самой теории?

Если два человека лезут на стену в четверочный маршрут, при этом один из них не имеет опыта восхождения даже по двойке - это все по той же самой теории?

Может быть я чего-то не понимаю, но почему сплошь и рядом произошедшее ЧП, по счастливой случайности не закончившееся трагедией, за ЧП и не считается? А принимается, так сказать, за суровые трудовые тяжелые будни, из которых выйти с честью - слава тебе и хвала!

Люди ходят в горы чтобы подвергаться там опасностям, причем чем больших опасностей ты избежал, тем круче, тяжелее и тем самым успешнее была твоя поездка? Или люди ходят в горы все-таки для того, чтобы оттуда в первую очередь возвращаться?

Почему же безопасность и не декларируется, и реально не является самой наипервейшей целью? Ладно, полной безопасности не бывает по определению. Но почему стремление к безопасности не является тем незыблемым элементом похода? Может быть, именно потому и гибнут так часто люди?

Почему в той абхазской пещере люди на глубине больше километра не были предупреждены о непогоде? Уходя с очередного безопасного подземного базового лагеря на очередной каскад пропасти оценивают ли они, насколько быстро смогут достичь безопасного места в случае резкого изменения погоды? Рассчитывает ли кто-нибудь эти минуты и десятки минут, за которые можно выбраться с вертикали в базу? Прикидывает ли, сколько в каком базовом лагере должно быть продуктов и энергии, чтобы во всех возможных внештатных ситуациях у людей был не просто "это шанс выбраться", а "все продумано, особой опасности нет". Хотя да, согласен, "шанс выбраться" - звучит гораздо красивее, особенно после похода, - прямо как в фильме, крутизна неимоверная.

Все не предусмотреть, скажете вы, с риском надо мириться.

Может быть, мы просто привыкаем к риску и перестаем его замечать, а действуем только тогда, когда риск превышает этот наш порог допустимости? Может быть, кто-то, еще более трусливый чем я, сходив со мной в ПВД на Ажигардак, так же схватится руками за голову и воскликнет: "Да вы, ребята, вообще смертники!". "Почему это смертники", - возражу я. - "Что тут с нами может произойти, против чего мы не приняли меры предосторожности?". "А вот поужинаете вы, схватит вас одновременно всех безудержный понос, и загнетесь тут, и некому будет идти в Ашу за касторкой!". "Да брось ты", - скажу я, это вообще невероятно.

Насколько я буду прав? Какова была вероятность того, что камень упадет точно тогда и точно в то место, где участнику захотелось подержать снятую с головы каску? Какова была вероятность, что так внезапно налетит дождь и зальет пещеру? Как сейчас узнаешь...

Точно не узнаешь. Но разница в том, что если вопреки всем вероятностям (и невероятностям!) мою группу таки схватит однажды на Ажигардаке групповой понос, и если нам посчастливится выбраться самостоятельно в Ашу, то хочется думать, что у меня хватит мозгов сделать выводы, и в дальнейшем питаться раздельно - сегодня одна половина группы, завтра вторая, а один кто-то вообще не будет есть, чтобы если что случится, бежать в Ашу за касторкой.

Но пока - этого не случалось. Групповой-то понос не пробивал.

А камень-то попал в каску. И людей-то залило в пещере. И посекло камнями в горах. А люди все равно ходят по мокрым узким кулуарам и без единого ножа на всю группу.

И это меня удивляет больше всего.

Давайте думать головой и возвращаться живыми, хорошо? Как говорила мама: "Если утонешь, можешь домой не приходить".

P.S. Прошу прощения у всех, кто так или иначе узнает здесь себя. Вы меня наверняка знаете, я и сам не лучше.

0

36

https://tourlib.net/books_tourism/semenovsky.htm

СЕМЕНОВСКИЙ В. СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА
Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1929.
https://tourlib.net/books_tourism/images/semenovsky.jpg

0

37

https://www.mountain.ru/article/mainart … le_id=8032
https://kras-stolby.ru/news/nikolaj-zah … -dlya-sto/

Николай Захаров: «Калоши – священная вещь для столбистов»
Сегодня, 4 февраля, – День рождения резиновых калош. Дата этого неофициального праздника спорная, как и написание слова: «калоши» или «галоши»? Так или иначе, в современном понимании практически каждый человек знает, что калоши – это обувь или аксессуар для обуви. В 1920-е годы в России существовала даже мода на ношение калош, а для Советского Союза этот предмет был частью экспорта. Хотя калоши придумали гораздо раньше. По одной информации, они появились в Англии в XIX веке, где сырая погода сама подсказала людям идею сохранения своей обуви надеванием поверх неё специальных чехлов, защищающих от промокания. С другой стороны, есть данные о том, что ещё в начале того же XIX века в США калоши поступили в продажу в Бостоне. Так что и здесь не всё однозначно. Известно, что патент на производство тканевых чехлов для обуви, пропитанных каучуком, получил в 1803 году английский изобретатель по имени Рэдли.

Лучшей скальной обувью для красноярских столбистов долгое время считались лапти: и скала чувствовалась, и сцепление было неплохим. Но в начале XX века красноярцы открыли калоши. Они обеспечивали прекрасное сцепление с сиенитовой поверхностью скал и стали главным опознавательным знаком настоящего столбиста.

Об этом, накануне Дня калош, рассказал журналисту Доброго утра на Первом канале выдающийся красноярский альпинист, мастер спорта международного класса, мастер спорта по скалолазанию, заслуженный тренер России Николай Николаевич Захаров.

– На «Столбы» меня привел отец, когда мне было 11 лет, а калоши я надел только в 19. Мне их подарил друг Владимир Лебедев. С тех пор с калошами я не расставался, за свою жизнь скалолаза износил 15 пар. Самые лучшие калоши были томские. Купить в Красноярске их было невозможно, поэтому мы собирали деньги и отправляли челнока в Томск, который привозил на всех несколько мешков обуви. Стоили калоши один рубль, надевались на тонкий носок, вручную делались специальные подвязки. Брали калоши на один-два размера меньше, чтобы сидели на ноге как влитые.

Вспомнил Николай Захаров и про шутливое «посвящение в столбисты», то есть калошевание (побиение калошей по мягкому месту на первой покорённой скале), а также известную историю, как красноярские калоши оказались в британском музее альпинизма:

– Калоши нашего земляка Шурика Губанова известны во всем мире. В Красноярске еще в 60-е годы прошлого века он стал первым абсолютным чемпионом Советского Союза по скалолазанию. В 1973 году Губанов был участником нашей сборной на международных сборах альпинистов в Северном Уэльсе. Тогда на глазах у всех спортсменов с трехсотметровой стены сорвалась связка альпинистов из Швейцарии. Шедший первым парень сорвался, под его весом вылетели все закладки, кроме одной, самой нижней. Пролетев метров 40-50, он повис на веревке мёртвым. На другом конце веревки застыла в оцепенении страховавшая его девушка, Рита Вернли. Единственная закладка под тяжестью двух тел могла вырваться в любую секунду.

Среди наблюдающих после криков ужаса наступило замешательство: как спасти девушку с отвесной стены? Пока остальные думали, Шурик в своих резиновых галошах без страховки легко взбежал на стену, подошёл к спортсменке и закрепил веревку, по которой к нему на помощь поднялись два английских скалолаза. А Шура спустил девушку на спине вниз.

Своим мастерством, смелостью и решительностью Губанов поразил зарубежных спортсменов. Его попросили подробно рассказать о скалолазании, о красноярских Столбах. По просьбе англичан Губанов подарил им свою «необычную» обувь, которую, позднее, в газетах называли «секретным оружием русских», помогающим побеждать на соревнованиях. Сейчас галоши Александра Губанова вместе со снаряжением знаменитых горовосходителей хранятся в Британском национальном музее альпинизма.

Сейчас столбисты уже не ходят в калошах, на смену им пришли скальные туфли, но для красноярцев эта обувь остается своеобразной святыней, талисманом:

– В отличие от скальных тесных туфель, в которых ноги устают, в калошах гораздо удобнее, в них можно лазить весь день. Еще одно преимущество калош в том, что они плотно сидят на ноге и позволяют скалолазу тонко чувствовать ту грань, когда нога еще держится на скале и когда она вот-вот сорвется. Для столбистов, лазающих без страховки, падение вниз означает верную смерть. Вот почему мы берегли калоши, постоянно за ними ухаживали и до сих пор трепетно относимся к ним.

Сюжет «Первый канал»: https://www.1tv.ru/-/ugvue

#нпкрасноярскиестолбы

04.02.2021

Пресс-служба национального парка «Красноярские Столбы»
04 февраля 2021

https://narvasadataa.livejournal.com/1289991.html

"Резиновое изделие № 4" или Секретное оружие русских альпинистов
"...Наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить..." Эта фраза стала как мемом, так и камнем преткновения сторонников и противников СССР. Первые заявляют что кроме галош была масса иных товаров, вторые же зачастую стоят на том, что товаров было мало, они были низкого качества, а судя по высказыванию Президента, то и сами галоши мало на что годились. И мне стало интересно, какого они были качества, и какова роль СССР в производстве данного типа изделий.

Написать комментарий

Первым, кто получил прочный продукт из каучука, был американец Гудьир, запекший каучук вместе с серой, так появилась настоящая резина. Новый продукт оказался очень востребован как в автомобильной, так и в легкой промышленности. Галоши из него выпускали с 1846 года в Англии, а с 1865 и в Финляндии. Последние носили марку Nokia, позже эта компания перешла к выпуску электрической изоляции, а затем телекоммуникационного оборудования.

В России первая фабрика по производству галош Т.Р.А.Р.М., появилась летом 1860 года, ее основателем был гамбургский торговец. Галоши пришлись всем по душе и стали считаться статусным и дорогим видом обуви.

Те самые - блестящие галоши с красной байковой подкладкой, "нашпорником" (4) и треугольным клеймом на подошве - стали визитной карточкой "Т.Р.А.Р.М". Спустя два десятка лет такие же галоши многомиллионными тиражами уже производили конкуренты - московская фабрика "Богатырь", рижские "Каучук" и "Проводник". Очень скоро резиновым гигантам удалось не только удовлетворить спрос огромной империи, но и наладить экспорт в европейские страны: накануне Первой мировой войны он приносил более 5 миллионов рублей в год (5).

Большую часть производства и экспорта - почти 65% - составляли галоши (6). Представительства отечественных резиновых мануфактур открывались во всех крупных городах Старого и Нового Света.

Позже в 1908 году мануфактура Т.Р.А.Р.М. была переименована в "Треугольник", а после Революции в "Красный треугольник". К тому времени резиновая обувь этой фабрики получила множество международных наград, а выпуск составлял 30 млн пар в год. Галоши продавались по всей Европе и в Америке.

Написать комментарий

Для пары сапог зажиточные россияне обычно приобретали две пары галош. Галоши одевались в самых торжественных случаях – на венчание и по Великим праздникам. На сапоги надевались остроносые галоши. Тупоносые надевались на валенки мужиками побогаче, беднякам галоши заменяли берестяные лапти – ступни.

Дороговизна резиновых галош заставляла работать русскую смекалку. Оригинальный проект осуществил в 1912 году рязанский крестьянин Плотников: он придумал "галоши" из жести, намазанной лаком с сажей, - выглядели как настоящие! При стоимости 40-45 копеек (против 2,5 рубля за резиновые от "Треугольника" - половина стоимости сапог!) они пользовались огромным спросом (12).

Первая мировая война нанесла болезненный удар по "красивым, блестящим". К началу Февральской революции их производство сократилось вдвое - с 38,9 до 18 млн пар: импортный каучук шел на насущные военные нужды, прежде всего на изготовление шин и средств химзащиты. Отныне охота за "немеркнущим глянцем" галош стала уделом всей страны. Как не вспомнить булгаковского профессора Преображенского: "... до марта 1917 года не было ни одного случая ... чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. В марте 1917 года в один прекрасный день пропали все калоши".

Цены взлетели до небес. В Петрограде "Мелкие" галоши, стоившие до войны 1 р. 35 коп., в ноябре 1915 года стоили уже 4 р. 50 коп., а в ноябре 1917-го - 15 руб. Около калошных лавок образовывались огромные очереди. "Хвосты эти с каждым днем увеличиваются, в них происходят беспорядки и возникают опасения за возможность эксцессов" (13). Еще хуже дело обстояло со спекуляцией: "Никогда так не спекулировали на галошах, как сейчас, - писала московская "Газета для всех" в октябре 1917 года. - И что удивительно: у магазинов "Богатыря" целыми днями череда. Простаивают за парой галош целый день. А пройдитесь по Толкучке, Сухаревке - и в палатках найдется сколько угодно галош. Конечно, от цен в жар бросит..." (14).

Написать комментарий

С 1 октября 1917 года по распоряжению Мосгордумы продажа калош разрешалась только по ордерам, выдаваемым домовыми комитетами. В декабре художник Александр Бенуа записал: "По дороге купил (по ордеру, выданному нашим домовым комитетом, иначе нельзя) на Андреевском рынке резиновые калоши; к сожалению, кроме остроконечных, других не оказалось" (15).

На прилавках магазинов являлись поражающие воображение образцы женской резиновой моды шестидесятых - галоши средне - и высококаблучные, с язычками и без oныx, резиновые изделия, похожие нa босоножки с оторванными каблуками и разумеется, тупоносые калоши
Написать комментарий

На прилавках магазинов являлись поражающие воображение образцы женской резиновой моды шестидесятых - галоши средне - и высококаблучные, с язычками и без oныx, резиновые изделия, похожие нa босоножки с оторванными каблуками и разумеется, тупоносые калоши
Гражданская война сорвала все планы по дальнейшему производству, и без того запредельно дорогого сока гевеи на территории СССР добыть было негде.

В Советской России начались поиски как искусственного получения каучука, так и каучуконосных растений. Томас Эдисон так прокомментировал попытки синтеза каучука: “Мой собственный опыт и опыт других показывает, что процесс синтеза каучука вряд ли, когда-либо, увенчается успехом". Однако то, что не могли сделать американцы или европейцы, смогли сделать большевики, «ибо нет таких крепостей, которые не смогут взять большевики».

В 1926 году Советское Правительство объявило конкурс на лучшую работу по синтезу каучука и назначило первую премию в сто тысяч рублей. По условиям конкурса, нужно было представить не только способ получения синтетического каучука, но и не менее двух килограммов этого продукта, а также разработать полную технологию его получения в промышленных условиях, требовалось, чтобы сырье для синтеза было дешевое и доступное, а себестоимость каучука при хорошем качестве, не превышала стоимости натурального.
Сергей Васильевич Лебедев и семь его учеников работали в лаборатории Военно-медицинской академии в свободное время и безвозмездно. Сроки подгоняли. С осени 1927 года работа велась в лихорадочном темпе и с большим напряжением сил.

Уже к 1928 году академик Лебедев впервые получил искусственный каучук, а в 1932 году, впервые в мире, наладил промышленное производство синтетического каучука. Таким образом обложенный торговыми ограничениями, спекулятивными ценами, СССР обрел доступ к стратегическому сырью, которое было востребовано промышленностью и обороной. После чего уже и на западе стали вводить в строй подобные предприятия.

В 1920-30-е годы была повальная мода на ношение галош, и для России они стали почти таким же прибыльным продуктом на экспорт, как икра. В СССР назывались "Резиновое изделие № 4".

К слову, каучуконосное растение тоже было найдено - им оказался одуванчик kok-saghyz (Кок-сагыз), не встречавшийся особо на нашей территории.

одуванчик kok-saghyz (Кок-сагыз)
Написать комментарий

одуванчик kok-saghyz (Кок-сагыз)
Нашли его в горах Тянь Шаня. Указ о его культивации был принят, и за сбор 17 кг корней одуванчика давали пару галош. С одного гектара можно было получить до 100 кг каучука, и одуванчики принялись возделывать в БССР, УССР, Прибалтике, и многих областях РСФСР.

Это позволило к 1940 году увеличить выпуск резиновой обуви вдвое по сравнению с довоенным. Но новая война снова "разула" население. Если в 1937 году страна получила 84 млн 640 тысяч пар галош, то в 1942-м - всего 640 тысяч (16) ! 22 января 1944 года Государственный комитет обороны "в целях обеспечения нужд населения и в первую очередь детей" постановил к 1 июня 1944-го увеличить производство галош на заводе "Красный богатырь" до 30 тысяч пар в сутки (17).

Начиная с 1970-х годов, неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных советских городов.

Жители братских азиатских республик, быстро оценили достоинства резиновой галоши. Галоши напоминали привычные чувяки – кожаныетапочки с закрытой пяткой, но были практичней и дешевле.

Пастухи первые в народнохозяйственных целях применили галоши для лазания по скалам – мало ли куда баран забредёт.

Галоша постепенно вытеснила с массового рынка кожаную туфлю. В резиновых галошах на босу ногу сватались, выходили замуж, женились, работали, отдыхали.

Остроносые азиатские галоши советского производства послужили прообразом заграничных скальных туфель.

В 1971 году на Чемпионат СССР по скалолазанию, в качестве гостей приехали спортсмены 22 стран Мира. За границей скалолазания не было, там занимались только альпинизмом. После моей победы, уже не помню, представитель какой страны, просил продать мои галоши для музея. Я, воспитанная в духе советского времени, посчитала, что это неприлично, и отказала. Теперь мы смотрим на Запад, - какие туфли, с какой резиной нам купить.

Н. Т. Новикова.

Для передвижения по скалам резиновая галоша в первые была использована на Красноярских Столбах в начале XX века.

Галоши верно прослужили столбистам сто лет, и сейчас еще можно встретить на Столбах человека в галошах а не в модных скальных туфлях.

С калошами связан красивый народный обряд «Калошевания» - посвящение в красноярские столбисты - столбистская присяга. За первый покоренный Столб опытный столбист бьет новичка три раза калошей по заднему месту, а тот должен сказать, спасибо за науку.

В пятидесятые – шестидесятые годы ХХ века, когда советские альпинисты двинули на сложнейшие стены горных массивов СССР, галоша оказалась незаменимой на каменных вертикалях. Галоша советского альпиниста ступала на рекордные маршруты Ушбы, Чатына, Ах – Су, Ягноба, Вольной Испании, Свободной Кореи и десятки других замечательных горных вершин, внутри и снаружи железного занавеса. Пройти маршрут свободным лазанием – сэкономить время, силы, быстро проскочить опасный участок. Лидер снимал тяжёлые горные ботинки, на толстый шерстяной носок надевал галошу и вперёд на каменные кручи. Ноги мёрзли, но галоша держала.
Было бы желание, снаряжение найдётся! Жёсткий рыболовный фал из капрона, вместо мягкой динамической верёвки, брезент вместо гортекса, галоши вместо скальных туфель. Это было замечательное время, года советский народ расправил плечи и всеми способами устремился вверх к заоблачным высотам.

Юрий Машков рассказывал:

«В 1978 году я в составе сборной СССР, приехал в Австрию совершать восхождения. В Дахштайне, хозяин хижины «Зюдвальд» Петер Пернер предложил мне пойти с ним на маршрут. Петер, известный австрийский альпинист и саночник, в своё время вылетел с бобслейной трассы, сильно поломался, одна нога у него длиннее другой, ходил на костылях Петер один раз в году совершал восхождение на 4+. Под стеной снимаю вибрамы, надеваю калоши. После восхождения спрашиваю:

- Петер, почему ты выбрал именно меня?

- Ты нормально одет, вибрамы, снаряжение UIAA, как положено, я тебя и выбрал, но когда ты снял вибрамы и обул «нечто» (Галоши), я думал, идти с тобой на восхождение, или отказаться».

По окончании высокогорного сезона многие сильнейшие альпинисты снова обувались в галоши и принимали участия в соревнованиях по спортивному скалолазанию.

Советские спортсмены, обутые в галоши, не знали поражений - надёжно и убедительно выигрывали все международные соревнования по скалолазанию.

Проиграли мы потом, когда советское государство и советское скалолазание перестали существовать.

В. Н. Шатаев. «Категория трудности» из главы, посвящённой визиту советской делегации в США в 1975 г. :

«… Достали предметы, которые привели публику в волнение. Жадная до сенсации, она на этот раз имела ее сполна. Каждый из них держал в руках пару новеньких, блестевших резиновым лаком галош.

Ребята надели их на тонкий носок и накрепко привязали тесемками - точь-в-точь как балерины завязывают пуанты. Виснер сначала смеялся вместе со всеми. Но лицо его вдруг вытянулось,
побледнело. Он бросился к Абалакову и заговорил взволнованно и так быстро, что Толя не успевал переводить.
- Они, кажется, и в самом деле хотят идти в галошах. Но это опасно. Это очень опасно! Это сложный маршрут. Нельзя же рисковать жизнью ради шутки. Вы мудрый человек, вы должны остановить их, они вас послушают... Виталий Михайлович объяснил ему, что это не шутка, что ребята лишь придали этому вид шутки - галоши не только проверенная, но и привычная для советских скалолазов обувь. Галоши не только хорошее трение обеспечивают, но и сохраняют отчасти гибкость ступни. Застрекотали кинокамеры, защелкали затворы фотоаппаратов...

К нам подскочили репортеры и чуть ли не хором задали один и тот же вопрос: - Что они делают? - Как что? Разве вы не видите? Надевают галоши. - Зачем? Чтобы пойти в них на стену?! - Конечно!- О! Это прекрасно! - воскликнул один из них. И, застрочив в блокноте, диктовал себе: "Секретное оружие" советских альпинистов. "Галоши" по-русски звучат так же, как и по-английски..."

Возможно, это его отчет я читал позднее: "Бершов чемпион Союза по скалолазанию, начал маршрут с такой обезьяньей ловкостью, что сразу вызвал к себе всеобщую симпатию. Разумеется, разделив ее не только с напарником, но и... с галошами..." Вокруг стоял человеческий гомон. И сквозь плохо понятую мне английскую речь то и дело пробивалось: "галоши, галоши". ... спускаемся вниз и вдруг узнаем: оказывается, мы провели свои восхождения в неслыханном темпе, в невиданно короткие сроки! Выяснилось, что, скажем, маршрут, на который отводится обычно не менее пяти с половиной часов, пройден нами за три с половиной».

«Секретное оружие русских» являлось повседневной обувью миллионов братьев – азиатов, что лишний раз доказывало единство всего Советского народа. Для врагов - буржуев все мы тогда были русскими.

Блестящее мягкое оружие выковывалось на многочисленных фабриках н а территории СССР. В Ленинграде, Томске, Москве, Малоярославце (филиал Кр. Богатыря), Гомеле ( Завод химических изделий, основан в 1938 г. по и ныне выпускает галоши, — 85 процентов продукции отправляется в страны Евросоюза и только 15 процентов — на внутренний рынок.), Армавире, Ташкенте.

Томский завод резиновой обуви был основан 2 мая 1942 года на базе эвакуированного из Москвы завода "Красный богатырь". Знаменитая томская калоша, подарившая многие победы славным красноярским скалолазам, родом из Москвы!

Каждая фабрика, выпускала изделия в рамках единого ГОСТА, при этом оставалось своеобычна и самобытна, калоши получались разные как на ощупь, так и по тактико-техническим, ходовым характеристикам - одни жёсткие, другие скользкие, третьи жидкие, четвёртые сопливые – кому, какие нравились, на вкус, на цвет…

0

38

https://strannik.fst.kg/homemade-camping-equipment/

Самодельное туристское снаряжение
Конструкции самодельного туристского снаряжения
Автор: Лукоянов П. И.
Год: 1986
Издательство: «Физкультура и спорт», Москва
Количество страниц: 239

Содержание книги «Самодельное туристское снаряжение»
Палатки. Стойки для палаток и колышки.
Спальные мешки.
Подстилочные коврики.
Рюкзаки.
Туристская одежда.
Костровое снаряжение.
Туристские тележки.
Снаряжение для зимних походов

Зимние палатки.
Спальные мешки.
Палаточные печки.
Костровые принадлежности.
Скороварки.
Лыжи и лыжные крепления.
Групповые нарты и санки-волокуши.
Одометр.
Палаточный светильник и походный ремнабор.
Одежда туриста-лыжника.
Лавинное снаряжение.
Парусная и моторная техника в зимнем походе.
Снаряжение для водного туризма

Самодельная каркасно-надувная байдарка.
Надувные катамараны.
Плоты - общая информация.
Каркасные плоты.
Деревянные плоты.
Паруса для байдарок.
Спасательное и страховочное снаряжение.
Снаряжение для горного туризма и альпинизма

Скальное снаряжение.
Ледовое снаряжение.
Снежное снаряжение.
Вспомогательное снаряжение (ледорубы, айсбайли, карабины, спусковые устройства и прочее).
Снаряжение для спелеологического туризма

Общая характеристика.
Личное снаряжение.
Штурмовое, страховочное и спасательное снаряжение.
Топо-фотосъемочное снаряжение.
Гексогаз.

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Папирусы и наскальные письмена » ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРИЗМУ ТЕХ ЛЕТ