Чем сложнее - тем заманчивее...
Полоскин Борис Павлович.
Ссылок дать нормальных - не могу. Не заархивировано. Только фрагменты из моих постов-закромов
http://russia-paranormal.org/index.php? … 2#msg79602
Немного из истории туризма, причем с упоминанием Свердловских туристов.
http://polobp.hut2.ru/Vpervie.htm#RF
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЕТ ТУРИСТОВ
Второго и третьего февраля 1958 года у стелы, помечающей границу Европы и Азии на Урале под городом Свердловском (Екатеринбургом), состоялся I Всероссийский слет туристов, в котором приняли участие 2700 мужчин и 1800 женщин. В программе этого слета семнадцать команд из различных городов и автономных республик Российской Федерации состязались в туристском двоеборье: преодоление полосы препятствий и ориентированию на местности. Каждая делегация выставляла мужскую и женскую команды по четыре человека. Руководили нашей делегацией дотошный Наум Кривошеев и добрая мама всех ленинградских туристов Вера Ивановна Щелокова.
Это были первые туристские соревнования республиканского ранга. По традиции флаг соревнований поднимают победители прошлого состязания, но, поскольку их не было, руководство решило доверить это торжественное действие мастерам спорта по туризму, ими стали – Л. Дятлов из Казани и ваш покорный слуга – Б. Полоскин из Ленинграда.
...
Нас разместили в каком-то спортивном зале, каждая команда отхватила себе кусок пола, постелив свои спальные мешки. Все на виду у всех. Москвичи пророчат нам неудачу: у нас беговые лыжи с жесткими креплениями, у них – широкие с полужесткими – снегоступы. Допоздна реконструируют они свои палки, увеличивая тальниковыми прутьями площадь колец, чтобы получить надежную опору на рыхлом снегу. В конце концов, палки превращаются в зонты, и удовлетворенные мастера гасят свет. Ночь перед закрытым маршрутом проходит беспокойно. Мы еще долго ворочаемся, переживая свою неудачу. До подъема остается несколько часов, когда, наконец, удается заснуть.
...
Командный зачет определялся по сумме набранных мест мужскими и женскими командами – количеством очков: чем меньше, тем лучше. Несмотря на неудачи, в общем зачете по двоеборью мы заняли первое место (11 + 5 + 2 + 2 = 20 очков), выиграв и обновив, таким образом, переходящий кубок Комитета по физкультуре при Министерстве РСФСР. На втором месте оказалась команда Казани – 28 очков, на третьем – команда Архангельска – 30 очков. Кроме того, за лучший суммарный результат мужской и женской команды на закрытом маршруте мы получили специальный приз от Свердловской туристской секции. Женская команда выиграла двоеборье среди женщин.
Четырнадцать дипломов 1-ой степени и оба приза, – таковыми были спортивные трофеи команды туристов города Ленинграда на первых республиканских соревнованиях по спортивному туризму.
А вот это немного дает понимание - с чего группа Шумкова так храбро штурмовала Чистоп в ночи. Может вот такой предыдущий опыт в соревнованиях? Или слух о таких ночных? Если не ошибаюсь - Владимиров-то в Ленинграде служил. вернее в Ленинградском военном округе...
http://polobp.hut2.ru/Vpervie.htm#Marschut
НОЧНОЙ ЗАКРЫТЫЙ МАРШРУТ
Вы только проигравших урезоньте,
Когда я появлюсь на горизонте.
Владимир Высоцкий
Победители "Ночной, закрытый маршрут" – чисто ленинградское изобретение. В истоках его стояли непоколебимые романтики, фронтовики: Владимир Владиславович Добкович, Андрей Александрович Хршановский и Владимир Петрович Матюшин. Впервые такие соревнования на первенство города были проведены по инициативе В.В. Добковича в 1940 году, возобновлены – в 1949 году по его же инициативе. Но пришло время, и европейское индивидуальное дневное ориентирование вытеснило ночной закрытый маршрут. А все-таки раз в году поздней осенью уже петербургские туристы собираются на свой неофициальный праздник – ночные командные соревнования, на которых выясняют отношения между собой "по гамбургскому счету".
Девиз тех лет: "Чем труднее, тем интереснее". Помнится, зимние соревнования в районе станции Молодежное – команда Ленинградского Политехнического института выиграла со временем десять часов. А осенние в 1956 году в районе станции Шапки – команда ДСО "Буревестник" одолела дистанцию за двенадцать часов! Такие были маршруты!
Вот как это было.
Район соревнований "закрыт", то есть он не известен никому из участников. В день старта получаем распоряжение главного судьи Владимира Владиславовича Добковича: "Прибыть 6 октября 1956 года к 24.00 на железнодорожную станцию платформа Георгиевская". При этом известно, что ставил дистанцию Владимир Петрович Матюшин. Это важно: у каждого постановщика дистанций свой стиль. Расстояние обычно измерялось шагами. Рослый длинноногий Матюшин недооценивал размер своего шага. Если в приказе говорилось, что контрольные пункты (КП) находится от ориентира на 200 метров, не стоило успокаиваться, пока не пройдешь 250.
Ночь. В бледный круг света от станционного фонаря вызываются команды. Старт раздельный в соответствии со стартовым протоколом. Капитан докладывает о готовности к соревнованиям. Судьи проверяют у каждого из пяти участников наличие опломбированного груза – 12 кг. На группу полагается несколько компасов, медицинская аптечка и запас питания. Путь предстоит не близкий – 30 км, если считать по прямой линии. Ночью набегаешь все 50, пока найдешь все КП и выйдешь на финиш. У каждой команды на маршруте четыре КП, но разные или разный порядок их прохождения. Это исключает преследование команд друг друга. Между КП большие расстояния. Можно и заблудиться, если потеряешь ориентировку.
Старт. Мне, как капитану команды, вручается пакет: карта с нанесенными на ней контрольными пунктами и приказ, поясняющий их место расположения и порядок прохождения. Общее направление маршрута: платформа Георгиевская – станция Шапки. Я возглавляю команду ДСО "Буревестник", в нашем составе весьма именитые туристы (на фотографии справа налево): мастера спорта Борис Полоскин и Михаил Антиосов, перворазрядники Олег Щербинин, Олег Голованов и Георгий Сидоров. Задача сводится к тому, чтобы на карте проложить наилучший вариант пути от одного контрольного пункта до другого и грамотно осуществить его, ориентируясь с помощью карты и компаса.
Сгрудившись и включив карманные фонарики, обсуждаем варианты маршрута: где стоит дать крюка по дорогам, чтобы точно выйти на КП, где идти напрямую через болота и леса.
С других железнодорожных станций, согласно жеребьевке, стартуют другие команды. Кто-то уже в пути, а кто-то еще волнуется. Все соперники – хорошо известные друзья по походам. Среди них и сильная команда горняков, и сборные команды ленинградского военного округа, и такие опытные неутомимые капитаны как Слава Рыбин, Федя Вергилесов и Дмитрий Максимчук. Мой многолетний соратник по соревнованиям Людвиг Беляков возглавляет команду Политехнического института, капитаном команды которой в недавнем прошлом был я. Соревнуемся без наград, без получения спортивных чинов, – "по гамбургскому счету": просто выясняем, кто из нас опытнее, выносливее, мудрее. Наша команда – фаворит. Естественно, все жаждут нас "обойти, припилить, надрать" и т.д.
...А закончились соревнования так. Из семнадцати стартовавших мужских команд в контрольный срок – шестнадцать часов, к закрытию финиша пришли только три. Первое место со временем 12 часов заняла наша команда, второе со временем 14 часов – команда Политехнического института (капитан Л. Беляков), третье – сборная команда Ленинградского военного округа (капитан А. Козлов). Остальные четырнадцать команд победил, если можно так сказать, начальник дистанции В.П. Матюшин.
Более тяжелых соревнований (ночь, груз, болото, осень, длинная дистанция, отсутствие надежных ориентиров) и более продолжительных я не припомню. Член нашей команды Олег Щербинин финишировал, придерживая оторванную штанину руками. Гардероб Георгия Сидорова тоже сильно пострадал. Спустя десятилетия, на Приозерской турбазе я встретился с Михаилом Антиосовым. Он уехал из Ленинграда в Горно-Алтайск, где профессионально руководил подготовкой горнолыжников и принимал участие во многих международных соревнованиях. Однако, по его словам, самые яркие спортивные впечатления оставил этот "ночной, закрытый"