Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Природные явления по полочкам » Погодные катаклизмы времен СССР...


Погодные катаклизмы времен СССР...

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

31 декабря 1978 года

Длиннная ссылка

https://e-kazan.ru/news/show/40878#:~:text=31%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F%201978%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB,%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB%20%D0%B8%20%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0.

В 1978-м Казань пережила самый холодный Новый год. Было страшно
31 декабря 1978 года стал самым холодным днем в истории Казани. Столбики термометров упали до -44 °C, хотя современники говорят, что было -55 °C. Люди штурмовали вокзал и умирали от холода.

С транспортом были серьезные проблемы
По воспоминаниям очевидцев, с транспортом в тот день творилось что-то невообразимое. Трамваи не могли подняться по улице Бутлерова, потому что не было трения между колесами и рельсами. На Тукаевской из-за мороза лопнули трубы: вода хлынула на трамвайные пути, и рельсы исчезли под слоем льда.

В тот день на линию вышли всего один автобус «ЛАЗ» и три такси «ГАЗ-24». Уже через два часа они встали, потому что отказали тормоза. Работал только электротранспорт. Увидев встречных пешеходов, трамваи и троллейбусы останавливались и подбирали всех.

Казанцы грелись на вокзале
Казанцы брали вокзал штурмом, чтобы согреться. Он был переполнен. То же самое с поездами – билетов в кассах не было.

«Проводницы кричали о переполненных вагонах и махали руками, показывая куда-то в середину состава. Два замороженных, покрытых полуметровым слоем льда вагона выглядели, как айсберги. Мне повезло и вечером я перекупил билет на поезд Казань – Москва», – рассказал kazancat.ru участник тех событий Георгий Цыпцын.

Театр оперы собрал всего 15 человек
Вечером 31 декабря в оперном театре должен был идти «Севильский цирюльник».

«Вышли из дома закутанные так, что оставались только глаза. И валенки были, конечно! Нас подобрал трамвай и довез до площади Свободы. В театре долго-долго раскутывался, потом надевал легкую рубашку с кружевным жабо, бархатное болеро – и сидел перед зеркалом, гримировался. А на ногах были валенки. Невозможно было надеть туфли – только перед самым выходом на сцену!» – вспоминает жена одного из артистов.

«Севильского цирюльника» в тот день все-таки не было. В зале насчитали 15 зрителей, поэтому спектакль отменили.

В Татарстане пропали школьники
В Татарстан приехала группа школьников из казахстанского Павлодара: 14 детей и их руководитель. Они ночевали в здании школы в Тетюшах. Представитель местных властей предупредил их, чтобы они никуда не ходили утром, потому что ожидается сильный мороз. Они не послушались.

Путешествуя, группа застряла в снежных заносах на реке. Один школьник вызвался сходить за помощью, он привел подмогу. Всех детей доставили в больницу. У одного подростка ампутировали три пальца на ноге, у других – фаланги, руки и ноги. Одна девочка скончалась.

https://dzen.ru/a/ZWCU_pw2Ux2Xy-0B

Почему 31 декабря 1978 года весь Урал мог стать полностью необитаемым: 23 часа, которые спасли мир
...
Всё случилось 31 декабря 1978 года в 45 километрах от Екатеринбурга на территории Белоярской АЭС. Нужно сказать, что АЭС с самого начала была какой-то несчастливой. Запущенная в 1964 году её постоянно преследовали неудачи. В первый же месяц произошло разрушение тепловых сборок в реакторе, его оперативно устранили, однако за последующие 10 лет такие инциденты случались с завидным постоянством. В 1977 году на 50% расплавился один из реакторов. В 1992 году лопнула труба при перекачке жидких радиоактивных отходов и этой фонящей жижей залило часть помещений, окружающую территорию и пруд.

Но самый большой инцидент произошёл в 1978 году, когда на Урал пришли небывалые морозы. В тот год досталось всем. Замерзала Москва, где Дед Мороз шарахнул на -52, Казань - там было -55. Однако Уралу "повезло" чуточку побольше.

Белоярская АЭС была станцией-красавицей, передовой по всем показателям. Просторные машинные залы из стекла и бетона, сделанные по последнему слову техники, залитые естественным светом, люди в белых халатах, более похожие на врачей, чем на инженеров. Она была рассчитана на комфортную работу от -50 до +50.

В ночь с 30 на 31 января 1978 года Свердловск накрыло температуру ниже расчётной. Огромные балки, на которые снаружи давила температура -58 изнутри прогревались до +24. На металле начал образовываться конденсат, который стекал к основанию крыши. В пик морозов конденсат замёрз и распёр крышу, которая не выдержала вес льда и...

В какой-то момент одна из балок не выдержала и рухнула вниз на генераторный зал, увлекая за собой ВСЮ стеклянную, бетонную и металлическую крышу.

И по закону подлости самая массивная центральная балка упала на маслобак турбогенератора. Под рухнувшей кровлей вспыхнул пожар, сотни тонн горящего масла начали растекаться по всему залу и... уходить по кабель-каналам, сервисным туннелям, вентшахтам вниз к реакторному отделению.

Ситуация осложнялась тем, что тушить масло водой нельзя, кроме того, над горящей зоной шла вся электропроводка, которую нельзя было отключать - она управляла реакторами внизу. При этом крыша повредила внутреннюю электропроводку в зале, от которой включались насосы пожаротушения.

Со всей Свердловской и соседних областей к АЭС начали подтягивать расчёты пожарных. Ситуация осложнялась ещё и тем, что в Нижнем Тагиле на одном из предприятий рухнула точно такая же крыша. Причина была той же. А пока пожарные бились со стихией началась подготовка к эвакуации ближайших городов и деревень. Транспортники начали стягивать собранные отовсюду автобусы.

К началу дня на АЭС начали подъезжать грузовики, на которых значилось "ОПАСНО! Взрывчатка". Расчёты показали, что если огонь дойдёт до реакторов, то будет мощнейший радиоактивный взрыв, который сделает весь Средний Урал необитаемым. Уровень радиации будет несовместим с жизнью, придётся отселять около 5 миллионов человек.

Из Москвы пришла команда: в случае расширения пожара и поступления горящего масла в соседний зал - центр управления, взорвать АЭС, чтобы обломки зданий сверху запечатали огонь от поступления кислорода.

270 пожарных оказались теми людьми, от которых зависело всё: попади огонь вниз рванули бы реактора, пойди он дальше по зданию - АЭС пришлось бы взрывать самим. И над всем этим висят силовые кабели с адским напряжением, под которыми нужно тушить масло!

В этих нечеловеческих условиях пожар удалось потушить через 23 часа. Когда обессиленные люди, сутки сражавшиеся с огнём, только-только присели. Огонь вспыхнул снова.

Его снова смогли подавить.

Он снова вспыхнул.

И так 5 раз подряд!

Как выяснится позднее, вода (она же тяжелее масла) продавливала себе путь вниз, а масло поступало наружу и при малейшей искре или контакте с раскалённым металлом, вспыхивало вновь и вновь.

Станцию сумели сохранить несмотря на то, что вспышки продолжались несколько дней уже в процессе разбора завалов. Но всё, в конце концов обошлось, станцию восстановили даже несмотря на частичное радиоактивное заражение.

Если бы это не произошло и реакторы взорвались, то площадь заражения превысила Чернобыльскую и составила от 300 до 400 тысяч квадратных километров. Это примерно 5 уральских регионов вместе взятые.

https://drugoigorod.ru/moroz1978/

В последние дни 1978 года на СССР из Арктики двинулся мощнейший антициклон, что привело к сильнейшему похолоданию на территории от Урала до Москвы. Особенностью похолодания было то, что наступило оно очень резко, за несколько часов, и именно 31 декабря 1978 года. Метеослужбы сохранили данные этой ночи:  Пермь –47,1 0С, Свердловск -46,7 0С, Куйбышев – 41,3 0С.  Резкое похолодание стало суровой проверкой на прочность для всех систем жизнеобеспечения региона.

Вспоминает Владимир Неклюдов:
«В четыре часа дня я поехал на поезде из Сызрани в Куйбышев, чтобы встретить Новый год. Обычно добирался за два с половиной часа, но в этот день поезд практически не шел. Я пересел в Новокуйбышевске на электричку и с огромными проблемами доехал в Куйбышев лишь к 8 утра следующего дня. Когда вышел на  вокзале, то увидел автобусы, которые просто не могли идти. При мне водитель сунул палку в бак, а когда её достал, то на ней был шматок замерзшего топлива. От мороза с трамваев отваливалась краска. Они потом так и ездили облупленные».

Сохранились байки о незадачливых куйбышевцах, которые в преддверии новогоднего застолья вывешивали водку для охлаждения в сумке за окно, а потом растерянно смотрели на бутылку со льдом внутри. Но проблемы этой ночью могли быть гораздо серьезнее, чем просто испорченный праздник. На тольяттинском «Куйбышевазоте» 31 декабря 1978 года из-за размораживания оборудования произошёл взрыв в одном из цехов, погибло несколько человек. От ударной волны выбило все окна на соседней Тольяттинской ТЭЦ, возник риск полной остановки станции.

В новогоднюю ночь с 1978 на 1979 год катастрофа едва не случилось и в Куйбышеве. Дело в том, что в 80-е годы в окнах городских электростанций далеко не все проёмы имели целые стекла, да и рамы были с щелями. Средств на ремонт выделялось недостаточно. Когда горячий воздух от турбин и котлов встретился с холодным потоком, лившимся внутрь сквозь незастеклённые окна, то в турбинных цехах возник туман, в котором ничего не было видно даже на расстоянии вытянутой руки. А как управлять оборудованием в этих условиях? Малейший сбой в работе электростанций грозил взрывом, а Куйбышева мог замерзнуть.

По воспоминаниям ветеранов, поняв, насколько серьезная складывается ситуация, люди уходили из-за праздничных столов и в новогоднюю ночь возвращались на станции. Но как работать в тумане? На Куйбышевской ГРЭС управляли турбинами «на слух». Работники ГРЭС за многие годы работы выучили, как звучит каждый агрегат, и если слышали фальшивую «музыку» от какой-то из турбин, то находили её и регулировали «на ощупь». Кроме того, пригодились и новогодние гирлянды, принесённые из дома. Их развешивали на приборы для какой-то подсветки. А на Куйбышевской ТЭЦ придумали иное ноу-хау.  Отрезы ткани, предназначавшейся для половых тряпок, мочили в воде и накладывали на проёмы окон без стекла и щели в рамах. Тряпичная заплата моментально примерзала к раме и становилась заплатой ледяной. Воздух сквозь эту ледяную завесу уже не проходил, и туман через какое-то время рассеялся.

А  вот в Ульяновске в эту новогоднюю ночь ЧП все же произошло. По воле брежневских бюрократов Ульяновская ТЭЦ-1 была построена с большим количеством окон и по «южному проекту», предусматривающему, что температура воздуха не будет опускаться ниже 290 С. Но под Новый год  в Ульяновске так же, как и в Куйбышеве, мороз не послушался государственного плана и дошёл почти до -42.
Не слитая из домовых сетей вода быстро стала льдом и разорвала батареи с трубами примерно в половине многоэтажек города. От мороза рвались и канализационные сети.

Туман конденсировался на оборудовании, перилах лестниц, полах и становился льдом. Из-за промораживания изоляции по очереди короткое замыкание сжигало двигатели насосов, подававших горячую воду в систему теплоснабжения города. В итоге разорвало головной участок коллектора теплоснабжения Ульяновска. Не слитая из домовых сетей вода быстро стала льдом и разорвала батареи с трубами примерно в половине многоэтажек города. От мороза рвались и канализационные сети.  Температура в квартирах резко упала, и семьи переместились жить на кухни, где постоянно горели газовые конфорки. Люди спали в обуви и верхней одежде. Кому-то повезло перебраться  к родственникам в частный сектор к печному отоплению.

Работу самой станции восстановили за пару дней, а вот с теплотрассами и батареями в Ульяновске  промучились гораздо дольше. Батареи везли в Ульяновск самолетами и поездами из других регионов СССР. Экстренно в город были командированы и восстановительные бригады. Основной ремонт  завершили за неделю, но на устранение всех последствий ушёл примерно месяц.

Советские газеты не любили писать о техногенных катастрофах, поэтому о том, как был заморожен город – родина Ленина, в те дни не вышло ни строчки. Зато были исключены из членов КПСС и пошли под суд главный инженер ТЭЦ и главный инженер теплосетей. Впрочем, ближе к весне обвинения с них были сняты.

0

2

А в то же самое время - в Кузбассе была совершенно другая картина

https://novokuznetsk.su/news/city/4451988

19 ноября 2023

Сегодня, 19 ноября, в Кузбассе творится сущий ад. Кроме крыш и балконов сносит целые дома. МЧС скорректировали предупреждение до ураганного ветра. Энергетики начали работать в особом режиме, а в городе объявили режим чрезвычайной ситуации. К несчастью, помимо бесчисленных разрушений, ураганный ветер принесёт за собой резкое похолодание.

По словам ведущего синоптика Новокузнецкой Гидрометобсерватории Алёны Поскрёбышевой из телеграм-канала "Эвристическая метеорологиня", ураган стал следствием выхода Южного циклона на территорию Сибири в зимние месяцы. Именно поэтому всю неделю было тепло, а сегодня, на отдельных территориях региона, температура воздуха поднялась аж до пиковых для ноября +14°С. Последний раз подобное творилось в осенне-зимний период в ноябре 2017 и октябре 2022. А самый жуткий выход Южного циклона пришёлся на 31 декабря 1978 года, когда регион захватили гроза, ливневые дожди, ветер 40 м/с и всё это при температуре воздуха +1°С.

0

3

https://31tv.ru/novosti/307799/

Гидрометцентр: таких морозов в Челябинске не было больше 10 лет
...
Если говорить о новогодней ночи, то низкая температура наблюдалась 31 декабря 1978 года — -39,8.

https://vk.com/@pogoda99-ob-ultrapolyar … roup_block

Хочется вспомнить одно из самых мощных ультраполярных вторжений, которое произошло в завершающие дни 1978 года. Пик морозов в Москве пришёлся на предновогодний день — 31 декабря 1978 воздух остыл до -38,0 градусов, в Московской области морозы усиливались до -45 градусов. В этот же день была зафиксирована минимальная температура в Европе — в селе Усть-Щугер (респ. Коми) температура понижалась до -58,1 градуса.

Вообще, зимний период 1978-1979 года был периодом активности Арктики. По крайней мере, над Карским морем и морем Лаптевых почти весь зимний период находились сильно выхоложенные массы воздуха, что вызвало нескончаемые морозы на Таймыре. Например, в Хатанге эта зима стала самой холодной в истории наблюдений. Несколько раз воздух из Арктики опускался на Европейскую Россию, а самая мощная волна холода пришлась как раз на предновогодние дни.

Пожалуй, синоптическую ситуацию в эти морозные дни можно описать следующим образом:

28 декабря: Через юг Центральной России проходит атлантический циклон, смещающийся на восток-северо-восток. В это время над Шпицбергеном находится антициклон. Между циклоном и антициклоном начинается вторжение выхоложенных масс воздуха с Новой Земли. В Москве в этот день проходит небольшой снег, а температура в течение дня падает с -5 до -25.

29 декабря: Циклон углубляется и, поворачивая на северо-восток, выходит на Челябинскую и Свердловскую области. Заток арктической воздушной массы продолжается. В Москве холодает с -25 до -30, в течение дня пасмурно, идёт слабый снег.

30 декабря: Антициклон смещается на Скандинавию и продвигается южнее, смещая «мешок холода» на юг. В Москве проясняется, температура в течение дня падает с -30 до -37 градусов. Язык холода протягивается далеко на запад страны.

31 декабря: Пик холода в Москве — температура понижается до -38 градусов. Антициклон смещается со Скандинавии на Центральную Россию, поворачивая язык холода вспять. Воздушная масса там трансформируется, морозы ослабевают. Днём в столице теплеет до -30.

1 января: Пик холода на Приуралье и Урале. Местами температуры падают до -50 градусов и ниже. Днём антициклон смещается в южную часть Приуралья — северный Казахстан. Ультраполярное вторжение можно считать завершённым, но над всей Европой остаётся выхоложенная масса воздуха. В ближайшие дни над Прибалтикой и Центральной России будет стационировать ещё один антициклон, а морозы (до -26 в столице) продержатся до 9 января.

Сейчас нам очень сложно представить такой мороз и понять, как он ощущается. После ультраполярного вторжения в 1978 таких сильных морозов Европейская часть страны больше не видела. Сильнейшие морозы сопровождались рядом аварий на коммунальных объектах — во многих городах лопались батареи и люди встречали Новый Год, замерзая в своих квартирах:

«Отопления не было несколько дней, мы включали все четыре газовых конфорки и духовку – они работали круглосуточно (хорошо, что счетчика тогда не было). Чтоб согреться, всей семьей спали в одной комнате, включали обогреватель, нагорало много электричества, но потом нам сделали перерасчет: вместо 4 копеек за киловатт мы заплатили за тот период по 2 копейки. Когда дали горячую воду, мы стали наливать полную ванну горячей воды, открывали дверь в ванной и грелись. В итоге, стены угловой комнаты от сырости и холода покрылись инеем толщиной в несколько сантиметров. Это было очень красиво, можно было снимать зимнюю сказку. Но когда дали отопление, эта красота превратилась в потоки воды, отсыревшие обои, плесень. Пришлось делать капитальный ремонт.»

Поезда дальнего следования задерживались на несколько часов:

«Я как раз ехал в поезде «Москва-Ульяновск» и должен был прибыть в город 31 декабря около 8 утра. Но приехал только в час ночи 1 января уже 1979 года. Мы еле добрались: лопались рельсы, летели провода, подолгу стояли. Проводники всячески старались нам помочь, поражал героизм парней-истопников, которые хотели нас согреть, один даже обжег руки. На вокзале собрались родственники тех, кто был в поезде. Каждые три часа объявляли, что поезд задерживается, люди переволновались.»

С огромными перебоями работал и общественный транспорт, ведь автобусы просто не заводились, а многие трамвайные рельсы были скованы льдом:

«Мои надежды добраться до вокзала общественным транспортом не оправдались. Видимость в морозной дымке на улицах Казани была не более десяти метров. От своего дома на Космонавтов до «Кольца» больше часа я добирался пешком по трамвайным путям, не встретив ни единой души и никакого автотранспорта. Только на «Кольце» я догнал спустившийся по Бутлерова трамвай — «двойку». Жалостливая вагоновожатая открыла мне дверь, не доезжая остановки, и один в пустом вагоне я добрался до вокзала.»

Не обошлось и без трагедии:

«В Татарстан приехала группа школьников из казахстанского города Павлодар: 14 детей и их руководительница. В ночь перед 31 декабря они заночевали в здании школы в Тетюшах. Представитель местных властей предупредил их, чтобы утром никуда не ходили, так как ожидается сильный мороз. Велел дождаться его, после чего пошел домой спать. Однако, когда на следующий день он вернулся в школу, то никого не обнаружил. Сел на телефон и начал обзванивать все поселения выше по Волге. Группу школьников никто не видел.

Позже выяснится, что они попали в наслуд (вода, выступающая на поверхности льда, когда река промерзает до дна) и промочили ноги. Один из школьников сломал лыжи и весь промок. Желая помочь товарищу, девочка по имени Марина сняла с себя теплые носки и отдала ему. Продвигаясь дальше, группа застряла в снежных заносах на реке. Один подросток вызвался сходить за помощью. В районе Долгой поляны с обрывистого берега его заметили двое заядлых рыбаков. Один вытащил парня на берег и помчался за помощью, второй рыбак пошел по оставленным следам на снегу за группой.

В спасательной операции принимали участие не только милиционеры, но и жители близлежащих сел.

— Всех детей подняли на санях жители Долгой Поляны, в том числе мои дедушка и бабушка, — рассказывает Ирина Галемзянова.

Дежурство у хирургов выдалось суровым. Говорят, что у одного подростка ампутировали лишь три пальца на ноге, у других — фаланги, руки, ноги. А вот Марину спасти не смогли. Позже школьников доставили в Казань, куда приехали их родители.

Место на Волге, откуда подняли детей, называется «Наш Взвоз». Там над обрывом на дереве до сих пор висит памятная табличка о Марине и ее подвиге.»

На устранения последствий аварий в коммунальных системах уходило до месяца. Просидевшие несколько дней в морозных квартирах люди, наверное, ещё очень долго отходили от этих сильнейших морозов.

Ну и напоследок: карта минимальных температур воздуха во время УПВ в конце декабря 1978-начале января 1979 в некоторых населённых пунктах.
https://sun9-15.userapi.com/impg/c855328/v855328278/1b98dc/br7B-SvCzLQ.jpg?size=807x712&quality=96&sign=c9a62aef89ba81f15226a2fa34d15bec&type=album

http://meteoweb.ru/ar012.php

0

4

https://xn-----glcecwcww5kob.xn--p1ai/entry/7075

31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария

31 декабря 1978 года в Ульяновске произошла крупная коммунальная авария: в новогоднюю ночь температура опустилась до -44 градусов, котельная не выдержала, и город остался без тепла. В домах лопались батареи, люди надевали на себя все, что есть, чтобы согреться. Геннадий Демочкин собрал воспоминания об этом жителей города и руководителей, ответственных за ликвидацию аварии, а также публикации СМИ разных лет о произошедшем.

Виктор Исаевич Васильев, в 1978 году директор Ульяновских теплосетей:

«31 декабря, примерно в 9 часов вечера в квартире стало заметно холоднее. Тут звонок из диспетчерской: «Виктор Исаевич, температура в теплосети снижается». Я уже садился с гостями за праздничный стол, но сердце чувствовало неладное. Обзвонил всех своих заместителей, попросил несмотря на праздник не злоупотреблять спиртным. Синоптики обещали усиление мороза до 35 градусов.

Следующий звонок – о серьезной аварии на ТЭЦ-1 – раздался в 3 часа ночи.»

«Симбирский курьер», 27.12.2001 г.

Александр Михайлович Большов, в 1977 – 1982 гг. второй секретарь обкома КПСС:

- Конечно, надо было слить воду из топливных систем. Но с ТЭЦ нам все время сообщали: сейчас наладим, сейчас наладим… Но там пошла как цепная реакция.

В итоге очень многое разморозили. Говорят, в кинотеатре «Пионер» был очень практичный директор. Про него рассказывали, уже вечером он сказал: «Э, нечего тут ждать». Слил всю воду из системы отопления и ушел праздновать. И у него все осталось целым. А вот у тех, кто пытался продержаться, утеплить батареи, у них все и разморозилось.

Конечно, если бы руководители слили воду в массовой порядке, потерь было бы меньше. Но с другой стороны, заполнять потом воду тоже надо было при 30-градусном морозе – это ведь тоже проблема. Начнешь заполнять, так ведь тоже семь раз заморозишь…

Так что принять решение: слить все! – кто мог принять на себя такую ответственность? Сложная была ситуация. Но все работали, как было положено. Ни одного факта не знаю, чтобы кто-то из руководителей проспал или напился.

Записано 22.12.2007 г.

Александр Михайлович Большов, в 1977 – 1982 гг. второй секретарь обкома КПСС:

- Я жил тогда в 14-этажном доме на Кузнецова. У нас там тоже отопление выходило из строя. Хотя батареи удалось сохранить, но неделю спали одетыми (все, что есть – на себя).

У нас и в обкоме систему прихватило, часть батарей разморозилось.

Но работали все дружно. Сразу все поднялись, тревогу подняли, Москву поставили в известность. Отовсюду нам пошла помощь: батареи вагонами, самолетами везли. Монтажников из соседних областей присылали.

Масштабы бедствия были, конечно, большими. Но за месяц все последствия были ликвидированы.

Записано 22.12.2007 г.

«Симбирский курьер»:

В 3 часа ночи 1 января в квартире директора ульяновских теплосетей В.И. Васильева раздался телефонный звонок. «Виктор Исаевич, серьезная авария на ТЭЦ-1, прекращена циркуляция воды», - сообщил диспетчер. Через 30 минут Виктор Васильевич был уже на диспетчерском пункте теплосетей. Там уже находились почти все ведущие энергетики города. Связались с ТЭЦ. Оператор по станции подтвердил, что авария произошла в водогрейной котельной.

В предновогодние дни в Ульяновске стояли тридцатиградусные морозы. А в новогоднюю ночь, впервые за столетнюю историю наблюдения за погодой, температура воздуха понизилась до минус 41,8 градуса по Цельсию.

От сильных морозов не выдержала водогрейная котельная, которая была сделана по южному варианту и рассчитана на 20-градусный мороз. Верхняя часть котлов и других агрегатов находились не в помещении, а на самом верху котельной. Чтобы избежать разрыва котлов ТЭЦ, решили остановить насосы. Но во время этой операции произошел гидравлический удар, в результате которого разорвало коллектор на отводе одного из котлов. Образовался шов, из него фонтаном стал бить кипяток (температура воды в сети была плюс 125 градусов). К счастью, никто из персонала ТЭЦ не пострадал.

К месту аварии в три часа ночи прибыл начальник «Ульяновскэнерго» Федор Гринин, который и возглавил работы по ликвидации ЧП на самой станции.

Срочно сформировали аварийные бригады. Но к котельной было не подойти. Огромный столб кипятка бил из трубы, поднимаясь ввысь на несколько десятков метров. Вокруг него – тяжелые клубы серого пара. И все как в тумане. Снизили температуру, но подойти к котельной все равно было невозможно. Тогда и было принято единственное решение – отключить систему отопления и, соответственно, горячую воду. Как только система была остановлена, оперативный персонал станции начал сбрасывать воду с теплоцентрали, чтобы не разморозить ее.

А тем временем в турбинных и котельных цехах ТЭЦ возникла новая опасность. В помещениях образовался страшный туман, из-за которого невозможно было работать. Появилась реальная угроза потерять всю станцию. Рабочие начали выбивать большие стекла окон. Необходима была хоть какая-то циркуляция воздуха.

Уже первого января был создан областной штаб по ликвидации аварии, который возглавил секретарь обкома Евгений Сазанов. В столицу ушло тревожное сообщение: «В Ульяновске в новогоднюю ночь на ТЭЦ произошла авария. Город остался без тепла». Штаб поставил задачу всем предприятиям, заводам города подключиться к аварийным работам. Были распределены участки, на которых необходимо было восстанавливать дома и отводки теплосетей (...)

Арсений Королев.

Симбирский курьер, 27.12.2001 г.

Нина Васильевна Пономарева, в 70 – 80-х годах директор школы № 8 г. Ульяновска:

- Ко времени аварии А.А. Андронов уже не был директором ТЭЦ. Он захотел поработать за границей, его пригласили строить станцию в Афганистане. Но здесь его не отпускали и когда он все-таки настоял, на него накрутили всяких бед и отпустили чуть ли не со строгим выговором.

Потом я разговаривала со специалистами ТЭЦ и они сказали: «Если бы был Андронов, таких последствий аварии не было бы».

Записано 18.3.2006 г.

Владимир Иванович Казанцев, в 1978 году студент пятого курса факультета иностранных языков Ульяновского пединститута:

- Мы жили на К. Либкнехта и часиков в 9 вечера пошли с отцом на Бебеля – забрать дядьку к нам в гости (он сам уже плохо ходил). Проходим мимо «дома правительства», из подъезда выходит Кузнецов. Батяню он знал по каким-то партийным делам. Отец спрашивает: - Иван Максимыч, что за проблемы, в доме – холодина?! – Сейчас выезжаю, через пару часов все наладим. Вечером уже в квартире было прохладно. А потом, когда батареи стали остывать, все включили электрообогреватели – автоматы стало выбивать. Стали газ включать – он еле горит. А дальше совсем печально стало. В домах, где батареи были вмонтированы в стены, батареи лопались, стены разлетались. В подъездах батареи полопались… Магазины не работали. Только хлеб продавали и водку. Больше ничего.

И так больше десяти дней.

Записано Г.А. Демочкиным 3.10.2005 года.

Нина Васильевна Пономарева, в 70–80-х годах директор школы № 8 г. Ульяновска:

- 31-го вечером сижу уже дома, в кресле. Около меня батарея. Стала мерзнуть. Щупаю батарею – она холодная. Это было часов в 6.

То есть станция уже не работала, подача тепла была прекращена. И нужно было в это время и по радио, и по телевизору буквально бить в набат. «Товарищи руководители, на объекты! Слить воду из системы, потому что с ТЭЦ нет подачи тепла!»

Если бы в 6 часов вечера я оказалась в школе, мы бы слили воду и все бы было в порядке. Но воды сошло очень мало, потому что мы ее начали спускать уже в 9 часов вечера. А ветер северный, а мороз 40 градусов, а окна в школе – это настоящие ворота… Поэтому северная сторона здания уже была прихвачена морозом.

Страшное это было дело. Школа умирала, превращалась в ледяной дворец. И город умирал. Какой был разгром! Вот войдешь в класс, - батареи разрушены, огромными кусками они обстреляли противоположную стену. Цветы, которые мы выращивали и которыми гордились, обламывались как хрустальные, падали на пол и разбивались со звоном…

Записано Г.А. Демочкиным 18.3.2006 г.

Нина Васильевна Пономарева, в 60 – 80-х годах директор школы № 8 н. Ульяновска:

- Заведующим гороно был тогда Сердюков Виталий Иванович. Я его очень хорошо и давно знала. Это талантливейший человек, это изумительный руководитель.

Виталий Иванович очень ответственно относился ко всем этим аварийным работам. Не смотря на то, что у него было большое сердце, он сам, лично, развозил батареи по школам, таскал их...

Я даже была вынуждена пожаловаться своей школьной подруге (ее сестра была замужем за В.И. Сердюковым): «Слушай, Зоя, передай там Валентине, что Виталий безобразничает. Он надорвет сердце...»

Вскоре он и умер от инфаркта.

Записано 18.3.2006 г.

«Симбирский курьер»:

Но к морозам добавилось новое бедствие. Начался сильный снегопад. За сутки выпал метровый слой снега. Все эти беды – авария на ТЭЦ, замерзающий город, а теперь снегопад – только сплотили ульяновцев. Многие горожане вышли на расчистку дорог и завалов. В город прибыли дополнительные армейские части и подразделения милиции. На улицах можно было увидеть даже танки, с помощью которых военные расчищали снег (...)

Арсений Королев.

Симбирский курьер, 27.12.2001 г.

Ольга Александровна Тюрина, научный сотрудник заповедника «Родина В.И. Ленина», в 1979 году ученица 7 класса школы № 1 г. Ульяновска:

- В новом здании нашей школы тоже полопались батареи, и несколько недель мы учились в здании старой гимназии в три смены. Там было тепло, но за маленькими партами для младшеклассников было неудобно сидеть.

Дома было очень холодно, все время работали рефлекторы, спали под двумя одеялами. А еще помню, что в ту зиму из-за морозов часто отменяли занятия, и это нас почему-то не огорчало.

Записано 8.1.2008 г.

Нина Васильевна Пономарева, в 60 – 80-х годах директор школы № 8 г. Ульяновска:

- Были самые удивительные ситуации. Родители здорово нам помогали. И наши шефы с ТЭЦ, конечно, тоже.

...Перед самым входом на первом этаже разобрали полы, чтобы заменить замерзшие трубы. Работает целая бригада сварщиков с ТЭЦ. Прибегает инспектор пожарной охраны. Этакий стрикалюс, иначе никак не могу назвать – молоденький, в шинельке, замерзший...

И вот он обращается к сварщику: «У вас есть разрешение на производство работ?» Сварщик поднимает защитный щиток, смотрит на этого инспекторчика: «Какое разрешение? Тебе чего надо?» - «Вот я инспектор пожарной охраны, сейчас я прекращу все работы...» В общем, начал наступать.

Этот рабочий опускает щиток и продолжает варить – работа требует срочности. Я наблюдаю эту картину, говорю инспектору: «Слушайте, это квалифицированные работники, это сварщики с ТЭЦ. Это наши шефы. У них, конечно, есть и допуск, и опыт...»

Этот все стоит на своем: «Я сейчас прекращу все работы». Тогда я его матом как стеганула! Он на меня глаза выпучил. Мужики с ТЭЦ тоже на меня глаза выпучили: «Нина Васильевна, вы это чего?» - «А он не понимает русского языка!» - «А вы разве знаете мат?» - «А кто его не знает?! Одни произносят, другие нет. Вот мне пришлось сейчас произнести...»

Записано 18.3.2006 г.

Евгений Васильевич Сазанов, в 60 – 60-х гг. секретарь обкома КПСС, руководитель областного штаба:

- Опыта в таких делах ни у кого не было. Надо было везде спустить воду и ждать, когда наладят ТЭЦ. Воду не спустили, во многих местах полопались батареи. Очень много людей осталось без тепла. Засвияжцы, часть Ленинского и Железнодорожного района: кто-то уезжал к родственникам за Волгу или в деревню, кто-то оставался и выживал в этих трудных условиях. Мученья, конечно, были...

Как-то под утро мне на работу звонок (шесть утра, холодина в кабинете страшная). – Сазанов? – Сазанов. – Тебя еще не повесили? – Нет. – Ну, повесим, так твою мать...

Записано 6.1.2008 г. по телефону из Москвы.

«Симбирский курьер»:

Прошли сутки. Температура в квартирах опустилась до 2 градусов тепла. Люди надевали на себя теплые вещи, вплоть до шапок-ушанок. Согревались как могли. Вспоминает ульяновец Владимир Никифоров: «Мы включали две конфорки газовой плиты, я ставил вентилятор, и поток теплого воздуха шел в комнаты. Все батареи укутали теплыми вещами».

Замерзали не только люди, замерзали и домашние животные. Многие ульяновцы на ночь закутывали своих любимцев в теплые одеяла. Кошки и собаки спали рядом со своими хозяевами. Но у многих тогда от переохлаждения погибли рыбки и птички.

Из воспоминаний Татьяны Захаровой: «Мы грели на газе три ведра воды и ставили их посредине комнаты. От этого становилось немного теплее. Надели на себя все, что можно было. Жили на кухне, разложили диван и на нем всей семьей спали. Кухня была самым теплым местом в квартире. А вот с обогревателями в то время была проблема. Их невозможно было достать».

Из-за аварии продлились зимние каникулы (...)

Арсений Королев.

Симбирский курьер, 27.12.2001 г.

Евгения Владимировна Демочкина (в девичестве Холодова), в 1979 году студентка 5 курса факультета журналистики Уральского госуниверситета:

- У нас шла сессия, выпало несколько свободных дней, и я прилетела на Новый год к родителям, в Ульяновск. Авария Заволжья не коснулась, никаких сообщений о ней не было, и 1 января после обеда мы с мамой на такси поехали в аэропорт – провожать меня в Свердловск.

По дороге таксист сказал: в городе авария, проблемы с теплом. Мы как-то не придали этому большого значения. Подъезжаем к аэропорту, там сообщают: вылет по метеоусловиям задерживается. Я говорю маме: поезжай домой, я все равно скоро улечу. Мама уехала.

В аэропорту было довольно прохладно, но терпимо. Потом рейс еще несколько раз откладывали, наступил вечер, потом ночь, а холод в зале ожидания становился невыносимым. Пар валил изо рта. Несколько раз я бегала пить чай, но это совершенно не помогало. Я ходила, я прыгала, потом сняла сапоги, залезла на скамейку, ноги засунула под пальто (но пальто ведь носили короткие!)...

Самолет полетел только под утро. К этому времени у меня было ощущение, что я почти умерла, ноги совсем не ходили – вот такая была холодина.

И что интересно, я даже не поинтересовалась у служителей аэропорта, почему так холодно – мы были как-то не приучены чего-то узнавать. Холодно, значит что-то случилось. Раз случилось, значит ответственные люди что-то делают и скоро исправят.

...Рано утром я прилетела в Свердловск. Там была обычная для уральской зимы температура и теплая-теплая комната в общежитии. Я вошла промерзшая, как сосулька, девчонки еще спали (сессия!), и вот эта теплая, надышенная людьми атмосфера так разлагающе на меня подействовала, что я чуть не проспала на зачет...

Потом уже мама по телефону рассказала мне, какая в Ульяновске была авария.

Записано 22.12.2007 г.

Нина Васильевна Пономарева, в 60 - 80-х годах директор школы № 8 г. Ульяновска:

- Срочно нужно было спасать школу. Шефы прислали бригаду слесарей-сантехников, они начали демонтаж разрушенной отопительной системы. Инструментов было мало, поэтому пришлось обратиться к родителям: «Школе срочно нужны разводные ключи и сильные мужские руки». Ключи нашлись, родители и мальчики-старшеклассники пришли на помощь.

Работали в две смены. Учителя готовили дома и приносили работникам простую еду: картошка, капуста, огурцы. Один рабочий говорит: «А хорошо бы, Нина Васильевна, стопочку для согрева!» Но в магазине водку было купить нельзя, она была изъята из продажи. Выручили учителя, принесли из своих домашних запасов.

Все работали самоотверженно. И это было для всех страшное испытание. (У меня после всего этого случился сильнейший гипертонический криз).

Помогала Ульяновску вся страна. Трубы и батареи привозили ото всюду. Первое время новых батарей было недостаточно. И мы приняли стратегически верное решение: заменять трубы стояков и подключать только одну секцию – чтоб запустить циркуляцию горячей воды. А потом, постепенно, стали навешивать нужное количество батарей.

Записано 18.3.2006 г.

«Симбирский курьер»:

Ульяновцы в новогоднюю ночь веселились и гуляли. Лишь утром первого января, когда в квартирах стало не больше 5 градусов тепла (за окном – минус 35є), многие протрезвели в буквальном смысле слова. Никакой информации не было. Пришлось довольствоваться слухами. Говорили, что на станции произошел взрыв и погибло много народа. Люди неохотно верили в это, но понимали: на ТЭЦ действительно что-то случилось. Те, кто был посмекалистее, быстро слили воду из труб теплоснабжения в своих домах, укутали батареи и тем самым не дали системе разморозиться. К сожалению, не все ульяновцы додумались до этого. В результате аварии пострадало около 400 домов. В многоэтажках лопались трубы, а там, где батареи были встроены в панель, произошло вспучивание. Радиаторы от мороза разрывало на куски (...)

Арсений Королев.

Симбирский курьер, 27.12.2001 г.

Евгений Васильевич Сазанов, в 60-70-х годах секретарь обкома КПСС, руководитель областного штаба по ликвидации аварии:

- 31 декабря мы с И.М. Кузнецовым объехали крупные заводы, и на ТЭЦ, кстати, побывали – часов в семь вечера. Все везде было нормально.

Комиссия потом установила, что ТЭЦ проектировалась по нормам, которые предусматривают температуру до минус 27 градусов. А температура в тот вечер была уже за тридцать.

И вот сейчас об этом даже странно рассказывать, но началось все с того, что одно из верхних окон ТЭЦ разбил голубь. Разбил грудью и влетел туда греться. (Хотя ничего странного нет: от попадания в турбину даже небольшой птицы может потерпеть катастрофу большой самолет).

Так вот: в разбитое окно пошел холодный воздух, там все затуманило – ничего не видно. То ли от холода, то ли от влажности пробило обшивку моторчика, который находится возле большой турбины. Турбина встала, а дальше все пошло по цепочке...

Записано 6.1.2008 г. по телефону из Москвы.

Наперекор стихии

Такой зимы, как нынешняя, не помнят и старожилы. В новогодние праздники ртутный столбик термометра опускался до минус 44 градусов, морозы сменились сильными снегопадами. За два дня в Ульяновске выпала половина месячной нормы осадков.

Все это затруднило работу предприятий и учреждений, вызвало перебои в движении городского транспорта. И вот вчера тысячи ульяновцев вышли на улицы города, чтобы очистить их от снега, навести надлежащий порядок.

В субботнике приняли участие труженики промышленных предприятий, работники транспорта, преподаватели и студенты институтов и техникумов, курсанты военных училищ (...)

Ульяновская правда, 7.1.1979 г.

Разбор полетов

Через три-четыре дня после катастрофы в домах ульяновцев стало поступать тепло. И за 17 дней последствия аварии были практически ликвидированы.

В городе работала комиссия Минэнерго СССР, которая после всех восстановительных работ дала свое заключение.

- Бесусловно, виноват был мороз, - говорит бывший директор Ульяновских тепловых сетей Виктор Васильев. Для ульяновских широт южный вариант станций не приемлем. Тем не менее назвали и виновных. В то время кто-то должен был за все ответить. Главных инженеров ульяновских теплосетей и ТЭЦ исключили из партии и уволили с работы. Руководство ТЭЦ и теплосети не уволили только потому, что городская теплосистема была сохранена и не пострадали основные магистральные трубопроводы. Потом в течение года была произведена реконструкция станции. Приехали проектировщики из Москвы, которые сразу же внесли коррективы, допроектировали ТЭЦ. С 1979 года станция стала выдерживать в среднем 31 градус мороза (...)

0

5

https://www.ozersk74.ru/news/city/297507.php

Про морозную ночь 31 декабря 1978 года
Городская жизнь, 29 января 2016 11:15, источник: Читатель
Тогда,  мы ещё жили на улице Космонавтов в доме №5. И вот, нас с женой пригласили к себе встречать Новый год наши знакомые. А они жили на ул. Дзержинского, 32.

Мы с женой призадумались - как будем добираться? Мороз-то крепчает и крепчает. Решили ехать на автобусе маршрута №6, И вот теперь - самое интересное. Разузнали у соседей (своего телефона у нас не было) ходят - ли автобусы, и до которого часа? Оказалось, последний автобус отправляется на 21-00 от ДК «Маяк». Решили не рисковать и поехать на 20-30. Пошли на остановку к 46-му училищу. На остановку пришли тютелька в тютельку. Стоим, вернее не стоим, а танцуем. Стоять невозможно - мороз поджимает. И, о чудо, через какое-то время подходит автобус ЛиАЗ-158 - такая небольшая прямоугольная коробочка, вся напрочь скованная морозом, с замороженными окнами - но вполне работоспособный.

Двери нехотя со скрипом открылись, и мы зашли внутрь автобуса, и попали в настоящее царство Берендея - весь автобус изнутри был покрыт инеем. И потолок, и сиденья, и поручни, и боковые стенки были покрыты куржаком. Народу в автобусе кроме нас было два или три человека. Оно и понятно, нормальные люди в это время уже рассаживались за столами. Но ничего, мы тоже медленно, но верно добрались до места назначения и весело встретили Новый Год!

Вот так было, и возил пассажиров в то время всё тот же МП «УАТ», или как он тогда назывался - ГАТХ (автобаза горисполкома) под руководством Л.Г. Тихомирова!

https://ozersk74.ru/news/city/297574.php

В продолжение темы про морозную ночь 1978 года

В продолжение начатой темы про ночь 31 декабря 1978 года, один из читателей написал свои воспоминания, которые нам также показались достойными для отдельной публикации.

- Да-а-а! Помню, как вчера, тот год и все, что с ним было связано! Я тогда прибыл лейтенантом после окончания военного училища в город и естественно, как "салага" был назначен в наряд в новогоднюю ночь.

По графику с 23.00 я должен был проверить службу на заставе в\ч 3445 №4 (тогда) - это свернув с татышской дороги в направлении складов взрывчатых веществ, ехать до упора (километра 3-4 от трассы).

Выделили мне УАЗик времён октябрьской революции с шофёром только что призванным в армию и я поехал. Мороз за бортом - 37! Автомобиль с брезентовой тентовкой, весь в щелях!

Доехали мы до поворота на склады ВВ и по принципу подлости автомобиль чихнул и заглох! Водила выскочил, пытался завести рукояткой, но всё впустую. А он, в шинелёшке, сапожках кирзовых и рукавицах трёхпалых, суетится, дёргается, пытается в моторе что-то ковырять - всё бесполезно! А холодом затягивает все за секунды, морозище крепчает, небо лунное, звёздное и какое-то прозрачное насквозь! Солдатик испугался до смерти, стол плакать в голос от бессилия (сотовых не было, связи никакой, до заставы 4 км.)

Тут я решился.

Уложил солдатика на заднее сидение, навалил на него чехлов с сидений, какой-то кусок брезента, велел дышать под укрытием и не высовываться, а сам выскочил, подвязал уши у шапки, обвязал нижнюю часть лица кашне и рванул в сторону заставы... Вначале бежать было легко, но очень быстро стали деревенеть ноги обутые в хромовые сапожки (молодой, - валенки ниже достоинства), шарф покрылся ледяным панцирем и стало трудно дышать, нос стало прихватывать, а глаза - застывали при моргании.

Вторую половину пути я бежал в бессознательном состоянии и только мысль о солдатике билась в мозгу ...

Как в тумане показались огни заставы, послышалась музыка из помещения Ленинской комнаты, дым столбом стоял из трубы кухни... Подбегаю к калитке и жму кнопку вызова, а она замёрзла и сигнал не идёт... Стал орать из последних сил, но меня никто не слышит - народ уже в Ленкомнате сидит у накрытого стола и телик смотрит :)

И тут на порог заставы вышел повар, что-то из мясного полуфабриката достать из сугроба - услышал мои вопли, доложил дежурному офицеру.

Прибежал сержант с ключом от замка, а замок не открывается, промёрз насквозь. Я - в благой мат сорвался, ору, как резаный: " Тащите лом !!! Сбивайте замок !!!".... Побежали к пожарному щиту, сорвали лом, кирку и с одного маху сбили замок. Вбежал я в помещение, с себя всё срываю судорожно, солатам ору - "сапоги стаскивайте ! Ног не чую" !!! , а сам параллельно дежурному говорю: "Выводите лошадь с санями! На своротке солдатик-шофёр замерзает в машине !!!"

Сработали очень чётко, солдат - ездовой, лошадку быстро оседлал, санки впряг, тулупов набросали в возок и рванули с сержантом в темень...

Я залез в сушилку заставскую, а там - ЛЕ-ПО-ТААА !!! - Теплынь ! Полушубки !! Валенки !!!...

Улёгся на шубы, а тут сверху ко мне котяра заставский, рыжий Кузя примостился, замурчал... - вот тут я и понял, ЧТО ТАКОЕ РАДОСТЬ ЖИЗНИ ! :) ...

Через пол-часа заскрипели полозья и вскоре ко мне присоединился заплаканный и препуганный салажонок-шофёр  ...

А ещё спустя пол-часа, мы уже сидели за общим столом в Ленинской комнате, ели фирменные, заставские пельмени и кричали УР-Р-РАА!!! в ответ на поздравления дедушки Лёни всему советскому народу. А за окном было почти -40...

https://ekaterinburg.bezformata.com/lis … /90089751/

«Не заводились самолеты, на трамваях лопалась краска, а шампанское замерзало за полчаса». Свердловчане вспоминают самую морозную новогоднюю ночь в городе

В 1979 году 44-градусный мороз не вывел из строя только трамваи.
...
«Помню этот год, градусник показывал -51.. но настроение было новогоднее. Группа комсомольцев решила отметить праздник в лесу. В итоге обморожения и один оставленный в лесу, замерз. Многие лишились тогда своих красных билетов - энтузиазм в те года глупых молодых коммунистов привел к гибели человека. Ну, а если про мороз, то за полчаса замерзало шампанское, - рассказал Олег Никитин.

https://protatarstan.ru/news/dobroe/sme … 78-tetushi

Климатические летописи Татарстана хранят все сценарии погоды за 140 лет. Рекордный «морозный удар» – минус 48 градусов – вошёл в эту историю. Аварии на газопроводах, лопнувшие трубы теплотрасс, осыпающаяся с трамваев краска, отказывающие тормоза общественного транспорта… Но самый печальный случай произошёл накануне нового 1979 года в Тетюшском районе с группой юных лыжников из Казахской ССР.

Мороз в ночь с 30 на 31 декабря 1978 года был настолько сильным, что не только помёрзли практически все сады в Татарии, но и многие дубы растрескивались вдоль. Растрескивание сопровождалось звуком, напоминающим выстрел из ружья. С годами глубокие раны на дубах постепенно заросли, но на поверхности стволов остались «шрамы» в виде крупной выступающей складки, которая идёт сверху вниз. Лесоводы называют её морозобоиной.
ПО ЛЕНИНСКИМ МЕСТАМ
Спускаясь утром 30 декабря к Волге за дровами, местный тракторист уви­дел у старого заброшенного домика лесника с разбитыми окнами двух мальчишек. Одетые в лёгкую лыжную форму замёрзшие подростки расска­зали ему свою историю, после чего тракторист поспешил сообщить о слу­чившемся в Тетюшский райотдел ми­лиции. Оказалось, утром 29 декабря 1978 года в Татарию приехала группа учащихся 7–10-х классов Павлодар­ской школы Казахской ССР. Под руко­водством своей учительницы ребята совершали туристический поход «по ленинским местам» от Тетюш до Казани длиною 120 километров! По руслу Волги они вышли на лыжах из Тетюш в на­правлении Камско-Устьинского района.
СПАСЕНИЕ «ЧЁРНЫХ ТОЧЕК»
Ничто не предвещало беды, стояла обычная зимняя погода, но во второй половине дня поднялся сильный ве­тер, заметно похолодало, и дети стали замерзать. Испугавшись за них, учи­тельница отправила самых бойких за подмогой в Тетюши.
– Ребята до Тетюш в этот день не дошли, нашли домик лесника, разбили в нём окно, залезли и там перено­чевали. А утром к нам в отдел поступил зво­нок о том, что на Вол­ге замерзает группа школьников из Казахстана, – вспоми­нает Александр Шлячков, в 1978 году он был участковым инспектором Тетюшского РОВД. – Мы с коллегой Евгением Торгашовым, набрав тёплой одежды для детей, на служебном «Бу­ране» поехали вдоль Волги искать их. К этому времени стало холодать, гра­дусов 20, наверное. Снегу очень много было и ещё наслуд – это слой воды на льду реки, покрытый снегом. Насту­паешь на этот многослойный «пирог», проваливаешься и за секунды весь мо­крый. По-моему, уже смеркаться стало. Я говорю: «Женя, доедем до Долгой Поляны и, наверное, развернёмся, куда дальше-то?» Смотрим – впереди на сне­гу точка чёрная. Может, рыбак? Подъ­езжаем, сидит, съёжившись, мальчиш­ка – без лыж, в лыжных ботинках. Уви­дел нас и заплакал: «Дяденька, спасите, дяденька…» Хотим ему рукавицы на­деть, а у него пальцы не гнутся. Дальше по реке ещё «точки». Нашли! Куда их те­перь девать? Мы первого пацана поса­дили на «Буран» и к берегу. А там в гору на снегоходе не поднимешься, круто. Но у берега в Долгой Поляне, куда мы подъехали, есть овраг, здесь на ху­дой конец ветра нет. Решили пока всех найденных детей свозить сюда. Собра­ли хворост, дрова, развели в овраге костёр. Женя остался на берегу, а я по одному собирал их по реке…
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС
Сколько рейсов сделал, Шлячков не помнит. Двое парней вроде ушли на своих ногах, и их подобрали рыбаки из Монастырского. Последним рейсом привёз с реки в овраг учительницу и де­вочку Марину:
– Марина лежала обессиленная уже, на спальных мешках. Стонала, но была живая. Учительница плачет: «Самая сильная девочка, добрая. Всем помо­гала, всех вытаскивала, а сама обесси­лела». Умерла добрая девочка Марина Благодатская уже в овраге…

ПОДНЯТЬСЯ НЕЛЬЗЯ УМЕРЕТЬ
Другие дети, «отходя» от мороза у ко­стра, плакали и кричали от невыноси­мой ломоты в теле.
Во время последнего рейса Александр Иванович заметил у берега два силуэ­та. Обрадовался, что ищут именно их. Да! Оказалось, это начальник милиции Эдуард Трофимов и сельский фельдшер Ирина Шмагина. Отвёз и их в овраг к детям. А мороз тем временем ударил уже под 40 градусов. Что делать? Наверх дети подняться не в силах, кто был в тех краях, знает, как крут правый берег Волги. Остаться здесь на ночь – значит умереть от холода. Выход один – подни­маться наверх любой ценой. И Шлячков пополз в гору:
– Снегу по пояс. Ночь, темно, уже ни­чего не видать. Выползаю. Стоят два трактора, светят фарами, рычат. Слава богу, думаю. Остаётся мне до них метра три, они разворачиваются и уезжают в сторону Долгой Поляны. Упал без сил, отдышался и напрямую через сугробы пополз за ними. Допол­заю, вижу: стоят, родимые, у одного из домов в Долгой Поляне. Забегаю в дом, думаю, тракториста увижу – скажу, что туда надо, к краю быстрее. И воды заодно попью, в горле ужас как пересохло. Только взял ковш в руки, трактора опять зарычали и уехали к бе­регу. Труба...
Бежал участковый за ними из по­следних сил, кричал. Не слышат. Опять по снегу напрямую обратно к берегу. Дополз-таки до тракторов, сел в кабину к Александру Артемьеву. Объяснил, где находятся дети. Тракторист сомне­вался недолго:
– Да, спуск крутой, если спустимся, можем не выкарабкаться, но вариантов нет. Поедешь со мной?
– Конечно, – говорю.
– А будем по 100 грамм? – Артемьев достал водку.
Замёрзшую, как холодец, сорокагра­дусную еле‑еле натрясли на дно стакана, выпили, закусили салом и поехали.
– Трактор наклонится – Саша гусе­ницу прогребёт, поставит её на место. Так потихоньку и спустились, – вспо­минает участковый.
МОНАСТЫРСКИЙ НАБАТ
С ними на втором тракторе к Волге спу­стился и Александр Тимарин, мастер производственного обучения СПТУ‑74 в селе Монастырское:
– Я днём с группой занимался в мастер­ской, когда услышал сельский набат. В колокол у нас так зво­нили, если пожар или случилось что. Николай Чабурин, директор нашего училища, и Александр Красненков, физрук, рыбачили на Волге, когда к ним вышли двое мальчишек и сооб­щили о замерзающих товарищах. Когда их привезли в село, и зазвонил набат. Тут же сообщили и в Тетюши. Оттуда выехали на «Буране» участковые, а от­сюда – Николай Морозкин, участко­вый, – на лошади, я и Александр Арте­мьев – на тракторах. Спустились с горы, только не знаем, поднимемся или нет. Но тут холод сыграл нам на руку – снег от мороза крепко застыл. Обратно под­нялись без проблем.
ДО БАРСКОГО ДОМА
Стали возить детей до барского дома в Долгой Поляне (усадьба предводи­теля уездного дворянства помещика Молоствова, ныне музей. – Ред.). Спу­стишься, по несколько человек поса­дишь в кабину, только чтоб рычаги дёргать можно было, и наверх. Вы­везли всех. Умершую к тому времени девочку Марину положили на конные сани, прицепили их к трактору и тоже подняли. Очень жалко было её... Когда всех детей собрали в Долгой Поляне, там уже и скорая была, и милиция, и всё районное начальство, и бульдо­зеры. Оттуда детей увозили в Тетюш­скую больницу.
Холод к этому времени уже стоял зверский. Представляете, дубы «стреля­ли». Замёрзли мы тогда сильно. У Жени Торгашова, что был с детьми в овраге, валенки намокли – он провалился. Го­ворит мне: «Околел я, давай сменим валенки». У него заводские были, а у меня – самовалки. Отдал ему, а потом самому ноги прихватило, оттирали, ког­да вернулись ближе к полуночи домой.
Шлячков с Торгашовым тоже замёрз­ли сильно в тот мороз. Их служебный «Буран» остался внизу, и до Монастыр­ского они добирались на тракторе, в кабине которого немногим теплее, чем на улице. Там пересели в прислан­ный из Тетюшской автошколы ЗИЛ-157, погрузили в него и умершую девоч­ку. Утром привезли её в морг, а сами прибыли на службу. «Буран» с Волги уже потом забрали.
Александра Тимарина и фельдшера Ирину Шмагину наградили в 1979 году грамотами за спасение детей и денежной премией в размере 90 рублей. Александру Шлячкову и Евгению Торгашову Президиум Верховного Совета Казахской ССР прислал благодарственные грамоты.
СЮЖЕТ ДЛЯ ФИЛЬМА
– Там, на утёсе, табличка с именем Марины Благодатской и небольшой та­кой памятник стоял. Правда, говорят, сейчас их нет – берег постоянно обвали­вается. Можем посмотреть, – предложил нам Александр Тимарин.
И мы поехали в Долгую Поляну. Даже в нынешнюю тёплую, бесснежную зиму спускаться до Волги по рыбацкой тропе довольно непросто. А подниматься?! Страшно представить, каково было око­ченевшим детям в тот морозный день и ночь 30 декабря 1978 года. Памятник в память о Марине и вправду обвалился. Остался лишь железобетонный столбик… Для многих оставшихся в живых детей трагедия на Волге обернулась обмороже­нием ушей, носов, ампутацией пальцев рук и ног, одному мальчику ампутиро­вали стопу… Учительницу судили. Такая вот леденящая душу история, готовый сюжет для кинофильма в жанре ката­строфы о борьбе страха и надежды…

АРКТИЧЕСКИЙ ХОЛОД С КАРСКОГО МОРЯ
Роза Шафикова, заслуженный метеоролог РФ. С 1970 по 2008 год работала в Службе прогнозов погоды в Татар­стане сначала синоптиком, позднее возглавляла отдел метеорологических прогнозов Гидрометцентра Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ:
– С 30 декабря 1978 года на терри­торию Татарстана обрушился арктиче­ский холод по периферии Сибирского антициклона с ледяного Карского моря. Температуры резко понизились и удерживались ночью и днём близко к 40-градусной отметке. За 140-летний период непрерывных наблюдений 30 и 31 декабря 1978 года был пере­бит абсолютный минимум (так называ­ют самые низкие температуры воздуха, отмеченные на эту дату). Эти показа­тели до сегодняшнего дня записаны в климатических архивах как рекорд­ные: 30 декабря – 39,4 градуса мороза, 31 декабря – 43,9 градуса мороза.
В ночь с 31 декабря 1978-го на 1 ян­варя 1979 года столбики термометра на метеостанции Казань-опорная опустились до 45,3 градуса. За всю историю наблюдений в январе было холоднее только в суровом 1942 году, когда рекордные морозы стояли с 18 по 24 января и самая низкая тем­пература была отмечена 21 января – 46,8 градуса мороза.
Самые сильные морозы метеоро­логи отметили на северо-востоке Та­тарстана – столбики термометров на метеостанции Агрыз упали тогда до невероятных 51,5 градуса, близки­ми к этим показателям были данные на метеостанциях Елабуга и Набереж­ные Челны.
От таких морозов в республике отмечались крупные аварии. В Ниж­некамске практически вышла из строя вся система отопления ТЭЦ. Мазут в цистернах на станции Биклянь за­стыл, как камень. Паром отогревали мазут, откуда только можно доставляли солярку для разжижения мазута. Люди на эстакаде работали не более 15‑20 минут, больше не выдерживали.
Когда лопнул сетевой насос, пар по­крыл всю насосную и помещение на­чало затапливать, пришлось на ощупь отключать насосы. Если бы не герои­ческие действия аварийной службы Нефтехимкомбината, которая, забыв о новогоднем застолье, в течение четы­рёх суток трудилась без сна и отдыха, могли бы заморозить весь город и все предприятия. Горожане практически не заметили каких‑либо сбоев в те­плоснабжении.
По республике трагически пострада­ли также города Набережные Челны, Казань, Зеленодольск, Альметьевск, в микрорайонах которых также замер­зала система отопления. Кроме про­мышленных предприятий от «морозно­го удара» сильно пострадали плодовые деревья в садах, зелёные насаждения в парках и лесах.
Затруднилась работа железной до­роги, в аэропорту отменялись полёты… Вообще, с транспортом в новогоднюю ночь творилось что‑то невообрази­мое. 2‑й трамвай не мог подняться по улице Бутлерова, потому что не было трения между колёсами и рель­сами. На улице Тукаевской из‑за мороза лопнули трубы: вода хлынула на трамвайные пути, и рельсы исчезли под слоем льда.
31 декабря на линию вышли всего один автобус «ЛАЗ» и три такси «ГАЗ-24». Уже через два часа они встали, потому что отказали тормоза. Рабо­тал только электротранспорт. Увидев встречных пешеходов, трамваи и трол­лейбусы останавливались и подбирали всех.
К счастью, следующей ночью после новогоднего коллапса температура была уже 36,6 градуса и в последую­щие дни продолжила повышаться.

0

6

https://lipeck.bezformata.com/listnews/ … 126453789/

В Липецке обновился температурный рекорд минимальной температуры
В Липецке обновился температурный рекорд минимальной температуры

Ночь на воскресенье стала в Липецке самой холодной ночью этих суток – 14 января – за 115-летнюю историю метеонаблюдений: температура опустилась до -30,4 градуса. Это на 1,6 градуса ниже предыдущего рекорда.

Как сообщили в Липецком областном центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, предыдущий температурный минимум этих суток, 14 января, был установлен в 1963 году, или 61 год назад – тогда в Липецке было зафиксировано -28,8 градуса.

А абсолютным минимумом в Липецке за историю метеонаблюдений оказалась ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года – тогда столбик термометра опустился до -37,3 градуса.

Метеонаблюдения ведутся в Липецке с 1909 года.

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Природные явления по полочкам » Погодные катаклизмы времен СССР...