Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТО ЧТО УД - ТАКОЕ КАКОЕ ОНО ЕСТЬ?


ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТО ЧТО УД - ТАКОЕ КАКОЕ ОНО ЕСТЬ?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Во первых строках - имеет смысл поблагодарить А.В. Курьякова. Он один из немногих - кто попытался достучаться до дятловедов, хотя взаимности - не случилось.
Дятловеды до сих пор пытаются настучать ему по авторитету и доброму имени.

Тем не менее, вот что имеет место быть. Это все что любезно предоставил А.В.Курьяков на одной из конференций

https://i.ibb.co/M2nRQyN/11-3f5cd620.jpg
https://i.ibb.co/mHXnV4m/13-d24f25bd.jpg

Имеем единицы архивного хранения - 637, 638, 659+660 и 661.

637 - пожар в селе Кошай Серовского района Свердловской области

638 - злоупотребление и нарушение

659, 660 - гибель гр. Дятлова

661 - исчезновение гражданина Крутикова Евгения

Крайний из описи - это 662, том 2 по исчезновению гражданина Крутикова.

Ну т.е. понятно что на такой разбег тематики - как напастись грифа общественно значимое? А ведь были фонды 639, 640,..., 658.

Подробности пристального сравнения опубликованы здесь

https://www.kp.ru/daily/217189/4296175/

- В довольно увесистом уголовном деле от 29 октября 1959 года по факту исчезновения гр-на Крутикова (два тома 236 и 117 листов) трое свидетелей допрошены после прекращения дела. А само постановление о прекращении спустя год было отменено возобновлением дела, но без санкции прокурора.

Дела 661, 662

- В уголовном деле от 29 сентября 1958 года по факту злоупотребления бухгалтеров Ключевского лесозавода все следственные действия произведены за пределами сроков следствия, кроме допросов двух свидетелей. В одном из протоколов даже дату не стали указывать.


Дело 638

- 6 февраля 1958 года началось расследование по факту пожара в селе Кошай. Установили, что это был поджог. Но виновных искать не стали. Прекратили дело и все.

 
Дело  637

Упомянуты так же

- В уголовном деле от 21 июля 1960 года по факту катастрофы вертолета МИ-4 в районе г. Ивдель нет подписей следователя и понятых под актом судебно-медицинского исследования. А вещдоки не приобщены к делу особым постановлением.

- В уголовном деле от 02 сентября 1960 года по факту смертельного травмирования троих человек на станции Ясашная акты судебно-медицинского исследования мало информативны и написаны от руки на тетрадных листах. А постановление о прекращении дела не подписано следователем и не утверждено прокурором.
...
- В уголовном деле от 6 октября 1959 года по факту убийства гражданина Глинских нет постановления о продлении следствия, а акт судебно-медицинского исследования не подписан понятыми.
..
- В уголовном деле от 10 сентября 1958 года по факту смерти Любякина в поселке Буланаш постановление о прекращении производства вынесено за пределами срока расследования. Изъятое оружие не осмотрено, в качестве вещдока не приобщено, дальнейшая судьба его не решена. Судебно-медицинская экспертиза трупа проведена 30 апреля 1959 года, хотя следствие было завершено еще 31 декабря 1958 года. (От авторов: это ж сколько времени труп лежал в морге – 8 месяцев? Или экспертизу провели в сентябре, а оформили в конце апреля?)

0

2

Почемучка написал(а):

- В уголовном деле от 21 июля 1960 года по факту катастрофы вертолета МИ-4 в районе г. Ивдель нет подписей следователя и понятых под актом судебно-медицинского исследования. А вещдоки не приобщены к делу особым постановлением.

https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg498162
https://i.ibb.co/8YdR1YR/18.png
(*Самое верхнее выделение)

Именно подробности по расследованию этого происшествия - нашлись в сети.

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=3634

Катастрофа Ми-4А Уральского ТУ ГВФ в районе Ивделя

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 июля 1960 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Свердловская область, Ивдельский горсовет, 22 км северо-восточнее а/п Ивдель
Тип ВС: Ми-4А
Регистрация ВС: СССР-66937
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское территориальное управление ГВФ, 123 ао

Описание
Экипаж 123 авиаотряда Уральского ТУ ГВФ в составе командира вертолета, второго пилота и авиатехника выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию геологической партии Тюменского геологического управления и в 11:26 вылетел из а/п Ивдель в пункт Юрты Сабянина. На борту находилось 3 работника экспедиции и 2 бочки с горючим весом 400 кг. Полетный вес вертолета соответствовал нормам. Погода в аэропорту вылета и в пункте назначения была благоприятной и соответствовала минимуму пилота и трассы. В пункт назначения вертолет к расчетному времени не прибыл.
Организованными поисками вертолет обнаружен на линии пути в 22 км от а/п Ивдель с МПУ=30°. При осмотре на месте происшествия установлено, что вертолет в перевернутом состоянии упал в лес, при ударе полностью разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры погибли. Концевая часть одной лопасти несущего винта от 27 нервюры обнаружена на расстоянии 500 м от места падения вертолета. Осмотром места излома лонжерона оторвавшейся части установлено, что разрушение лонжерона произошло под хомутом крепления противовеса около 27 нервюры. На поверхности излома имеются следы припоя, что свидетельствует о наличии трещины при пайке хомута и допущении производственного брака при изготовлении лопасти на заводе п/я 634. Этот брак не был обнаружен при рентген-проверке лопасти, производившемся 21.12.1959 г. в ОКБ п/я 1506.

В сети благодаря благодарным ученикам такого замечательного следователя Драпкина Л.Я. - нашлись и подробности этого расследования.

https://crimlib.info/images/0/07/Вклад_Л.Я._Драпкина_(01.11.2019).pdf

https://i.ibb.co/J2dGbDf/1.png

https://i.ibb.co/9yCRy9z/2.png

https://i.ibb.co/sFrSb2y/3.png

https://i.ibb.co/xmG9Cwy/4.png

https://i.ibb.co/4VtdhzF/5.png

https://i.ibb.co/wLypCpy/6.png

https://i.ibb.co/x2zjvym/7.png

https://i.ibb.co/r7FWMmC/8.png

https://i.ibb.co/NSXJh2c/9.png

https://i.ibb.co/RD4Gv5M/10.png

0

3

Почитаем внимательно и обнаружим, что фамилия В.И.Коротаева - напечатана с жуткими двумя ошибками. Владимир Иванович Коротаев - писал свою фамилию через букву о. Всю жизнь. Так было - в документах со времени его рождения.

https://i.ibb.co/RQf0n8K/1.png

Прокол осмотра места происшествия - это не так себе документ. Все персоны в нем должны быть поименованы без ошибок. Это Уголовное Дело - тоже где только не побывало. Дело-то шло о производственном браке - у оборонного предприятия. КГБ тут не единожды листало эти странички.

https://i.yapx.ru/PKMXB.png

Тем не менее - в деле остались без подписей следователя: Акты СМИ погибших. Без подписи - следователя!!!

https://i.ibb.co/485Dngq/2.png

Ну стало быть - какие могут быть претензии к содержанию и оформлению УД по гибели туристов группы Дятлова? Если сам и великий Л.Я. Драпкин - сдал результаты своего расследования в архив в таком виде?

0

4

Есть и это дело вынесенное на хранение
https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg497821
https://i.ibb.co/Ln2MSLR/18.png

Упомянуто прекращенное УД по расследованию причин катастрофы ИЛ-18  27 апреля 1960 года в аэропорту Свердловска Кольцово. Прекращенное УД имеет датировку 10 мая 1960 - 28 июня 1960

Длинный адрес

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%98%D0%BB-18_%D0%B2_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B5_(1960)

Самолёт выполнял тренировочный полёт, а управлял им пилот-инструктор В. Д. Лобанов, которому предстояла тренировка в заходах на посадку по системам ОСП и СП-50 под шторками, то есть исключительно по радиомаякам. Проверяющей была и. о. командира 120-го авиаотряда Л. М. Уланова. Также в состав экипажа входили штурман А. В. Загорский, бортмеханик И. И. Кузнецов и бортрадист И. М. Кормин. Небо в это время было затянуто кучево-дождевыми облаками с нижней границей 250 метров, видимость составляла 6 километров и дул умеренный (7 м/с) северный ветер[3].

Экипаж успешно выполнил четыре захода с двумя посадками. Выполняя пятый заход по курсу посадки 76°, экипаж пролетел ДПРМ и БПРМ в соответствии со схемой, при этом при подлёте к БПРМ, когда высота была 100 метров, проверяющая Уланова дала команду открыть шторку. Также по команде пилота Лобанова были выпущены в посадочное положение закрылки (на 40°). На высоте 70—80 метров с приборной скоростью 260 км/ч при установке УПРТ на 30° Ил-18 пролетел БПРМ и подошёл к ВПП. Но, находясь в 30 метрах от земли, самолёт вдруг неожиданно увеличил угол снижения, а затем ударился передней стойкой шасси о бетон полосы. После удара Ил-18 отскочил от бетона, но поднявшись на 4—5 метров и пролетев 100 метров, вновь врезался передней стойкой в полосу, при этом разрушив на ней тормоза. Далее самолёт вновь поднялся вверх уже на 8—10 метров, после чего уже в третий раз врезался в полосу. Стойки шасси сломались и авиалайнер заскользил по бетону «на брюхе», работающими винтами цепляя за ВПП. Ил-18 развернуло вправо и под прямым углом он вылетел с ВПП[3].
Авиалайнер разбился в 21:39 по местному времени. Возник пожар, в котором сгорел почти весь самолёт и двигатели. Погиб бортмеханик Кузнецов, остальные отделались ушибами, ожогами и лёгкими ранами[3].

Изначально было выдано заключение, что катастрофа произошла из-за ошибки в технике пилотирования, которую допустил пилот Лобанов при заходе на посадку в ночных условиях. По мнению комиссии, он подвёл самолёт к ВПП на малой высоте и большой скорости и с запозданием перевёл его в посадочное положение, а затем экипаж начал совершать неверные действия по исправлению допущенных ошибок. Среди сопутствующих причин были названы установка в двух предыдущих посадках УПРТ двигателей № 2 и 3 (внутренние) на ноль до приземления, то есть посадки производились на двух двигателях, а также загрузка заднего багажника балластом весом 600 килограмм, вместо установленных 1000, что привело к возникновению предельно допустимой передней центровки. Также в выводах было отмечено пассивное поведение Улановой, а также малый налёт Лобанова на Ил-18, причём с длительными перерывами, и его ранний допуск к работе инструктором[3].

Комиссия проигнорировала замечания членов экипажа о том, что в облаках наблюдалось обледенение, а при выводе самолёта из крутого снижения возникли чрезмерные нагрузки на управление. Но спустя 8 месяцев, 26 декабря близ Ульяновска разбился Ил-18А, который также выполнял тренировочный полёт. По результатам рассмотрения обеих катастроф было выяснено, что причиной на самом деле являлся конструктивный недостаток самолёта — малый запас руля высоты, а также ошибка в РЛЭ относительно разрешенного угла выпуска закрылков. В случае обледенения стабилизатора при выпуске закрылков на угол 40° на стабилизаторе происходил срыв потока, а запаса руля высоты не хватало для вывода из пикирования[3]

ВИКИ дает все имена и фамилии.
Тут все подробнее, но без персонификации
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=247

Очень интересно проследить историю выдвигаемых обвинений

По заключению комиссии причиной катастрофы стали ошибка в технике пилотирования, допущенная пилотом-инструктором при заходе на посадку ночью, выразившаяся в низком подводе самолета к ВПП на большой скорости, несвоевременным выравнивании самолета на низкой высоте и несвоевременном его переводе в посадочное положение, а также дальнейшие неправильные действия экипажа по исправлению допущенной ошибки.
    Способствующими факторами комиссия назвала:
    1) Выполнение двух предыдущих посадок с установкой УПРТ внутренних двигателях на 0 до приземления.
    2) Задний багажник был загружен балластом весом 600 кг вместо 1000 кг по РЛЭ, что привело к предельно допустимой передней центровке.
    Предпосылками к происшествию явилось пассивное поведение и.о. к-ра 120 АТО, малый летный опыт и длительные перерывы в полетах на Ил-18 пилота-инструктора, а также преждевременный его допуск к инструкторской работе.
    Комиссией не были приняты во внимание доклад экипажа об обледенении в облаках (которое также прогнозировалось), а также их показания, что возникли чрезмерные нагрузки на управление по выводу самолета из крутого снижения. Однако последующая катастрофа другого самолета Ил-18 26.12.60 показала, что истинной причиной был конструктивный недостаток (малый запас руля высоты) и ошибка в РЛЭ относительно разрешенного угла выпуска закрылков. Закрылки были выпущены на максимальный угол 40°, что привело к срыву потока на стабилизаторе в условиях его возможного обледенения. Запаса руля высоты не хватило для вывода из пикирования.

Ну т.е. видно - что дело даже при наличии обвинения на пилотов - таки прекратили. И не возобновляли. Не взирая на то что

27 апреля 1960 года Уланова была проверяющей во время катастрофы самолета Ил-18. Благодаря настойчивости Улановой была выявлена истинная причина катастрофы — конструктивный недостаток, связанный с углами выпуска закрылков и внесены соответствующие изменения в руководство по лётной эксплуатации данного типа самолета.

(* Любовь Михайловна Уланова после войны работала в Уральском управлении гражданской авиации в Свердловске.)

Ну т.е. прокуратура СО - очень мало собиралась чего-то доводить до торжества справедливости. За это торжество бились другие люди. Некоторые действительно - ценою своей жизни.
Поскольку упомянутая авария, что дала алиби свердловским пилотам, закончилась гораздо трагичнее. Там погибли все 17 человек.
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=246

Катастрофа Ил-18А ШВЛП ГВФ в р-не а/д Баратаевка, Ульяновск
   
Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 декабря 1960 г.
Время:  19:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ульяновская область, близ Ульяновска
Тип ВС:  Ил-18А
Регистрация ВС:  СССР-75651
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГВФ
Целью полета была летная тренировка командиров экипажей – слушателей ШВЛП. В 12:17 мск экипаж произвел взлет в а/п Баратаевка для перелета в а/п Курумоч, где самолет произвел посадку в 12:53. В период с 12:53 по 18:00 было выполнено 10 учебных полетов. После их завершения на борт были взяты служебные пассажиры – бригада рабочих Воронежского авиазавода по ремонту самолетов и инженер по эксплуатации.
    В 18:00 самолет произвел взлет. Совершив один тренировочный заход по кругу, экипаж набрал эшелон 3 300 м и начал перелет на Баратаевку. В 18:22 экипаж доложил СКП о подходе к аэродрому на высоте 3 300 м и получил разрешение на снижение до 1 000 м с докладом о пролете ДПРС с МКпос=204°. Левое кресло занимал командир эскадрильи, правое – зам. к-ра отряда. После пролета ДПРС экипаж получил разрешение на снижение до 400 м к началу второго разворота и дальнейший заход на посадку правой коробочкой. После четвертого разворота экипаж вышел на визуальный полет на высоте 350 м. Затем экипаж доложил пролет ДПРС на высоте 200 м, передал, что видит ВПП, и запросил разрешение на посадку. РП разрешил посадку правее основной ВПП. Экипаж дал подтверждение и включил фары. Через несколько секунд полета по глиссаде самолет резко изменил траекторию движения, перешел в пикирование, столкнулся с землей под углом 50-60° и загорелся. Резкое изменение траектории началось на высоте 120-150 м.
    Прогнозом погоды предусматривалось в облаках и осадках интенсивное обледенение. Фактическая погода на 18:10 – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 373 м, видимость 10 км.
    В соответствии с анализом метеообстановки, прогноза погоды, данных о погоде с бортов самолетов и непосредственным докладом экипажа погибшего самолета установлено, что в облаках в районе Ульяновск-Курумоч имело место обледенение от слабого до интенсивного. Заход на посадку проходил с высоты 350-370 м визуально, при видимости старта, в обычных ночных условиях и обеспечивался включенными системами ОСП и курсоглиссадной системой, а также светотехнической системой ночного старта. Место столкновения находится точно на линии захода на посадку с МК=204° на расстоянии 1 240 м с недолетом до БПРС на вспаханном поле. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 18:42 мск (19:42 м. вр.). Разброс обломков – 70х60 м. Все системы самолета до столкновения с землей отказов не имели. В декабре 1960 г на самолете двигатели НК-4 заменены на АИ-20 3-ей серии. Самолет передан в ШВЛП 19.12.60.
Сведения о пострадавших

Подробности

На борту Погибло
Экипаж 13 13
Пассажиры 4 4
На земле 0
Всего погибших 17

Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП недостатки в конструкции
Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Опрос экипажей самолетов Ил-18 установил, что ранее подобных проявлений ненормального поведения самолета не было. 06.01.61 на самолете Ил-18 №75722 во Внуково выполнялись тренировочные заходы на посадку. Сразу после отклонения закрылков на 40° на высоте 150 м самолет стал резко опускать нос с уменьшением приборной скорости до 230 км/ч. Создалась перегрузка значительно меньше единицы. Штурман и бортрадист отделились от сидений. КВС дал команду убрать закрылки до 30° и увеличить режим работы двигателей до 80° по УПРТ, одновременно выводя самолет штурвалом. Потеряв 40 м высоты, самолет восстановил нормальное положение, после чего совершил посадку. На земле на самолете обнаружены следы слабого обледенения (которое прогнозировалось в облаках). Комиссия приняла решение провести летные исследования. В одном из испытательных полетов, 17 января, на самолете №75722 в условиях слабого обледенения с выключенной ПОС хвостового оперения при даче штурвала от себя с переводом самолета на перегрузку, равную 0,3 ед., в полете обнаружилась неустойчивость самолета по перегрузке, проявлявшуюся в его самопроизвольном стремлении к дальнейшему отрицательному приращению перегрузки при неизменной положении руля высоты в результате начавшегося срыва обтекания на нижней поверхности горизонтального оперения. При даче штурвала с переводом самолета на перегрузку, равную 0,2 ед., произошел полный срыв обтекания на нижней поверхности горизонтального оперения. В результате самолет потерял продольную управляемость. Перегрузка достигла -0,7 ед. Началось неуправляемое пикирование, перешедшее в отвесное, несмотря на уборку закрылков. Потеряв 500 м высоты, самолет восстановил продольную управляемость по мере дальнейшей уборки закрылков. Начался вывод из пикирования. Общая потеря высоты до выхода в горизонтальный полет составила 1 000 м. Самолет совершил посадку через 20 минут. ПОС была включена после вывода, а дальнейший полет проходил вне облаков. Тем не менее, после посадки на передней кромке стабилизатора сохранилась значительная часть льда, имевшаяся до включения ПОС.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) На режиме предпосадочного планирования с закрылками на 40° наличие на передней кромке стабилизатора даже слабого обледенения вызывает резкое ухудшение характеристик обтекания горизонтального оперения, приводящее к срыву потока. При отсутствии обледенения на указанных углах атаки обтекание сохраняется нормальным, без нарушения продольной устойчивости и управляемости.
    2) Преждевременный срыв потока зависит от размеров и формы льда на передней кромке. Поэтому при сильном обледенении срыв потока может произойти на обычном режиме полета с закрылками на 40°.
    3) Траектория движения в экспериментальном полете и при катастрофе Ил-18 №75651 практически совпадают.
    4) При наличии обледенения от слабого до интенсивного с учетом недостаточной эффективности ПОС хвостового оперения можно считать несомненным наличие обледенения на передней кромке стабилизатора Ил-18 №75651 в момент катастрофы.
    5) Материалы экспериментального полета Ил-18 №75722 17.01.61 дают основание считать, что единственной причиной катастрофы является потеря управляемости после довыпуска закрылков на 40° в результате преждевременного срыва обтекания с нижней поверхности горизонтального оперения при нормальном пилотировании вследствие обледенения передней кромки стабилизатора. В сложившейся обстановке экипаж был лишен всякой возможности восстановить управляемость и предотвратить катастрофу.

   

Есть как бы воспоминания той самой Л.М.Улановой как там дело обстояло с секретами.
https://uralstalker.com/uarch/us/2000/09/36/

Надо выбрать  Смотреть как в журнале и там перейти на пару страниц дальше.
https://i.ibb.co/Wn1xQJp/2000-9-38.png
https://i.ibb.co/3zg0DKz/2000-9-39.png
https://i.ibb.co/rs7hRZW/2000-9-40.png

В тексте явно фигурируют секретчики. В виде трех волшебных букв КГБ...

Что характерно, прокуратуре СО было кого обеспечивать праведным судом. До момента трагедии с катастрофой Ил-18А ШВЛП ГВФ в р-не а/д Баратаевка, Ульяновск было предостаточно времени. От 10 мая 1950 года до 26 декабря 1960 года - семь месяцев с хвостом чтоб производить судебные манипуляции. Кого хошь выбирая из оставшихся в живых и кроме и. о. командира 120-го авиаотряда Л. М. Улановой:
- пилот-инструктор В. Д. Лобанов
- штурман А. В. Загорский
- бортрадист И. М. Кормин

Но УД - прекращено. Мало того - его хранят с превышением сроков необходимого хранения. Почему-то. Когда уже и тема закрыта. И видно - что следствие чего-то мало шуршало коленками. По идее - первым в крематорий должны отправиться уже по исходу 15 лет именно эти следственные старания. Ну т.е в 1975 годку - прям ну незачем этому прекращенному УД быть в материальном виде. А в 1985 - и ваще незачем напоминать про попытки следствия. Оно даже на пример доблестно произведенного расследования - не годится.
Но - это дело свято хранимо. Свято и непокобелимо. Потому что там тоже есть документ с грифом Секретно. Видимо. Не прокуратура СО - его ставила, не прокуратуре СО или ГАСО - решать за сроки отправки УД в крематорий...

Кто интересно вел следствие? Явно не Драпкин. Не побоюсь высказать предположение - что Иванов однако. Лев Никитич наш героический...

0

5

И есть еще одно дело о гибели опять же туристов УПИ
https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg603410
https://i.yapx.ru/QA0KO.png
Это дело по случаю гибели туристов гр. УПИ - на Кодарском хребте. И оно тоже почему-то хранится за сроками необходимого хранения. Со значительным благополучным переходом за этот срок в количестве 25 лет.
Что характерно - в этом расследовании снова должен был принимать хоть какое-то участие Л.Н.Иванов.
Ибо вот его карьерная лестница

https://img-fotki.yandex.ru/get/4127/164520479.41/0_8ab80_495dac56_XXL

https://taina.li/forum/index.php?topic= … 68#msg2768

В начале августа 1961 года мы вернулись из своего похода. На следующий день я заглянул к себе на кафедру, где мне сказали, что мною интересуются в спортклубе и в парткоме института. Выяснилось, что четыре студента не появились ни дома, ни на практике. Родители тревожатся, не знают, где они. В группе было семь человек, но трое, включая девушку со сломанной ногой и руководителя, получившего также травму на спуске с перевала Медвежий (Кодарский хребет; Забайкалье), вернулись, а оставшиеся продолжили маршрут. Руководитель ждал до последнего мыслимого момента и не бил тревогу из боязни, что если о походе узнают, то их всех исключат из института.
14 августа, получив от ректора Н.С. Сиунова доброе напутствие и гарантийное письмо на оплату любых поисковых и спасательных работ, вместе с майором Н.С. Беляковым, отцом одного из пропавших студентов, мы вылетели через Иркутск в Бодайбо, чтобы там с помощью авиации добраться до верховьев реки Сыгыхты, где произошло разделение группы...

В дальнейшем было многое. Была и помощь иркутского областного комитета партии, оплатившего 6000 рублей расходов по спасработам из общего счета 36000 рублей, которые стоили эти спасательные работы (моя зарплата как ассистента была 105 рублей, а авиабилет до Москвы стоил 27 рублей. Был и великолепный летчик Георгий Васильевич Козлов из Бодайбинского авиапредприятия, который, узнав о нашей беде, на свой страх и риск пролетел на АН-2 на бреющем полете по Витиму и к истокам Сыгыхты (750 км туда и обратно). Туман, скальные берега, каньоны. Но этот человек, сам отец, смог найти и показать нам застрявший в каньоне плот. Был и местный проводник якут А.П. Винокуров, чем-то похожий на знаменитого Дерсу Узала. Этот человек, потерявший на войне шестерых сыновей, был истинным таежником, открытым, душевным, всегда откликающимся на чужое горе. Несмотря на свой возраст и слезящиеся глаза, он бил с лету птицу, мгновенно делал «мушки» (приманка для рыбы) из шерсти своих любимых, на первый взгляд, неказистых собак и за 5-10 минут обеспечивал нас всех, включая хвостатых друзей, свежей рыбой.

Были и отряды геологов, местных рыбаков и охотников (руководитель - старший геолог Лензолота А.М. Унжаков), и добровольцы из Бодайбо под руководством члена Бодайбинского городского Совета И.И. Перфильева, помогавшие нашим поисковым отрядам в этих спасательных работах, а также оказавшаяся в это время в Бодайбо группа туристов из Новосибирска, согласившихся помочь нам. Кроме того, на поисковые работы вызванный из УПИ Ю.Н. Копытов задействовал сводный спасотряд из Читы и Иркутска. Была, наконец, и страшная развязка. Были найдены тела двух ребят, сильно измененные, буквально разваливающиеся на части, вид которых вызывал ужас даже у повидавших многое мужчин. Вытаскивание и транспортировка тел погибших из пенящегося водой каньона была сопряжена с большим риском и опасностью, но нам удалось это сделать. Двоих мы похоронили в Бодайбо, а двоих, к сожалению, не нашли.

Дальнейшие десятидневные поиски ни к чему не привели. После месяца работ спасатели больше не могли оставаться в тайге, кончились деньги на авиацию и иссякал запас продуктов. Перед расставанием руководители всех отрядов составили заключение об аварии и причинах гибели туристов. Читинцы и иркутяне успели улететь через перевал Медвежий в Чару, а наш бодайбинский вертолет из-за непогоды не мог снять нас с Сыгыхты.
Ниже каньона мы построили плот и за один день прошли изученный до каждого камушка, до каждого изгиба 90-километровый путь до озера Орон около Витима. Через день мы уже были в Бодайбо.
Назову имена студентов УПИ, погибших на этой сибирской реке: Владимир Беляков, Валерий Дубовцев, Леонид Курбатов, Сергей Романов. Я всегда задавался вопросом: что и почему? Ответ прост: сплав по реке заранее не предусматривался. При достаточном опыте туристы поняли бы, что, несмотря на спокойное течение реки в месте строительства плота, впереди их ожидает опасность, так как по складкам местности угадывается угрожающий каньон, перед которым надо остановиться и сделать разведку. И, действительно, проплыть на плоту группе удалось всего 15 километров. На первом же пороге плот был разбит, ребята были смыты и, видимо, попали в сильную струю водопада с водоворотом. Трагедия произошла 27 июля. Об этом мы узнали из найденного дневника - один из рюкзаков выбросило на скалы.
Сейчас сложно говорить, но вряд ли МКК, несмотря на хорошую экипировку группы, выпустила бы ребят на столь сложный маршрут, тем более что сплав вообще не планировался, а недостаточная горная подготовка привела к ошибке - группа вышла на «ложный» Медвежий перевал, где и произошла первая авария.

После возвращения в Свердловск мой отчет и заключение руководителей спасательных отрядов были заслушаны на заседании партийного комитета. Кроме субъективных причин трагедии, о которых уже говорилось, были и объективные, и главное - запрет туризма, побудивший ребят без контроля, необходимой информации и финансирования отправиться в неизведанный и слишком сложный для них район. Вывод был очевиден: никакие запрещения сложных (категорийных) походов не остановят молодежь в желании попробовать свои силы на туристских тропах.
Партком УПИ, как нам тогда казалось, принял эту точку зрения и решил обратиться в Свердловский областной комитет партии и Минвуз СССР с просьбой пересмотреть отношение к туризму. Но на первых порах события разворачивались в противоположную сторону.

Поскольку родители настаивали продолжить поиски, а финансовые возможности института были исчерпаны, то ректор Н.С. Сиунов направил меня и аспиранта А. Кокина третьего участника, вернувшегося из аварийного похода - на обследование устья Сыгыхты при впадении в Орон. Единственное, что мы могли себе позволить - самолетом добираться до Бодайбо, а дальше, как говорится, «на перекладных» туда и обратно более 600 километров без помощи других людей. Как жаль, что у меня нет писательского дара рассказать обо всем этом. Когда мы добрались до Орона, выпал снег. Октябрь в тех краях - это зимний месяц. Назад в Бодайбо возвращались на плоту по Витиму, проплыли 300 км и прошли знаменитый Делюн-Оронский порог Понятно, что наши поисковые усилия были тщетными.

В УПИ мы вернулись в середине октября. И первое, что я узнал от своего заведующего кафедрой, что на ближайшем заседании парткома института будет обсуждаться вопрос об отстранении меня от преподавательской деятельности как не понимающего линию партии в воспитании молодежи, а председатель туристской секции Ю. Гольмаков и члены бюро В. Якименко, Г Двойшес, С. Увицкий и др. подлежат исключению из института за то, что они допустили нарушения приказа Минвуза о запрете туризма. Партком состоялся, ни мне, ни студентам не давали слова сказать. «Вы свое уже сказали, более того, подготовили коллективное заявление, подвергающее сомнению решение партии», - в таком духе высказывался секретарь парткома. В тот момент было страшновато, все остальные члены парткома опустили глаза и не смели возражать. Что нас спасло? Перед самым голосованием встал Н.С Беляков - отец погибшего студента, секретарь парткома воинской части, которого мы пригласили на заседание заступиться за нас. Его душили слезы, но он собрался, достал конверт из нагрудного кармана и уже твердым голосом стал читать написанное им письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву
о перегибах в парткоме УПИ. Вот тут члены парткома зашевелились, стали предлагать другие формулировки. Слова «уволить» и «исключить» заменились на «объявить выговор», однако о пересмотре отношения к туризму в институте не было сказано ни слова.

Хотелось бы в этом месте привести характеристику на Белякова от его согрупника
https://proza.ru/2019/10/29/235

А следующим годом в горах Восточного Саяна погибла другая  группа туристов, сплавляющаяся по одной из своенравных горных рек. С ней погиб студент нашей группы Володя Беляков, славный, заводной и настырный парень. Большой комсомольский активист, член комитета комсомола УПИ, он торопился жить, всегда куда-то стремился, эта тяга к новому и неизведанному повела его в сибирский поход, который сразу как-то не заладился. Дошло до серьезной травмы девушки, участницы группы, другой участник разболелся, и вызванный вертолет взял на борт всех травмированных, заболевших и тех, кто решил выйти из рискованного мероприятия. Остались самые отчаянные и с ними первый заводила Володя  Беляков.
На собрании в институте один из тех участников, вернувшихся из похода, рассказывал: «Вертолет взлетел и начал набирать высоту. Из его иллюминаторов мы видели четыре маленькие фигурки наших товарищей, которые остались, чтобы пойти по реке сплавом. Они уменьшались в наших глазах, пока не исчезли совсем». Позже поисковая группа находила то рюкзак, выброшенный волной на берег, то покореженные остатки плота, но не было обнаружено никого из погибших.

Сохранилась характеристика на меня, написанная по какому-то поводу рукой Володи Белякова. Приведу выдержку из той записки, которая долго  ждала в ящике стола своего часа, чтобы перекочевать на книжные страницы: «За время учебы Ведров проявил себя как способный, успевающий студент. Отличительная черта Саши – скромность, большая выдержка… Его убеждающий тон, спокойствие, невозмутимость в споре позволяют ему быстро убедить других. Саша чуткий, отзывчивый товарищ …»  (Иркутский Госархив).

Руководил той группою - Борис Сычев. В составе был - аспирант Кокин

Длинный адрес

http://web.archive.org/web/20210612183610/http://%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B0.%D1%80%D1%84/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Кокин Александр Александрович

Дата рождения:5 сентября 1929 года
Место рождения:г. Ленинград
Биография
Окончил Уральский политехнический институт (1954), инженер-физик. Кандидат физико-математических наук (1961), доцент (1963), доктор физико-математических наук (2003) профессор (2006).

В 1954–1964 гг. – в Уральском политехническом институте: ассистент, старший преподаватель, аспирант, доцент; с 1964 г. – на предприятии п/я 2015 Министерства электронной промышленности СССР (г. Зеленоград Московской области): начальник теоретической лаборатории в НИИ молекулярной электроники, МФТИ (1966–1987), в отраслевой лаборатории МИЭТ (1987–1993), в лабораториях математического моделирования и физики квантовых компьютеров Физико-технологического института РАН (с 1993).

Специалист по теории в обл. квантовых компьютеров. Развил пионерские идеи физика Кейна по созданию кремниевого ядерно-квантового компьютера, на основе антиферромагнитной структуры. Разработал ряд новых методов математического моделирования полупроводниковых приборов микро- и наноэлектроники. Его разработки в обл. физики квантовых компьютеров и проблем их реализации получили дальнейшее развитие. Результаты работ докладывались на Международных конференциях по микро- и наноэлектронике и по квантовой информатике, отражены в монографии «Твердотельные квантовые компьютеры на ядерных спинах» (2004). Автор 2 изобретений, 3 учебно-методических пособий, более 100 печатных работ.

Он был старше всех в этом походе. Почему таки группа осталась частью и решила при неубывших с маршрута еще товарищах в виде руководителя и так сказать аксакала туризма - плыть на плотах?
А.А.Кокин работал преподавателем и уже достаточное время на тот момент. Почему он не использовал свой авторитет чтоб убедить молодежь не испытывать судьбу?
Ведь уже была серьезная травма одной участницы и как выясняется ЧМТ у руководителя Сычова Б.

А если помнить что в группе точно были Физтехи: Сычов, Кокин и Беляков - это точно. То как бы документом который мог быть очень интересным следствию и прочим структурам - это только  вот этот попавший в руки следствия документ

Трагедия произошла 27 июля. Об этом мы узнали из найденного дневника - один из рюкзаков выбросило на скалы.

Как ни странно - обнаружившие его П.И.Бартоломей и аспирант Кокин (это ваще очень интересная персона если поизучать что являлось предметом его изучения и дальнейшая карьера), отмолчались за содержание дневника. От кого-кого, но от П.И.Бартоломея - который так трепетно относится к дневникам гр. Дятлова в части и содержания и так сказать атмосферы событий в них описанных: это как-то неожиданно.  Я имею сомнения - что ему не довелось перелистать дневник участника похода на Кодарский хребет.
И если об этом содержании - молчание и молчание на протяжении многих лет, то это как бы чего-то не то.
И да, почему здесь

В УПИ мы вернулись в середине октября. И первое, что я узнал от своего заведующего кафедрой, что на ближайшем заседании парткома института будет обсуждаться вопрос об отстранении меня от преподавательской деятельности как не понимающего линию партии в воспитании молодежи, а председатель туристской секции Ю. Гольмаков и члены бюро В. Якименко, Г Двойшес, С. Увицкий и др. подлежат исключению из института за то, что они допустили нарушения приказа Минвуза о запрете туризма. Партком состоялся, ни мне, ни студентам не давали слова сказать. «Вы свое уже сказали, более того, подготовили коллективное заявление, подвергающее сомнению решение партии», - в таком духе высказывался секретарь парткома.

Не упомянут Кокин А.А.? Который в своем таком интересном статусе получается ломанулся в такой вот пиратский поход, который кончился для половины группы очень плохо...

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТО ЧТО УД - ТАКОЕ КАКОЕ ОНО ЕСТЬ?