https://rosguard.gov.ru/uploads/2019/01 … 60-gg.docx

Развитие разрешительной системы в СССР в 1945 – 1960-е гг.

...
Приказом МВД СССР № 760 от 28 ноября 1956 г. была объявлена новая инструкция «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования нарезного огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием» (разработанная на основании решения Президиума Совета министров СССР от 29 мая 1956 г., отменявшая инструкцию 1945 г.). Порядок, установленный этой инструкцией, распространялся на боевое, учебное и малокалиберное огнестрельное нарезное оружие, охотничье нарезное оружие, холодное оружие и боеприпасы к огнестрельному нарезному оружию.
Согласно инструкции гражданские министерства и ведомства по разрешению органов милиции могли приобретать и хранить нарезное оружие и боеприпасы к нему с целью:
вооружения личного состава охраны предприятий, учреждений и организаций, вооружения отдельных лиц, которым по роду службы разрешено ношение оружия;
проведения учебных занятий;
охотничьего промысла;
съемок кинофильмов;
экспонирования в музеях.
Малокалиберные винтовки и боеприпасы к ним учреждения, предприятия, учебные заведения и спортивные организации могли приобретать и хранить без разрешения органов милиции. Оружие, которым пользовались для своей охраны должностные лица, по роду службы имеющие право его хранения и ношения, выдавалось им по месту работы и учитывалось как ведомственное. Отдельные граждане могли приобретать и хранить без разрешения органов милиции только гладкоствольные охотничьи ружья, пневматические винтовки и пистолеты.
Приобретать и хранить огнестрельное малокалиберное оружие и боеприпасы к нему могли с разрешения органов милиции мастера стрелкового спорта, стрелки-разрядники, а также офицерский и начальствующий состав Министерства обороны, МВД, КГБ при Совете Министров СССР. Офицеры и генералы этих органов, уволенные в запас или в отставку с правом ношения военной формы одежды, имели право хранить кортики без регистрации в органах милиции. Разрешение на приобретение и хранение малокалиберных пистолетов и револьверов органы милиции выдавали мастерам стрелкового спорта и пятиборцам только по ходатайству ЦК ДОСААФ, Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
Разрешение на приобретение и хранение охотничьего нарезного оружия органы милиции выдавали только охотникам-промысловикам. В отдаленных охотничьих промысловых районах допускалось приобретать охотничье нарезное и малокалиберное оружие без разрешения органов милиции, но это оружие необходимо было в обязательном порядке зарегистрировать в течение двух месяцев с момента его приобретения.
Приобретать, хранить и носить холодное оружие, являющееся принадлежностью национального костюма коренного населения определенной местности или являющееся необходимым по условиям быта или промысла, допускалось без разрешения органов милиции. Перечень местностей и вид холодного оружия определялись советами министров союзных республик.

Наградное нарезное огнестрельное и холодное оружие, имевшееся у отдельных граждан, подлежало регистрации в органах, милиции. Наградным считалось оружие, полученное согласно указу Президиума Верховного Совета СССР (постановлению ЦИК СССР), приказу Министра обороны СССР (РВС, Наркомвоенмора, НКО, Военно-морского министерства и Министерства Вооруженных Сил СССР), приказу должностных лиц, которым Дисциплинарным уставом Вооруженных сил СССР было предоставлено право награждать оружием, приказу командующих фронтами в период Отечественной войны, приказам Министра внутренних дел СССР и Председателя КГБ при Совете Министров СССР (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ).
Оружие личному составу охраны выдавалось под расписку при выходе на посты и на время выполнения служебных обязанностей. Выносить его за пределы охраняемого объекта не разрешалось. При необходимости использовать оружие во время исполнения служебных обязанностей вне охраняемого объекта личному составу охраны, инкассаторам выдавались индивидуальные разрешения органов милиции на право ношения оружия. В этих случаях оружие и разрешение на право его ношения по возвращения с задания сдавались в учреждение. Передавать оружие из одной организации в другую можно было только с разрешения органов милиции.
Открытие стрелковых тиров, стрельбищ, оружейно-ремонтных мастерских и магазинов по продаже нарезного огнестрельного и холодного оружия производилось только по разрешению органов милиции.
В июле 1958 г. в Отделе партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам рассматривался вопрос о пользовании личным огнестрельным оружием.
В ходе обсуждения, МВД СССР предлагало полностью запретить министерствам и ведомствам (кроме Министерства обороны СССР) награждение огнестрельным нарезным и холодным оружием своих сотрудников, а уже имеющееся сдать на хранение в органы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ при СМ СССР.
КГБ при СМ СССР предложил учитывать в милиции все нарезное огнестрельное оружие, выдаваемое министерствам, ведомствам и отдельным гражданам, а также оружие, выдаваемое со складов Министерства обороны СССР, необходимого на время съемок кинофильмов. Кроме того, КГБ предложило лишить гражданские министерства и ведомства возможности приобретать оружие и боеприпасы к нему для экспонирования в музеях, однако МВД не согласилось с этим, т.к. для этих целей отпускалось только то оружие, которое не было пригодно для стрельбы.
В результате, по предложению МВД СССР был сокращен перечень должностных лиц, пользующихся правом хранения и ношения личного огнестрельного нарезного оружия. Советам министров Украинской и Белорусской ССР (для западных областей), а также Литовской, Латвийской, Эстонской ССР и Чечено-Ингушской АССР, напротив, было предоставлено право в отдельных случаях, расширять круг руководящих работников, пользующихся правом хранения и ношения личного огнестрельного нарезного оружия, в зависимости от особенностей местных условий.
Порядок ношения и хранения личного оружия военнослужащими вооруженных сил, работниками МВД и КГБ устанавливали соответственно Министр обороны СССР, Министр внутренних дел СССР и Председатель КГБ при СМ СССР в подчиненных им войсках и учреждениях.
В 1958 г. органы милиции продолжали проводить работу по изъятию у населения незаконно хранящегося огнестрельного и холодного оружия. В течение года было изъято 9688 стволов огнестрельного и 8476 единиц холодного оружия. В числе этого оружия изъято 9 пулеметов, 110 автоматов, 1059 винтовок и др.
В 1950-е гг. еще значительное количество оружия незаконно хранилось у отдельных граждан. Так органы милиции Украинской ССР в 1958 г. изъяли у населения около 3000 стволов нарезного и 600 единиц холодного оружия, органы милиции РСФСР в 1959 г. – 9 374 ствола огнестрельного и 4 340 единиц холодного оружия.
В этот период принимаются меры к установлению контроля и за приобретением гладкоствольных охотничьих ружей. Совет Министров СССР постановлением № 478 от 11 мая 1959 г. установил, что гладкоствольные охотничьи ружья повсеместно за исключением районов промысловой охоты должны продаваться гражданам по предъявлении ими членских билетов общества охотников. Продажа ружей предприятиям и организациям для целей охоты и охраны социалистической собственности должна была производиться по письменным требованиям их руководителей.
В 1959 г. согласно приказу МВД СССР «О мерах по улучшению агентурной работы в милиции» вербовка агентуры для выявления нарушений порядка хранения и использования множительных аппаратов, оружия, взрывчатых и ядовитых веществ и т. д. на объектах разрешительной системы допускалась лишь в исключительных случаях.Наблюдение за этими объектами, как правило, осуществлялось гласными методами.
В декабре 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми все союзные республики приступили к разработке новых уголовных кодексов. Так, Уголовный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 января 1961 г. В ст. 218 этого кодекса говорилось: «Ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов или взрывчатых веществ без соответствующего разращения наказываются лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей. Ношение, изготовление или сбыт кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующее разрешения, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, — наказываются лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до тридцати рублей».
Основное отличие содержания этой статьи от ранее действовавшей ст. 182 УК РСФСР заключается в следующем:
а) установлена уголовная ответственность за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт охотничьего нарезного оружия;
б) уголовная ответственность за незаконную пересылку взрывчатых веществ по почте или багажом установлена в самостоятельной ст. 217 УК РСФСР;
в) хранение холодного оружия без соответствующего разрешения отнесено к деянию, не наказуемому в уголовном порядке;
г) снижены санкции за совершение рассматриваемых преступлений, причем в связи с различной общественной опасностью ношения, хранения, изготовления или сбыта взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и холодного оружия проведена их дифференциация.
В 1959 г. упраздняется общесоюзное Министерство внутренних дел, в связи, с чем в союзных республиках была проведена работа по изданию новых инструкций по разрешительной системе, которые способствовали усилению контроля за приобретением, ранением и ношением оружия и взрывчатых веществ. Так, приказом МВД РСФСР № 749 от 30 декабря 1961 г. была объявлена инструкция «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием на территории РСФСР», разработанная на основании постановления Совета Министров РСФСР № 1426–171 от 17 сентября 1960 г.
В данную инструкцию были внесены существенные дополнения и изменения по сравнению с инструкцией, объявленной приказом МВД СССР № 760 от 28 ноября 1956 г. Так, малокалиберные винтовки могли приобретать без разрешения милиции только организации ДОСААФ, которые после приобретения оружия были обязаны зарегистрировать его в 5-дневный срок в органах милиции. Гладкоствольные ружья, ружья со сверловкой «парадокс» (нарез длиной 100 – 140 мм в начале или в конце ствола, позволяющий стрелять как пулями, так и дробью), пневматические винтовки и пистолеты, сигнальные и стартовые пистолеты приобретались без разрешения органов милиции по заявкам руководителей предприятий, учреждений и организаций и учебных заведений. Продажа сигнальных и стартовых пистолетов, пневматических винтовок и пистолетов отдельным лицам запрещалась. Категорически запрещалось использовать ведомственное оружие не по назначению, выдавать его частным лицам и продавать отдельным гражданам. Кассирам и другим работникам учреждений Министерства финансов и Госбанка СССР, связанным с хранением денег и ценностей, в часы работы (когда помещение не охраняется) по согласованию с органами милиции допускалось выдавать оружие из числа имеющегося в учреждениях без права ношения его вне объекта.
Организации могли приобретать и хранить холодное оружие, охотничьи и финские ножи без разрешения органов милиции. Использовать их можно было только для вооружения охраны, производственных целей или промысла. Носить охотничьи и финские ножи вне объекта охраны, использовать не   с целью промысла или охоты запрещалось. При повторном нарушении данного правила, ножи изымались органами милиции.
Граждане могли приобретать и хранить охотничье огнестрельное и холодное оружие в следующем порядке:
а) охотничье нарезное оружие, ружья с нарезным стволом, малокалиберные винтовки – по разрешению органов милиции, кроме отдаленных охотничьих районов, где охотникам-промысловикам требовалось получить разрешение только на его хранение в течение двух месяцев со дня приобретения. К этим районам были отнесены: Ненецкий национальный округ Архангельской области, Таймырский национальный округ Красноярского края,  Чукотский национальный округ Магаданской области, все районы Якутской АССР, прилегающие к Северному Ледовитому океану, Ямало-Ненецкий национальный округ Тюменской области;
б) гладкоствольные ружья, ружья со сверловкой «парадокс» и охотничьи ножи – без разрешения органов милиции, по предъявлении охотничьих билетов.
Ссыльные граждане, а также выселенные по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. даже при наличии охотничьего билета приобретали это оружие, лишь имея письменное согласие местного органа милиции. Данные об гладкоствольных ружьях и охотничьих ножах торгующие организации при продаже вписывали в охотничьи билеты.
Отдельным лицам запрещалось приобретать, хранить финские ножи и различного рода холодное оружие и изготовлять финские ножи для розничной продажи. Хранить и носить холодное оружие без разрешения органов милиции допускалось только в местностях, где использование его было связано с условиями быта или где это оружие являлось принадлежностью национального костюма.
Разрешение на приобретение и хранение охотничьего нарезного оружия (охотничьи карабины, ружья с нарезным стволом) выдавалось охотникам-промысловикам.
Заготовительные организации, охотничьи артели-колхозы, коопзверопромхозы могли с разрешения органов милиции выдавать на сезон охоты имеющееся у них ведомственное оружие охотникам, заключавшим договор на сдачу государству пушнины и мяса, а также лицам, выделенным этими организациями для охотничьего промысла. Охотники-любители разрешение на приобретение и хранение нарезного оружия получали в виде исключения и в каждом отдельном случае только с разрешения МВД РСФСР и по ходатайству Центрального Совета Всеармейского военно-охотничьего общества, Центрального Совета «Динамо», а также республиканских, краевых и областных охотничьих инспекций.
Разрешение на приобретение и хранение малокалиберных винтовок выдавалось мастерам стрелкового спорта и охотникам-промысловикам. Охотники, заключившие договор на поставку пушнины государству, с разрешения органов милиции получали в заготовительных организациях малокалиберные винтовки на сезон охоты. Мастерам стрелкового спорта разрешение на приобретение промысловых малокалиберных карабинов не выдавалось. Хранить малокалиберные пистолеты и револьверы они могли только по ходатайству ЦК ДОСААФ или Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. Владельцы оружия  не имели права передавать его другим лицам. При нарушении этого правила оружие изымалось, а лица, передавшие и получившие его, привлекались к ответственности.
Приказом МВД РСФСР № 0475 от 6 августа 1962 г. был сокращен перечень должностных лиц, пользующихся правом хранения и ношения огнестрельного нарезного оружия.
В начале 1960-х гг. совершенствование правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной системы связано с принятием  в августе 1962 года Положения о советской милиции, где к обязанностям милиции относилось: осуществление контроля за приобретением и сохранностью огнестрельного нарезного оружия и боеприпасов к нему, холодного оружия, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых веществ, условиями сохранности радиоактивных веществ в местах их постоянного хранения; ведение надзора за исполнением правил открытия и функционирования стрелковых тиров, штемпельно-граверных, оружейно-ремонтных и пиротехнических мастерских; обеспечение контроля за перевозкой автомобильным и гужевым транспортом, а также вьюками и ручной кладью нарезного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов и сильнодействующих ядовитых веществ.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1963 г. «Об усилении борьбы с нарушениями порядка хранения и использования огнестрельного оружия» устанавливал административную ответственность в виде штрафа до 10 руб. с изъятием оружия без возмещения его стоимости или без изъятия за стрельбу из огнестрельного оружия в населенных пунктах и других, не отведенных для этого местах, передачу огнестрельного нарезного оружия другим лицам, уклонение от перерегистрации этого оружия, продажу или передачу с целью охоты гладкоствольных охотничьих ружей лицам, не имеющим охотничьих билетов (если за эти действия не предусмотрено уголовное наказание); и в виде штрафа до 20 руб. за продажу огнестрельного нарезного оружия лицам, не имеющим разрешения на его приобретение, охотничьих гладкоствольных ружей лицам, не имеющим охотничьих билетов, нарушение порядка хранения ведомственного огнестрельного оружия, повлекшее хищение или утрату его, выдачу или использование этого оружия не по прямому назначению (если за эти действия не предусмотрено уголовное наказание). Материалы на лиц, допустивших правонарушения, рассматривались административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов трудящихся.