Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » О голосах - в твоем радиоприемнике...Или свобода или реклама?


О голосах - в твоем радиоприемнике...Или свобода или реклама?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Хотелось бы оценить - смысл "вражеских голосов" и экономическую эффективность этих стараний заграницы

Радиодиверсанты. Документальный фильм (1973

)

https://www.rbc.ru/politics/17/11/2017/ … 1f313552b6

Вражеские голоса: как в СССР боролись с иностранными СМИ

На этой неделе Госдума единогласно приравняла зарубежные СМИ к иноагентам. Через неделю за закон должны проголосовать в Совфеде. Советские традиции борьбы с иностранными СМИ — в обзоре РБК
https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/590xH/media/img/7/69/755109203479697.jpg
Дикторы Госдепартамента в студии в Нью-Йорке​. 1947 год (Фото: Joe Caneva / AP)
Конец великой дружбы
Первым иностранным СМИ, доступным гражданам СССР, стала Русская служба Би-би-си. Радиостанция начала вещание 26 марта 1946 года. В следующем году работать на советскую аудиторию начала радиостанция «Голос Америки». В качестве основной цели вещания «Голоса» в его первом эфире назывались желание показать слушателям в СССР картину американской жизни и развитие дружеских отношений советского и американского народов.

«Привет! На проводе Нью-Йорк. Вы слушаете радиопередачу «Голос Америки»

У СССР существовал свой аналог «Голоса Америки» за рубежом еще с 1929 года, а к концу 1945-го «Московское радио» вело трансляции на 29 языках.

«Есть такой обычай на Руси — каждый вечер слушать Би-би-си»
В 1953 году состоялся первый эфир «Освобождения от большевизма» — будущего радио «Свобода». В народе зарубежные вещающие на СССР радиостанции скоро начали называть вражескими голосами.

Первоначально борьба с иностранным вещанием на территории Союза велась с помощью пропаганды: в газете «Культурная жизнь» были опубликованы статьи писателя Ильи Эренбурга и академика Евгения Тарле, в которых критиковались как сами иностранные радиопередачи, так и западный образ жизни в целом.

«Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру?»

Из статьи Эренбурга

С 1948 года передачи зарубежных радиостанций начали глушить. В ЦК даже рассматривалась возможность прекращения выпуска радиоприемников коротковолнового диапазона, на котором вещали вражеские голоса, однако это так и не было реализовано. Впрочем, в обычных магазинах коротковолновые приемники долгие годы продавались с сокращенным КВ-диапазоном. Приемники с расширенным диапазоном, на котором вещали многие западные станции, можно было купить только в сети валютных магазинов «Березка», недоступных простым гражданам.
https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/590xH/media/img/9/03/755109205210039.jpg
Семья у любительской радиостанции
(Фото: Фотохроника ТАСС)
Несмотря на все эти предосторожности, советским потребителям новостей удавалось ловить сигнал из-за границы. На Западе постоянную аудиторию вещавших на территории СССР радиостанций оценивали в 30 млн человек, или 15% взрослого населения страны. Историк Михаил Восленский называл помехи, создаваемые советскими глушилками, «вой холодной войны». По западному радио читали запрещенные книги, крутили джаз и рок. Об аварии на Чернобыльской АЭС «Голос Америки» сообщил раньше, чем программа «Время».

В официальных советских документах глушение обычно называлось «закрытием частот». Глушилки либо перебивали западные передачи неприятным завыванием, либо ретранслировали на их волнах классическую музыку. Как рассказывал Би-би-си создатель сайта «Радиоцензура» литовский исследователь Римантас Плейкис, глушилки представляли собой обычные коротковолновые передатчики. Их суммарная мощность составляла около 16 тыс. киловатт, что вдвое превышало мощность передатчиков, использовавшихся иностранными радиостанциями.

На создание инфраструктуры, с помощью которой обеспечивалось закрытие эфира, требовались серьезные расходы. В начале 1960-х по всей стране было около 1,4 тыс. глушилок. В 1963 году в том или ином виде цензуре подвергались 19 зарубежных радиостанций, из которых эфир десяти​ глушили полностью, а еще девяти создавали помехи музыкальными программами. Во время хрущевской оттепели в списке оказались и радиостанции номинально дружественных Албании и КНР, которые критиковали советское руководство за ревизионизм.

В 1964 году решением ЦК КПСС в противовес вражеским голосам была создана радиостанция «Маяк».

Фото: РБК
Видео: РБК
Конец борьбы с голосами
В конце концов борьба с иностранными радиостанциями фактически была признана неэффективной и завершилась в период перестройки. В письме в Политбюро ЦК КПСС от 5 сентября 1986 года секретарь ЦК Егор Лигачев и председатель КГБ Виктор Чебриков доложили: «С разной степенью эффективности обеспечивается глушение передач примерно на 30% территории Советского Союза, в которых проживают около 100–130 млн человек, многие внутренние районы страны радиозащитой не прикрыты, а эффективность глушения в ряде крупных городов центра России, прибалтийских и закавказских республиках существенно ниже, чем в среднем по стране». К 30 ноября 1988 года все глушилки на территории СССР были выключены.
https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/590xH/media/img/7/79/755109207183797.jpg
Работницы на минском радиозаводе
(Фото: Владимир Лупейко / Фотохроника ТАСС)
В некоторых городах бывшего Союза вышки глушилок сохранились до сих пор — в 2014 году советник главы украинского МВД Антон Геращенко, комментируя приказ «О полном мониторинге кабельных сетей на Украине», заявлял, что возможно их использование для создания помех вещанию из России. «Вот у нас до сих пор стоят в больших городах вышки, которые специально установлены, чтобы глушить сигнал «Голоса Америки», «Радио Свобода» и так далее. Может быть, встанет вопрос о необходимости такого глушения в будущем», — говорил он.

«Голос Америки» прекратил вещание в радиоэфире на территории России в 2008 году, в 2011 году примеру коллег последовали в Би-би-си. Обе станции продолжили вещание в интернете, «Немецкая волна» в том же 2011 году решила полностью отказаться от вещания на русском и сосредоточиться на своем сайте и аккаунтах в социальных сетях. «Радио Свобода» продолжает вещание в эфирном диапазоне средних волн.

А что сейчас
В соответствии с принятым Госдумой законом иностранными СМИ являются структуры, «распространяющие для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» и получающие «денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан или от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников».

На них, как отмечается в принятых поправках, должны распространяться те же законодательные нормы, что и для некоммерческих организаций, имеющих статус иностранного агента:

Иностранные агенты должны регистрироваться в Минюсте и указывать свой статус во всех своих публикациях.
Их финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Иностранные агенты должны отчитываться властям о своей деятельности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за непредоставление сведений иноагентам грозит штраф до 300 тыс. руб. для юрлиц.
Допускается ликвидация отделения иностранной некоммерческой организации, если она своевременно не предоставит всю необходимую информацию в Минюст. Решение об этом принимает суд.
Поделиться

0

2

https://www.gazeta.ru/social/2023/11/30/17937307.shtml

Ровно 35 лет назад, 30 ноября 1988 года в СССР полностью выключили все «глушилки» — генераторы постановки помех, которые прерывали и подавляли радиосигнал западных радиостанций, вещавших на Советский Союз. До этого десятилетиями советская пропаганда клеймила поклонников «вражеских голосов», ругала западные новости и музыку. «Газета.Ru» узнала у слушателей «голосов», как они обходили «вой холодной войны» и слушали рок-н-ролл.

«Говорит Нью-Йорк!»
Вещать на советскую аудиторию первой из западных радиостанций стала Русская служба Би-би-си, работающая на деньги британских налогоплательщиков. Это произошло в 1946 году — всего через пару недель после Фултонской речи премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, ставшей символическим началом холодной войны.

В 1947 году свое вещание начала станция правительства США «Голос Америки» (организация включена Минюстом в список иноагентов). Инициатором был дипломат Аверелл Гарриман — в годы Второй мировой войны он руководил американской дипломатической миссией в Москве и был хорошо знаком с советской спецификой.

Забавно, что после войны
советские пионеры подарили ему деревянный герб США. Подарок до 1952 года висел в кабинете Гарримана в посольстве, а КГБ через встроенный в него радиопередатчик прослушивали разговоры американцев.
Гарриман утверждал, что радио — это единственный возможный способ для Америки «свободно и прямо обращаться к советскому народу». Власти СССР не стали бы и не смогли бы помешать радиовещанию американцев, считал дипломат, поскольку запреты только усилили бы интерес советских граждан к передачам из-за океана. В отличие от печатной пропаганды, которую гораздо проще было цензурировать и не пропускать в страну.

«Слушайте, слушайте! Говорит Нью-Йорк! Вы слышите первую радиопередачу «Голос Соединенных Штатов Америки», — обращался ведущий к советским слушателям. После этого играл джингл – аккорды «Боевого гимна Республики». После этого перечислялись частоты вещания. «До сих пор наши передачи велись на 24 языках… Увеличение радиуса нашей сети расширяет сферу наших радиопередач во все части света и позволяет приступить к передаче ежедневной часовой программы для <...> слушателей в СССР», – продолжала другая ведущая с легким акцентом.
первый эфир «Голоса Америки» в феврале 1947 года
Перед радиостанцией стояла задача ознакомить жителей СССР с американской жизнью, «осветить ее многообразные проблемы и те методы, которые Америка применяет к их разрешению». А также — давать в эфир «серьезную и легкую музыку» и «распространить подлинную не искаженную правду по всему миру». Большую часть передачи занимали мировые новости.

В 1953 году начала вещать еще одна американская станция — «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов) — ее эфиры уже были более политизированными. Тогда она называлась «Освобождение от большевизма».

«Колхозники охотно слушают фашистские радиостанции»
Власти СССР стали глушить сигналы западного радио с 1949 года. Министерство связи разместило генераторы помех в областных и республиканских центрах — во всех крупных городах. В 1949 году установили 350 «глушилок», в 1950 году увеличили их число до 600. К моменту прекращения глушения в стране насчитывалась пара тысяч генераторов помех.

«Глушилки» были «местные», работавшие в радиусе нескольких десятков километров, и «дальнобойные» — до 2 тыс. км.
Радиостанции делились на три категории — самые враждебные («Радио Свобода» и «Свободная Европа», «Голос Израиля» и «Радио Тираны» (Албания); чуть менее враждебные — Би-би-си, Deutsche Welle (организация включена Минюстом в список иноагентов), «Голос Америки», «Радио Пекина» и «Радио Кореи»; и не критиковавшие СССР (их не глушили) — шведское, югославское, французское, итальянское радиовещание.

Глава Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совмине СССР Алексей Пузин в конце 1940-х годов направил главе Управления пропаганды и агитации при ЦК Михаилу Суслову записку с предложением запретить коротковолновые приемники — чтобы в принципе невозможно было слушать «вражеские голоса».

«В английских, американских и некоторых других иностранных радиопередачах на русском языке ведется самая гнусная клевета на Советский Союз и страны народной демократии. Почти все иностранные радиопередачи на Советский Союз ведутся через коротковолновые радиостанции. Самой надежной защитой от враждебной СССР иностранной радиопропаганды является выпуск радиоприемников без коротковолнового диапазона»,
Алексей Пузин
председатель Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК — Совмине СССР

Предложение приняли частично — приемники второго и третьего классов стали выпускать без коротковолнового диапазона, но приемники первого класса по-прежнему ловили «голоса». Правда, купить их можно было только в спецмагазинах «Березка» за валюту, так что большинство граждан страны долгое время послушать западное радио не могло. И не факт, что хотело.

Как отмечалось в докладе заведующего отдела пропаганды ЦК КПСС по республикам Леонида Ильичева, в июле 1960 года в СССР имелось порядка 20 млн приемников, подходящих для прослушивания «вражьих голосов»; к 1964 году это число увеличилось в три раза.

По данным самой Би-би-си, аудитория всех западных радиостанций в СССР оценивалась в 30 млн человек (15% взрослого населения страны).

В марте 1949 года корреспондент газеты «Социалистическое земледелие» Калининской (Тверской) области П. Дудочки докладывал, что колхозники охотно слушают «фашистские станции».

«При посещении колхозов бросается в глаза неправильное, а порой вовсе антипатриотическое поведение некоторых владельцев приемников. Они слушают заграничные радиостанции и без зазрения совести говорят о том, что передают фашистские станции «Голос Америки» и Би-би-си. Таким образом, вражеская агитация против коммунизма распространяется самими же нашими людьми, строящими коммунизм», — писал сотрудник газеты.

Рьяный Дудочкин даже предлагал властям изъять у колхозников все радиоприемники — но один на деревню оставить обязательно. Стоит отметить, что в сельской местности радиосигнал «глушилок» либо был гораздо слабее, чем в городах, либо вовсе отсутствовал.

Позже радиоглушение то усиливалось, то ослабевало, и стало своеобразной «лакмусовой бумажкой» отношений Союза с Западом. Если «холодная война» вступала в менее активную фазу, интенсивность глушения уменьшалась — например, с сентября 1959 года, когда началась «разрядка» отношений СССР и США.

В 1963 году президент Джон Кеннеди призвал прекратить холодную войну, и глушить западные «голоса» в СССР перестали. Такое положение дел продлилось всю «оттепель» — вплоть до ввода советских танков в Прагу в 1968 году. Потом снова стали глушить. В 1975 году началась разрядка после Хельсинкской конференции по безопасности — и глушить перестали до ввода советских войск в Афганистан.

Наконец, случилась Перестройка. В 1986 году секретарь ЦК Егор Лигачев и председатель КГБ СССР Виктор Чебриков предложили вновь отключить генераторы помех. Би-би-си перестали глушить в январе 1987 года, «Голос Америки» — в мае 1987-го. Сейчас часть антенн используют в странах постсоветского пространства как вышки сотовой связи.

«С необъяснимым удовольствием стал ездить на дачу»
По мнению слушавших «западные голоса» жителей бывшего СССР, обходить запреты было несложно, если в наличии был правильный коротковолновой приемник.

«Вроде бы нормально вражьи голоса ловились. Были прибалтийские радиоприемники VEF, они хорошо [короткую] волну ловили», — рассказал «Газете.Ru» журналист Владимир Спирягин.

По словам Бориса Коновалова, экс-члена Комитета Верховного совета РСФСР по СМИ, связям с общественными организациями, массовыми движениями граждан и изучению общественного мнения, глушилки часто работали неэффективно.

«Слушал подростком иногда, но опыта особого не было обхода [ограничений]. Просто глушилки не всегда эффективно работали, подстройкой частоты иногда можно было добиться разборчивого звучания. Слушал сводки новостей», — рассказал бывший депутат.

Ловить нужные частоты Коновалову помогал старый ламповый радиоприемник с названиями городов на панели частот.

«Это был большой ламповый приемник, доставшийся мне от бабушки, размером в три микроволновки. Красивый деревянный корпус, очень длинная шкала частот на стеклянной панели шириной в сантиметров 40, несколько волновых диапазонов. Ручка настройки позволяла очень плавно менять частоты, и это помогало находить «щели» в работе глушилок. Думаю, в этом была причина, очень плавная, точная настройка частот. Нужно было повернуть ручку настройки на несколько полных оборотов, чтобы пройти от одного края шкалы настройки к другой», — вспоминает Коновалов.

Он подчеркнул, что западные сводки новостей были по сути «просто другими новостями».

«Интересно было слушать, что там говорили о событиях, которых обычно советская пропаганда не касалась. Оценить количество слушателей не могу, так как у меня не было собеседников для обсуждения этих новостей», — добавил экс-парламентарий.

Об опыте обхода советских «глушилок» рассказал и бывший корреспондент «Московского радио», немецкий журналист Петр Леонтьев.

«Я был совсем молодым человеком, и интересовала меня в первую очередь музыка. Я пытался что-то там услышать — подарили мне приемник VEF, и я с него пытался выудить сквозь помехи сигнал. Там был по Би-би-си Сева Новгородцев (джазмен из Ленинграда, эмигрант, ведущий музыкальных передач на британском радио. — «Газета.Ru»), и я пытался сделать запись рок-н-ролла разного на пленочный магнитофон с бобинами. Не особо удачно», — поделился Леонтьев.

Он подтвердил, что «глушилки» лучше работали в городах.

«Родители обратили внимание, что я стал с необъяснимым для них удовольствием ездить на дачу — а загадки не было, я понимал и знал по опыту, что если туда с приемником приехать, то помехи либо не будет, либо будет сильно меньше», — вспоминает журналист.
Петр Леонтьев
немецкий журналист
По словам Петра Леонтьева, политические передачи было слушать сложнее, глушили их более настойчиво.

«Через некоторое время после начала раздавался низкий гул — «ууууууу» — можно было как угодно крутить ручку настройки частоты, но никак этот гул не обойти было. Специальных технических приспособлений для обхода глушилки не было ни у кого, но слушали, контра, обходили запрет», — добавил он.
Впрочем, считает Леонтьев, в СССР, и потом — в Российской Федерации интерес к зарубежным коротковолновым радиостанциям был не особо высоким, и после выключения «глушилок» народ интерес к «вражьим голосам» потерял — все стали слушать и смотреть отечественные телеканалы и радиостанции.

0

3

http://www.mediascope.ru/2241

Место и роль западных радиостанций в информационном пространстве СССР и новой России (на примере радиостанций: «Голос Америки», Би-би-си и «Радио Свобода»)

© Колчина Анна Сергеевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия), annakolchina@mail.ru akolchina@hse.ru

Аннотация

В статье рассматриваются два периода западного русскоязычного вещания: середина XX в., когда после окончания Второй мировой войны «бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вступают в период холодной войны» и на радиостанциях «Голос Америки», Би-би-си и «Радио Свобода» создаются «Русские службы», вещающие на СССР (передачи которых на долгие годы стали альтернативным источником информации для слушателей в Советском Союзе), и современный период (2006-2016 гг.), когда западные станции окончательно уходят из российского радиоэфира, отказавшись от средних и коротких волн.

Ключевые слова: «Голос Америки», Би-би-си, «Радио Свобода», «Русская служба», западное радиовещание, короткие волны.

Западное радиовещание в середине XX в.: у истоков создания радиостанций «Голос Америки», Би-би-си и «Радио Свобода»

После окончания Второй мировой войны вместо «укрепления своих отношений бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вступают в период холодной войны, информационной» (Шевелев (ред.), 2007: 21). На Западе создаются радиостанции, вещающие на Советский Союз.

«Русский отдел» радиостанции «Голос Америки» появился в 1947 г. Передачи «Голоса» посвящались американским новостям; в эфире звучали аналитические передачи, дискуссии, интервью, документальные и художественные программы о культурной, научной, общественной, экономической и политической жизни Америки. Звучало много западной музыки. Джазовый продюсер и радиоведущий Уиллис Коновер, автор программы «Час джаза», проработавший на радио более 40 лет, оказал колоссальное влияние на джазовое поколение Советского Союза1. «Джаз – это звук свободы», - говорил Коновер2.

В Советском Союзе стало нарицательным название «Голос Америки». Иностранные радиостанции, критиковавшие политику СССР, стали называть «вражескими голосами», а слушатели в шутку говорили: «Мне голос был…».

Ветеран «Русской службы», автор книги мемуаров «В эфире "Голос Америки"», Люсьен Фикс пишет: «В начале 1942 года известному голливудскому кинорежиссеру Джону Хаусману, еврейскому эмигранту из Румынии, предложили под эгидой «Агентства военной информации» организовать радиостанцию для передачи новостей за границу. Эта радиостанция, основанная в Нью-Йорке, впоследствии стала называться "Голос Америки" <…> Первая передача "Голоса Америки" на русском языке на Советский Союз вышла в эфир 17 февраля 1947 года. С самого первого своего выхода в эфир "Голос Америки" обеспечивал своих слушателей точной и объективной информацией <…>»3. Позднее, в 1976 г. в уставе радиостанции была сформулирована концепция вещания: «"Голос Америки" обязан руководствоваться в своей деятельности следующими принципами: всегда служить достоверным и авторитетным источником информации, давать точные и исчерпывающие сведения; представлять все американское общество, а не какую-либо его часть и благодаря этому всесторонне и беспристрастно освещать основные направления интеллектуальной деятельности и функционирование наиболее важных институтов Америки; четко и убедительно освещать политику Соединенных Штатов <…>»4.

Наталия Френкли, жена Александра Яковлевича Френкли, проработавшего на радио «Голос Америки» более 40 лет, вспоминает: «Американское правительство поняло, что новым и главным врагом демократии была уже не покоренная и обессиленная Германия, а Советский Союз, с его тенденциозным искажением истории. Эта пропаганда была единственным источником новостей в СССР. Ее необходимо было систематически опровергать, предоставив советским людям возможность узнавать правду о действительной политике Советского Союза и Запада <…> Это привело американское правительство к решению создать новый – русский – отдел «Голоса Америки» для вещания на СССР <…> Дано было всего семь недель для превращения неопытных новичков, большей частью из старой русской интеллигенции, в профессиональных радиожурналистов и дикторов <…> Это казалось невозможным, но первая русская передача пошла в эфир в назначенный день» 5.

В СССР глушить «Голос Америки» начали в 1948 г. – через год после ее выхода в эфир, но бывали периоды, когда звук шел без помех. Например, во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в США в сентябре 1951 г.; то же самое произошло в 1963 г., когда президент США Джон Кеннеди призвал СССР к прекращению холодной войны6. «В СССР многим удавалось настроиться на запретную волну. Слушатели "иностранных голосов", "вражеских голосов", или "голосов из-за бугра", как их называли, подвергались административным и уголовным преследованиям, поскольку их считали распространителями чуждой идеологической пропаганды»7.

Начало русскоязычному вещанию «Британской вещательной корпорации», Би-би-си (BBC), положила трансляция для радиослушателей в СССР речи Уинстона Черчилля от 23 июня 1941 г.; позднее появились споры о целесообразности регулярного вещания на русском языке: «Противники утверждали, что в СССР не интересуются новостями из Великобритании <…> К тому же после передачи перевода речи Черчилля советские дипломаты дали понять, что в Москве «не видят смысла в передачах такого рода <…>»8. Регулярное вещание «Британской вещательной корпорации» на русском языке началось после Фултонской речи Черчилля о «железном занавесе»: «Вещание «Би-би-си» на русском языке велось в соответствии с принципами, сформулированными создателем Би-би-си, лордом Ритом, – "информировать, просвещать, развлекать". Би-би-си не рассматривала себя в качестве альтернативы внутреннему вещанию в СССР <…> Основное внимание в передачах уделялось жизни в Великобритании <…>»9. Первую программу, подготовленную «Русской службой» Би-би-си, 24 марта 1946 г., провела Соня (Бетти) Хорсфолл.

24 апреля 1949 г. СССР впервые начал глушить передачи Би-би-си. Би-би-си предприняла ответный шаг, договорившись с другими западными радиостанциями, прежде всего с "Голосом Америки", и начала бомбардировать СССР радиопередачами с таким расчетом, чтобы они выходили в одно и то же время, но на разных частотах. Тактика сработала <…> С 1950-х годов глушение программ Би-би-си превратилось в своего рода барометр отношений между Москвой и Лондоном. Оно то прекращалось, то возобновлялось»10.

«Есть обычай на Руси - ночью слушать Би-би-си» - под таким девизом слушали «Русскую службу». В годы «оттепели» вышла в эфир передача поп-музыки, предшествующая популярной рок-программе, созданной Севой Новгородцевым. Ее вел Антоний (Энтони) Кэш. Сева Новгородцев: «Лорд Рит прописал весь моральный кодекс работников Би-би-си о сбалансированности информации, о том, что нельзя брать ничью сторону <…> Ярким выразителем этих принципов для людей конца 50-70-х годов был Анатолий Максимович Гольдберг <…> Он всегда взвешенно, с двух сторон освещал, так что здесь отдельные горячие головы называли его "дистиллированной водой". Вот эта "дистиллированная вода", с точки зрения разных мнений, видимо, есть главный составляющий принцип морального кодекса Би-би-си»11. Руфь Зернова в статье, посвященной Гольдбергу, пишет: «Для нас это был Голос. Спокойный, ровный, интеллигентный теноровый голос <…> с располагающими доверительными интонациями. И мы, жившие в Советском Союзе во времена недолгих оттепелей и продолжительных заморозков, знали этот голос и любили его <…> он владел бесценной информацией и дружелюбно делился ею с нами. И в пору оттепелей мы, заслышав этот голос, бросали дела и бежали к нашим "Спидолам", которые в народе давно уже назывались просто Би-би-си <…>»12.

В 1949 г. было создано «Радио Свободная Европа». Регулярные трансляции начались 14 июля 1950 г. «Радио Свобода» открылось в 1953 г. в Мюнхене (до 1959 г. – «Радио Освобождение»). Джин Сосин, автор книги «Искры Свободы. Воспоминания ветерана радио», один из первых сотрудников радио, вспоминает: «Говорит радиостанция "Освобождение" – свободный голос ваших соотечественников за рубежом». С этими словами мы впервые вышли в эфир <…> Государственные прослушки были начеку: через десять минут после начала вещания нас уже глушили. В годы холодной войны такие радиостанции, как Би-би-си и "Голос Америки", глушились не всегда – все зависело от того, какие отношения складывались между Кремлем и Западом. Но нас не оставляли в покое все тридцать пять лет, пока 29 ноября 1988 г. горбачевская гласность не положила глушению конец» (Сосин, 2004: 27).

В программах Би-би-си (так же, как и в программах «Голоса Америки») не делался акцент на событиях в СССР – в этом было основное отличие этих станций от «Радио Свобода». Задачей «Свободы» было с помощью эмигрантов, хорошо знающих свою страну и имеющих родственников и коллег в Советском Союзе, вести контрпропаганду (заниматься не только антикоммунистической пропагандой, но и прямой пропагандой западных, демократических ценностей)13. «Русская эмиграция в 20-30-е годы XX века мечтала о том, чтобы начать регулярное радиовещание для жителей советской России. Но желающих дать на это деньги в Западной Европе, где решили мириться с большевиками как с неизбежным злом <…>, не находилось <…> Радио, опиравшееся на русскую эмиграцию и имевшее вид общественного предприятия, появилось лишь в 1953 г. Финансировавшееся США "Радио Освобождение" начало свои передачи на русском языке в символический момент – в те дни, когда умирал Сталин: впервые в эфире его позывные прозвучали 1 марта 1953 года», - пишет в статье «Русская эмиграция и радиовещание» М. Соколов (2012: 219, 242).

«Радио Свободная Европа» и «Радио Свобода» располагались в Мюнхене по соседству, пока к 1976 г. не слились в одну организацию. Передачи радио должны были строиться так, чтобы привлечь слушателя. Руководство радио заботилось о том, чтобы эфир не был заполнен руганью в адрес советской власти, чтобы у слушателя не было ни в коем случае озлобления. Можно было говорить о преступлениях советского правительства, о том, что конкретный шаг антинародный, можно говорить о том, что совершено убийство кого-то из оппозиционеров, но нельзя персонифицировать зло. Критика должна была быть аргументированной (Колчина, 2014: 30).

В меморандуме руководства «Радио Свобода» говорится, что «в тоне и манере передач не должно быть никакой злобы <…> Следует принимать во внимание, что среди слушателей есть люди различных взглядов и убеждений: противники режима, члены партии, лица с неопределенными политическими взглядами, верующие, атеисты и так далее. В тексте не должно предполагаться, что слушатель непременно разделяет наши убеждения. Он может и не быть согласен с тем, что "коммунизм плох", что кремлевские правители бездарны и глупы, что советская система не годится и т.п. Авторы должны давать возможность слушателям составить свое мнение посредством той информации, которую мы им сообщаем <…>» (Шерель (ред.), 2005: 430).

В отличие от «Голоса Америки» или Би-би-си, на «Свободе» не было ведущего языка, с которого национальные службы делали бы свои переводы. «Радио Свобода» изначально сложилось как писательское радио, имело отличную от других иностранных радиостанций концепцию. Принципиальным для истории этого радио оказалось то, что большинство эмигрантов, привлеченных к работе, были крупными писателями и публицистами; американское руководство станции не вмешивалось в программу литературного вещания, и эта сторона деятельности была полностью отдана редакторам «Русской службы» (Колчина, 2014: 17-18). С самого начала существования главными темами «Свободы» стали: искажение в Советском Союзе российской истории; нарушения прав человека; официальная и подпольная литература; «лишние люди» советской эпохи; самиздат; литература русского зарубежья; судьбы писателей за границей; образ Запада в СССР. Все эти темы сформировали три основных направления вещания «Свободы»: литература, история и общество, которые покрывали площадь почти всех передач.

«Специальные генераторы помех безустанно наполняли эфир, добросовестно заглушая передачи "Голоса Америки", Би-би-си, "Немецкой волны"14. В периоды разрядки международной напряженности и заигрывания с Западом эти станции вдруг начинали звучать четко – так, по Би-би-си народ слышал полный текст "секретного" доклада Н.С. Хрущева, который на XX съезде КПСС при закрытых дверях рассказал кое-что о преступлениях сталинского режима <...> "Свободу" глушили всегда. Эта радиостанция "бывших" советских людей, "изменников родины", считалась наиболее вредоносной, поскольку не сковывала себя государственной принадлежностью <…> По ночам чужеземный сигнал все же пробился сквозь "глушилки", любознательной части населения удавалось что-то выловить из эфира даже без переделок радиоприемников и приставок к ним, компенсирующих "обрезание" диапазонов», - писал Георгий Кузнецов (Шерель (ред.), 2005: 7-8).

Писатель, бывший директор «Русской службы» радио, Марио Корти считает, что «Радио Свобода» всегда отличалось от других западных радиостанций тем, что оно воспринималось в Советском Союзе, а потом в России как отечественная радиостанция: «В отличие от "Голоса Америки" или от Би-би-си, "Свобода" уделяла гораздо больше эфирного времени внутренней жизни России (в прошлом – Советского Союза). Западная она постольку, поскольку финансируется американскими налогоплательщиками. Но сотрудники "Радио Свобода" живут и всегда жили Россией, они россияне по образованию, культуре, образу мыслей, советскому или российскому менталитету. Собственно, это домашняя на чужие деньги. В отличие от "Голоса Америки", которая всегда давала комментарии, которые пишутся в Госдепартаменте, на "Радио Свобода" нет и никогда не было определенной редакционной линии в виде редакционных комментариев, комментарии всегда выражают личное мнение редактора»15.

Советская пропаганда создала множество текстов, посвященных деятельности западных радиостанций. До перестройки в опубликованных работах вещание «Радио Свобода», «Голоса Америки» и Би-би-си получило одностороннее освещение (монографии советских исследователей американского международного вещания А.Ф. Панфилова (1974), Н.Н. Яковлева (1979), В.Н. Ярошенко (1986) и др.). В середине 1970-х гг. в эфире советского телевидения показали пропагандистские фильмы: «Преступники на "Свободе"» (ведущие – политические обозреватели Владимир Дунаев и Александр Жолквер) и «Радио-диверсанты» (режиссер – Владимир Осьминин). Советские авторы мало упоминают имена сотрудников «Русских служб» западного радио, работающих в эфире, в том числе русских писателей – эмигрантов, работавших на «Радио Свобода», фамилии которых, возможно, могли бы напомнить советским слушателям о существовании российской творческой эмиграции. Также они избегают цитирования передач и не обсуждают темы, поднятые в них, говоря лишь о том, что «иновещательные центры США и Англии» – это «пропагандистско-диверсионные центры» (Ярошенко, 1986: 21), их сотрудники – «престарелые эмигранты, давно потерявшие представление о том, что творится в CCCР» (Панфилов, 1974: 29). «Американские подрывные центры изощряются в попытках создать новые мифы, муссируя вымыслы о «советской военной угрозе», о «нарушениях прав человека» в социалистических странах…» (Ярошенко, 1986: 105). «Время остановить нельзя, но на радиостанции "Свобода" пробуют это сделать. "Внимание! Высокое напряжение!" Эта надпись на пульте "Радио Свобода" символична. Здесь пытаются сохранить напряжение между народами и государствами. Они бы охотно продлили времена холодной войны <…> Они знают, что верят им очень немногие люди <…> Они [сотрудники. – А.К.] продолжают безнаказанно совершать преступления, они лгут и изворачиваются, они пытаются скрыть свое прошлое, лицо, имя, но они не в силах остановить время. Время идет вперед и в Москве, и в Мюнхене, и в Нью-Йорке»16.

Стержнем советской политики было стремление предотвратить идеологическое воздействие иностранного опыта, идей, образа жизни на «целомудренно коммунистическое сознание советского народа» (Тольц, 2008: 4). Каждый приемник – это была возможность услышать западное радио сразу нескольким слушателям: «Возвращение изъятой радиоаппаратуры после войны владельцам, а главное, завоз радиоприемников из-за рубежа в качестве трофеев, привели к тому, что, по оценкам ЦК КПСС, уже к 1950-му году количество аппаратов, позволяющих слушать иностранные радиопередачи, увеличилось в СССР до 500 тысяч» (Тольц, 2008: 3). «Радиоприемник в 50-е годы был в каждой семье как противовес обязательному рупору-тарелке проводного вещания. Приемник был символом некоторого вольнодумства, свободы выбора. Рупоры передавали статьи из газеты "Правда" <…> По приемникам же слушали зарубежные радиоголоса <…>», - вспоминает Георгий Кузнецов. – Дело дошло до жалобы ответственных работников ЦК КПСС на радиопромышленность: "Зачем выпускать столько коротковолновых приемников!" (Кузнецов, 2004: 25-26). «У меня был трофейный отцовский "Филипс", соседи покупали дефицитные радиолы "Урал", а кто уж совсем богатый – доставали через спекулянтов 40-килограммовый "Мир" рижского завода ВЭФ или еще более дефицитную "Ригу-10" с вертикальной барабанной шкалой и мощнейшим динамиком. И вся эта электронная роскошь ловила "вражьи голоса"…», - вспоминает Георгий Кузнецов (Шевелев (ред.), 2004: 13).

Для слушателей в Советском Союзе передачи западных радиостанций были альтернативным источником информации. Противный гудящий звук из радиоэфира знаком каждому советскому человеку, пытавшемуся понять процессы, происходившие в стране и мире; понимавшему, что достоверная информация о внутренних процессах в СССР недоступна из местных официальных источников; интересовавшемуся западной точкой зрения на события в СССР, повседневной жизнью на Западе, жизнью на Западе «бывших советских» (эмигрантов), не изданной в СССР литературой и произведениями писателей русского зарубежья; стремившемуся познакомиться с «запрещенной» культурой и больше узнать о культурном наследии России, утраченном и замалчиваемом после революции.

Слушатели «вражеских голосов» нередко пересказывали, обсуждали, записывали иностранные радиопередачи, а эти записи оказывались составной частью «идеологического багажа советских инакомыслящих», а также – в случае их обнаружения – «подтверждением криминальной деятельности». Как заключает Тольц, «приступив к глушению русскоязычных передач иностранного радио, СССР обрек себя на 40-летнюю разорительную игру на поражение» (Тольц, 2008: 11). Во-первых, глушение стоило гораздо дороже, чем вещание.Во-вторых, оно всегда могло оградить от западных «голосов» лишь часть территории, на которую их сигнал высылался. (Историк Иван Толстой в тексте, посвященном уходу «Радио Свобода» с коротких волн приводит анекдот из 1970-х гг.: «На каком-то официальном приеме американский директор "Радио Свобода" встречается с советским министром связи. "Сколько Вы тратите каждый год на глушение нашей станции?" – "200 миллионов долларов". Директор прикидывает что-то в уме: "Слушайте, у меня к Вам деловое предложение. Мы тратим на нашу трансляцию вдвое меньше. Давайте компромисс: Вы нам напрямую платите 150 миллионов, а мы обязуемся транслировать передачи сразу с глушением"»)17.

Подтверждением этому служит «Записка ЦК КПСС о заглушении иностранных радиостанций» от 6 августа 1958 г., написанная через пять лет после запуска «Свободы» в эфир: «Основным каналом проникновения в нашу страну враждебной идеологии и всевозможных слухов стало радиовещание империалистических государств, организуемое специально для населения СССР <…> Постановлением Совета Министров СССР от 19 апреля 1949 г. Министерству связи было поручено организовать заглушение радиостанций, ведущих антисоветское вещание <…> Несмотря на все усилия и миллиардные затраты, глушение не достигает цели. Враждебное радио прослушивается по всей стране <…> По данным Министерства связи СССР, к началу текущего года на заглушение работало 1660 радиостанций мощностью 15.440 киловатт, то есть больше, чем на нашем внутреннем и внешнем вещании… Целесообразно рассмотреть вопрос о более эффективных способах ограждения населения от враждебной радиопропаганды. Прежде всего необходимо коренным образом улучшить наше радиовещание для населения СССР <…> Для укрепления технической базы советского радио важное значение может иметь передача ему мощных радиостанций, занятых глушением. Целесообразнее, чтобы эти станции вместо помех давали для советских слушателей разнообразные программы <…> Л. Ильичев, А. Романов, Г. Казаков» (Шевелев (ред.), 2004: 12-13).

Через несколько лет, в 1964 г., в эфир вышла круглосуточная информационно-музыкальная радиопрограмма «Маяк»18. А.Н. Яковлев, видный деятель ЦК КПСС вспоминал: «Люди предпочитали слушать иностранное радио, ибо наше гнало "сладкую жвачку" и "восторженную белиберду" <…> А что если глушить "иностранных злодеев" "Маяком"?..» (Кузнецов, 2004: 27). Долгие годы западное радио возмещало пробелы в информации, доступной в Советском Союзе. Сложно было «извне» изменить то, что происходило в другой стране, но, как мы знаем, попытки не были безрезультатны. Радио несомненно повлияло на сознание людей и перемены в СССР.

Западное радиовещание в новой России: отказ от коротких волн и адаптация радио к новой мультимедийной среде

Начало 1990-х гг. было периодом перемен, конкуренции с развивающимися российскими средствами массовой информации, прямой взаимосвязи со слушателями, появления новых технологий, возможности впервые работать с журналистами непосредственно в России и открывать корпункты в российских городах. Трансформация структуры эфира отражает социально-политические события в стране, а также иллюстрирует изменение отношения авторов и руководства радио к миссии и роли западного радио в современном информационном пространстве России.

В последние годы редакции радио стали конвергентными редакциями, журналисты работают на всех медиаплатформах. Программы сопровождаются видео, а также изобразительным рядом, появилась возможность комментировать материалы и обсуждать их в социальных сетях (подр. см.: Телень, 2010).

В 2011 г. на сайте Lenta.ru появился текст под заголовком «"Вражеские голоса" прекращают эфирное вещание и уходят в Сеть»19. В 2008 г. из российского эфира ушла радиостанция «Голос Америки»; в марте 2011 г. прекратила вещание «Русская служба» Би-би-си, 30 июня 2011 г. – радио «Немецкая волна». («Но это не говорит о том, что Россия стала достаточно свободной для появления собственных независимых станций: русскоязычные редакции просто сменили устаревший формат радиовещания на форматы, доступные в Интернете», – отмечало издание»20.)

В начале 2006 г. Совет управляющих международным радиовещанием (Broadcasting Board of Governors21), в ведении которого находится «Голос Америки», выпустил меморандум, в котором говорилось, что в скором времени русская редакция будет закрыта. Люсьен Фикс: «Как ветеран Русской службы, я не хотел присутствовать на похоронах организации <…> Мне кажется, что закрывать "Русскую службу" "Голоса Америки" было бы ошибкой, учитывая, что происходит в России сегодня. С другой стороны, с появлением Интернета, жители России и бывших советских республик сегодня могут получать информацию в любое время дня и ночи, а не ждать, когда "Голос Америки" с запозданием на восемь часов (по московскому времени), сообщит им то, что они уже знают из других источников <…> Мне кажется, что после развала СССР миссия радиостанции "Голос Америки", в той форме, в которой она существует, закончилась. Но "Голос Америки" мог бы продолжать свою деятельность, изменив формат и давая больше информации об Америке – как она создавалась, о людях, которые ее строили – не голливудские сенсации, не крикливые заголовки из газет, а чем Америка живет и дышит <…> Но при постоянном сокращении фондов на радиовещание, при том, что много опытных журналистов ушло на пенсию, и при замораживании фондов на прием новых сотрудников, сделать это крайне трудно, ведь в русской редакции почти никого не осталось <…> Когда мои мемуары были опубликованы, появилось сообщение, что Совет управляющих международным радиовещанием свое обещание выполнил – "Русская служба" "Голоса Америки" лишилась своего голоса. Миссия Соединенных Штатов передачи по радио правдивой информации людям, лишенным ее у себя дома, которая началась 17 февраля 1947 года закончилась <…>»22. В июле 2008 г. было прекращено вещание «Русской службы» «Голоса Америки» на коротких и средних волнах. Н.А. Зыков (2012) в статье «"Голос Америки" в новом тысячелетии: развитие коммуникативной стратегии» пишет: «Все свои главные силы русская редакция сконцентрировала на развитии различных форм информации на сайте в Интернете. Будет правильным сказать, что русскоязычный "Голос Америки" в нынешнем виде – это интернет-проект <…> В 2010 г. была запущена мобильная версия сайта "Русской службы" <…> В 2012 г. у "Голос Америки" отметил 70-летие, а его "Русская служба" – 65-летие своей деятельности <…> "Голос Америки" <…> стоит перед необходимостью постоянно модернизироваться, осваивать новые формы работы со слушателями, чтобы "остаться на плаву" <…>».

В марте 2011 г. «Русская служба» Би-би-си отметила свое 65-летие, а через несколько дней передачи в последний раз вышли в эфир на коротких и средних волнах. Радиостанция Би-би-си осталась только в Интернете. Сара Гибсон, глава «Русской службы» Би-би-си сообщила, что из-за серьезного сокращения бюджета и в связи с сокращением штатов, служба не сможет продолжить коротковолновое и средневолновое радиовещание. С начала 1990-х гг. отдельные тематические программы Би-би-си на русском языке регулярно появлялись в эфире российских радиостанций, в том числе на «Радио России» и «Маяке», но «многолетнее сотрудничество с российскими радиостанциями прекратилось в 2007 году по не зависящим от Би-би-си причинам» 23.

15 октября 2014 г. президент России подписал закон об ограничении до 20% зарубежного капитала в российских СМИ и запрете иностранцам выступать учредителями медиа. Документ был опубликован на портале правовой информации24. Согласно закону, иностранное государство, юридическое или физическое лицо, а также международные организации с иностранным участием не могут иметь более 20% активов в капитале российского СМИ. Действие закона распространяется на все медиа, кроме проектов, которые не имеют лицензию СМИ или созданы в рамках международных соглашений. Новые ограничения будут введены с 1 февраля 2017 г. Таким образом, СМИ, попадающие под новые правила, могут исчезнуть из российского информационного пространства совсем.

Несколько лет назад в соответствии с вступившими тогда в силу поправками к закону о СМИ, согласно которым было запрещено вещание компаниям, имеющим более 50% иностранного капитала, «Радио Свобода» прекратило вещание на средних волнах. Это случилось 10 ноября 2012 г., и многие слушатели тогда восприняли это как меры по выдавливанию «Свободы» из эфира. Изменения, внесенные в закон о СМИ, не могли не отразиться и на редакционной политике самого радио. Перед нами – пройденный опыт выживания зарубежного радио в современных информационных реалиях. Здесь также важно отметить, что «Свобода» является некоммерческим радио, то есть не содержит рекламы и существует в рамках бюджета, полностью выделяемом конгрессом США, который, в свою очередь, в редакционную политику радио не вмешивался, что и позволило радио сформироваться как уникальному источнику свободной демократической мысли. В сентябре 2012 г. американской администрацией станции, стремившейся приспособиться к новым условиям существования радио и провести реформы, была проведена крайне неудачная реорганизация «Русской службы» (Колчина, 2014). Подробно реорганизация радио описана в комментарии американского сайта BBG Watch под названием «Special Operation» at Radio Liberty in Moscow25.

Ветеран «Радио Свобода», Джин Сосин в интервью автору статьи в 2013 г. рассказывал: «В советское время слушатели "Свободы" говорили: "Если мы хотим узнать, что делается в мире, – мы слушаем "Свободу". Это было для нас чем-то вроде life preserver ("спасательный пояс")". Мы думали, что не доживем до того момента, когда "Свободу" можно будет слушать открыто <…> Но, по-моему, сегодня радио уже не так важно, самое важное теперь – Интернет. Хотя надо, конечно, попробовать не отказываться и от возможностей радио»26. Джин Сосин не дожил года до исчезновения «Радио Свобода» на коротких волнах – он умер 7 мая 2015 г.

В июле 2016 г., после 63 лет трансляций, «Радио Свобода» прекратило коротковолновое вещание. Иван Толстой в тексте «Памяти коротких волн» пишет: «Я не знаю ни одного человека, кому нравились бы короткие волны. Шипит, трещит <…> Короткие волны были некогда осознанной необходимостью, что в учении Энгельса и стало определением свободы <.>.. "Джаз КГБ", как называли эти завывания остряки <…> Цифровая доставка сигнала проще, дешевле и выше качеством, чем все остальное. Звук в компьютере можно отложить, переслушать и записать. Его легко послать другу, превратить в цитату, украсить текстом и фотографией. Постараемся же недолго печалиться о переменах <…> Мы по-прежнему вместе с вами, соединенные Интернетом <…>»27. Андрей Шарый, директор «Русской службы» «Радио Свобода» с января 2016 г., комментируя отказ от коротких волн, отметил, что к этому шло давно, и «на редакционных собраниях эта перспектива обсуждалась не один год <…> Решение принято не нами, но нами не оспаривается <…> За минувший месяц я ответил на десятки писем, пытался успокоить обеспокоенных слушателей и уверенно повторяю сейчас: "Свободы" после ухода с коротких волн меньше не станет»28.

Сотрудники традиционного радио вынуждены приспосабливаться к работе в постоянно трансформирующимся пространстве. И сегодня кажется грамотнее называть «Радио Свобода» именно мультимедийной платформой, а не словом «радио». Спустя два месяца после отказа от коротких волн, в августе 2016 г., исполнилось 25 лет московскому бюро «Свободы». Еще одним важным событием для истории западного вещания стало открытие «Радио Свобода» доступа к архиву передач 1953-1995 гг. Записи, многие из которых имеют историческую и литературоведческую ценность, опубликованы в базе данных Open Society Archives, который находится в ведении Центрально-Европейского университета, основанного Джорджем Соросом29.

Достаточно сложно оценить и интерпретировать процессы, происходящие с западными станциями в современном российском информационном пространстве, без понимания истории создания русских служб. Из-за смены политического климата в середине 2000-х гг. и новых тенденций развития СМИ, резкого спада интереса массовой аудитории к политике идеологически окрашенный характер отношения отечественной власти к западным радиостанциям стал менее заметным. Но в последние несколько лет ситуация в российском информационном пространстве изменилась. Спустя почти 30 лет после прекращения глушения русские службы вновь ищут возможности выживания в новой политической ситуации.

0

4

Ну и судьбы тех - кто шел за этими точно не внутренними голосами

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/10 … 21_013.pdf

На основе архивно-следственного дела № 1335 исследуются настроения молодых рабочих и учащихся ремесленного училища города Златоуст Челябинской области, создавших в 1957 г. подпольную молодежную группу, занимавшуюся изготовлением и распространением самодельных листовок антисоветской направленности. Раскрыты мотивы, конкретные действия и характеристики участников группы. Показано, что объективными причинами для выступления молодых рабочих была неудовлетворенность своим положением. Идеологию их выступления автор определяет как «наивный коммунизм» и «народный сталинизм».

Ключевые слова:
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД
ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
ПОДПОЛЬНАЯ ГРУППА
РАДИО «ГОЛОС АМЕРИКИ»
МОЛОДЫЕ РАБОЧИЕ
ЗЛАТОУСТ
КГБ
РЕПРЕССИВНЫЕ ПРАКТИКИ

https://lenta.ru/articles/2023/10/20/pobeg/

75 лет назад два летчика совершили самый известный побег из СССР. Что ждало их в США?

9 октября 1948 года. Американская авиабаза Vogler Air Base в Австрии. Из утреннего тумана появляется советский бомбардировщик Ту-2, который вскоре садится на взлетно-посадочную полосу. Из кабины вылезают летчики, один из которых, обращаясь к американским военнослужащим, кричит: «I is Russian pilot! Where is Lintz?» (Я русский пилот! Где Линц?).

Линц — это австрийский город, который в то послевоенное время был поделен по Дунаю на советский и американский оккупационные секторы. Американцы предполагают, что советские летчики или заблудились, или с их Ту-2 возникли технические проблемы. Но обе эти версии оказываются ошибочными.
Когда на Vogler Air Base прибывают представители Красной армии и Верховного комиссариата Австрии, летчики говорят им, что оставят самолет, но не вернутся в Советский Союз, поскольку они прилетели на американскую авиабазу просить политического убежища. Бортовой стрелок, который летел вместе с ними, говорит, что не знал о планах беглецов.

Он уезжает вместе с советскими военными, а у беглых летчиков Анатолия Борзова и Петра Пирогова начинается совсем другая жизнь, в которой они пойдут совершенно разными дорогами.

...

Идея побега на американскую авиабазу в Австрии у заговорщиков родилась после двух инцидентов. В марте 1948 года, во время учебно-тренировочного полета, из летного училища города Грозного в Турцию бежал советский пилот, который попросил в Стамбуле политического убежища.

Позже, как рассказывали Борзов и Пирогов, из эфира «Голоса Америки» они узнали историю Оксаны Касенкиной — сотрудницы советского посольства в Нью-Йорке. В августе 1948 года ее должны были отправить на родину за некие злоупотребления — в Советском Союзе Касенкиной грозил суд.
Но она сбежала из посольства и получила в США политическое убежище. Оба эти случая вдохновили Пирогова на побег, инициатором которого он и стал. Петр хотел добраться до американской оккупационной зоны в австрийском городе Линц, однако не мог этого сделать в одиночку, без Борзова.
Договорились, что улетим по настроению. Когда один будет готов, скажет: «На курсе». Неважно, чья это будет инициатива. Второй должен будет ответить: «На глиссаде». Это должно было стать условным сигналом к побегу
Из книги воспоминаний Петра Пирогова «Почему я сбежал»
...
Побег Борзова и Пирогова стал темой номер один в американских СМИ. При этом журналисты, которые не разобрали фамилию первого летчика, стали называть его Барсовым — эта ошибка до сих пор часто встречается во многих источниках. Как вспоминал Пирогов, уже на третий день на Vogler Air Base от них с Борзовым потребовали выдать сведения, составляющие гостайну.

Это обескуражило Борзова, и он напился так сильно, что американцы решили больше не обращаться к нему по этому поводу. Несколько месяцев спустя беглецы получили вид на жительство в США, и их привезли в Нью-Йорк, где они стали желанными гостями самых разных СМИ, включая «Голос Америки», который когда-то тайно слушали.

Узнали - свои идеалы и "заголосили"...
https://pravo.ru/process/view/82257/

"Первые советские гангстеры"
Следствие по делу банды Толстопятовых областная прокуратура вела почти год и в апреле 1974-го начался судебный процесс (председательствующий – член областного суда В.Левченко, народные заседатели С.Балтенкова и Г.Лутохин). Радиостанция "Голос Америки" и другие западные СМИ немедленно окрестили основных фигурантов уголовного дела "первыми советскими гангстерами" и акцентировали внимание на том, что отец братьев до 1941 года возглавлял районный отдел милиции в Брянской области (он погиб в первые дни войны).

Заседания суда проходили в заполненном до отказа большом зале, писал в "Ростовском словаре" Оленев, при усиленной охране (следствие опасалось, что у подсудимых могут оказаться невыявленные сообщники, которые попытаются их освободить). Однажды во время заседания в зале раздался грохот и многие из присутствующих в испуге вскочили со своих мест: как оказалось, работники телевидения протянули через приоткрытое окно кабель и оконная рама неожиданно рухнула. Состав суда при этом сохранил спокойствие и восстановил порядок в зале. Однако несмотря на напряженную обстановку, у присутствующих вызвал смех выкрик подсудимого Горшкова после оглашения приговора: "Граждане судьи! Смягчите наказание! Я – инвалид бандитизма!". А главный фигурант – Вячеслав Толстопятов заявил в последнем слове: "С моей волей я мог бы стать тем, кем хотел, но я стал преступником и несу за это ответственность перед судом". Тем не менее он попросил суд сохранить ему жизнь.

Суд согласился с прокурором Костановым по всем пунктам обвинения. Толстопятовы и Горшков были приговорены в соответствии со статьей 77 УК РСФСР к смертной казни. Остальные подсудимые получили различные сроки по статьям 17 и 77 УК (пособничество бандитизму) и статье 881 (недонесение о бандитизме) с отбыванием наказания в колониях общего, строго и усиленного режимов. В случае с Дудниковым, который оказал медицинскую помощь Горшкову, суд переквалифицировал укрывательство бандитизма (ст. 882) на недонесение (ст. 881).

После вынесения приговора Толстопятовы и Горшков, которым отказали в кассационной жалобе, около года ждали приведения приговора в исполнение в камере смертников Новочеркасской тюрьмы (СТ-3). Существует версия, что братьям по их просьбе давали бумагу и чертежные принадлежности: Вячеслав якобы занимался разработкой конструкции автоматического 11-миллиметрового пистолета, а Владимир продолжал упорно искать схему "вечного двигателя".

Три года назад Наталья Перминова, директор документального фильма "По закону мужества", снятого в 1974 году на Ростовской студии кинохроники о преступлениях банды и о тех, кто ей противостоял, рассказала областной газете, что тогдашний главный прокурор Ростовской области предложил "в назидание потомкам" снять… расстрел "фантомасов". Однако экзотическое предложение прокурора не нашло отклика. Поэтому о последних минутах жизни "советских гангстеров" мы можем только гадать.

0

5

http://www.staroeradio.ru/audio/32810

Лавренёв Б. - Голос Америки - (исп.: С.Карнович-Валуа, Г.Самойлов, В.Меркурьев, и др.), (Зап.: 1950г.)
Радиокомпозиция спектакля Ленинградского государственного академического театра им. А.С. Пушкина по одноимённой пьесе советского писателя Бориса Лавренёва в постановке Бориса Дмоховского. Премьера спектакля состоялась на сцене театра «1» марта 1950 года.

«Голос Америки» - Пьеса, 1949 год / За эту пьесу писатель Борис Лавренёв был награждён Сталинской премией в области литературы. 1949 // Драматургия. II степень

О днях холодной войны 1950-х годов. «Холодная война» - термин, которым принято обозначать период в мировой истории с 1946 по 1989 гг., характеризующийся противостоянием двух политических и экономических сверхдержав - СССР и США.

Борис Андреевич Лавренёв (наст. фамилия - Сергеев), (5 [17] июля 1891г., г. Херсон - 7 января 1959г., г. Москва) - русский советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).
_________________

пояснительный текст - Сергей С. Карнович-Валуа.
_________________

Действующие лица и исполнители (1-й и 2-й актёрский состав участвовавший в театральной постановке):
Уолтер Кид - Георгий И. Самойлов / Анатолий А. Дубенский / Бруно А. Фрейндлих;
Миссис Кидд - Анна П. Есипович / Мария П. Домашева;
Синтия Кидд - Елена Б. Жигадло / Лидия П. Штыкан;
Мариэль Кидд - Тамара И. Алёшина / Марина Л. Вивьен;
Хаустон - Александр С. Любош / Пётр И. Андриевский;
О’Лири - Евгений М. Березницкий;
Мэкдональд - Василий В. Меркурьев / Александр В. Чекаевский;
Брэстэд - Фёдор В. Горохов / Георгий Н. Осипенко;
Герберт Д. Уиллер - Борис Е. Жуковский / Владимир И. Воронов-Хамуляев;
Бетлер - Константин С. Калинис / Георгий К. Колосов;
Эрл Х. Скаундрелл - Владимир В. Эренберг / Георгий И. Соловьёв;
Доротти - Августа Я. Козлова / Екатерина В. Александровская / Ольга Я. Томилина-Назарова;
Сэлли - Валентина П. Ковель / Лариса А. Дачко;
Перкинс, рядовой 45 полка - Вениамин Л. Клейнер;
1-й рядовой 45 полка - Борис А. Фокеев;
2-й рядовой 45 полка - Кирилл Н. Булатов;
3-й рядовой 45 полка - Виктор В. Сорокин;
4-й рядовой 45 полка - Ариф Х. Урусов / Юрий В. Воронов / Владимир А. Гущин / Алексей И. Ильин / Александр А. Прокофьев;
- а также - Зоя И. Богомолова.

Постановка (театр) - Борис М. Дмоховский.
Режиссёр-ассистент (театр) - Георгий В. Иванов.
Помощники режиссёра (театр) - Фёдор К. Зубков, Зоя С. Романовская.
Художник-постановщик - Игорь Н. Вускович.

Иллюстрации:
- Б.Лавренёв
- Е.Жигадло (в роли Синтии Кидд), В.Ковель (в роли Сэлли), В.Меркурьев (в роли Мэкдональда)
- Ф.Горохов (в роли Брэстэда), Г.Самойлов (в роли Уолтера Кидда), Е.Жигадло (в роли Синтии Кидда)

https://elib.tomsk.ru/purl/1-21490/
https://elib.tomsk.ru/elib/data/2019/2019-2613/00001.jpg
https://elib.tomsk.ru/elib/data/2019/2019-2613/00002.jpg

Борис Лавренев. Голос Америки. Радиоверсия спектакля Центрального театра Красной Армии

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » О голосах - в твоем радиоприемнике...Или свобода или реклама?